Проектная деятельность на уроках физической культуры и её роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС
Кирдяшкин С.В. учитель физической культуры
МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева»
Одна из проблем современной школы – отсутствие интереса обучающихся к урокам физической культуры и занятиям спортом. Традиционные модели физического воспитания оказываются малоэффективными в данной ситуации. Чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы новые организационные, методические идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию. Практика показала, что при освоении знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни, наиболее рациональным является проектная деятельность.
Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут на уроке до нескольких недель, а иногда и месяцев). Метод проектов может с успехом применяться как на уроках, так и во внеклассной работе с учащимися.
К проектной деятельности на уроках физической культуры относится индивидуальный и групповой методы.
Преимущества индивидуальных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
- формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущество групповых проектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Этапы проектной деятельности.
1. Подготовка к проекту. Приступая к созданию проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, каждого ученика;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить её.
2. Организация участников проекта. Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
3. Выполнение проекта. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации и ее документированием, выбором способов реализации проекта (рисунки, презентации, викторины). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие с помощью учителя в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.
5. Подведение итогов проектной работы. Проектная технология, применяемая в преподавании ФК, формирует у учащихся следующие компетенции: учебно-познавательные (ставится и решается проблема); социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества); ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
Методы проектов разнообразны и подбираются в зависимости от возраста. Например, старшие классы легко справляются с презентациями, средние – с викторинами, составлением кроссвордом, младшие – рисунки и комплексы упражнений. Темы предлагаются в зависимости от пола, возраста, личных интересов учащихся. Так, обычный вопрос ребенка «Зачем нужна утренняя зарядка?» превращается в учебно-исследовательский проект. Работать над ним можно как на уроке, так и во внеурочное время, причем выполнить его по силам детям с разной физической подготовкой, и по количеству участников он может быть как индивидуальный, так и групповой.
Учебно-исследовательский проект «Зачем нужна утренняя зарядка»:
Каждое утро мы делаем зарядку, но многие без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы её не делать. Мы редко задумываемся над тем, для чего делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит.
Гипотеза: Мы знаем, что утреннюю зарядку делать полезно, делаем её, но не знаем зачем.
Актуальность: Утренняя зарядка самый простой и доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье.
Цель работы: Расширение знаний о пользе утренней зарядки.
Объект исследования: утренняя зарядка.
Предмет исследования: знания о пользе утренней зарядки
Методы исследования: анкетирование, статистическая обработка данных анкетирования, сбор и изучение информации о пользе утренней зарядки, её формах, сравнение, анализ.
Задачи:
1. Разработать и провести анкету на тему «Зачем нужна утренняя зарядка, ее формы».
2. Сравнить результаты анкеты с научными знаниями.
3. Создать буклет о значении утренней зарядки и распространить его среди учащихся школы.
Продуктом данного проекта может быть не только создание буклета, но и разработка комплекса упражнений утренней зарядки, показательное выступление с этим комплексом упражнений перед учащимися школы, а так же выступление на школьной конференции проектов.
Этапы проекта:
1.Определение темы, цели и задач проекта.
2.Разработка вопросов анкеты.
3.Изучение информации о пользе утренней зарядки для человека.
4.Проведене анкетирования и обработка данных анкеты.
5.Создание и распространение буклета.
6.Создание фоторепортажа для презентации о том, как проходит утренняя зарядка.
7.Подведение итогов работы.
8.Оформление материалов.
9.Создание презентации для защиты проекта.
Таким образом, проектная деятельность на уроках физической культуры позволяет реализовать требования к результатам освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений. В процессе реализации проектной деятельности у обучающихся формируется понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении здоровья.