Константинова
Ольга Николаевна
учитель химии
Средней школы № 31
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПО ХИМИИ
« В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности »
ФГОС
Федеральный государственный стандарт уделяет особое внимание приобретению обучающимися опыта участия в проектно-исследовательской деятельности и успешной ее реализации. Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая направлена на получение и освоение систематических знаний.
основные направления гуманитаризации школьного курса химии
1.Историко-методологический 2.Искусствоведческий
3.Филологический
4.Экологический
5.Прикладной
6.Региональный.
Историко-методологический аспект
проекты расширяют кругозор обучающихся, устанавливают межпредметные связи. Обучающиеся при выполнении проектов могут “повторить” открытие ученого, проверить некоторые экспериментальные данные, полученные химиками в прошлом. Такой исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать или реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия.
Историко-методологический аспект
-история химического производства;
-жизнь и деятельность ученых-химиков.
ОАО НИИ «Техуглерод»
До 1982г. - НИИПК
УПН, до 1993г - НПО «Техуглерод»
в соответствии с приказом МНХП СССР с 1975г. является отраслевым научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом технического углерода.
Искусствоведческий аспект
содержания курса химии позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной культуры, в частности, живописи, и декоративно-прикладного искусства. Работая над проектами такого содержания, обучающиеся знакомятся с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей.
Краски в жизни человека
Выполнила:
ученица 10 «А» класса Константинова Виктория
Руководитель:
учитель химии
Константинова О.Н.
Цели исследования:
- Изучить состав красок и их влияние на человека
Задачи:
- Изучить литературу о истории создания красок.
- Изучить состав и свойства красок.
- Провести исследование влияния цвета на эмоциональное состояние человека.
- Создание собственной краски.
- Получение растительных красителей.
- получение растительных красителей из натурального сырья
Опыт 1: Получение растительных красителей из натурального сырья, крашение тканей
- Стебли и листья чистотела
Филологический аспект
содержания курса касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским языком, литературой. При организации работы над проектами по химии мы советуем обучающимся обращаться к различным словарям. Зная происхождение слова, школьник не только верно напишет термин, но и глубже поймет его смысл. Богатейшими возможностями располагает художественная литература для эмоционального и интересного обучения химии.
«Удивительные кристаллы»
В качестве примера домашнего задания в 7 классе был домашний эксперимент «Выращивание кристаллов соли». В последствие результаты были обобщены и представлены на региональном конкурсе «ФАРМСТАРТ» , проект «Удивительные кристаллы» отмечен Дипломом II степени. Троим участникам проекта была предоставлена возможность участвовать в IV Всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России».
Тема «Удивительные кристаллы»
Инструкция к опыту «Волшебный сад»
Орешек знаний твёрд,
но мы не привыкли отступать!
Нам расколоть её поможет
простой девиз: «Хотим всё знать!».
1) кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора;
2) не допускать попадание мусора в насыщенный раствор, наиболее предпочтительно использовать дистиллированную воду;
3) следить за уровнем насыщенного раствора, периодически (раз в неделю или две) обновлять при испарении раствор.
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – я научусь
________________
Китайская мудрость
Кристалл
Методика выращивания кристалла
Методика выращивания кристалла
Кристаллы, кристаллы, соцветья во мглу погруженной земли. Когда расцвели вы, на свете другие цветы не цвели.
(испанский ученый, философ Мигель де Унамуно)
Кристал (от греческого кρύσταλλος ) - тело определенной геометрической формы, ограниченное естественными плоскими гранями.
Этап 4. Перенести ёмкость с насыщенным раствором и кристалликом в место, где нет сквозняков, сильного света (выращивание кристаллов требует соблюдение этих условий).
Этап 5. Накрыть чем-нибудь сверху ёмкость с кристалликом (например, бумагой) от попадания пыли и мусора.
