СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках музыкального воспитания в начальных классах составитель Дорофеева Г.И. преподаватель Теории и методики музыкального воспитания в начальной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале рассматриваются отдельные аспекты проектной деятелльности в рамках дисуиплины Музыка в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках музыкального воспитания в начальных классах составитель Дорофеева Г.И. преподаватель Теории и методики музыкального воспитания в начальной школе»

Министерство образования науки и молодежной политики

Краснодарского края ГБПОУ КК

Краснодарский педагогический колледж











ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ






Преподаватель

Дорофеева Г.И.

2023


Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе

Тип проекта

Результат проекта 

Примерное содержание

Творческий


творческий продукт

Например, дети могут создать пригласительные билеты для новогоднего праздника. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель — разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о празднике.


Информационный


база знаний

Учителю иногда приходится решать профориентационные задачи в начальной школе — например, рассказывать о разных профессиях. Для этого можно реализовать проект «Что мы знаем о профессиях своих родителей», цель которого — составить картотеку профессий, в которых работают родители учеников класса. 

Исследовательский


выводы, полученные в ходе исследования

На «Окружающем мире» дети часто проводят микроисследования, это можно сделать и в рамках других учебных предметов. Например, обратить внимание школьников на поговорки и пословицы и поставить такую проблему: какое место занимают пословицы в жизни современного человека? Вместе с учениками сформулируем гипотезу: большинство пословиц и поговорок играют важную роль в жизни современного человека. Целью проекта станет подтверждение или опровержение гипотезы. 

На уроке музыки, например:

1. История аккордеона.
1.1. Кэн и шен
1.2.Первые ручные гармоники (оркестрион).
1.3. Первые аккордеоны (фисгармония).
1.4. Аккордеон.
2. Гармоники в России.
3. Устройство аккордеона.
3.1. Как звучит аккордеон?
4. Памятник аккордеонисту.


Чтобы создать проект, нужно определить проблему, найти способы ее решения, применить их и подвести итоги. 

1. Определение проблемы

Цель работы: - выяснить, действительно ли аккордеон удивительный музыкальный инструмент. В работе представлены: история возникновения, устройство аккордеона (изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в различных источниках);
- узнать историю появления аккордеона, проследить путь его развития. Выяснить, почему аккордеон считают самым универсальным инструментом.

Предмет исследования – музыкальные инструмент - аккордеон. Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что аккордеону уже больше 180 лет и в связи с этим у нас возникли вопросы:

Гипотеза I. А, что если аккордеон устарел, вышел из моды, стал не нужным? Так как в современном мире существует много электромузыкальных инструментов, компьютерных музыкальных программ, которые превосходят аккордеон по некоторым качествам.

Гипотеза II. Может быть, нет на свете удивительнее инструмента, чем аккордеон - это инструмент, который невозможно ничем заменить? Он уникален.

Практическая значимость работы – рассказать историю аккордеона, показать, как звучит аккордеон.

 2. Поиск способов решения проблемы

Цель отвечает на вопрос «Что должно быть изменено в реальной ситуации, чтобы она совпала с идеальной». От цели проекта зависит, каким путем идти в решении проблемы, а также каким будет вид проекта и его продукт. 

В информационном проекте ученики собирают и анализируют информацию об объекте или явлении и в итоге создают книгу, газету или картотеку. 

В исследовательском проекте школьники определяют методы исследования, выдвигают гипотезу, анализируют результаты. Итогом проекта может стать письменное сообщение — например, об играх, в которые играют на переменах ученики начальной школы. 

В творческом проекте дети учатся решать нетиповые задачи, развивают художественные способности. В итоге они создают поделки, ставят спектакль, проводят конкурсы. 

3. Подведение итогов

Важный этап работы над проектом — презентация его перед другими учениками и учителем. При подготовке к выступлению нужно учитывать интересы аудитории — что ей будет интересно узнать, посмотреть. Перед подготовкой презентации ученик должен ответить на вопросы: «Зачем я рассказываю о проекте?», «Для кого я это делаю?», «Что мне для этого необходимо?». Важно, чтобы школьники готовили презентацию заранее: писали текст, создавали презентации, определяли, какое оборудование им понадобится. 

