СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективное использование метода проектной деятельности важно для обучающихся.В статье раскрывается как добиться успеха в том, чтобы школьники были вооружены не только практическими умениями, но и теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках физической культуры.»

3


Введение. Физическая культура в общеобразовательной школе – это процесс телесного и интеллектуального воспитания учащихся. Предметом обучения физической культуре является двигательная активность детей с общеразвивающей направленностью.

Ещё древнегреческий философ Платон (427-348г.г. до н.э.) называл хромым того человека, тело и душа, которого не были развиты в одинаковой степени. Выдающийся русский врач, анатом и педагог П.Ф.Лесгафт (1827-1909) в своём труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста (1909-1912) особое внимание уделял связи умственной деятельности с физической. Эту связь он видел в том, что чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности. [8,с.7]

Задача учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование навыков здорового образа жизни, развитие физических способностей учащихся. Педагогу необходимо создать условия, содействующие этому, и учитывать индивидуальные способности и состояние здоровья каждого ребёнка. С недавнего времени и освобожденные дети, которым ранее ставили не аттестацию (ОСВ) по уважительной причине, должны получить оценку по физической культуре. Учителю приходится начинать урок с выдачи учебников, а это занимает немало времени, потом ещё необходимо проверить выполненное задание и поставить «хорошую» оценку.

Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) предполагают, что в результате освоения физической культуры выпускник основной школы должен знать и понимать:

- роль физической культуры и спорта в формирование здорового образа жизни; в организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

- способы закаливания организма и основные приёмы самомассажа. [6,с.7]

Как добиться успеха в том, чтобы учащиеся после выхода из стен школы были вооружены не только практическими умениями, но и теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта для дальнейшего самосовершенствования? Они должны понять, что более высокое развитие по предмету переносится на все виды деятельности человека на производстве, в быту, проявляется в повышении эффективности умственной и физической работы.

В ФГОС в качестве основного результата образования выступает овладением учащимися набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющие ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.[5] Эти требования обусловлены тем, что по итогам обучения в основной школе учащиеся проходят государственную итоговую аттестацию и защищают итоговый индивидуальный проект – это обязательное условие. А значит, они должны уметь создавать и реализовывать проекты разных видов и направлений. Задача школы – подготовить их к этому испытанию. Учителя физической культуры вместе со всем педагогическим коллективом решают эту задачу.

Цель данного исследования: определить эффективность использования в деятельности учителя физической культуры метода проектной деятельности, направленного на формирование УУД.

Урок в спортивном зале в силу своих организационных и дидактических особенностей не обеспечивает прочное освоение теоретических знаний.  Во-первых, сама атмосфера располагает подвигаться, во-вторых, теряется динамичность и плотность урока, в-третьих, дети приходят на физкультуру разрядиться от основных предметов, где они сидят строго за партами и проявляют свои умственные способности.

Метод проектной деятельности помогает раскрыть познавательную сторону предмета «физическая культура»: изучить интересующие школьников вопросы, проводить исследования, связанные с развитием организма человека, познать самого себя, узнать много интересного о любимом виде спорта, кумирах и т.д. Учитель физической культуры через проектную деятельность может решить ещё одну проблему – объективно оценить работу освобожденных от занятий на длительное время по болезни или уважительной причине учащихся.

Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность. Она в гораздо меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными [4,с.22]. Результатом проекта является его продукт.

Работа над проектом заключается в тесном взаимодействии учащихся и учителей. Для учащихся проект – это возможность максимально раскрыть творческий потенциал и творческое мышление [2,с.151]. Эффективное использование проектного подхода требует регламентации новой деятельности, что предполагает разработку нормативно-правового, научно-методического, информационного и критериального обеспечения, а также организацию специальной подготовки руководителей и специалистов системы образования[1,с.31]. Руководителем проектной деятельности должен быть подготовленный человек, который будет отвечать за подготовку документации, а также оказывать помощь учащимся в создании проекта – подобрать материал, научить работать с интернет-ресурсами, создавать презентации, организовать самостоятельную деятельность.

Специфика действий учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается в том, чтобы создать условия для максимального проявления их инициативы в работе, чтобы ученик осознавал, что проект – это создание и изобретение, а также осуществление собственных идей. Роль педагога в данном процессе носит характер консультационного сопровождения, а методический контекст предполагает описание деятельности учителя и учащегося[5,с.122].

Первый этап – подготовительный – предполагает знакомство учащихся с сутью проектной деятельности, её этапами, характером продукта, критериями оценки. Второй этап работы над проектом – проблематизация. Постановка проблемы является индуктором проектной деятельности. Это очень важный этап, так как выбранная тема должна быть интересной, актуальной для учащегося, чтобы дальнейшая работа проходила с удовольствием. Третий этап организации проектной работы – целеполагание. Он подразумевает конкретную постановку цели и проектной работы и проектного продукта, то есть принятие решения, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Точное понимание исходной проблемы проекта и ясность цели проектной работы позволяют перейти к четвёртому этапу – планированию, на котором определяются задачи и способы выполнения проекта, оговариваются сроки работы и оцениваются существующие средства[5,с.122]. На данном этапе важно показать учащимся алгоритм планирования, использовать перечень вопросов и возможных ответов, которые помогут не только организованно выполнить проект, но и правильно его изложить.

Осуществление проекта – это пятый этап. Он начинается с аналитического шага, который подразумевает самостоятельное осуществление исследования, получение и анализ информации и интерпретации полученных данных. Шестой этап – публичная защита, презентация результата работы. Это непременное условие проекта. В процессе презентации автор проекта не только говорит о ходе работы над проектом, но и показывает ее результаты и предполагает рефлексивную оценку обучающимися всей проделанной работы, а также приобретенного опыта. [5,с.122].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики и развития учащихся[3,с.57,58].

По срокам реализации проекты бывают: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные [3,с.62-67].

Исследовательская часть. Опыт работы учителем физической культуры позволяет мне выделить положительные и отрицательные стороны проектной деятельности. Положительные эффекты – проявление самостоятельности учащихся, выработка умений совместной работы в группах, добывание информации через интернет-ресурсы, расширение кругозора учащихся. Хотелось бы отметить и проблемы в организации проектной деятельности по предмету «физическая культура» – пассивное отношение некоторых учащихся, которые требуют особого внимания за осуществлением проектной деятельности, осуществление контроля за большим количеством работ (более четырёх).

Внедрение метода проекта в образовательный процесс предполагает поэтапное исследование, анализ и устранение проблем в ходе деятельности. В первый же год нововведения были изучены нормативные документы: ФГОС основного общего образования, локальные документы – основная образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ № 3 г. Свирска», комплекс материалов для разработки индивидуального учебного проекта на уровне основного общего образования, Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы общего образования в МОУ «СОШ № 3 г. Свирска». Классные руководители на классных часах ознакомили детей, а на родительском собрании родителей с требованиями, предъявляемыми к проведению проектной деятельности.

Большинство учащихся предпочитают активно заниматься физической культурой и спортом, с удовольствием посещают уроки, поэтому в первый год на подготовительном этапе индивидуальные (5-9 кл.) и групповые (5-8 кл.) проекты в данном направлении выбрали 10 человек. Сразу можно обозначить проблему, которая сказывается на качестве оказания помощи в подготовке и контроле за выполнением проекта. Необходимо руководителю проектной деятельности в школе организовать работу учителей-предметников, учитывая их нагрузку, например, участие в подготовке к ЕГЭ, ГИА, в других значимых мероприятиях, предлагая более «свободным» учителям не более четырёх проектов.

На первом этапе учащиеся должны проявить самостоятельность при выборе темы, составлении плана и алгоритма работы по проекту. Здесь важен дифференцированный подход к детям. Одни учащиеся ждут помощи по выбору темы от учителя (их большая часть), другие – с более высокой мотивацией – готовы самостоятельно искать и обрабатывать информацию для представления собственного продукта. На данном этапе для социально-ориентированных учащихся можно предложить исследовательские, практико-ориентированные, творческие виды проектов. Например, выполнение проекта по теме «От чего зависит частота пульса», ученику необходимо было научиться измерять пульс методом пальпации, узнать, в каких местах прощупывается пульсация, сравнить изменение пульса в нормальном состоянии и после определённых нагрузок. Учащийся проводит исследование во время уроков физической культуры и внеурочной деятельности – измеряет пульс у ребят в разном состоянии: спокойном, эмоциональном, после физической нагрузки, не занимающихся спортом и тренированных ребят и т.д.

Интересно и актуально выбрать групповой проект для учащихся 5-8 классов практико-ориентированной направленности, где учащиеся как с высокой, так и с низкой мотивацией самостоятельно могут проявить свои способности. Например, по теме «Строим спортивную площадку» или организация спортивного праздника «Быстрее, выше, сильнее!». В данных проектах необходимо либо самим учащимся, либо с помощью учителя распределить обязанности каждого, затем подготовить, организовать и провести мероприятие. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги. Трудность практико-ориентированного проекта в его представлении и защите перед экспертной комиссией. Обязательно потребуется помощь родителей или руководителя проекта – снять видеофильм, приготовить презентацию, подготовить специальное оборудование, инвентарь, оказать помощь в проектировании и строительстве спортивной площадки и т.д.

Учащиеся, которые имеют низкий уровень мотивации, а также дети с ограниченными возможностями здоровья чаще выбирают темы, которые направлены на сбор нужной интересной информации для своего проекта. Популярные темы – «Мой спортивный кумир», «Я выбираю спорт», «Футбол мой любимый вид спорта», «Футболист, на которого я хочу быть похожим». Положительной стороной проекта является использование «продукта» проектной деятельности для индивидуальной работы освобожденных учащихся на уроке физической культуры с целью расширения кругозор в области физической культуры и спорта. Таких проектов большинство, и основная проблема в том, что учащиеся без помощи учителя, родителей не готовы выполнять проект самостоятельно. Из десяти человек успешно представили свой проект трое учащихся, которых поддержали родители (помогли в подготовке презентации, прослушали их выступление). Основная часть родителей не могут и не хотят оказывать помощь своим детям. В таком случае нужно дополнительное время, кабинет, оснащенный компьютером, и педагог, который научит, как добывать информацию, создавать презентацию. Конечно, жаль, что при внедрении инноваций не учитывается, что во многих семьях нет до сих пор компьютера для качественной самостоятельной работы.

В течение первого года реализации нововведения выявлено, что групповой проект облегчает работу учителя физической культуры, так как индивидуальный проект занимает в подготовке и контроле больше времени (необходимо проверить каждого учащегося). Недостаток групповых работ в том, что основная работа по созданию продукта и его защите перекладывается на способных ребят. Вот тут выявляется другая проблема – это объективность оценивания всех участников группы (оценка ставится одна на всех). В этом случае важен контроль учителя за совместной добросовестной работой всех учащихся и на защите проекта предоставляется право выступить всем.

С критериями оценивания учащиеся должны ознакомиться заранее и в ходе работы над проектом учитывать их. На публичной защите проекта должна быть представлена презентация и готовый продукт (фильм, оборудование, методическая разработка, брошюра и т.д.). Учащиеся 5-6 классов, выбирающие проект по физической культуре, чаще всего представляют только презентацию. При защите готового продукта учащиеся должны проявить свои коммуникативные способности, аргументировать практическую и теоретическую значимость проекта. До сих пор не определена единая, универсальная система оценивания проектной деятельности. Школа сама определяет адекватные критерии защиты проекта, которые должны раскрывать:

  • устное представление;

  • презентацию;

  • итоговый «продукт».

Объективность оценивания проектной работы всегда вызывает трудности. Во-первых, ребята, активно и самостоятельно работая над созданием проекта, на защите часто выглядят неуверенно. Во-вторых, при групповой работы чаще всего оцениваются способные учащиеся, а остальные в группе могут «спрятаться за их спинами». В-третьих, выставление оценки экспертной комиссией может быть субъективным.

После первого года работы критерии оценивания проектов учащихся были пересмотрены, так как оценка за некоторые проекты, по мнению руководителя проектной деятельности, была занижена. Разрабатывая критерии оценки, важно учитывать – степень самостоятельности при осуществлении работы над проектом, полезность информации, новизну, оригинальность идеи, творческий подход при создании «продукта» деятельности, сформированность коммуникативных способностей.

Таблица

Сравнительный анализ проектной деятельности по предмету «физическая культура»


2017-2018 учебный год

2018-2019 учебный год

кол-во проектов

7 проектов

10 чел

3 проекта

4 чел

тип проекта по кол-ву участников

групповой – 2 (5 чел.)

индивидуальный– 5 чел.

групповой – 1(2 чел.)

индивидуальный– 2 чел.

тип проекта

информационный –6 чел.

исследовательский –4 чел.

информационный –2 чел.

исследовательский –2чел.

уровень

сформиро-ванности

навыков ПД

повышенный–2

базовый–8

Оценка:

«5» – 2

«4» – 4

«3» – 4

повышенный–1

базовый–3

Оценка:

«5» – 1

«4» – 3



Учителю физической культуры совместно с родителями в период работы над проектом, учитывая психологические особенности детей, необходимо раскрыть творческий потенциал каждого. С этой целью можно привлечь школьного психолога для проведения психологических тренингов, которые помогут раскрепостить учащихся, а также заранее прослушивать их выступления. Здесь важна совместная работа: учителя, психолога и родителей. В выпускных классах каждый учащийся должен защитить итоговый индивидуальный проект, поэтому детям даётся возможность научиться представлять его, открыть в себе творческие и коммуникативные способности.

Выводы. Таким образом, внедрение проектной деятельности – это объективная необходимость современного образования. В век развития компьютерных технологий важно, чтобы учащиеся умели ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и умения, развивали творческие и коммуникативные способности.

Проектная деятельность для учащегося – это возможность полного раскрытия творческого потенциала через самостоятельную упорядоченную систему работы, направленную на решение интересной и волнующей учащегося проблемы. Проекты по физической культуре – это проект по исследованию влияния физической культуры на организм человека, истории спорта, подготовки и проведению спортивных мероприятий.

Достижение успеха во многом зависит от способности учащихся организовывать свою жизнь как проект, применять полученные знания и умения на практике в дальнейшем.

Список литературы

  1. Лапшова А. В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования // Вестник Минского университета. - 2014. - № 4(8). - С. 31.

  2. Петров Ю. Н. Непрерывность профессионального образования: теория, проблемы, прогнозы: моногр. - М.: ГИЦ «Владос», 2006. - 332 с.

  3. Полат Е.С., М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров Новые технологии информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.

  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011 – 192 – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-020813-0.

  5. .Проектирование профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы: учебно-методический комплекс / авт.-сост. О. В. Тулупова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 151 с.

  6. Физическая культура. 9-11 классы (юноши и девушки):рабочие программы по учебникам В.И.Ляха/авт.сост. М.С.Свиридова, А.Я. Лущаев. – Волгоград: Учитель, 2015. . –104 с.

  7. Шубина Т.Н. Деятельностный метод в школе/Т.Н.Шубина. http: //festifal.1.september.rulartides.

  8. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!