СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по теме: «Пчёлы и дети — за защиту планеты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность по теме "Пчелы и дети - за защиту планеты"

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по теме: «Пчёлы и дети — за защиту планеты»»



Проект «Пчела и дети — за жизнь на планете!»





Тип проекта : исследовательско – творческий.

Участники проекта : дети группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта : долгосрочный (3 месяца).



Введение.

С приходом весны просыпается природа, просыпаются и насекомые. Насекомые есть почти везде, поэтому наблюдать за ними легко и интересно. Я выбрала пчёл. А почему я их выбрала? На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Весной и летом некоторые семьи много времени проводит на даче, на пасеке. Ульи стоят в саду, и когда деревья зацветают, можно наблюдать за работой пчёл. Первое солнышко, первые цветочки, и вот она – труженица пчела уже занята работой - строит соты, собирает ароматный и сладкий нектар, опыляет растения. Это очень трудолюбивые насекомые. Глядя на них, у меня возникло много вопросов: «А как устроена их жизнь? есть ли у них семья? Чем питаются? Как они общаются между собой? И у меня появилось огромное желание исследовать тайный мир этих интересных насекомых. Большую помощь в моем исследовании оказал мне папа, отвечая на мои вопросы, показывая жизнь пчел на пасеке, в обычной для них обстановке. От него я узнала, что пчела не только дарит человеку самый сладкий продукт природы – мед, но и помогает решать экологические проблемы.

Актуальность проекта.

Пчёлы — очень древние обитатели нашей планеты, и они всегда играли важную роль в жизни людей. Пчёлы дают человеку высококалорийный продукт – мёд. Мёд не только продукт питания, но еще и лечебный продукт. Он заживляет раны, его используют для лечения простудных заболеваний. Пчёлы опыляют многие растения и деревья. Благодаря чему, они дают семена и плоды.

«Если исчезнут пчёлы, то все живое на планете погибнет через 3–4 года», – к такому выводу давно пришел физик Альберт Эйнштейн. Не будет пчёл – не будет опыления, исчезнут растения, животные, а в конечном счёте, и человек.

Не хочется думать о плохом, но медоносных насекомых с каждым годом действительно все меньше и меньше.

Гипотеза:

• Действительно ли, что без пчел обеднели бы, а может быть, и совсем исчезли с лица Земли многие представители высшей растительности?

• Какова польза от этих удивительных насекомых для народного хозяйства?

Проблема исследования:

• А все ли мы знаем о пчёлах?

• Их значимость в природе и жизни людей.

Цель:

Привлечение внимания подрастающего поколения к роли пчел в жизни людей.

Задачи:

• Познакомить детей с пчелиным царством.

• Формировать представления о том, что пчелы – полезные насекомые.

• Расширить знания детей о продуктах пчеловодства (мед, прополис, воск) и использовании их человеком.

• Дать представление о работе пчеловода.

• Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

• Развивать поисковую деятельность, активизировать мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций.

• Воспитывать нравственное отношение к природе.

Объект исследования: пчёлы.

Предмет исследования: польза пчёл для человека и экологии.



Практическая значимость проекта (итоги проекта):

В ходе проекта, мы убедились в том, что пчёлы – наши лучшие друзья. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым.

Они самые известные и самые уважаемые насекомые. Пчёлы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу. С давних пор пчела служит символом трудолюбия.

Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико потому, что они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, тем самым вызывая у нас к ним большой интерес.

Пчёлы – синоптики. По их поведению можно определять погоду.

Дети познакомились с трудом пчеловода.

Узнали о целебных свойствах мёда, продуктах пчеловодства.

Имеют представление о блюдах, включающих в свой состав мёд.

Мы узнали, почему пчёл становится все меньше:

Вышки для работы телефонов – электромагнитное излучение делает пчелу слабой.

Газоны - не дают нектар и пыльцу (плохое питание пчелы).

Результатом проекта мы считаем, удовлетворенность от общения, от проделанной работы.

Методы исследования:

• Изучение литературы и интернет – источников.

• Опрос родителей и детей.

• Наблюдения за жизнью пчел и работой пчеловода.























Реализация проекта «Пчела и дети – за жизнь на планете!»

Первый этап – подготовительный

Изучение литературы и интернет источников по данной теме (энциклопедия «Всё обо всём», Просмотр презентаций «Мёд и пчёлы», «Мёд и его целебные свойства».

Просмотр мультфильма «Пчелка Майя и Кубок мёда», развивающие мультфильмы о пчёлах.

Обучающий фильм «Жизнь пчелы».

Прослушивание песен.

Видео с профессором «Всё про мёд».

