СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: из опыта работы МКОУ «Основная общеобразовательная школа»,

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Статья посвящена проблеме саморазвития и самоорганизации школьников в рамках проектной деятельности в условиях малокомплектной сельской школы – социокультурного центра населенного пункта. Приведен практический опыт по созданию системы работы с проектами в общеобразовательной школе в рамках региональной инновационной площадки.

 

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: из опыта работы МКОУ «Основная общеобразовательная школа»,»

УДК 373.1

В.Н. Кондрахина, Г.В. Тазова, Н.Н. Макарова

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И

САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ:

из опыта работы МКОУ «Основная общеобразовательная школа»,

с. Волконское Козельского района Калужской области


Аннотация. Статья посвящена проблеме саморазвития и самоорганизации школьников в рамках проектной деятельности в условиях малокомплектной сельской школы – социокультурного центра населенного пункта. Приведен практический опыт по созданию системы работы с проектами в общеобразовательной школе в рамках региональной инновационной площадки.

Ключевые слова. Проектная деятельность, саморазвитие школьников, самоорганизация деятельности школьников, социальный проект, групповой проект.


V.N. Kondrahina, G.V. Tazova, N.N. Makarova

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF SELF-DEVELOPMENT AND

SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS ACTIVITIES:

experience of municipal state educational institution «Basic secondary school»

of Volkonsky village, Kozelsk district, Kaluga region


Abstract. The article is devoted to the problem of self-development and self-organization of students in the framework of project activities in a small rural school – the socio-cultural center of the village and provides practical experience in creating system of work with projects in a secondary school in the framework of regional innovation platform.

Keywords. Project activity, self-development of schoolchildren, self-organization of activity of schoolchildren, social project, group project.


В наш век – век высоких технологий стране нужны мобильные молодые люди, высококлассные специалисты, способные успешно жить и работать в быстро меняющемся мире, быть конкурентно-способными на рынке труда и при этом быть истинными гражданами своей страны, ее патриотами. Умение организовать свою деятельность исходя из реалий современного мира, извлекать нужную информацию из различных источников и критически ее оценивать, выбирать наиболее приемлемые пути решения поставленных задач, быть целеустремленным, уметь анализировать свои поступки и действия – то есть способность к самоорганизации и саморазвитию нужно развивать с детского возраста.

В настоящее время существует большое количество методик, технологий для развития данных умений и навыков [1, 2], но наиболее полно выполнить данную миссию, с нашей точки зрения, помогает именно проектная деятельность.

Проектная деятельность как основной элемент инновационной работы в МКОУ «Основная общеобразовательная школа», с. Волконское Козельского района Калужской области ведется долгое время. Несмотря на то, что школа небольшая по численности обучающихся, она выполняет функцию социокультурного центра населенного пункта.

В 2008 году школа вышла на новый уровень своего развития, создав модель государственно-общественного управления школой, состоящую из управляющего, попечительского, педагогического советов, общего собрания трудового коллектива и ученического самоуправления. Главными формами взаимодействия Советов стали социальные проекты.

С 2012 года школа являлась ресурсным центром ФСП Калужской области по теме «Государственно-общественное управление образованием». С 2013 года школа – стажировочная площадка Калужской области по теме «Социальное проектирование как ведущая форма социализации подростков». И, наконец, в 2014 году нашей образовательной организации был присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Проектная деятельность во внеурочное время как основа интеграции общего и дополнительного образования».

Одним из первых, реализованных в рамках социального проекта «Малой родине – наша забота», был проект по благоустройству территории автобусной остановки в селе. В 2005 году на школьном ученическом собрании была поднята проблема отсутствия должного благоустройства в общественных местах села. Заместитель директора по воспитательной работе предложила новую форму решения этой проблемы, а именно – социальное проектирование. Вначале совместно с педагогами были изучены основные шаги социального проектирования, а затем школьники самостоятельно взялись за разработку и реализацию проекта. Был создан макет обустройства территории; выпущена листовка для жителей села с призывом к содействию, на которую было много откликов. Ребята самостоятельно распределили обязанности в своей инициативной группе и среди волонтеров; встречались с представителями сельской администрации с целью обеспечения финансовой стороны проекта; провели четыре трудовых десанта по уборке территории.

