СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования: актуальность, проблемы, перспективы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время метод проектов переживает второе рождение, как эффективное дополнение к другим педагогическим технологиям, способствующим формированию личности ребенка как субъекта деятельности и социальных отношений.  Умение пользоваться им - показатель профессионального мастерства руководителя кружка, прогрессивности методики обучения, развития, воспитания и социализации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования: актуальность, проблемы, перспективы»»

План проведения педсовета-семинара

«Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования: актуальность, проблемы, перспективы»

Цель педсовета:

  • уточнение представлений о проектной деятельности;

  • внедрение в педагогический процесс учреждения дополнительного

образования метода проектов как образовательной технологии,

обеспечивающей формирование основных компетенций;

  • развитие интеллектуальной и творческой инициативы

руководителей кружков;

  • повышение профессиональной компетентности педагогов.


п/п

Содержание

Выступающий

Регламент

Приме-чание

1.

Вступительное слово

Плакунова В.В.

6 мин.


2.

Метод « 1 - 2 - вместе»


8 мин.


3.

Метод «Ассоциативный цветок»


10 мин.


4.

Сообщение «Типы проектов»


8 мин.


5.

Метод «Броуновское движение»


10 мин.


6.

Метод «Собери пазлы»


10 мин.


7.

Метод «Развяжем узлы»


10 мин.


8.

Метод «Синтез мыслей»


20 мин.


9.

Подведение итогов, решение педсовета


3 мин.




ИТОГО:

1ч.20мин.
















Вступительное слово

Все прожекты зело исправны быть должны,

дабы казну зрящно не засорять

и отечеству ущерба не чинить.

Кто прожекты станет абы как ляпать,

того чина лишу и кнутом драть велю.

Петр1. Государство


Современные дети получают много информации из самых разнообразных источников. Однако они не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации приводит к бессистемности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное и находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Уникальным средством развития познавательных, творческих навыков воспитанников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить является технология проектирования.

Метод проектов был известен еще в двадцатые годы XX века. Одним из авторов этого метода является американский педагог Д. Дьюи и его последователь В. Килпатрик, который разработал «проектную систему обучения». В последнее время метод проектов переживает второе рождение, как эффективное дополнение к другим педагогическим технологиям, способствующим формированию личности ребенка как субъекта деятельности и социальных отношений. « Я знаю, для чего мне нужно все, что я познаю, и где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Умение пользоваться им - показатель профессионального мастерства руководителя кружка, прогрессивности методики обучения, развития, воспитания и социализации обучающихся.

Многие педагоги нашего Центра на достаточно высоком уровне владеют технологией педагогического проектирования. Так, методистами был разработан проект «Содружество» по обучению родителей, имеющих детей-инвалидов, культорганизаторами был разработан и внедряется проект «Академия праздника», Мороз Н.А. подготовила проект «Звездное небо», Матюхина О.Н. – «Помнить о прошлом ….», Забелина М.А. – «Все начинается с детства» и др. А вот проект как метод обучения практически не используется. Давайте попробуем выяснить почему?



1. Метод « 1 - 2 - вместе»


Каждый участник в течение 1-2 минут обдумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и обсуждают вопросы друг с другом, находя общее решение. Затем пары объединяются в группы и переходят к коллективному обсуждению вопроса. По окончанию каждая группа объявляет ответы на поставленные вопросы.


Вопросы для обсуждения:
1.Что мешает вам заниматься проектной деятельностью?
2. Есть ли в вашем заведении условия для создания проектов? Какие?


Ведущий: упражнение доказала, для того, чтобы активно заниматься проектной деятельностью, вам необходимо пополнить свои знания в указанном направлении, овладеть самим и научить детей способа деятельности. Надеемся, что этот семинар поможет вам.


2. Метод «Ассоциативная цветок» - определение личностного видения понятия «проект».

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, что просто оторопь берет: почему все они называются одинаково? Что же такое проект?

Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика,

скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами здесь довольно

большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой ин-

формации, в которых проектами называют и спортивные мероприятия, и

шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас

у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе

обучения, а у учеников – о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.

Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что

такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов само-

стоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей.