Игровая деятельность.

Гимнастика пробуждения.

Дыхательная гимнастика.

Подготовка виртуальной экскурсии «На пасеку».

Изготовление макета пасеки.

Изготовление лэпбука «Пчёлы! Вы нам нужны».

Экскурсия в музей мёда.

Работа с родителями.

Опыты и экспериментирование.



Второй этап – реализация проекта (основной)

Изучив литературу и подобрав весь необходимый материал по данной теме, мы с воспитателями моей группы приступили к реализации нашего проекта. Наблюдая за пчелами, я узнала так много интересного, что мне не терпелось поделиться своими знаниями с ребятами моей группы. Первым делом мы провели опрос детей, составили план беседы «Расскажу друзьям о пчёлах», «Что вы знаете про пчёл?», «Есть ли у них семья?», «Чем питаются?», «Где живут?», «Как они общаются между собой?», «Пользу или вред приносят пчёлы?»

С утра проснутся пчёлки, потом причешут челки, умоются над лужицей и по лесу закружатся. Кто пчелок уважает и к ним не пристает, того они не жалят, тому приносят мед.

- У пчелы шесть ножек, голова, грудь, брюшко, крылья, глазки, усики, жало. На ногах у пчелы есть маленькие щёточки, а на задних ножках – как бы маленькие корзиночки, куда пчела собирает пыльцу и переносит её с цветка на цветок. Пчёлы имеют длинный хоботок, им они и собирают нектар с цветов.

Пчёлы бывают дикие и домашние. Все они живут семьями.

Матка - самая главная пчела. Она непрерывно откладывает яйца, из которых появляются новые члены семьи.

Рабочая пчела - все самки. Летают за нектаром, у них длинные хоботки, на конце которых маленький язычок. Им они слизывают нектар. А на лапках приносят пыльцу.



Пчела-няня ухаживает за маткой и за личинками.

Пчела – охранник следит, чтобы пчелы из других ульев не залетали в их улей.















Пчела-строитель лепит из воска новые соты.

Трутни. В семье несколько крупных самцов. Они не собирают нектар и пыльцу, а следят, чтобы матка откладывала яйца.









Пчёлы разговаривает при помощи танца. Это танец по «восьмерке», виляя брюшком. Так пчела сообщает, куда лететь за мёдом.

Дом домашней пчелы – улей, а у диких - расщелины, дупло.



Дом мёда – соты.



Чтобы закрепить знания детей о пчёлах, мы предложили им виртуальную экскурсию на пасеку. В ходе экскурсии рассказали, что невозможно заниматься пчеловодством, не имея пасеки. Первое, с чего нужно начать занятия пчеловодством – обустройство пасеки (Макет пасеки).



Пасека – не просто набор ульев для пчёл. Сюда входят: домик пчеловода, зимовник для пчел, сотохранилище, домики-ульи.

Пчеловод разводит пчел, ухаживает за ними, формирует новые пчелиные семьи, собирает мёд и пр. Обеспечивает зимовку пчёл, ремонтирует ульи и пасечный инвентарь.

Для работы пчеловод использует защитную одежду (она предохраняет от укусов пчёл, дымарь (пчёлы не любят дым, и пчеловоды используют для их усмирения специальное устройство, создающее густой дым). Помимо мёда пчеловоды получают от пчёл воск, маточное молочко, пергу, пчелиный яд и т. д.

Лишний мёд (избытки мёда) пчеловоды продают с пасеки, на рынке, сдают в магазины.

В нашем городе есть несколько магазинов по продаже мёда и других продуктов пчеловодства : воск, перга, уза, прополис.

Мёд бывает разный:

Белоакациевый мёд,

Гречишный мёд,

Мёд подсолнечный,

Липовый мёд,

Полевой мёд,

Цветочный мёд,

Майский мёд,

Клеверный мёд,

Малиновый мёд,

Мёд с донника,

Шалфейный мёд.

Я купила в магазине.Там я купила 3 вида меда. Давайте исследуем,

найдём его сходства и отличия.

Качества: имеет цвет, запах, вкус – сладкий, бывает жидким, густым, твердым; липким.

Свойства: не горит, растворяется в жидкостях, лучше и быстрее в горячих, чем в холодных, со временем твердеет, а при нагревании опять становится жидким.













2. Опыты и эксперименты № 1:

Сначала мы проводили опыты и эксперименты, чтобы научиться распознавать «Настоящий мёд или нет?»

Опыт № 1. «Капелька меда».

Материал: мёд.

