СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках русского языка как способ развития интеллектуального потенциала обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках русского языка как способ развития интеллектуального потенциала обучающихся»

Проектная деятельность на уроках русского языка как способ развития интеллектуального потенциала обучающихся

Жизнь современного общества претерпевает постоянные изменения, что требует корректировки не только в содержательных аспектах, но и в методологических. Если рассмотреть цели современного образования, то становится понятно, что мы должны развивать «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Но как этого добиться, когда большинство учеников не умеют работать самостоятельно? Как найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Поиски решения этой очень серьёзной проблемы я стараюсь вести по всем направлениям. 

На курсах профессиональной переподготовки по теме: «Системно-деятельностный подход к реализации рабочих программ по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС» меня заинтересовал метод проектов, который позволил бы решить главную цель моей деятельности – развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Конечно, поставленная мною цель, как нельзя лучше, определила дальнейшие задачи: во-первых, это создание необходимых условий для самовыражения обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями; во-вторых, использование различных педагогических технологий, а именно проектной деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся; в-третьих, это активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках русского языка.

Как и каждый учитель, я на своих уроках использую различные педагогические технологии: игровые, проблемные, поисковые, личностно-ориентированные, проектные и исследовательские, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности. Но предпочтение, всё-таки, отдаю проектной деятельности, потому что именно она, на мой взгляд, формирует в детях такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Она предполагает научное изучение определённой темы.

Предлагаю классификацию проектов по доминирующей деятельности ученика:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Здесь продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. В прошлом году обучающиеся 6 класса работали над проектом по очищению русского языка от слов-паразитов. Он носил необычное название «Ловушка для слов-паразитов». Ребята по существу оценили реальность использования продукта на практике, ведь ими были составлены рекомендации по исправлению своей речи и речи окружающих.


Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Обучающимися 7 класса были разработаны два интересных проекта: «Тайна имени» и «Фразеологизмы в нашей жизни». Старшеклассники также внесли существенный вклад и пополнили школьную копилку работой под названием «Русский речевой этикет - формы приветствия».


Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Он характеризуется наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры. Обучающиеся 7 и 11 классов собрали словарик заимствованных слов, где встречаются самые распространённые слова, пришедшие к нам из других языков.


Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Основным компонентом его содержания становится ролевая игра. Вместе с ребятами 7 класса мы разработали проект «Плата за жадность», где ответили на вопрос: «За что поплатилось наречие?». И еще один проект «Слова из бабушкиного сундучка», который помог пятиклассникам запомнить большое количество устаревших слов.

Чтобы правильно организовать проектную работу обучающихся, выделяю следующие этапы:

1. Предварительный этап: вовлечение ребят в проектную работу; знакомство с ее целями, структурой;

2. Определение темы конкретного проекта; разделение детей на группы;

3. Выявление проблемы и цели данного проекта;

4. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы, определение методов исследования (в исследовательском методе);

5. Работа в группах, координируемая руководителем проекта: регулярные встречи, во время которых обучающиеся обсуждают промежуточные результаты, учитель комментирует и корректирует работу. Она включает в себя:

- сбор информации: обращение уже к имеющимся знаниям и опыту, работу с источником информации, постановку к эксперименту (в исследовательском проекте), получение и первичную обработку данных;

- анализ собранной информации, формулирование выводов, координацию действий разных групп;

- подготовку презентации проекта.

6. Презентация (демонстрация продукта и результата проекта – кульминация проекта): доклады или компьютерные презентации, выставки, видеофильмы, радиопередачи, театральные представления, школьные праздники;

7. Оценка проекта; рефлексия над результатами проекта.

Разновидности проектов:


По содержанию:

  1. Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета)

  2. Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)

  3. Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)



По включенности проектов в учебные планы:

  1. Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);

  2. Итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)


По продолжительности выполнения проекта:

  1. Мини – проекты (урок, несколько недель);

  2. Средней продолжительности (несколько месяцев);

  3. Долгосрочные (в течение года)


По количеству участников проекта:

  1. Коллективные

  2. Индивидуальные

  3. Групповые



Выполняя проектную деятельность, ученики овладевают различными умениями: они работают с первоисточниками; наблюдают различные явления, факты; объясняют их, сопоставляют, видят противоречия; составляют и решают задачи; формулируют гипотезу; разрабатывают и проводят эксперименты; обобщают материал и представляют его в виде текста, благодаря чему могут самостоятельно выполнять данную работу.

Не могу не сказать о трех уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне обучающийся выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимой литературой. На  стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.

Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Конечно, это труднодостижимая цель.


На уроках русского языка в силу экономии времени я использую мини-проекты. Это удобно, так как работа выполняется в короткие сроки.

В качестве примера предлагаю мини-проект для 5 класса «Многозначные слова», который заключается в следующем: учащиеся изготавливают

цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова. Работая над

этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.

С другой стороны, воспринимая зрительно подобную иллюстрацию (сердцевина у цветка одна, лепестков много), учащиеся понимают, что значения многозначного слова, в отличие от слов-омонимов, связаны между собой.

Такие же проекты предлагаю сильным ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной проектной работой можно лишь во внеурочное время. Но нужно помнить, что такую деятельность сопровождает большая предварительная работа: письменные и устные задания; вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку; способности и интересы учащихся; обсуждение лингвистических работ; выполнение упражнений; выполнение заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о языке, заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельный подбор языкового материала.

Подробнее хотела бы остановиться на исследовательских проектах детей. Первый проект «Фразеологизмы в нашей жизни» был разработан учеником 7 класса Шаболтай Владиславом.

Владислав выяснил, какие бывают фразеологизмы, откуда они к нам приходят, что они означают, зачем нужны фразеологизмы. И пришел к выводу, что фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной. Обучающийся интересно обосновал выбор темы проекта. Когда я у него поинтересовалась, с чем это связано, он показал небольшие зарисовки фразеологизмов «водить за нос», «обвести вокруг пальца». И добавил, что ему уже давно хотелось узнать, почему и как возникли устойчивые сочетания слов. Однозначно было решено, тему оставить.

Обучающаяся 7 класса, Гребенникова Виктория, провела исследование среди одноклассников и узнала «Тайну имени» (название проекта). Виктория провела опрос и выяснила, кто дал имя каждому обучающемуся,

происхождение имён, а так же какие имена повторяются и какие являются редкими. Сначала моей подопечной было тяжело, она выполняла лишь отдельные технологические операции, не понимая смысла работы. Но потом под моим руководством, вникая в суть своего исследования, Виктория смогла сама планировать свою деятельность.

Работа над творческим и интеллектуальным потенциалом учащихся продолжается и на элективных курсах «Мы и орфография», в 10 – 11 классах. Элективные курсы по русскому языку дают возможность учащимся по-новому взглянуть на привычный школьный предмет и соответственно проявить себя с новой стороны. Очень интересный проект защитили обучающиеся 11 класса, назывался он «Русский речевой этикет - формы приветствия и прощания». Ребята изучили этикетные слова, проштудировали большое количество материала по данному вопросу и провели занимательное исследование среди учащихся 1-11 классов, учителей, родителей. Уровень самостоятельности ребят был высок, они легко ориентировались в изменяющейся обстановке, были логичны и последовательны в своих действиях, планировали дальнейший ход проектной деятельности, пользовались необходимой литературой. Мне оставалось только корректировать ход их работы.

На этапе завершения проектной деятельности важна рефлексия как самооценка полученного результата. Мы с ребятами подводим итоги в разных формах: в беседе руководителя и проектанта, обмене мнениями участников проекта за круглым столом, при анкетировании, в задании написать сочинение-размышление о проделанной работе.

Анкета для учеников:

  1. Ваша фамилия, имя.

  2. В каком классе вы учитесь.

  3. Занимались ли вы прежде проектной деятельностью? По какому предмету?

  4. Чему вы научились, занимаясь проектной работой по русскому языку? Что узнали?

  5. Где и как вы можете использовать полученный опыт?

  6. Что вам больше всего понравилось, вызвало интерес в проектной работе?

  7. Что было трудно?

  8. Как изменила проектная деятельность ваше отношение к изучению русского языка?

На вопросы анкеты были получены самые разные ответы. Многие из детей отрыли в себе исследователей: «я научилась планировать проект», «я понял, как оформлять результаты», « научился делать исследовательский проект». На вопрос: «Где и как вы можете использовать полученный опыт?» ребята отвечали: « для учебы в школе, на уроках русского языка», «для учебы в вузе». У большинства ребят проектная деятельность вызвала интерес. Однако труднее всего оказалось « работать с большим количеством литературы», «составлять план», а некоторым «было страшно выступать».

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.





















Библиография

1. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. // Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык», №17 – 24, 2006.

2. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.// Пособие для учителей. 2-е издание. Москва «Просвещение», 2012

3. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2003

4. www.festival1september.ru

5. www.edusite.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!