СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в 4 классе по системе "Начальная школа 21века"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность в 4 классе по изобразительному искусству

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в 4 классе по системе "Начальная школа 21века"»

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в 4 классе по системе " Начальная школа 21 века"

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗО

    1. Понятие «метод проектов» и «проектная деятельность» 7

    2. Метод проектов в преподавании ИЗО 12

    3. Методические особенности системы «Начальная школа ХХI» для предмета «Изобразительное искусство» 15

Выводы по первой главе 18

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗО

2.1. Диагностическое исследование уровня исследовательских умений у обучающихся 4-го класса 19

2.2. Программа проектной деятельности по системе «Начальная школа ХХI» для обучающихся 4-го класса 29

2.3.Технология организации проектной деятельности по ИЗО для обучающихся 4-го класса по системе «Начальная школа ХХI» 34

Выводы по второй главе 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

ПРИЛОЖЕНИЕ













ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время наблюдается снижение интереса детей к обучению в школе вообще, не говоря уже о конкретных дисциплинах, которые изучаются детьми в 4-м классе. Не особенно интересен для младших школьников, к сожалению, может быть предмет «ИЗО». Но в то же время именно средствами этого предмета формируются у обучающихся ключевые компетенции, определенные ФГОС [24, с. 11].

В решении проблемы повышения и поддержания уровня мотивации учения, формирование потребности в самостоятельном поиске путей решения поставленной задачи значительный эффект может быть достигнут благодаря использованию проектной деятельности на уроках ИЗО в 4-м классе, например, по системе «Начальная школа ХХI».

Отсюда, соответственно, вытекает и противоречие: на уроках ИЗО проектная деятельность, безусловно, способствует повышению мотивации в обучении младших школьников, но при этом значительный эффект может быть достигнут только при системном подходе в организации проектной деятельности, что достаточно сложно обеспечить, так как немногие педагоги используют этот метод в своей работе регулярно.

Проблема возникает следующая: как с помощью проектной деятельности педагогу грамотно и рационально построить систему работы по преподаванию ИЗО в 4-м классе по системе «Начальная школа ХХI» для достижения наилучшего результата?

Тема исследования: «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в 4 классе по системе «Начальная школа ХХI».

Цель исследования - изучить особенности проектной деятельности как инструмента для успешного образования по предмету «ИЗО» по системе «Начальная школа ХХI».

Объект исследования – проектная деятельность обучающихся 4-го класса.

Предмет исследования – процесс организации проектной деятельности по предмету ИЗО в 4 классе по системе «Начальная школа ХХI».

Гипотеза: На уроках ИЗО по системе «Начальная школа ХХI» проектная деятельность, грамотно спланированная и организованная, позволяет придать обучению личностный характер, даст возможность обучающимся и учителю реализовать собственные и совместно разработанные идеи и замыслы, будет способствовать формированию ключевых умений и компетенций.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Конкретизировать понятия «метод проектов» и «проектная деятельность».

3. Определить особенности проектной деятельности.

4. Составить программу проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 4 классе по системе «Начальная школа ХХI».

5. Описать технологию реализации проектной деятельности по предмету ИЗО в 4-м классе.

Методологическую основу исследования составили личностно-деятельностный подход к исследованию психических явлений, представленный в работах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др., а также коммуникативный (И.Л. Бим, Н.И. Гез, Г.А. Китайгородская и др.) и проектный (В.Ф. Аитов, Е.С. Полат и др.) подходы к организации образовательного процесса.

Теоретическая основа исследования: за последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе. В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках.

Методы исследования:

  1. Изучение научной педагогической и методической литературы;

  2. Анализ и систематизация специальной литературы;

3. Проведение педагогического эксперимента;

4. Описание технологии проведения мероприятия.

Этапы исследования:

  1. На первом этапе проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

  2. На втором этапе была описана технология применения проектной деятельности в преподавании ИЗО в 4-м классе по системе «Начальная школа ХХI».

  3. На третьем этапе был представлен анализ реализации проектной деятельности на конкретном примере.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты позволяют расширить и углубить методические представления о сфере и возможностях применения проектной деятельности в преподавании ИЗО в начальной школе по системе «Начальная школа ХХI».

Практическая значимость исследования: описанная технология организации проектной деятельности на уроках ИЗО в 4-м классе по системе «Начальная школа ХХI» может быть использована в практической деятельности в образовательных учреждениях в процессе преподавания ИЗО в начальной школе. Описанная технология может быть также использована при создании учебных пособий и методических рекомендаций при обучении дисциплины.

Апробация исследования может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий по данному вопросу, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленного исследования. Официальная апробация связана с публичной защитой курсовой работы.

Структура курсовой работы: введение, две главы: теоретическая и практическая, заключение, список используемой литературы и приложение.



Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Понятие «метод проектов» и «проектная деятельность»

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающимся учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда обучающихся  в процессе учения сегодня является метод проектов [11, с.358].

Метод проектов - педагогическая технология, включающая в себя такие методы, которые способствуют не только активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и повышению мотивации к занятиям, в данном случае, литературой, но и обучению в целом. Специфика исследования, поиска, анализа, сопоставления, переработки, прогнозирования в их неразрывной взаимосвязи способствует привлечению молодого человека к поиску, отбору нужных материалов, и главное – к их прочтению, в первую очередь, а во вторую, адаптации в новых условиях обучения и социализации учащегося как личности. Поэтому метод проектов отлично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения.

Применяя разнообразные проблемные методы - дискуссии, исследования, поиска - преподаватель практикует разноуровневое обучение, дифференцированный характер которого позволяет синтезировать приёмы формирования и активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся [20, с. 88]. Самостоятельное решение конкретной проблемы в результате своих умозаключений, способствует формированию у обучающихся критического мышления, развитию индивидуальных познавательных способностей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению [13, с. 92].

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению [6, с.22].