Ход: Предложить детям нанести капельку мёда на руку (сверху) и перевернуть ладонью вверх. Настоящий мёд не капнет с руки, останется на руке. Если набрать мёд ложкой, и последняя капля подтянется к ложке, значит мёд настоящий.

Опыт № 2. «Медовый крем».

Материал: мёд.

Ход: Предложить детям растереть каплю мёда на руке (как крем). Если кожа становится мягкая, бархатистая – это мёд. Если есть ощущение сахара, липкости на руке – не мёд.

Опыт № 3. «Медовый пузырик».

Материал: мёд в пластиковой бутылке.

Ход: Ёмкость, наполненную не полностью мёдом (2/3, перевернуть вверх дном. Поднимется большой пузырь к верху, а снизу поднимается маленький пузырь – это настоящий мёд.

Опыт № 4. «Медовый стакан».

Материал: стакан с водой, мёд, ложка.

Ход: Размешиваем мёд в стакане с водой. Если нет осадков – настоящий мёд.

Опыт № 5. «Синий мёд».

Материал: стакан, вода, йод, пипетка, мёд.

Ход: Капнуть в воду с медом 3-4 капли йода. Если есть синий цвет – это не настоящий мёд.

Опыт № 6. «Мед и хлеб».

Материал: кусочек хлеба, мёд.

Ход: Если в мёд на некоторое время положить кусочек хлеба, и хлеб затвердеет – это настоящий мёд.



Опыт № 7. «Мед и уксус».

Материал: мёд, вода и уксус.

Ход: Если в медовую воду добавить уксус и вода зашипит, то в мёд был добавлен мел.

Опыт № 8. «Мед и химический карандаш».

Материал: мёд, бумага, химический карандаш.

Ход: Размазать мёд на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что-нибудь химическим карандашом. Если рисунок станет синим - значит мёд настоящий.

Опыты и эксперименты № 2:

Однажды я решила угостить пчёл мёдом. Я налила на стеклышко мёду и положила его недалеко от улья. Поймала пчелу стаканом и перенесла ее на стеклышко с медом. Пчела увидела мёд и начала его есть. Я наблюдала за ней. Она наелась мёду и полетела обратно в улей. Через некоторое время из улья вылетела другая пчела, подлетела к меду и тоже начала есть. Наевшись, улетела, и тут же снова вылетела пчела и полетела прямо к стеклышке с мёдом, как будто заранее знала, что там есть мед.

Вывод: пчелы знают, что на стеклышке мёд. Откуда?

Я решила спрятать стекло с мёдом. Вдруг из цветка вылезла пчела и полетела прямо к тому месту, где раньше лежал мёд. Она увидела, что мёд куда-то исчез, и принялась жужжать и кружиться над этим местом. Она не хотела улетать. Тогда я положила стекло с мёдом на прежнее место. Пчела быстро нашла мёд, наелась и улетела. Я взяла стекло и положила его немного подальше и стала наблюдать. Пчела вылезла из улья и полетела не к стеклу с мёдом, а на старое место. Мне показалось, что она удивилась, когда не нашла мёд. Она долго кружилась и нашла стекло с мёдом на новом месте. Зато следующая пчела полетела сразу на новое место. Я ещё долго следила за пчёлами. Несколько раз я перекладывала мёд на новое место и пчёлы не могли его сразу найти; если же мёд оставался на старом месте, пчёлы быстро находили его.

Вывод: пчёлы разговаривают между собой.









Опыт № 1 «Огонь и мёд».

Материал: бумага, зажигалка, мед.



Ход: Поджигаем бумагу, на которой мед, – место с медом гореть не будет.

Опыт № 2 «Память меда».

Материал: глубокая тарелка, вода, мед.

Ход: В тарелку, по середине, помещаем ложку меда, заливаем простой холодной водой, через 10-15 секунд можно будет увидеть рисунок – соты, откуда взяли мед (память меда).

Опыт № 3. Собственный мед (по рецепту).

Материал: крупная, спелая дыня, сахар.

Ход: Берем крупный, спелый плод - дыню. Тщательно моем, срезаем образную крышку у плодоножки и вычищаем от семян. Затем ее помещаем в чистую емкость и в полученную полость плода засыпаем сахар, столько сколько поместится. Закрываем срезанной из дыни или тыквы крышкой, а сверху дополнительно накрываем емкость до полной герметичности и помещаем в темное сухое место на ферментацию при комнатной температуре. Через две недели искусственный мед будет готов.

Чтобы его использовать, необходимо проделать отверстие в дне дыни и дождаться, пока он вытечет в емкость, в которой плод стоял все это время. Затем его аккуратно удаляют, а полученный мед сливают в стеклянную банку. Срок хранения у него не более месяца с момента готовности.

Опыт № 4 «Волшебный крем для мамы».

Цель: изготовление крема из здоровых продуктов.

Материал: кефир, лимон, мед

Ход: Берём половину стакана кефира — 3.2%, в него добавляем жидкий мёд, чтобы его можно было размешать, после чего капаем 3-5 капель сока лимона. Наносим маску на руки легкими массирующими движениями. Ждём 20 минут и после покрываем питательным кремом.









«Мёд и твоё здоровье».

Издавна мёд люди использовали для приготовления пищи, напитков, в лечебных целях, в качестве консерванта для продуктов, а также при строительстве (для изготовления цемента).

Знаменитый врач Авиценна рекомендовал есть мёд. Он считал его средством для продления жизни, сохранения даже в старческом возрасте ясности ума и работоспособности. Этот продукт исследовался многими учёными, которые подтвердили его лечебные свойства при ряде заболеваний.

Мёд просто незаменимое средство при простудных заболеваниях: бронхите, гайморите, отите… Его и другие продукты пчеловодства используют при кашле, насморке (закапывают в нос, при отите (используют прополис). А также, для заживления ран, для снятия воспалительных процессов, недомоганий желудочно-кишечного тракта и сердечно сосудистой системы.

Чтение художественной литературы:

- Чтение сказок: «Как пчелы домик строили» С. Младова; «Приключения пчелки Майи» В. Бонзельс; «Зимовка пчёл» Н. Кокарев и Б. Чернов; И. А. Халифмана «Шмели и термиты» и «Они летают по заданию».

Сказки русские народные: «Козёл», «Пчела и заяц».

Башкирская народная сказка «Медведь и пчёлы».

Стихотворения о пчёлах поэтов: Л. Алейникова, С. Черный, Е. Французова, С. Островский, В. Зубков, С. Бахрушина, С. Маршак, А. Барто.

Чтение:

М. М. Пришвин «Цветущие травы».

В. В. Бианки «Теремок», «Кто, где живет».

Э. Энтин «Врач по имени пчела».

К. Паустовский «Пчела и муха».

К. Ушинский «Пчёлки на разведках».

Т. Дашкевич «Маша- пчёлка», «Про добрую пчёлку».

С. Иванов «На пасеке».

А. А. Милн «Винни Пух».

Н. Абрамцева «Сказка о веселой пчеле».

А. И. Кицак «Пчела Жужа», «Кто в домике живёт?».

Журнал «Её величество пчела» («Как пчелы умеют защищаться», «Сказка о пчелке»).

А.Ф.Воронова «Солнечный денёк».

Б.Заходер «Про все на свете».

Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем».

Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.

Рассказы об истории пчеловодства, о жизни пчёл, о продуктах пчеловодства, о строении пчёл.

Чтение и заучивание стихов и четверостиший о пчёлах.

Речевое развитие:

Артикуляционное упражнение «Пчела».

Познавательное развитие:

Беседы: «Что ты знаешь о пчелах?», «Продукты пчеловодства», «Жизнь пчелы», «Пчела наш друг, пчела- враг?», «Кто такой пчеловод?», «История пчеловодства».

Занятие «Маленькая, трудолюбивая всех медом угощает».

Занятие «Медовое путешествие».

Развлечение «На лесной полянке».

Занятие «Путешествие к пчёлам».

Экспериментирование «Рассматривание пчёл через лупу», «Рассматривание и сравнение вощины и сот», «Рассматривание пыльцы, прополиса», наблюдение за свойствами воска.

- Просмотр мультфильмов:

«Пчела Майя»,

«Жу – жу – жу» (о доброй трудолюбивой пчелке),

«Жизнь пчёл в пчелином улье»,

«Пчелография. Земной шар на ниточке»,

«Лунтик»,

«Маугли»,

«Винни-Пух».

Просмотр презентаций: «Кое-что о пчёлах», «Эти удивительные пчелы», «Роль пчелы. Пчела - общественное насекомое», «Строение пчёлы», «Как устроен улей», «Мёд – это полезно».

- Просмотр фильмов о пчёлах.

Социально – коммуникативное развитие:

- Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».

Знакомство с натуральными продуктами пчеловодства.

Рассматривание картинок на тему: «Какой он - волшебный мир пчелы»

Познавательная минутка «Интересные факты о жизни пчёл».

Пословицы и поговорки:

• «Трудолюбивее пчелы никого нет»;

• «Маленькая пчела человека большому уму учит»;

• «Мала-мала пчелка, а побольше великого знает»;

• «Без матки рой не держится»;

• «Трутням – праздник и по будням»;

• «Цветы без пчел, а пчелы без цветов не живут»;

• «Одна пчела много меду не наносит».

Музыкальное развитие:

Слушание аудиозаписей:

Н.Римский – Корсаков «Полёт шмеля».

П.И.Чайковский «Вальс цветов».

Сыновья России «Кто пчёлок уважает».

Песенка из мультфильма «Пчела Майя», «Пчела».

Звуки природы, рой пчёл.

Физическое развитие:

Русская народная игра «Улей»..

Игра-драматизация: «Медведь и пчелы»

Подвижные игры: «Цветы и пчелки», «Медведь и пчелы».

Пальчиковые игры: «Пчёлки», «Трудолюбивая пчела», «Улей».

Гимнастика для глаз «Пчела – оса».

Физминутка «Трудолюбивая пчела».

Гимнастика пробуждения «Медвежата».

Дыхательная гимнастика «Веселая пчёлка», «Песенка пчёл», упражнение «Отправь пчелку в полет за нектаром».

Изготовление атрибутов для дыхательного упражнения «Отправь пчёлку в полёт за нектаром»

Дидактические игры:

«Собери насекомое» из многоугольников;

«Четвёртый лишний»,

«Пчёлы»,

«На полянке».

«Отгадай насекомое»,

«Звукоподражание»,

«Цепочка слов. Насекомые»,

«Угадай по описанию»,

«Насекомые»,

«Кто больше всех назовет продуктов пчеловодства»

Сюжетно – ролевые игры:

«Приключения в лесу».

Театрализованные игры:

- Музыкально – театрализованное представление «Пчелки – добрые подружки».

Художественное творчество:

- Рисование: «Пчёлка на цветочке», «Дорисуй пчелу по образцу»,

«Пчёлка Майя», «Это улей - в нём живёт удивительный «народ».

Конструирование макет «Пчелки в улье»

Нетрадиционное рисование «Дикие пчёлы» (коллективная работа)

- Лепка: «Пчелы», «Пчеловод», «Пчёлка на пасеке».

- Аппликация:

Объемная аппликация «Пчёлка».

Лэпбук «Пчёлы! Вы нам нужны!»

Хорошо вместе делать одно дело! Ребята с удовольствием мне помогли собрать лэпбук. Хорошо работать в команде – тебе всегда помогут и поддержат!

Работа с родителями:

Консультации: «Пчела наш друг, пчела наш враг» (правила безопасности рядом с пчелами), «Проектная деятельность».

Информация «Что можно рассказать о жизни пчел».

Викторина «Ай, да Пчёлка!»

Семейный конкурс рисунков «Наша пчёлка».

Выставка «Медовая выпечка».

Семейные посиделки «Чаепитие с мёдом».

Изготовление макета «Пасека».

Заучивание с детьми стихотворений про пчёл.

Третий этап – заключительный (Презентация проекта)

• Семейный конкурс рисунков «Наша пчелка»;

• Викторины «Ай, да Пчелка!» (для детей и для родителей).

• Выставка «Медовая выпечка».

• Семейные посиделки «Чаепитие с медом».

• Листовки, плакаты, выпущенные в процессе реализации проекта.

• Презентация проекта «Пчела и дети – за жизнь на планете!»

























Список используемой литературы:

1. «Всё обо всём», популярная энциклопедия для детей, М.,1999 год.

2. «Юный натуралист» №6 2007 год. Ю. Новиков «Насекомые – синоптики».

3. Большая энциклопедия природы. – М. ООО «Мир книги» 2004 год.

4. Махлин М. Д. / Насекомые. - СПб.: «БКК», 2009.

5. Хоффман Г. «Кто живёт на лугу». М. ООО Издательство «Мир книги» 2008год. Стр. 96.

6. Интернет - ресурсы.

7. Петров В. А. Традиции пчеловодства.

8. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование. –2008

9. М. К. Шевчук «Пасека, пчёлы и мёд».

10. Зарецкий Н.Н. Приусадебная пасека. -М.: Нива Россия, 1992.

11. Шабаршов И.А. Юному пчеловоду: -Кн.для учащихся.-2-е изд.-М.:Просвещение,1988.

12.РодионовВ.В., Шабаршов И.А. Если вы имеете пчёл.-Изд.3-е.-М.:Колос, 1979.

13.Шеметков М.Ф., Смирнова Н.И., Кочевой М.М..-2-е изд.- Мн.: Ураджай, 1983.

14.Коптев В.С. Технология разведения и содержания сильных пчелиных семей.-2-е изд.-М. :Нива Россия,1993.



6.Детская энциклопедия «Всё обо всём», М.: 1999г.




























































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя