СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения технологии в условияхФГОС» Метапредметные результаты.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом объединении учителей технологии

Просмотр содержимого документа
««Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения технологии в условияхФГОС» Метапредметные результаты.»















Выступление на РМО для учителей технологии

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения технологии в условияхФГОС» Метапредметные результаты.

Учитель технологии

МКОУ «Тугозвоновская СОШ имени А.Н. Лаврова»

Саньков Петр Григорьевич















«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения технологии в условиях ФГОС»

Метапредметные результаты

Требования современного мира таковы, что привычных разрозненных знаний из разных наук, освоением которых занимаются дети в школе, мало. Человек нуждается в понимании механизмов постижения из абсолютно разных источников, которые могут находиться на стыке двух, трёх, четырёх или более областей знаний. Поэтому задача современной школы заключается в том, чтобы поменять тип сознания и учеников, и учителей, помогая переходить от закостенелости информационных ограничений к метапредметным связям, то есть взаимосвязям разных предметов на более высоком, практическом, уровне их применения в жизни. Понятие «метапредметные результаты» обучения включено в регламентирующий процесс образования ФГОС.

Суть метапредметных результатов обучения по ФГОС

Чтобы понять, о каких результатах идёт речь, следует начать с определения понятия метапредмет. Это экспериментальная установка, в рамках которой ребёнок осваивает не только предметную область, но и деятельность, причём, как правило, не одну. Реализация этой установки происходит в рамках хронометража обычного учебного занятия в школе. Таким образом, получается, что метапредметные результаты — это реальная возможность для каждого участника образовательного процесса усвоить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, то есть выработка универсальных учебных действий (УУД). 
Стандартом Образования обозначены следующие ожидаемые от ребёнка на разных уровнях образования (то есть в начальной, основной и старшей школе) метапредметные результаты: 

  • способность прогнозировать своё речевое и неречевое поведение в разных ситуациях; 

  • формирование коммуникативной компетенции; 

  • умение адекватно устанавливает границы уже известного и неизвестного; 

  • способность ставить и формулировать для себя цели действий, прогнозировать результаты, анализировать их (причём как положительные, так и отрицательные), делать выводы в процессе работы и по её окончании, корректировать намеченный план, ставить новые цели; 

  • умение извлекать нужную информацию из разных видов источников, систематизировать её, анализировать и представлять в разных формах; 

  • рефлексия (то есть самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в процессе коммуникации; 

  • умение выделать ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические цепочки. 

Другими словами, метапредметные результаты — это «мостики», которые соединяют все источники познания (УУД), давая возможность каждому ребёнку отреагировать на собственные действия, осознать процесс выполнения и проанализировать итог. 

Виды метапредметных результатов

Виды результатов (или, как они называются в методической литературе, уровней) для работы над метапредметами следующие:


 


1 уровень 
Регулятивные




























  •  Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 

  • Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учёта характера ошибок. 

  • Приобретения навыка саморегуляции, то есть подавлять негативные (или слишком бурные) эмоции при получении оценки, распределять свои силы на протяжение всего урока, а не только фрагмента и т.д. 

  • Самостоятельно организовывать своё рабочее место. 

  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 

  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 

  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 

  • Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике. 

  • Развивать смысловое чтение, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

2 уровень 
Познавательные

  •  Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи. 

  • Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. 

  • Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников. 

  • Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. 

  • Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; 

  • работать с прослушанным/прочитанным текстом: 

- определить тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов; 
- осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств; 
- выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию; 
- осознанно строить своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; 
- оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.); 
- сделать электронную презентацию.

3 уровень 
Коммуникативные

  • Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем 

  • Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. 

  • Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми. 

  • Владение монологической и диалогической формами речи. 

  • Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.





Виды активности

Виды активности, определяющие успешность каждого уровня метапредметных результатов, представлены 5 позициями:
Личностные.
Их основополагающим критерием является ответ на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?», а также способность к самоидентификации, самоанализу и ориентированию в разных социальных ролях.

Связанные с познанием.
То есть умение поставить задачу обучения, выбрать способы её достижения, обрабатывать источники информации, структурировать то, что почерпнул, умение найти проблему и способ её разрешения и т.д.

Связанные с логикой.
Определяются способностью анализировать, устанавливая причинно-следственные тонкости, доказывать своё мнение.

Обусловленные условиями коммуникации, то есть способность вступать в диалог, формулировать мысли и т.д.

Планирование, коррекция (если в ходе выработки тех или иных УУД у ребёнка возникают сложности, например, учащийся не может контролировать свои реакции, когда получает отрицательные оценки).

В этом перечне два последних пункта остаются прерогативой учителя, в то время как первые три предполагают деятельность учеников. Однако нельзя утверждать, что эти позиции носят устойчивый характер, ведь и учитель, готовясь к уроку, обрабатывает информационные источники, ищет проблему, способы её разрешения и т.д. Точно так же, как и дети, должны учиться вступать в диалог, чётко формулировать свои мысли и уметь вносить коррективы в план работы. Отдельно нужно остановиться на функциях методических объединений педагогов, действия которых полностью опираются именно на деятельность, связанную с планированием работы (всего образовательного учреждения, а также каждого учителя в отдельности) и коррекцию, если метапредметные результаты не соответствуют предполагаемым итогам. Суть работы методических объединений сводится к тому, что учителя, а также завучи по учебно-воспитательной работе и директор школы, собираются на регулярные (еженедельные или 1 раз в 2–3 недели, ежеквартальные и ежесеместровые) заседания, где обсуждаются вопросы оценивания работы детей (обычно, каждое заседание посвящено анализу результатов по предметам отдельным циклов); трудности с реализацией того или иного вида активности в рамках отдельных уровней метапредметных результатов; замечания в отношении работы конкретных классов или отдельных учеников, у которых наблюдается отставание по 3 и более метапредметам (эту информацию, как правило, предоставляет классный руководитель). Также на заседаниях вырабатывается общая стратегия решения возникших трудностей.

Порядок проверки метапредметных результатов

Качество формирования УУД, то есть метапредметные результаты, проверяется регулярно на всех уровнях: от ученика до учителя и методиста. И систематичность эта проявляется в оценивании на каждом этапе работы над темой урока (при постановке целей, проблемы, разработке собственного продукта, сопоставлении с уже существующими, рефлексии).
Затем результаты отдельных уроков суммируются при составлении оценок за временные промежутки (месяц, четверть, семестр, учебный год), а впоследствии и за все годы обучения (именно в этом и состоит масштабность инновационной технологии метапредмета, описанного ФГОС).
Последнее планируется внести обязательным пунктом в план составления характеристики выпускника 9, 11 классов.
Таким образом, привычные баллы приобретают несколько иную содержательную сторону выставления: оценивается не способность репродуктивно воспроизводить полученную информацию, а умение практически адаптировать полученные сведения на практике в разных областях знаний.

Начало формы

Конец формы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!