Участникам предлагают создать пять рабочих групп по личным предпочтениям, избрать спикера группы. Н а доске закрепляют «сердцевину» цветка с надписью «проект». Каждая группа получает «лепесток».
Каждой группе предлагают после трехминутного обсуждения записать на «лепестках» несколько слов - ассоциаций понятие «проект» ( или дать краткое определение данного понятия). Спикеры презентуют результат обсуждения и прикрепляют «лепестки» вокруг «сердцевины». Ведущий обобщает предложенные спикерами определения и зачитывает научные трактовки понятия «проект» (приложение 3).
1. Проект - замысел, план.
С. Ожегов
2. Проектом (от лат. projectus - брошенный вперед) называют реалистичный замысел желаемого будущего.
Л. Переверзев
3. Проект - это организация и выполнение определенного конкретного целевого учебно-производственного задания.
П. Архангельский
4. Проект - это задуманный план действий
Толковый словарь русского языка
5. Проект - это комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, выполненных с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Е. Полат

6. Прое́кт - разработанный план сооружения; предварительный текст

 какого-либо документа; замысел, план.

(Википедия)

Все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план» . Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…

Многие люди периодически осуществляют проекты, причем не только

на работе, но и в своей повседневной жизни. Вот некоторые примеры:

проведение исследований, написание книги, внедрение новой технологии,

подготовка к юбилею, ремонт в квартире... Все эти виды деятельности имеют

между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами:

  • они направлены на достижение конкретных целей;

  • они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных

действий;

  • они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным

началом и концом;

  • все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

В общем случае, именно эти четыре характеристики отличают проекты от

других видов деятельности. Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют именно эти характерные особенности этого метода обучения.


ПРОЕКТ – специально организованный руководителем кружка и самостоятельно выполняемый кружковцами комплекс действий по решению значимой для воспитанников проблемы, завершающийся созданием продукта.

Учебный проект - средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий кружковцев с обязательной презентацией результатов.

МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых воспитанники ставят и решают собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности ребенка.


3.Сообщение «Типы проектов» (приложение 4)


4.Метод «Броуновское движение» - раскрытие сути каждого вида проектов по ведущей деятельностью.
Все участники получают одну из карточек с характеристикой проектов

( приложение 1). Каждый участник по характеристике определяет вид проекта и садится за стол с соответствующей картой.


5. Метод «Собери пазлы» - ознакомление с этапами работы над проектом и определение их последовательности:
- На доске в произвольном порядке расположены карточки с названиями этапов;


- Участники определяют в процессе коллективного обсуждения вероятную последовательность этапов;
- ведущий располагает карты в такой последовательности, которую предложили участники;
- проверка правильности выбора происходит таким образом: руководитель вывешивает на доску ленту с нумерацией этапов и с прорезями, которые должны совпасть с выступлениями на карточках.


6. Метод «Развяжем узлы» - ознакомление с содержанием деятельности участников учебного проекта на каждом этапе его реализации:
- На доске закреплено веревку с 5 пронумерованными «узлами» (ленты с названием промежуточного этапа);
- Участникам предлагают «развязать узлы». Для этого они должны определить, какой промежуточный этап пропущен на информационном листе «Этапы учебного проекта ( приложение 2);
- участникам раздают информационные листы, на которых указано последовательность выполнения проекта, однако на каждом этапе пропущен один из промежуточных.
- Ведущий предлагает «решить» первый «узел»; для этого он вынимает из «узла» ленту с записью : «Определение вида проекта».
- участникам предлагают найти место указанного промежуточного этапа в информационном листе. (Это позиция 3 на этапе «Стратегия проекта»).
- Работа с решения других «узлов» происходит аналогично.

(Другие узлы такие:

Определение источников информации (это позиция 2 на этапе «Реализация проекта»).

Психолого-педагогическая характеристика участников проекта (такого промежуточного этапа не существует).

Оценивание проекта (это позиция 4 на этапе «Итог проекта»).

Форма представления результата (позиция 5 на этапе Планирования проекта»).
7. Метод «Синтез мыслей» .
Выбор темы проекта в собственном кружке. На основе анализа своей программы кружка выбрать и предложить тему будущего проекта, которая:
-действительно серьезно заинтересует воспитанников;
- может быть успешно реализована с их стороны;
-будет иметь практически или социально значимый результат.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.


Решение педсовета.












Приложение 1.


Деятельность воспитанников направлена на решение проблемы, результат которого заранее неизвестен. Проекты по своей структуре максимально приближены к научным исследованиям: постановка проблемы; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор информации, ее анализ и обобщение; подготовка и оформление результатов проекта; рефлексия; выводы.




Доминирующим аспектом проекта является соответствующее оформление и презентация результата. Такие проекты не имеют четкой структуры совместной деятельности участников, они вырисовывается в зависимости от жанра окончательного результата и его представления. Однако оформление результатов проекта требует четкой структуры выбранной формы в виде сценария, статьи, репортажа и т.д.




Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. В проекте имитируются социальные или деловые взаимоотношения средствами игры. Результаты работы намечаются в начале, однако полностью они проявляются лишь в конце. Структура проекта остается неустойчивой до завершения работы.



Проект имеет определенную структуру взаимодействия участников, каждый из которых выполняет определенную функцию. Проект имеет четко определенный результат, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников, он направлен на внедрение в практику.



Проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Предусмотрено ознакомление широкой общественности с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Проект имеет определенную структуру: формулировка цели, работа с различными источниками информации, обработка материалов, оформление результата, его презентация. Однако в процессе работы предполагается коррекция структуры проекта.


Приложение 2

Информационный лист «Этапы учебного проекта»


1 этап. Стратегия проекта

1. Выбор педагогом темы проекта.

2. Формулировка ведущей проблемы и дидактической цели.

3. .................................................................


2 этап. Планирование проекта.

1. Ознакомление кружковцев с общей темой и ведущей проблемой.

2. Выбор воспитанниками темы индивидуальных (групповых) проектов.

3. Обдумывание путей решения проблемы.

4.формирование групп для проведения исследования.

5. ............................................................................

6.Определение критериев оценивания проектной деятельности участников.


3 этап. Реализация проекта.

1. Составление детьми плана работы над проектом.

2. .........................................................................

3. Распределение обязанностей по поисковой деятельности между участниками проекта.

4.Самостоятельная поисковая работа.

5. Анализ и обработка информации

6. Изготовление образовательного продукта.


4 этап. Итог проекта

1. Оформление результатов исследования.

2. Подготовка к презентации

3. Защита проектов

4. ...........................................

5. Анализ успехов и неудач. Выводы.














Приложение 4

Проекты целесообразно различать по следующим параметрам:

По характеру доминирующей деятельности:

- исследовательский проект, который включает обоснование актуальности выбранной темы; определение цели, задач исследования, гипотезы с последующей ее проверкой, анализ полученных результатов; использование таких исследовательских методов, как лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие;

- информационный проект, направленный на сбор информации об определенный объект, явление с целью анализа, обобщения и представления ее широкой аудитории. Результатом такого проекта может быть публикация в СМИ, в частности в Интернете;

- творческий проект, который предусматривает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театральные выступления, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы;

- ролевой (игровой) проект. В нем проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей. Результат проекта остается открытым до самого окончания;

- практически ориентированный проект, нацеленный на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Результат заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Результатом может быть наглядное пособие для учебного кабинета, дома для птиц и проч.


Типы проектов


1. Практико-ориентированный. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д.


2. Исследовательский. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.


3. Информационный. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.


4. Творческий. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.


5. Игровой или ролевой. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).


Тип проекта зависит от его цели и, в свою очередь, определяет ведущий тип деятельности, которую будет осуществлять учащийся в ходе работы. Иными словами, подбирая определенный тип проекта, учитель управляет активной деятельностью учащегося, формируя у него необходимые знания и умения.


Например, если учитель хочет развить у ребенка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то лучшим вариантом будет информационный проект, так как его цель – сбор, оформление и представление информации. При этом в проекте любого типа есть этап сбора информации, но в других это только средство работы, а в информационном проекте – цель. Значит, для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией.


Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Это позволит учителю реализовать цели обучения в интересной для ученика, а значит, и в весьма эффективной форме.


Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся, например умение строить графики функций, грамотно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д. Для этого можно придумать и провести математическую игру, разработать словарь фразеологизмов, создать исторический атлас. В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки. Для этого применяется практико-ориентированный проект.


Проектная деятельность предоставляет самые большие возможности для развития творческих способностей. Творческий проект наименее регламентирован, он позволяет учащимся проявить себя в учебной деятельности, создавая произведения любого жанра. Такой проект способен кардинальным образом изменить представление окружающих о его авторе, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка.


Коммуникативные навыки лучше всего развивать в ходе игровых или ролевых проектов. Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придется не просто искать информацию или создавать произведение искусства – нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех. Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения.