Проект был успешно реализован. Обучающиеся получили опыт работы в группе, опыт взаимодействия с социальными партнерами, опыт публичных выступлений при защите и презентации проекта на районном и региональном уровнях Конкурса социальных проектов. Данная форма работы школьникам очень понравилась и они с удовольствием взялись за реализацию проектов в дальнейшем. Так были разработаны и реализованы проекты: «Забота о здоровье – дело каждого», «Посылка солдату», «Клумба в подарок школе», «Мини-парк славы воинам-победителям», «Школьный двор моей мечты», «Ветеран живет рядом» и другие.

Особую место в становлении самоорганизации школьников имеет долгосрочный проект по социализации обучающихся начальной школы «Мое село и Я в нем», ведущими задачами которого являются разработка и проведение игры-путешествия старшеклассниками с целями знакомства обучающихся начальных классов с ведущими организациями села, их персоналом, предоставляемыми услугами, правами детей ими воспользоваться и пополнения фондов школьного музея «Родничок» краеведческими материалами.

Игра-путешествие проводится ученическим самоуправлением в школе ежегодно в День ребенка. На первом этапе идет самостоятельная организация деятельности старшеклассников: они разрабатывают сценарий игры-путешествия по организациям села в форме станционной игры, готовят маршрутные листы с вопросами, договариваются с руководителями организаций о посещении, назначают время встреч, организуют обучающихся начальной школы для участия в мероприятии.

На втором этапе прослеживается уже самоорганизация непосредственно младших школьников в виде овладения навыками сбора и систематизации информации для школьного музея, помещения ее в карточку «Вопрос-ответ», подготовка письменного отчета в виде стенгазеты о посещении организаций «Я в социуме» и выступления на заключительном этапе праздника.

Проект «Мое село и Я в нем» был успешно представлен в 2017 году на слете активистов сельских школ во Всероссийском детском центре «Орленок» в Краснодарском крае.

Самый масштабный проект нашей образовательной организации называется «Парк истории села Волконское» и охватывает не только всех участников образовательного процесса, но и всех жителей населенного пункта, выпускников школы прошлых лет и руководителей предприятий сельского поселения.

В преддверии 155-летия нашей школы обучающиеся решили сделать самостоятельную попытку сохранить яркие события, произошедшие в нашей школе и в нашем селе в виде создания стендовых презентации, которые будут размещены в начале экологической тропы «Школа – Храм иконы Владимирской Божьей Матери – Усадьба Хлоповых-Мухановых». На одном из заседаний Совета школы им пришла идея: разбить парк отдыха на территории между школой и Храмом в нашем селе. Не просто рекреационную зону со скамейками, клумбами, а парк имеющий культурную, воспитательную и развивающую функцию. Поэтому было решено проработать идею парка с уличными стендами по истории нашего села и крытой сценой для проведения всевозможных концертов, спектаклей, праздников, разбить аллею выпускников на территории парка.

Ребята провели соцопрос среди обучающихся школы, чтобы выяснить их мнение по данному вопросу. Большинство респондентов ответили, что размещение материалов по истории села в месте рекреации желательно.

Далее ребята заручились поддержкой директора МКОУ «Основная общеобразовательная школа», с. Волконское Козельского района Калужской области и Главы СП «Село Волконское» В.Н. Кондрахиной. На одном из заседаний она озвучила инициативу школьников, которая была единогласно поддержана депутатами и социальными партнерами.

В рамках проекта был разработан макет парка, расчищена территория для обустройства, собран обширный краеведческий материал для восьми уличных стендов (по истории села, школы, ООО «Волконское» (бывший колхоз «Дружба») КФХ «НИЛ», КФХ «Рыбаковы», сельском доме культуры, отделении связи, фельдшерско-акушерском пункте, о братских воинских захоронениях на территории нашего сельского поселения), заложена «Аллея выпускников». Ученики самостоятельно в школьной мастерской сделали лавочки, стол для игры в шахматы, шахматные фигуры, стеллажи для уличной библиотеки. В результате совместной работы проект был успешно реализован в установленные сроки.