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

- монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

- межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов;

- надпредметным - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских [15, с.12].

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

Для более подробного анализа данного метода рассмотрим типология проектов, предлагаемую Е.С. Полат в своем научном труде:

1. По ведущему методу или виду деятельности

- поисковый. Необходимо найти ответ на вопрос в литературе и спросить у взрослых.

- исследовательский. Напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

- творческий. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (например, альманах, театрализация, спортивная игра, видеофильм и др.).

- игровой (ролевой). Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

- практико-ориентированный. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

- информационный. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

2. По предметно-содержательной деятельности

- моно-проект. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Руководитель – учитель-предметник. Можно проводить в рамках классно-урочной деятельности.

- межпредметный проект. Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания

3. По количеству участников проекта

1. личностный (индивидуальный) - план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной чёткостью. Формируется чувство ответственности. Приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта. Формируются важнейшие общеучебные умения и навыки.

2. парный - формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне. Каждый этап проекта имеет своего лидера. Каждый учащийся наиболее активно включён в определённый этап работы, в зависимости от своих сильных сторон. Соревновательный элемент. Повышает мотивацию участников.

3. групповой - формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне. Каждый этап проекта имеет своего лидера. Каждый учащийся наиболее активно включён в определённый этап работы, в зависимости от своих сильных сторон. Соревновательный элемент. Повышает мотивацию участников.

4. коллективный (массовый) - развивается познавательный опыт и практические навыки, способности к поисковой деятельности. Формируются умения прогнозировать будущие изменения. Совершенствуется стиль партнерских отношений. Поддерживается инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность путем включения в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. По продолжительности

- краткосрочный (на 3-6 уроков). Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации ведётся во внеклассной деятельности и дома.

- среднесрочный. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.

- долгосрочный (1 год). Выполняются как в группах, так и индивидуально. Весь проект выполняется во внеурочное время. [31, с. 30-31]

Многочисленные исследования, проведенные в этой области, убедительно доказывают, что проектная деятельность оказывает влияние на детей по-разному. Так, для одаренных – это эффективное средство развития коммуникативных качеств, а для детей с практическим складом ума или пониженным интеллектом – это мощное средство активизации познавательной мотивации и преодоления у них закомплексованности, неуспешности в учебном процессе, что очень важно в профессиональном образовании [4, с.12].

Учебная деятельности в проектной деятельности строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества проектной деятельности состоит в следующем: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.



    1. Метод проектов в преподавании ИЗО

Для развития творческих способностей младший школьный возраст сензетивен, поэтому особенно актуально через изобразительную деятельность осуществлять всесторонне развитие ребенка: формировать через рисование у детей индивидуальность, воображение и фантазию. Наибольшую эффективность может принести развитие индивидуальных способностей первоклассников через проектную деятельность.

Обучающиеся в первом классе уже знают о проектной деятельности, но овладевают данным видом работы еще не полностью, а во втором полугодии первого года обучения учитель уже может включать задания с практической частью.

Развивать творческие способности детей помогают урок-фантазия, уроки на свободную тему, рисунок на воображение. Когда детям дается большая свобода для проявления своей фантазии, чем на тематических уроках или на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задачах. На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно понять многое: какой склад мышления у ребёнка, психическое состояние ребенка, как воспринимает он окружающий мир и какое в нем место отводит для себя [10, с. 29].

На сегодняшний день выявлено, что с удовольствием дети выполняют творческие объемные работы. Дети с помощью таких видов работ чувствуют себя творческими, им кажется, что они создают произведения искусства и выражают таким образом своё отношение к природе. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

Проектная деятельность на уроках ИЗО не только формирует индивидуальность, воображение, но и можно с помощью нее формировать художественные умения и навыки. Но прежде чем ребенок сможет нарисовать что-либо, важно его научить пользоваться различным инструментом: карандашами, красками, пастелью и т.д. С помощью разных художественных средств можно нарисовать и пейзаж, и портрет, и натюрморт. Для педагога 1 класса важно научить детей рисовать сначала элементарные одиночные предметы. С помощью рисования можно развивать творческое мышление, потому что детей интересует сам процесс создания чего-либо необычного, именно поэтому данный вид работы для них интересен.

Рисование воспитывает художественный вкус, творческие способности, волевые качества, воображение, знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство: умение видеть красоту пропорций, форм, цвета, движений, важные для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.

Региональными особенностями урока ИЗО могут быть региональные компоненты, которые педагог использует при работе, это восприятие произведений народных мастеров из Башкортостана (рассматривать изображения знаков земли, зерен, солнца, находить знаки-символы, повторять элементы узора средствами графики) [17, с. 48].

Таким образом, в проектной деятельности на уроках ИЗО творческая деятельность развивает эстетические чувства, любовь к искусству, умение понимать прекрасное.

В целом, педагоги, успешно реализующие проектную деятельность в практике преподавания ИЗО, видят результаты использования этой технологии в развитии познавательных, творческих навыков, исследовательских умений школьников, критического мышления, коммуникативной и информационной компетентностей, формировании умений приобретать знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач в ситуациях, отличных от учебных.

Внутренним результатом проектной деятельности для школьников является накопление смыслов, навыков поведения, ценностных ориентаций, опыта деятельности.

Выпускники, овладевшие названными компетентностями, оказываются более приспособленными к жизни, умеющими адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Но при всех достоинствах проектной деятельности существуют определенные риски его использования в школьной практике на урока ИЗО.

Существует опасность переоценки результата проекта по сравнению с самим процессом исследовательской деятельности учащихся. Для повышения объективности оценки рекомендуется составлять и затем анализировать портфолио проекта, в котором фиксируется каждый этап работы.

В ряде случаев в создании проектов снижается степень самостоятельности учащихся, заметно возрастает доля помощи их родителей или учителя. Очевидно, что однозначных рекомендаций по определению степени участия взрослых в создании проектов не может быть. Однако следует учитывать, что основной педагогический эффект метода связан с самостоятельной деятельностью учащихся по решению проблем. В связи с этим рекомендуется подбирать для каждого возрастного периода такие виды проектной деятельности, которые были бы посильны школьникам определенного возраста. Планирование, реализация и оценка проектов должны осуществляться, в первую очередь, самими учениками.

Кроме того, необходимо помнить, что проектная деятельность не должна представлять собой только изложение содержания каких-либо работ. Обязательно использование разнообразных методов исследования, наряду с анализом теоретических источников проектант должен сделать самостоятельные выводы, представить свой способ решения проблем. Риски использования метода проектов связаны с увеличением нагрузки и ответственности учителя, тратятся значительные материальные и временные ресурсы.

Решение проблемы использования проектной деятельности на уроках ИЗО видится в совершенствовании нормативно-правовой базы школы, в налаживании партнерских отношений с коллегами и родительскими коллективами.



    1. Методические особенности системы «Начальная школа 21 века» для предмета «Изобразительное искусство»

Система «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова) базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство дос­тижения этой цели.

Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; уме­ние строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точ­ку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по об­суждаемому вопросу [24, с. 17]. Отсюда две методические особенности УМК.

Так, рабо­тая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, осно­ванной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.

Проект «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования [16, с. 54].

Ведущей идеей УМК «Начальная школа ХХI века» является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» по системе «Начальная школа ХХI» построена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год), авторской программы Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю.Н. «Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы», 2013; согласуется с концепцией образовательной модели « Начальная школа XXI века».

Определяющими характеристиками программы по ИЗО по системе «Начальная школа ХХI» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».

Программа по предмету «ИЗО» учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства [18, с. 90].

Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе по системе «Начальная школа ХХI» является разностороннее художественно-творческое развитие учащихся, а именно:

- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

-активизация самостоятельной творческой деятельности;

- развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;

- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны [31, с. 76].

Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства по системе «Начальная школа XXI века» является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.







Выводы по первой главе

В рамках данной курсовой работы было проведено исследование, направленное на выявление возможностей и перспектив применения проектной деятельности в процессе преподавания ИЗО. Для этого была рассмотрена проектная деятельность как современная технология обучения в современной школе. Также были рассмотрены особенности реализации этого метода исходя из опыта учителей, уже применяющих его в своей работе.

Обучающиеся в рамках проектной деятельности должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Проектная деятельность не должна представлять собой только изложение содержания каких-либо иных работ. Обязательно использование разнообразных методов исследования, наряду с анализом теоретических источников проектант должен сделать самостоятельные выводы, представить свой способ решения проблем.

Проектная деятельность на уроках ИЗО имеет более конкретные цели и перспективы: она не только формирует индивидуальность, воображение, но и возможно с ее помощью формировать художественные умения и навыки. Для педагога важно научить детей рисовать сначала элементарные одиночные предметы. С помощью рисования можно развивать творческое мышление, потому что детей интересует сам процесс создания чего-либо необычного, именно поэтому данный вид работы для них интересен.





Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗО

2.1. Диагностическое исследование уровня исследовательских умений у обучающихся 4-го класса

Целью данного исследования является выявление уровня сформированности исследовательских умений у обучающихся 4-го класса. Обозначенная цель предполагает решение ряда задач:

  1. Выбор экспериментальной группы обучающихся;

  2. Отбор диагностических методик для выявления сформированности исследовательских умений у обучающихся;

  3. Качественно-количественный анализ результатов исследования.

Объектом исследования являются исследовательские умения у обучающихся 4-го класса.

Предмет исследования – особенности исследовательских умения у обучающихся 4-го класса.

Гипотеза данного исследования следующая: уровень сформированности исследовательских умений возможно достоверно определить, если:

- использовать для этого соответствующие диагностические методики;

- учитывать возрастные особенности испытуемых;

- учитывать психолого-педагогические особенности испытуемых.

Экспериментальной группой выступили обучающиеся 4 Е класса общеобразовательного учебного заведения в количестве 20 человек. Список обучающихся экспериментальной группы следующий:

  1. Амирова Алина

  2. Батыршин Шамиль

  3. Волкова Анна

  4. Гареев Карим

  5. Дыбова Арина

  6. Ефимов Амаль

  7. Жихарев Михаил

  8. Зайнуллин Алишер

  9. Зайнуллина Алина

  10. Иванникова Адель

  11. Комаров Никита.

  12. Латышева София

  13. Петров Никита.

  14. Халитова Дарина.

  15. Храмов Виктор

  16. Чанышева Венера.

  17. Шарков Максим

  18. Щукина Регина

  19. Юртумбаева Альбина

  20. Якин Иван

Вообще, исходя из анализа психолого-педагогической литературы, исследовательские умения можно определить как:

  • умения, направленные на изучение объекта;

  • навыки логического мышления;

  • умения делать выводы и заключения.

Для диагностики исследовательских умений мы применили несколько диагностических методик, адаптированных для изучения этих умений у детей 4 класса:

  1. Методика «Умение видеть проблемы».

  2. Методика «Умение задавать вопросы».

  3. Методика «Умение давать определения понятиям».

Перед проведением каждой методики обучающиеся из экспериментальной группы получали подробный инструктаж, задания им предлагались на отдельных бланках.

Рассмотрим каждую методику более подробно.

Методика «Умение видеть проблемы» позволяет оценить умения детей при работе над проектами сразу понять суть необходимой работы.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Приведем примеры заданий, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

«Составь рассказ от имени другого персонажа». Представь, что ты на какое-то время стал лодкой, яхтой или катером (для мальчика); стала розой, бабочкой, рыбкой. Опиши один день воображаемой жизни. Эту работу лучше сделать письменно, предложив детям написать сочинение, чтобы анализировать было удобнее. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

Следует обратить внимание испытуемого, что рассказ – это некий текст, а текст – это несколько предложений, связанных между собой. Значит, минимальный объем рассказа должен быть 3-4 предложения.

Исходя из цели и задач представленной выше методики мы оценивали данный рассказ по следующим критериям:

Таблица 1. Критерии оценки рассказа

Критерий

Балл

Наличие в рассказе

1.

Логичность, т.е. полное понимание своего текста

0 баллов / 1 балл


2.

Наличие повествовательной линии (наличие элементов сюжета)

0 баллов / 1 балл


3.

Качество словарного запаса


0 баллов / 1 балл


4.

Удачная замена синонимами

0 баллов / 1 балл


5.

Правильный ритм.


0 баллов / 1 балл


6.

Отсутствие длительных пауз.

0 баллов / 1 балл


7.

Речевая грамотность.


0 баллов / 1 балл


8.

Оригинальность сюжета

0 баллов / 1 балл


9

Упоминание существенных деталей

0 баллов / 1 балл


10

Отсутствие смысловых искажений

0 баллов / 1 балл


Таким образом, максимальное количество баллов, которое ребенок может получить за рассказ - 10 баллов. Результаты итоговой диагностики оценивались по следующим критериям:

- 8-10 баллов – высокий уровень владения умением видеть проблемы.

- 5-7 баллов – средний уровень владения умением видеть проблемы.

- 4 и менее баллов – низкий уровень владения умением видеть проблемы.

Методика «Умение задавать вопросы» позволяет оценить умения детей задавать вопросы. Ведущий загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Остальные задают ему вопросы, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Это не животное?» и др. Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет».

Мы предлагаем усложнить это задание и сделать эту методику индивидуальной. То есть каждый ребенок по очереди выполняет это задание, имея возможность задать 5 вопросов (5 баллов, хороший средний показатель). Если вопросов менее пяти, то это более высокий результат (высокий уровень), если вопросов более 5, то показатели считаются средними (средний уровень).

Например, работа с одним ребенком идет следующим образом:

- педагог называет первую букву задуманного слова,

- ребенок задает свои 5 (более или менее) вопросов,

- ребенок дает ответ о задуманном слове.

Мы начисляем ребенку баллы только при условии, что задуманный предмет отгадан.

Например, загадано слово «Собака». Вопросы могут быть:

  1. Это живое или неживое существо?

  2. Это птица?

  3. Это существо издает специфические звуки?

  4. Это живое существо домашнее или дикое?

  5. Это животное сторожит дом?

Результаты итоговой диагностики оцениваются по следующим критериям:

- более 5 вопросов – низкий уровень владения умением задавать вопросы,

- 5 вопросов – средний уровень владения умением задавать вопросы,

- менее 5 вопросов – низкий уровень владения умением задавать вопросы.

Методика «Умение давать определения понятиям» позволяет оценить уровень данных умений в предстоящей проектной деятельности.

Детям при выполнении этой работы приходится не только логически мыслить, но и активизировать собственные знания, включать воображение, что ведет к развитию абстрактного мышления. В качестве методики для выявления умений давать определения понятию мы предлагаем следующую методику. Ее суть в следующем: детям предлагается 10 определений слов, которые испытуемые должны назвать 1 словом.

Стимульный материал:

1. Предмет для измерения углов (транспортир)

2. Прибор для измерения температуры (термометр)

3. Предмет мебели, имеющий 4 ножки и большую поверхность (стол)

4. Предметы посуды, в котором готовят суп (кастрюля)

5. Предмет мягкой мебели, рассчитанный для одного человека (кресло)

6. Искусственный водоем, в котором часто плавают лебеди (пруд)

7. Предмет техники, необходимый для просмотра телепередач (телевизор)

8. Вид транспорта, на котором так любят кататься дети (велосипед)

9. Географический объект, имеющий кратер (вулкан)

10. Предмет женской одежды на бретелях, который обычно носят летом (сарафан).

Результаты итоговой диагностики оценивались по следующим критериям:

- 8-10 баллов (верных ответов) – высокий уровень владения умением давать определения понятиям,

- 5-7 баллов – средний уровень владения умением давать определения понятиям,

- 4 и менее баллов – низкий уровень владения умением давать определения понятиям.

Результаты по каждой методике мы представляем в таблице, а далее проводим качественно-количественный анализ.

Таблица 2. Результаты методики «Умение видеть проблемы»

Фамилия испытуемого

Балл

Уровень

Амирова Алина

6 баллов

Средний

Батыршин Шамиль

2 балла

Низкий

Волкова Анна

7 баллов

Средний

Гареев Карим

8 баллов

Высокий

Дыбова Арина

6 баллов

Средний

Ефимов Амаль

6 баллов

Средний

Жихарев Михаил

3 балла

Низкий

Зайнуллин Алишер

6 баллов

Средний

Зайнуллина Алина

7 баллов

Средний

Иванникова Адель

6 баллов

Средний

Комаров Никита.

7 баллов

Средний

Латышева София

5 баллов

Средний

Петров Никита.

5 баллов

Средний

Халитова Дарина.

2 балла

Низкий

Храмов Виктор

1 балл

Низкий

Чанышева Венера.

6 баллов

Средний

Шарков Максим

5 баллов

Средний

Щукина Регина

6 баллов

Средний

Юртумбаева Альбина

7 баллов

Средний

Якин Иван

5 баллов

Средний


Проанализировав все анкеты испытуемых, мы пришли к следующим выводам: оказалось, что из двадцати детей только у одного ученика (5%) умения видеть проблемы в задании сформированы на высоком уровне. Высокий уровень сформированности таких умений предполагает развитые в полной мере у ребенка умения логически мыслить, делать самостоятельные умозаключения и глобальные предположения вообще. Этот уровень фиксирует высокую степень готовности ребенка к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Основная часть группы детей (15 человек - 75%) испытуемых имеют средний уровень сформированности умения видеть проблемы. Средний уровень сформированности данных умений свидетельствует о достаточно хорошо сформированных исследовательских способностях проводить самостоятельные мыслительные операции. Этот уровень показывает, что ребенок вполне способен заниматься исследовательской деятельностью, но ему необходимо постоянное одобрение и подтверждение значимости своей работы.

Низкий уровень умения видеть проблемы по результатам данной методики продемонстрировали четверо испытуемых (20%) из экспериментальной группы. Умения выдвигать гипотезы сформированы у них плохо или вообще не сформированы, то есть дети испытывают трудности при анализе, систематизации и обобщении теоретического и практического материала, не умеет отделять частное от общего и т.д.

Таблица 3. Результаты методики «Умение задавать вопросы»

Фамилия испытуемого

Кол-во вопросов

Уровень

Амирова Алина

5 вопросов

Средний

Батыршин Шамиль

2 вопроса

Низкий

Волкова Анна

5 вопросов

Средний

Гареев Карим

8 вопросов

Высокий

Дыбова Арина

6 вопросов

Высокий

Ефимов Амаль

5 вопросов

Средний

Жихарев Михаил

3 вопроса

Низкий

Зайнуллин Алишер

5 вопросов

Средний

Зайнуллина Алина

5 вопросов

Средний

Иванникова Адель

5 вопросов

Средний

Комаров Никита.

5 вопросов

Средний

Латышева София

5 вопросов

Средний

Петров Никита.

5 вопросов

Средний

Халитова Дарина.

2 вопроса

Низкий

Храмов Виктор

1 вопрос

Низкий

Чанышева Венера.

5 вопросов

Средний

Шарков Максим

5 вопросов

Средний

Щукина Регина

5 вопросов

Средний

Юртумбаева Альбина

5 вопросов

Средний

Якин Иван

5 вопросов

Средний


Проанализировав все работы испытуемых, мы пришли к следующим выводам: из двадцати детей у двоих учеников (10%) умения задавать вопросы сформированы на высоком уровне. Высокий уровень сформированности таких умений предполагает развитые в полной мере у ребенка умения отделять общее от частного и наоборот. Этот уровень фиксирует высокую степень готовности ребенка к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Остальная часть группы детей (14 человек - 70%) испытуемых имеют средний уровень сформированности умения задавать вопросы. Средний уровень сформированности данных умений свидетельствует о достаточно хорошо сформированных способностях проводить аналитические мыслительные операции. Этот уровень указывает на то, что ребенок вполне способен заниматься исследовательской деятельностью.

Низкий уровень умения задавать вопросы по результатам данной методики продемонстрировали четверо испытуемых в экспериментальной группе (20%). Соответственно, у детей хотя бы в минимальной степени сформированы навыки систематизации и обобщения теоретического и практического материала.

Таблица 4. Результаты методики «Умение давать определения понятиям»

Фамилия испытуемого

Кол-во вопросов

Уровень

Амирова Алина

6 баллов

Средний

Батыршин Шамиль

2 балла

Низкий

Волкова Анна

8 баллов

Высокий

Гареев Карим

8 баллов

Высокий

Дыбова Арина

6 баллов

Высокий

Ефимов Амаль

6 баллов

Средний

Жихарев Михаил

3 балла

Низкий

Зайнуллин Алишер

6 баллов

Средний

Зайнуллина Алина

7 баллов

Средний

Иванникова Адель

6 баллов

Средний

Комаров Никита.

7 баллов

Средний

Латышева София

5 баллов

Средний

Петров Никита.

5 баллов

Средний

Халитова Дарина.

2 балла

Низкий

Храмов Виктор

5 баллов

Средний

Чанышева Венера.

6 баллов

Средний

Шарков Максим

5 баллов

Средний

Щукина Регина

6 баллов

Средний

Юртумбаева Альбина

7 баллов

Средний

Якин Иван

5 баллов

Средний


Итак, из двадцати детей у пятерых учеников (25%) умения давать определения понятиям сформированы на высоком уровне. Высокий уровень сформированности таких умений предполагает развитые в полной мере у ребенка умения трактовать и интерпретировать разные понятия. Этот уровень фиксирует высокую степень готовности ребенка к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Остальная часть группы детей (12 человек - 60%) испытуемых имеют средний уровень сформированности умения давать определения понятиям. Средний уровень сформированности данных умений свидетельствует о достаточно хорошо сформированных способностях интерпретировать разные понятия. Этот уровень указывает на то, что ребенок вполне способен заниматься исследовательской деятельностью.

Низкий уровень умения задавать вопросы по результатам данной методики продемонстрировали трое испытуемых в экспериментальной группе (15%).

Соответственно, у детей хотя бы в минимальной степени сформированы навыки систематизации и обобщения теоретического и практического материала.

Для того чтобы более объективно оценить полученные результаты констатирующего эксперимента мы считаем необходимым составить сводную таблицу результатов по трем проведенным методикам.

Таблица 5. Результаты трех методик (констатирующий эксперимент)

Фамилия испытуемого

Методика «Умение видеть проблемы».

Методика «Умение видеть проблемы».

Методика «Умение видеть проблемы».

Итог

Амирова Алина

Высокий

Средний

Средний

Средний

Батыршин Шамиль

Высокий

Низкий

Средний

Средний

Волкова Анна

Средний

Средний

Высокий

Средний

Гареев Карим

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Дыбова Арина

Средний

Средний

Средний

Средний

Ефимов Амаль

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Жихарев Михаил

Высокий

Низкий

Высокий

Средний

Зайнуллин Алишер

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Зайнуллина Алина

Высокий

Средний

Средний

Средний

Иванникова Адель

Средний

Средний

Высокий

Средний

Комаров Никита.

Высокий

Средний

Средний

Средний

Латышева София

Средний

Средний

Высокий

Средний

Петров Никита.

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Халитова Дарина.

Высокий

Низкий

Средний

Средний

Храмов Виктор

Высокий

Низкий

Средний

Средний

Чанышева Венера.

Средний

Средний

Высокий

Средний

Шарков Максим

Средний

Средний

Средний

Средний

Щукина Регина

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Юртумбаева Альбина

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Якин Иван

Высокий

Средний

Высокий

Высокий


Таким образом, мы можем сделать вывод, что по итогам трех методик в целом преобладает средний уровень сформированности исследовательских умений у детей экспериментальной группы (13 человек – 65%). В целях улучшения показателей и дальнейшего формирования исследовательских умений у обучающихся будет составлена Программа проектной деятельности по ИЗО для детей по системе «Начальная школа XXI века». В рамках педагогической практики будут проведены несколько занятий, опирающихся на составленную программу, которые призваны способствовать успешному формированию исследовательских умений у обучающихся 4-го класса по системе «Начальная школа XXI века».



2.2. Программа проектной деятельности по системе «Начальная школа ХХI» для обучающихся 4-го класса



Пояснительная записка

Нами представлен проект Программы проектной деятельности по ИЗО для 4-го класса по системе «Начальная школа ХХI». Младший школьный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем педагогики является эффективное развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности. Использование проектов на уроках ИЗО позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к творческой деятельности,

Программа проектной деятельности по ИЗО для 4-го класса предполагает, что ребенок на таких занятиях творил, исследовал, изучал и разносторонне развивался одновременно.

Цель программы: повышение уровня исследовательских и творческих способностей детей младшего школьного возраста (4-й класс).

Задачи:

• создать условия для развития исследовательских и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

• формировать у младших школьников с помощью мероприятий характерные действия: крупная моторика, координация, пластичность, абстрагирование;

• формировать умения публичных выступлений в соответствии с заданными параметрами;

• развитие речи, умения декламировать стихи, выполнять простейшие танцевальные движения;

• укреплять интерес к деятельности, требующей творческого напряжения;

• воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

Организация непосредственной образовательной деятельности

Программа проектной деятельности по ИЗО для 4-го класса рассчитана на деятельность детей на уроках в школе. Проводится Программа проектной деятельности по ИЗО для 4-го класса в течение 1 года. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 40-45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в проектной форме, с интересным содержанием, творческими задачами.

Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития исследовательских способностей у детей 10-11 лет (4 класс).

Создание предметно-развивающей среды.

Образовательная деятельность организуется в помещениях ОУ, оборудованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, либо вне школы. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе игр и пособий к ним.

Учебно-тематический план занятий в рамках Программы проектной деятельности по ИЗО для 4-го класса по системе «Начальная школа ХХI»

№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Вид занятия

Время

1.

Проект «Лица нашего класса»: рисование друг друга красками. Далее классная выставка работ обучающихся. Затем – обсуждение итогов мероприятия.

Тренинг на знакомство «Какой он, новый друг…».

Проектная деятельность







Практическое

40 мин.

40 мин.

2.

Проект ««Народные мотивы в творчестве композиторов» (рисование по мокрому народных мотивов на выбор). Представление работ и обсуждение работ в классе.


Проектная деятельность

40 мин.

40 мин.


40 мин

3.

Проект «Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов – Жостова, Городца, Хохломы» (выбор промысла, изучения рисунков промысла, выполнение рисунка).

Проектная деятельность

40 мин.

40 мин.

4.

Праздник госпожи Осени: игры, танцы, песни, представления, выполнение заданий по образцу.

Музыкальный

театрализованный

праздник на основе проектной деятельности

1 час.

5.

Проект «Создание народной матрешки» (выбор материала, выполнение фигуры матрешки, украшение матрешки, выставка матрешек).

Практическое

40 мин.

6.

Проект «Герои любимых сказок» (лепка героев мультфильма из пластилина, театрализация песни «Пластилиновая ворона»).

Проектная деятельность

40 мин.

40 мин.

7.

Проект «Создание декораций для сказки «Теремок» (рисование декораций по группам, музыкальная постановка сказки).

Проектная деятельность

1 час


40 мин.

8.

Проект «Придумай продолжение картины» (работа по развитию воображения: дети рисуют начало любой картины, потом их рисунки перемешиваются и дети «вслепую» выбирают картину, которую надо продолжить).

Проектная деятельность

40 мин.

40 мин.

9.

Проект «Путевые зарисовки художника» (посещение зимних парков и скверов, создание «картин» по мотивам прогулки).

Проектная деятельность

1 час

40 мин.

10.

Проектная деятельность по подготовке к новогоднему утреннику: репетиции, игры-драматизации, игры- соревнования, танцы, хороводы.


Практическое

Практическое

Музыкальное

театрализованное

4 занятия по 40 мин.

1 час


11.

Проект «Новогодняя сказка» (занятия по бумагопластике и объемной аппликации). Выставка работ для родителей.

Проектная деятельность

1 час.

1 час

12.

Проект «Городской пейзаж» (рисование реальных объектов города: (садик, школа, соседний магазин, парк у дома), развитие пространственного воображения и географической памяти у детей, представление своих работ, обсуждение работ)

Проектная деятельность

1 час.

40 мин.

40 мин.

13.

Проект «Кукольный театр» (рисование героев сказки, разыгрывание по ролям сказки, создание «кукол-героев» самостоятельно по группам).

Выступление с кукольным театром перед первоклассниками.

Проектная деятельность

1 час

1час

1 час

14.

Проект «Разукрасим мир своими руками» (лепка объемная, декоративная, лепка по картону, представление работ).

Проектная деятельность


40 мин

1 час

15.

Музыкальный проект «Весна пришла» (рисование иллюстраций по теме, разыгрывание мини-сценок, выступление перед родителями).

Театрализованное, музыкальное экспромт-представление

40 мин.

1 час.

16.

Проект «Самый веселый день» или «Самый грустный день» (рисование цветными карандашами по конкретной теме, представление результатов работы перед одноклассниками).

Проектная деятельность.

1 час

17.

Проектная работа в парах по созданию картинок-иллюстраций для сказок.

Проектная деятельность.

1 час

40 мин.

18.

Вокально-театральное кукольное представление «Сказка про Лето» (создание декораций, создание героев представления и т.д.)

Проектная деятельность

40 мин

40 мин 1 час

19.

Проект «Летние забавы» (комбинированное заключительное творческое занятие, постановка мини-танцевального представление).

Проектная деятельность

1 час

1 час


Ожидаемые результаты

1. Обучающиеся научатся без стеснения оценивать и анализировать результаты своих действий, создавать творческие «продукты».

2. У младших школьников будут сформированы основные мыслительные исследовательские творческие действия: они смогут самостоятельно составить простейшую композицию, набор иллюстраций, разыграть мини-сценку, придумать небольшой набор рисунков по теме.

3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

4. Расширятся представление об искусстве и смежных областях;

5. В личностном плане младший школьник становится более доброжелателен к сверстникам; активен в той или иной роли, может согласовывать свои действия с другими «участниками» деятельности; у ребенка сформируется более выразительная передача игрового образа (движения, интонация, мимика).



2.3.Технология организации проектной деятельности по ИЗО для обучающихся 4-го класса по системе «Начальная школа ХХI»

Результаты диагностик, описание которых представлено в Параграфе 2.1., свидетельствуют о необходимости регулярной методической работы над повышением уровня исследовательских умения именно на уроках ИЗО по системе «Начальная школа ХХI» в рамках проектной деятельности. Для этого очень эффективной может быть работа над проектами на уроках ИЗО.

Для этого была организована и проведена работа с обучающимися над несколькими проектами, которые предполагали использованием различных средств на уроках ИЗО по системе «Начальная школа ХХI» в 4-м классе.

Проектная деятельность по системе «Начальная школа ХХI» на руоках ИЗО способствует развитию следующих способностей у школьников:

- коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;

- личностных: развитие фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;

- социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других.

Во время работы с обучающимися 4-го класса по системе «Начальная школа ХХI» нами были проведены проекты «Здравствуй, осень!» и «Хоровод дружбы». Проект «Здравствуй, осень!» состоял из следующих тем: «Осенние изменения в природе» «Осенние листья», «Деревья в осеннем лесу», итоговая выставка. Первый урок «Осенние изменения в природе» прошел в виде экскурсии в городском парке, на которой дети изучали особенности осеннего леса, деревьев, собирали листья. На втором уроке «Осенние листья» детям было предложено рисование собранных листьев. На третьем уроке «Деревья в осеннем лесу» дети изображали различные деревья с помощью акварели. Завершающим итогом данного проекта явились оформление творческих работ и их выставка в фойе школы. Итоговый урок заключался в обсуждении выставки, которая называлась «Здравствуй, осень!», на которой дети рассказывали о природе родного края, иллюстрируя свой рассказ своими рисунками.

Второй проект «Хоровод дружбы» состоял из трех уроков. Первый урок был проведен в виде экскурсии в Национальный музей Республики Башкортостан, в котором дети изучали национальные костюмы народов, проживающих в Республике Башкортостан. На втором уроке дети рисовали фрагменты национальных костюмов с помощью цветных карандашей. На третьем уроке дети создавали национальные уборы с помощью фломастеров, цветной бумаги, клея и ножниц. Итогом данного проекта явилась защита детей своих рисунков и изделий в виде небольших рассказов об обычаях и традициях разных народов.

Таким образом, проектная деятельность на уроках ИЗО по системе «Начальная школа ХХI», построенная на материалах региональной культуры, окружающего мира развивает у обучающихся основы гражданской идентичности, любовь к малой Родине, художественные умения и навыки, овладение практическими умениями и навыками в рисунке, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, умение обсуждать и анализировать свои творческие работы и работы других.

Использование на уроках ИЗО по системе «Начальная школа ХХI» в 4-м классе проектных методик способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме.

Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей графики.



Выводы по второй главе

Вторая глава данной курсовой работы носит практический характер. В ней описано проведение исследования, направленного на выявление уровня сформированности исследовательских умений вообще и по предмету «ИЗО», в частности, а также описана технология проведения проектной деятельности с испытуемыми для успешного формирования умения добывать самостоятельно информацию.

В рамках исследования мы использовали три методики, направленные на выявление умений, необходимых для успешной организации проектной деятельности:

1. Методика «Умение видеть проблемы».

2. Методика «Умение задавать вопросы».

3. Методика «Умение давать определения понятиям».

Таким образом, было выявлено, что по итогам трех методик в целом преобладает средний уровень сформированности исследовательских умений у детей экспериментальной группы (13 человек – 65%). В целях улучшения показателей и дальнейшего формирования исследовательских умений у обучающихся были составлены программа и технология организации проектной деятельности по ИЗО для обучающихся 4-го класса. В рамках педагогической практики были проведены несколько занятий, опирающихся на составленную программу, которые призваны способствовать успешному формированию исследовательских умений у детей.

Несмотря на то, что дисциплина «ИЗО» относится к творческому циклу предметов, для выполнения проектной деятельности по данному предмету также необходимо наличие определенных универсальных исследовательских умений.

В целях улучшения показателей и дальнейшего формирования исследовательских умений у обучающихся в работе предложена программа проектной деятельности для младших школьников и прописана технология формирования всех видов умений (в частности, даже исследовательских). Несколько занятий из этой программы были проведены с детьми в ходе педагогической практики.

В заключение мы можем сделать вывод о том, что систематическая методическая работа с детьми над проектной деятельностью у младших школьников может принести положительный результат. Следовательно, представленные в Параграфах 2.2. и 2.3. системы методов, форм и приемов работы в рамках проектной деятельности могут быть включены в систему занятий младших школьников как в урочное время, так и во внеурочную деятельность.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы было изучение особенностей проектной деятельности на уроках ИЗО в 4-м классе начальной школы по системе «Начальная школа ХХI».

Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.

Проектная деятельность школьников рассматривается исследователями в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка.

Преимущества проектной деятельности состоят в следующем: развивается энтузиазм в работе, повышается заинтересованность детей, усиливается связь детей с реальной жизнью, развивается научная пытливость детей, умения работать в группе, повышается уровень самоконтроля и дисциплинированности.

Проектная деятельность на уроках ИЗО по системе «Начальная школа ХХI» в начальных классах позволят сделать обучение более современным, увлекательным и интересным для младших школьников. Применение на уроках ИЗО проектной деятельности у младших школьников повышает интерес к процессу обучения, влияет на качество и результаты обучения, развивает  познавательные учебные  умения  первоклассников, помогает детям ориентироваться в информационном пространстве,  дает возможность для развития творческих способностей у каждого ребенка,  развивая творческое и аналитическое мышление детей.

Во второй главе курсовой работы представлено описание исследования, направленного на изучение исследовательских умений. Для этого были применены несколько диагностических методик, адаптированных для изучения этих умений у детей 4 класса.

Нами было выявлено, что в целом преобладает средний уровень сформированности исследовательских умений у детей экспериментальной группы, хотя по результатам второй методики выявлено преобладание высокого уровня исследовательских умений, но остальные показатели уверенно демонстрируют преобладание средних баллов.

В целях улучшения показателей и дальнейшего формирования исследовательских умений у обучающихся в работе предложена программа проектной деятельности для младших школьников по системе «Начальная школа ХХI» и прописана технология формирования всех видов умений (в частности, даже исследовательских) на уроках ИЗО по системе «Начальная школа ХХI». Несколько занятий из этой программы были проведены с детьми в ходе педагогической практики.

Таким образом, проектная деятельность на уроках ИЗО в 4-м классе по системе «Начальная школа ХХI» развивает у обучающихся основы гражданской идентичности, любовь к творчеству, художественные умения и навыки, овладение практическими умениями и навыками в рисунке, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, умение обсуждать и анализировать свои творческие работы и работы других.

Использование на уроках ИЗО в 4-м классе по системе «Начальная школа ХХI» проектных методик способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства по системе «Начальная школа ХХI» происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др.

Формирование регулятивных универсальные учебные действий по системе «Начальная школа ХХI» осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов.

Личностные результаты по системе «Начальная школа ХХI» проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий по системе «Начальная школа ХХI» обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей графики.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева Е. В. Проблема преемственности ФГОС начального и общего образования [Текст] / Е. В. Алексеева // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 4-6.

  2. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического сопровождения. Монография [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. — М.: Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2012. — 210 с.

  3. Гладилина И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / И. Гладилина // Воспитание школьников. - 2008. - №9. - С.14-17.

  4. Гликман И.З. Подготовка к творчеству [Текст] / И.З. Гликман // Научно-практ. журнал «Одаренный ребенок». - 2007. - № 3. - С.34-41.

  5. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя [Текст] // «Первое сентября». 2008. - №11. – с. 11-14.

  6. Катханова, Ю.Ф. Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Выпуск 5 [Текст] / Ю.Ф. Катханова, Э.В. Подгорнева. — М.: Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011. — 202 с.

  7. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий [Текст] //Педагогический альманах. – 2002. - №1. - с.101-109.

  8. Макотрова, Г.В. Сеть Интернет ученику-исследователю [Текст]: учебное пособие / Г.В. Макотрова. – М.: ФЛИНТА, 2014. — 184 с.

  9. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет [Текст] /М.В. Межиева. Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 128 с.

  10. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы [Текст] / Б.М. Неменский. Издательство «Просвещение», 2005. – 190 с.

  11. Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников [Текст] / Е. А. Острикова // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 358-361.

  12. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2008. – 143 с.

  13. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]/ В.И. Загвязинский [и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

  14. Пономарев Я.Е. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.Е. Пономарев. – Издание: Лаборатория знаний, М., 2010. – 328 с.

  15. Проектные задачи в начальной школе [Текст] / Под редакцией А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение. 2011. – 188 с.

  16. Проектный урок. Сборник статей [Текст] / Под науч.ред. Н.Ю. Пахомовой – М.: МИОО, 2006. – 342 с.

  17. Русакова Т. Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом [Текст] /Учебно-методический комплекс. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 149 с.

  18. Савельева О.П., Насонова Е.С. Методические рекомендации в помощь педагогу ИЗО и ДПИ. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 64 с.

  19. Сборник проектных задач. Начальная школа: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках [Текст] / Под редакцией А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение. 2011. – 190 с.

  20. Сергеев Н.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005. – 188с.

  21. Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] / Л.М. Сокольникова. – М., 2002. - 203 с.

  22. Суслов В.Н. Решаем проектные задачи. 1-3 класс. Исследование, творчество, сотрудничество [Текст] / В.Н. Суслов. – Легион. 2012. – 210 с.

  23. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя [Текст] / Н.Ф. Талызина. М.: Просвещение, 2008. - 381с.

  24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – 33 с.

  25. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. - М., 2007. – 210 с.

  26. Чадина Т.А. Изобразительные технологии в детском саду и начальной школе: методическое пособие [Текст] / Т.А. Чадина. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. – 119 с.

  27. Черентаева В.А. Приобщение младших школьников к основам исследовательской и проектной деятельности через комплексные ситуационные задачи [Текст] / В.А. Черентаева // Методист. - 2012. - № 7. - С. 57-61.

  28. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Текст] / Т.Н.Шликене // Начальная школа. - 2008. - № 9.- С. 34-38.

  29. Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий [Текст] / авт. сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.

  30. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А. Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51.

  31. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Яковлева. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 144 с.










25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!