В одном проекте могут сочетаться различные типы деятельности, но, как правило, один из них преобладает. Планируя приращения в знаниях, умениях и навыках учащегося, учителю очень важно заранее определить тип проекта исходя из задач обучения и воспитания данного ребенка и в тактичной форме помочь ему так сформулировать цель проекта, чтобы предстоящая работа максимально способствовала развитию его способностей.


Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор типа проекта. Так, учащиеся 5–6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7–8-классники любят работать над практико-ориентированными проектами – уже значительный опыт в этой области гарантирует успех в такой работе. Старшие подростки, учащиеся 9–10-х классов успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. И практически все учащиеся 5–10-х классов охотно выполняют творческие проекты.


Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.


2. По предметно-содержательными признаками:

- монопроект в рамках одной области знаний;

- межпредметний проект (на стыке различных отраслей знаний).

3. По количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).

4. По продолжительности во времени:

- мини-проект (на 1 занятие);

- краткосрочный (до 1 месяца);

- долгосрочный (семестр, учебный год).

Конечный результат проектной деятельности воспитанников может быть представлен в виде:

Web-сайта;

анализа данных социологического опроса;

бизнес-плана;

видеофильма;

видеоклипов;

электронной газеты;

коллекции;

модели;

пакета рекомендаций;

письма в ...;

рекламного проспекта;

статьи;

сценария;

сказки;

коллективной творческой работы (произведения декоративно-прикладного искусства и др.).


Роль педагога в организации проектной деятельности

Как свидетельствует опыт, ученикам будет трудно самостоятельно освоить технологию работы над проектом. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который с одной стороны, является организатором проекта, а с другой, равноправным членом рабочей группы и выдвигает собственные цели, анализирует ситуацию, предлагает интересные идеи для обсуждения. Наставником могут поделиться собственным жизненным опытом, помочь школьникам отыскать разносторонние источники информации по проблеме исследования, посодействовать в контакте со специалистами. Однако они не должны выполнять основную работу: писать школьников письма, звонить от его имени, готовить материалы или иллюстрации и т.д.

Следует отметить, что умение пользоваться технологией проектов является показателем высокой квалификации педагога, уровня этого методической подготовки. Основными требованиями к применению технологии проекта в педагогические практике являются:

- наличие существенно проблемы исследования, что требует интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование экологической проблемы в населенном пункте, создание репортажей для соблюдения правил уличного движения изучение влияния средств массовой информации на формирование идеала современной молодежи и т.д.);

- практическое, теоретическое, познавательное значение ожидаемых результатов;

применение исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий, а именно: определение проблемы и поставленных ею задач исследования; выдвижение гипотезы и ее доведение; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных,, наблюдений и т.п.);

обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, обзоров и т.д.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. Внедрение проектной технологии в учебно-воспитательный процесс ставит перед преподавателем ряд требований:

во-первых знать не только свой предмет, но и быть компетентным в других областях науки;

во-вторых знать своих учеников, их возможности, интересы, потребности, желания;

в-третьих быть психологически грамотным, толерантным, емпатійним;

в-четвертых быть творческим человеком иметь хорошие организационные способности, желать этого самому.




















АНКЕТА для педагогов ЦДЮТ

«Выявление уровня владения педагогами проектным методом»


1. Имеете ли Вы представление о методе проектов ?

* да; * нет..


2. Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства?

* да; * нет; * частично.


3. Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам :

* разработать и реализовать проект самостоятельно;

* с помощью методиста, коллег.


4. Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать ?

* постановка цели проекта;

* определение задачи;

* прогнозирование конечного результата;

* поэтапное выполнение проектных мероприятий;

* презентация проекта.


5. Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство на основе проектного метода ?

* владею всеми критериями;

* владею подконтрольно;

* испытываю затруднения в понимании и организации.



















Додаток 3



Проект - замысел, план.
С. Ожегов













Проект - это комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, выполненных с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Е. Полат

















Проектом (от лат. projectus - брошенный вперед) называют реалистичный замысел желаемого будущего.
Л. Переверзев














Проект - это организация и выполнение определенного конкретного целевого учебно-производственного задания.
П. Архангельский




































Прое́кт - разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

Википедия



































Проект - это задуманный план действий


Толковый словарь русского языка


































ПРОЕКТ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!