Но подведение итогов — это еще и возможность каждому ученику оценить свою работу и свои личные достижения. На этом этапе школьник делает вывод о результатах работы: решена ли проблема, достигнута ли цель. Учителю важно задавать ребятам вопросы о том, что получилось и не получилось при реализации проекта, как они работали, смог ли каждый проявить себя. Эти вопросы помогут ученикам оценить свои силы и без страха и сомнений приступить к следующему проекту.

Проекты по музыкальному воспитанию

  • Игровые - ролевые проекты, например, драматизация песен, постановка детских опер. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

  • Информативно-исследовательские проекты /рефераты, презентации/. Например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента».

  • Сценарные проекты - внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, классных часов, фестивалей и т. д.).

  • Творческие работы - свободное сочинение по прослушанному музыкальному произведению, литературный перевод текстов песен зарубежной эстрады.

  • Издательские проекты - стенгазеты, материалы для стендов.

  • Авторские проекты - сочинение песни, романса.

Пример: на этапе разучивания «Весёлый музыкант» к содержанию песенки дети создают свой проект «Мультипликационный фильм». Детям дается задание нарисовать к определенному куплету песенки рисунок, в классе дети обсуждают, кто, что будет рисовать, чтобы рисунки не повторялись. (На диске презентация песни). Результатом является исполнение песенки во время демонстрации презентации.

Тема: «Музыкальные инструменты». Проект «Экскурсия - путешествие в страну музыкальных инструментов», где группа детей готовят небольшие сообщения об инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другая группа выступают в роли музыкантов и исполняют небольшую импровизацию на шумовых инструментах (дети изготовляют инструменты сами).

В результате дети знакомятся с инструментами не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают самого лучшего экскурсовода, а также играют на шумовых инструментах, которые делают сами дома. Также на уроке дети сами изготавливают из подручного материала простейшие шумовые инструменты. Используются: баночки, коробочки, фасоль, рис, горох, различные бусинки и т.д.

В процессе обучения игре на шумовых инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Шумовые инструменты - это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой интерес. Наблюдая, что такой вид деятельности вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

Перед темой «Инструменты симфонического оркестра» мы предлагали учащимся проект «Симфонический оркестр».

Краткое содержание проекта:

  • Закрепить понятия «вокальная» и «инструментальная» музыка.

  • Дать определение оркестр.

  • Обогащать знания детей о свойствах и особенностях групп симфонического оркестра.

  • Рассказать легенды о происхождении музыкальных инструментов.

  • Обогатить словарь детей музыкальными терминами.

  • Познакомить с расположением симфонического оркестра.

  • Расширять музыкальные впечатления детей.

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Результаты проекта:

  • Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.

  • Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.

  • Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

  • Вовлечение детей каждого ребенка в творческую деятельность.

  • Формирование у детей представления о разнообразии музыкальных инструментов.

Проект «Путешествие в музыкальный театр» может быть направлен на ознакомление учащихся с тем, как создаются музыкальные спектакли, разрабатываются программки, афиши и т.д. В ходе этого проекта разным группам детей дается задание, связанное с одним из этапов подготовки музыкального спектакля. Кто-то создает афиши, кто-то подбирает музыкальный материал, другие группы занимаются билетами и созданием эскизов костюмов.

Как организовать проектную деятельность в начальной школе

Поддерживать самостоятельность учеников. Проекты помогают школьникам проявлять свои исследовательские качества: им приходится предлагать идеи, высказывать свое отношение к проблеме, оценивать предложения одноклассников. Учителю важно поддерживать активность учеников, даже если идеи пока сложны в реализации. Не стоит давить авторитетом — нужно задавать правильные вопросы, чтобы школьники поняли, получится ли у них реализовать проект, так как они задумали. 

Не забывать о социальной и личной значимости проекта. Важно, чтобы проект не превращался в формальность. Ученикам важно работать, хорошо представляя себе «заказчиков» — тех, на кого ориентирован проект: создавать стенгазету, которую прочитают ребята из других классов, придумывать концерт для ветеранов. Также важно, чтобы проект стал личностно значимым для каждого ученика, вызывал эмоции. Дети могут понимать, что концерт нужен ветеранам, но быть к нему равнодушными. Тогда стоит обсуждать значимость проекта, чтобы школьники «зажглись» и не потеряли интерес в процессе работы. 

Обсуждать проект всем классом. Если учитель ведет диалог только с несколькими учениками, то проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать каждого, делите класс на микрогруппы. Но важно уделять внимание каждой группе, чтобы контролировать степень участия каждого ученика и у всех ли есть возможность высказаться. 




Памятка для ученика по созданию проекта

Дорогой друг!

Тебя окружает удивительный мир.

Знания о нём можно получать в готовом виде, но

гораздо интереснее их добывать самому!

Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать

проекты и делиться своими открытиями с

друзьями.

Предлагаем памятку, которая поможет в работе над проектом.


Разберёмся в значении некоторых слов:


Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности;

разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)

  2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)

  3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)

  4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

  5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).


Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.

Основная часть – описание поэтапного решения задач. Можно использовать фразы – клише:

Я начал свою работу с того, что … Потом я приступил к …

Я завершил работу тем, что …

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) … План моей работы был нарушен, потому что …

Мне удалось достичь цели проекта, потому что …

Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

Проект может быть индивидуальным и групповым.

Этапы работы над проектом
    1. Выбор темы.

Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

    1. Формулировка темы проекта.

Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

    1. Определение цели проекта.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач. Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить»,

«обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать»,

«создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

    1. Постановка задач проекта.

Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать»,

«рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

    1. Высказать одну или несколько гипотез.

Гипотеза (греч.) это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.


Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

  1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.

  2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.

  3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.

  4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.


Образец

Тема проекта: «Мир слов».

Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

Задачи:

  1. Изучить строение словаря.

  2. Определить, когда и где можно использовать словарь.

  3. Придумать рекламу для толкового словаря.


Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.


6. Работа с информацией.

Информация это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.

  1. Сбор информации.

Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал,

сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.). Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)

К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.


  1. Методы исследования.

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия. Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

Методы исследования:

    • Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.

    • Изучение источника исследования.

    • Опрос.

    • Интервью.

    • Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).

    • Анализ информации.

    • Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.

    • Мозговой штурм.

    • Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).

    • Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.

    • Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.

    • Сравнение.

    • Обобщение.

    • Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.

    • Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.

    • Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.

    • Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.

    • Анкетирование.

    • Тестирование.

  1. Результаты исследования.

Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.

Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.

Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии. В этом стихотворении пять строк.

  1. Запишите тему стихотворения одним словом.

  2. Подберите два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.

  3. Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.

  4. Запишите предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).

  5. Одним словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.


Образец синквейна.

Язык.

Могучий, безграничный.

Объясняет, поёт, торжествует. Маяк безбрежного моря жизни.

Дар!



  1. Вывод.

Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.


7. Защита проекта.

Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите

собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.

План защиты проекта


  1. Тема проекта.

  2. Цель проекта.

  3. Задачи.

  4. Гипотезы.

  5. Метод и средства исследования.

  6. Актуальность проекта.

  7. Этапы работы.

  8. Полученные результаты.

  9. Выводы.

Текст выступления

Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.

Введение

Тема моего / нашего проекта … Цель моей / нашей работы …

Задачи моего / нашего исследования: … Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …

Творческим продуктом будет …

Моя / Наша работа актуальна, потому что …

Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).

Подготовительный этап:

  • выбор темы и уточнение названия (1 неделя);

  • сбор информации ( _ недели).

Практический этап:

  • эксперимент и анализ материалов ( _ недели);

  • изготовление продукта ( _ недели).

Обобщающий этап:

  • подготовка выступления (1 неделя);

  • подготовка к презентации проекта (1 неделя);

  • защита проекта (1 неделя).

Основная часть

Я / Мы начал(и) свою работу с того, что … Потом я / мы приступил(и) к …

Я / Мы завершил(и) работу тем, что …

Заключение

Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …

Это произошло потому, что …

Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как … Работа над проектом показала, что …

Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…

Презентация творческого продукта

8. Самоанализ выступления.

Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.

Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини - анкеты.

  1. Довольны ли вы своим выступлением?

  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?

  3. Что вам не понравилось?

  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?

  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!