Проектная и исследовательская деятельность по дополнительному образованию «изобразительное искусство».
Тема проекта: «Позитивное пространство»
Работы воспитанников детского дома - мотиваторы (рисунки, предназначенные для создания рабочего настроения и помогающие человеку обретать свою личностную силу и целостность для решения любых возникающих проблем).
Цель: привлечение внимания детей образовательного процесса к позитивным ценностям: добро, внимание, забота, оказание поддержки больным людям во время лечения.
Задачи:
1. Сформировать позитивное отношение воспитанников образовательного процесса к просьбам о помощи;
2. Помочь детям своими рисунками благоустроить коридоры больницы для восторга, релаксации, отдыха, надежды у обречённых больных людей;
3. Поднять престиж человеческих ценностей - жизнь;
4. Сформировать чувства ответственности;
5. Развить мотивацию у обучающихся к достижению успеха и адекватному принятию проблем.
Материально-техническое обеспечение проекта: альбом для эскизов, формат А3, пастель, акриловые краски, акварель, гуашь, карандаш, ластик, кисти, банка для воды, палитра.
Видеоматериал:
Накопительный и демонстрационный материал по искусству:
- коллекция электронных файлов, региональный компонент.
Ожидаемый результат
Создание рисунков на формате А3 разными художественными материалами, техникой рисования.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Проведение вводных занятий по углубленному знакомству детей с жанрами изобразительного искусства.
2. Поиск информации.
3. Подбор образцов натюрморта.
4. Создание рисунков.
5. Презентация. Оформление выставки - стенда по итогам проекта.
Вид проекта: социальный, творческий.
Участники проекта: учащиеся 6-х, 7-х классов.
Срок реализации проекта: 1-я четверть.
Гипотеза проекта:
Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности.
Ход проекта:
1. Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности.
2. Обсуждение собранной информации. Создание эскизов, рисунков.
3. Защита. Самооценка. Выставка.
Работники онкологической больницы нашего города обратились к администрации детского дома с просьбой, попросить детей нарисовать рисунки, которыми оформят коридоры для улучшения психо-эмоционального и душевного состояния больных.
Название проекта «Позитивное пространство». Почему дети выбрали именно это название? Ну, во-первых, потому что «Позитивное пространство» означает здоровье. А во–вторых: интересно, увлекательно, полезно.
Прежде, чем приступить к созданию проекта, мы выявили проблему, которая очень важна для нашего города. Ведь она касается онкобольных людей. Процент заболевания онкобольных постоянно растёт.
Мы выбрали эту проблему и потому, что онкобольные, пребывая в больнице, испытывают боль, вызванную не только самой болезнью, но и нахождением вдалеке от родителей, друзей и дома.
Таким образом, у детей созрела идея: оказать поддержку больным людям во время лечения, создать условия полезного времяпрепровождения и уюта своими рисунками.
Направления деятельности в рамках проекта:
1. Поисково-исследовательская работа с опорой на жанры изобразительного искусства.
2. Выбор жанра для создания рисунков.
3. Организация творческой группы.
Предмет исследования:
Жанры изобразительного искусства.
Пейзаж – изображение природы. Бывает:
Морской
Деревенский
Архитектурный
Городской
По временам года
Натюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари.
Портрет – изображение человека.
Анималистический – изображение животных.
Бытовой - изображение жизни людей.
Батальный – изображение военных действий.
Сказочно-былинный – изображение сказочных героев.
Исторический – изображение исторических событий.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный: сентябрь.
Выбор жанра.
- Сообщается изучаемая тема (жанры), и предлагается воспитанникам назвать основные вопросы по этой теме.
- Одарённым детям, посещаемым изостудию, предлагаю объединиться в творческую группу и выбрать тему проекта.
- После исследования жанров, дети выбрали натюрморт.
- Группу знакомлю с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
II этап – основной: октябрь
Создание рисунков.
- Ко второму этапу готовлю демонстрационный материал, коллекцию электронных файлов, книги по жанрам изобразительного искусства, краткую историю натюрморта, региональный компонент, необходимые для работы.
- Работаю последовательно с группой, советую.
- Организовываю исследовательскую самостоятельную работу воспитанников.
- Организовываю и веду дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на детей своим авторитетом.
- Консультирую, оказываю помощь в составлении композиции, эскиза, выборе художественного материала, цветовой гаммы, фона, расположения листа, завершения работы.
- Поддерживаю в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой.
- Группа работает по своему плану, оценивает каждый этап, заранее обговорив критерии.
III этап – итоговый: октябрь.
Презентация проекта.
Свой проект воспитанники представляют на открытом занятии с приглашением администрации детского дома «Ровесник».
Проект «Позитивное пространство», выполненный детьми был одобрен администрацией. Оценка – отлично.
После представления проекта, дети проводят анализ о проделанной работе и высказывают свои пожелания.
Затем оформляют выставку по итогам проекта на стенде «Наше творчество».
Передают рисунки в онкологическую больницу для оформления.
Рефлексия
Мониторинг учащихся по итогам проекта.
В ходе проекта дети узнали историю жанра «натюрморт».
Во время работы над проектом у детей сформировались навыки коллективного творчества, взаимодействия и общения.
Развивалось творческое воображение в процессе создания рисунка.
Участвуя в проектной деятельности у детей, осознанно развивались: собственные возможности, самореализация, чувство ответственности.
Оценка проекта.
Работникам больницы очень понравились детские рисунки. Среди других работ, выполненных педагогами, рисунки детей выигрывали и цветовой гаммой, и содержанием, и жанром. Они были светлыми и добрыми.
Самооценка проекта.
1. После выполнения проекта обсуждаем с детьми итоги работы.
2. Отмечаем положительные результаты, анализируем недостатки.
3. Обсуждаем вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование метода проекта и исследования позволят сделать занятие дополнительного образования современным, более увлекательным и интересным для детей.
Педагогу необходимо помнить, что творческое начало заложено в каждом ребенке.
И только от нас зависит, насколько верные способы мы найдем, чтобы раскрыть творческий потенциал личности ребёнка в реализации социального и художественно-творческого проекта.
Литература:
1.Натюрморт – Википедия [Электронный ресурс]: ru.wikihedia/org. «натюрморт».
2. Серов А. [Электронный ресурс]: Этюды натюрморта. / Художник. 1961.№ 2. 43-47с.
3. В.С. Кузин., Э.И.Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе : учебник для общеобразовательных учебных заведений 1 книга /Москва, 1996. Издательский центр «Дофа» 238с.
4. И.Круглый. Алексей и Сергей Ткачёвы : /Ленинград, 1979. 261с.