Каждый ученик школы получил возможность для саморазвития и самоорганизации своей деятельности. Данный проект был также успешно представлен в 2017 году на слете активистов сельских школ во Всероссийском детском центре «Орленок» в Краснодарском крае и в 2018 году на всероссийском конкурсе «Идеи преображающие города» в г. Москва.

Кроме социально-значимых проектов (в рамках региональной инновационной площадки на базе школы) обучающиеся выполняют индивидуальные и групповые проекты по различным учебным предметам. Особенностью школы является то, что в большинстве проектов присутствует краеведческая составляющая. «Краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.

На данный момент во внеурочное время создаются проекты с использованием краеведческого материала, продукты проектов представляются на школьной краеведческой конференции «Живи, мой край родной», создается сборник проектов инновационной деятельности. Продукты проектов активно используются в учебно-воспитательном процессе.

Одним из ярких примеров использования проектной деятельности в учебном процессе является групповой проект по изготовлению задачника-путеводителя по селу Волконское «Село Волконское в цифрах».

В рамках проекта учащиеся 5-9 классов самостоятельно собирали информацию об истории села Волконское (по карточкам-информаторам из архива школьного комплексно-краеведческого музея «Родничок»); с помощью учителя изучали правила составления задач с краеведческим содержанием; школьники сначала с помощью учителя, затем самостоятельно составляли задачи с краеведческим содержанием; на уроках презентовали задачи, после чего был сформирован сборник «Банк задач с краеведческим содержанием».

Используя Банк задач творческая группа обучающихся 7-9 классов успешно реализовала проект по изготовлению задачника-путеводителя по селу Волконское «Село Волконское в цифрах».

Задачник-путеводитель многофункционален, он полезен не только для учеников, но и для учителей математики в качестве дополнительного учебного пособия. В нем представлены: мобильный календарь, справочные материалы по математике, творческие работы школьников.

В ходе разработки и реализации проекта каждому его участнику была предоставлена возможность поучаствовать в различных видах деятельности: разработка, проведение анкетирования, обработка результатов анкетирования, работа с краеведческим материалом, с Банком задач по селу, встречи и беседы со спонсорами и старожилами села, разработка дизайна и содержания путеводителя, работа с фотокамерой, ноутбуками, принтером. Тем самым были созданы условия для саморазвития, самоорганизации, личностного роста и формирования патриотических чувств каждого ученика. Путеводитель был презентован учащимся школы, родителям, участникам районных и областных семинаров на базе школы и получил всеобщее одобрение и хорошие отзывы.

Таким образом, проектная деятельность уже более десяти лет успешно применяется в нашей образовательной организации. По каждому разделу учебной программы разрабатываются творческие проекты, позволяющие обучающимся в полной мере проявить самостоятельно познавательную активность и создать свой объект труда.

Проектная деятельность на всех ее этапах помогает нашим ученикам в саморазвитии и самоорганизации. Практика нашей школы показала, для того, чтобы решить задачу воспитания личности активной, творческой, способной к сотрудничеству и умеющую находить адекватные решения, необходимо развивать механизмы самоорганизации ребенка, создавать условия для самореализации интересов и потребностей детей, предоставлять им возможности свободного выбора различных форм и видов деятельности, участия в самодеятельности, развивать у них творческую и социальную активность, стремление участвовать в различных социально значимых проектах, в общественно-полезной деятельности совместно с педагогами и родителями, умение быстро реагировать на возникающие новые обстоятельства, обладать гибкостью мышления. И все это может дать школьникам участие в проектной деятельности.

Список литературы:

1. Теория и практика самоорганизации. Научные основания педагогического сопровождения самоорганизации и соорганизации субъектов межпоколенческих отношений в образовательных организациях, детских общественных объединениях, подростково-молодежных клубах по месту жительства, в неформальном образовании: научно-методическое пособие для педагогов и руководителей образовательных организаций / Под ред. М.Р. Мирошкиной. — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», — Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2017. — 143 с.

2. Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции (30 августа 2017 г, г. Челябинск). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. – 96 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!