Этап 1. Растворить соль, из которой будет расти кристалл, в подогретой воде (подогреть нужно для того, чтобы соль растворилось немного больше, чем может раствориться при комнатной температуре). Растворять соль нужно до тех пор, пока не появится уверенность, что соль уже больше не растворяется (раствор насыщен!).
Этап 2. Насыщенный раствор нужно перелить в другую ёмкость, где можно производить выращивание кристаллов (с учётом того, что он будет увеличиваться).
Этап 3. Привязать на нитку кристаллик соли. Кристаллик опустить в насыщенный раствор.
Экологический аспект
Роль школьного курса химии в экологическом
образовании обуславливается тем, что
данная наука связана с познанием законов
природы, химической формы движения
материи и ее значимость в материальной
жизни общества.
Экологический аспект
Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и участвовать в мероприятиях по защите природы.
Исследовательская работа по экологии на тему: «Влияние автотранспорта на окружающую среду»
Работу выполнила:
ученица 11Б класса
средней школы № 31
Шуракова Анастасия
ОПЫТ№1 Качественная реакция по определению свинца в растениях
Вывод: В результате реакции Pb 2+ + S 2- = PbS –выпал осадок чёрного цвета, что говорит о наличии свинца.
Проект «Озеленение пришкольного участка»
Цели проекта :
● создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;
● улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет посадки цветов;
● воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;
● развитие творческих способностей обучающихся.
ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК
Прикладной аспект
содержания химического образования школьников позволяет расширить научно-технический кругозор обучающихся, способствовать становлению их мировоззрения, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве. Проекты прикладного характера:
-химия в быту
-химия и пища.
Хлеб наш насущный
Выполнила:
Ученица 9 «Б» класса
Шуракова Анастасия
Руководитель:
Учитель химии
Константинова О. Н.
№ 2 Определение кислотности
PH = 7, среда – нейтральная, кислотность соответствует норме.
№ 3 Определение пористости хлеба
При замешивании любого теста добавляется «пекарный порошок» (химический разрыхлитель) с тестом начинается реакция образования углекислого газа CO 2 , причем пузырьки, выделяющегося CO 2 , задерживаются в тесте. В процессе выпечки пузырьки эти от нагревания расширяются, что придает тесту пористость.
Карбонат аммония (NH 4 ) 2 CO 3 – разрыхлитель. Он входит в состав «пекарского порошка». Действие этого разрыхлителя, (как пищевой соды) основано на выделении газов, которые поднимают тесто.
(NH 4 ) 2 CO 3 → CO 2 + 2NH 3 + H 2 O.
«Здоровое питание. Сосиски и их влияние на организм человека».
Региональный аспект
В процессе обучения химии следует использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования обучающимися. При выполнении проектов мы ориентируем обучающихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего города, своего района, своей школы.
Проект «История ярославского поселка нефтяников»
В 2014 году был начат исследовательский проект «История ярославского поселка нефтяников», целью которого было изучение природного и культурного наследия малой Родины. По результатам исследования была разработана экскурсия для младших школьников. Данная работа была представлена на XVIII городской научно-практической краеведческой конференции «Отечество» (декабрь 2015 года) и заняла II место, на XVII открытых Сабанеевских эколого-краеведческих чтениях проект был включен в сборник лучших работ.
К 80- летию Красноперекопского района обучающиеся нашей школы участвовали в проекте - «Во славу моего района».
Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
УЧЕБНЫЕ
ПРОЕКТЫ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ФЕСТИВАЛИ
Наличие призовых мест в научно-практических конференциях и фестивалях: «Отечество», «Экология и мы», «Зеленое поколение», «Сабанеевские эколого-краеведческие чтения»,10 межрегиональная студенческая научно - практическая конференция «Природное и духовное наследие родного края», экологический фестиваль «Земля - наш общий дом».
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ФЕСТИВАЛИ
Заключение
"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» - писал Л.Н.Толстой.
Слова Льва Николаевича будут актуальны столько, сколько будет существовать школа.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ .