СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность в самореализации, социализации учащихся и в формировании их активной гражданской позиции, реализуемая во внеурочной деятельности (с примером реализованного проекта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей школе кружок «Юный эколог» создан с целью формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности; через исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность в самореализации, социализации учащихся и в формировании их активной гражданской позиции, реализуемая во внеурочной деятельности (с примером реализованного проекта)»



Проектная и исследовательская деятельность в самореализации, социализации учащихся и в формировании их активной гражданской позиции, реализуемая во внеурочной деятельности (с примером реализованного проекта)


Учитель биологии и химии Юнева Ю.Е.

МОУ ООШ с.Калдино

Федоровского района Саратовской области


Одним из главных направлений российской системы образования является становление и социализация личности через самореализацию своих способностей. Спецификой современного образования является ориентация на всестороннее развитие человека и гуманизацию. Личность человека на современном этапе развития общества ставится во главу всех психологических, философских и педагогических процессов деятельности. Формированием духовно – нравственно и правовых ценностей в современном обществе формируются в семье, коллективах, школах. В среднем и старшем звене у учащихся уже складываются определенные ориентиры на будущее, свои представления о взгляде на жизнь, ярче видны их профессиональные зачатки, у них формируются и гражданско-правовая позиция. В данное время школа должна стать началом личностного развития и самосовершенствования школьника. Обучающийся должен понимать и осознавать, кем он хочет быть в жизни, ему необходимо сформировать себя как личность. Создание такой платформы для самовыражения и саморазвития личности в процессе обучения является формирующим потенциалом для образовательной организации. Школа должна видеть свою цель не только в формировании системы знаний, умений и навыков, но в становлении готовности личности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Должна стараться создать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Школа должна эффективно обеспечивать процесс самореализации личности и помогать решать главные педагогические задачи.

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. Или другими словами, преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Развитие личности в процессе обучения происходит через процесс саморазвития. Стремлением личности к ведущим жизненным процессам происходит через самоопределение. Внутренняя потребность личности к самопознанию решается через самореализацию[2].

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась уважаемыми людьми[2].

Самоопределение личности – это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях[1]. Это есть проявление свободы человека.

Самоутверждение  – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации[2].

Отсюда вытекают главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. При формировании гражданской позиции, ее невозможно представить без организации воспитательной работы. Воспитательная работа по формированию гражданской позиции обучающихся приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:

  • любовь к Родине, гордость;

  • гражданский долг;

  • активность жизненной позиции;

  • соблюдение правил и норм поведения;

  • верность долгу;

  • профессиональное самоопределение и польза обществу;

  • призвание и успех в жизни;

  • роль коллектива;

  • уважение других людей;

  • сопереживание и участие;

  • лидерская позиция и др. [3].

Но такой процесс не должен ограничиваться, только классными часами. Воспитательный аспект имеет свое место во внеурочной деятельности на кружке по биологии и экологии. Рассмотрим, как кружковая деятельность формирует основные позиции в развитии взглядов и понятий гражданской активности и влияет на самореализацию школьников.

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду. Поэтому экологическое воспитание и экологическая культура так важны особенно сейчас. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлениями Кабинета Министров РФ, Министерства образования, культуры и здравоохранения РФ, Министерства экологии и природных ресурсов утверждены основы экологического образования (где за основу берутся общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО и др) [4]. Однако, в настоящее время в школах нашей области отдельного предмета «Экология» нет, он рассматривается как интеграционный предмет в школьных программах «Биология», «География», «Обществознание». Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе, которое может быть сформировано на внеурочной деятельности, через непосредственное общение с природой родного края. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы, и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы. Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. В таком общении, которое не ограничено стенами классной комнаты, формируется такие взгляды в гражданской позиции как любовь к Родине, гражданский долг по отношению к природе и верность этому долгу, сопереживание и участие.

В нашей школе кружок «Юный эколог» создан с целью формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности; через исследовательскую и проектную деятельность обучающихся. Исследовательская деятельность способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, развитию интеллектуального потенциала учащихся, формированию языковой коммуникативной культуры школьников, воспитанию подлинно свободной личности –  всё это соответствует приоритетным направлениям современной системы образования.  При правильной организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор, учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды, осуществляется воспитание у них целостного экологического сознания, углубление знаний о природе родного края. Несмотря на то, что в условиях сельской школы, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать учащегося, подтолкнуть его к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда, практически ежедневно. Предпочтение отдается проектам межпредметным, например, экология, химия, медицина. В кружке «Юный эколог» заняты ребята 6-9 классов, которым интересна данная тематика, что радует, кружок посещают дети «группы риска». В 6 классах ребята изучают алгоритм при реализации проектов или проведении исследовательских работ, учатся правильно оформлять работы, грамотно вести дискуссию, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении проблемы, выступают на своих первых конференциях школьного и муниципального уровня. Для учащихся 7-9 класс это время самостоятельных творческих работ, которые вытекают в долгосрочные проекты и исследовательские работы. Ребята 7-9 классов уже выступают на региональных и всероссийских научно-практических конференциях; работы публикуются на таких сайтах как http://tvorcheskie-proekty.ru/, http://obuchonok.ru/. Кружок посещают ребята, которым интересна данная работа, в этом проявляется их самоопределение, они понимают, что это им в будущем пригодиться. Школьники, посещающие кружок, являются членами школьной добровольной волонтерской организации, так проявляется их активная гражданская позиция.

Темы работ выбираются с учетом интереса и возрастных особенностей ребят. Работая над проектом или исследовательской работой, учащиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, ощутить успех. Ученик, выполнив работу и защитив его, учится: планировать работу; письменно и устно представлять результаты своей работы; защищать и отстаивать свою точку зрения; отвечать за результаты работы; оформлять работу и т.д. Опыт исследовательской деятельности — необходимый компонент подготовки школьников к решению многообразных учебных, впоследствии — жизненных задач, в том числе и его активной гражданской позиции.

Успех человека как личности в современном мире во многом определяется способностью человека уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, правильно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Все это помогает в самореализации учащихся. Экологическое образование имеет моральный характер, поэтому существенно влияет на формирование гражданственности, способствуя выработке личности с активной гражданской позицией. Такая личность будет сочетать в себе такие признаки и качества как: нравственность, инициативность, ответственность, вежливость, общительность, порядочность.



Экологический проект «Зеленое пространство»


Загрязнение окружающей среды и увеличение антропогенной нагрузки ведет к изменению состояния окружающей среды, поэтому возникает потребность в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Каждому человеку необходимо понимать связь с природой, признавать ее права и соблюдать их. Именно состояние окружающей среды отражает уровень культуры и воспитанности ее носителя. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения состояния окружающей среды. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни. Поэтому целью нашего проекта является комплексное изучение окружающей среды в системе улучшения природы, через природоохранную деятельность, сохранения и наблюдения за изменениями в состояние окружающей среды, через исследовательские работы обучающихся, просветительской деятельности, через проведение экологических марафонов, мероприятий с учащимися и родителями.

Задачи проекта:

  • Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.

  • Содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию.

  • Исследование экологической обстановки в нашем селе.

  • Координация практической деятельности детей по изучению и оценке состояния окружающей среды на примере нашего села и вблизи расположенных окрестностях.

  • Воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.

  • Развитие инициативы и творчества, обучающихся через организацию социально значимой деятельности.

  •  Распространение экологических знаний не только среди обучающихся, но и среди местного населения, используя различные виды деятельности и формы работы.

  • Выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей.



Участники проекта:

  1. Обучающиеся, родители, педагогический коллектив, технический персонал школы, администрация школы МОУ ООШ с. Калдино Федоровского района Саратовской области

  2. Администрация Семеновского МО Федоровского района Саратовской области

  3. Сотрудники сельского дома культуры .Калдино Федоровского района Саратовской области

  4. Сотрудники сельской библиотеки .Калдино Федоровского района Саратовской области

  5. Старший государственный инспектор природного заказника «Саратовский» 

  6. Жители с.Калдино Федоровского района Саратовской области

  7. Воспитанники и работники дошкольного образования МДОУ ООШ с.Калдино Федоровского района Саратовской области



Сроки реализации проекта.


По времени: долгосрочный, учебный год 2018-2019

Сроки реализации: сентябрь 2018 – июнь 2019год.



Стратегия реализации проектной идеи.


1 этап – подготовительный – октябрь 2018 год

2 этап – практический и исследовательский – октябрь 2018 - апрель 2019 год

3 этап – информационно – просветительский – март – май 2019 года

3 этап – обобщающий –  май – июнь 2019 года



Основные этапы реализации проекта.


I этап – Подготовительный.

  1. Организация экологической группы.

  2. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

  3. Составление плана реализации проекта. 

  4. Определение содержания деятельности всех участников проекта.

  5. Поиск различных средств достижения целей.

II этап – Практический и исследовательский

  1. Проведение акции «Экологический десант» по работы по благоустройству школьного двора.

  2. Организация и проведение общественных экологических акций  «Чистый берег», «Спаси дерево – сдай макулатуру», «Щедрая кормушка», «Прикольные штучки из мусорной кучки», «Посади дерево», «Зеленый школьный двор», «Чистое село – красивое село», «Дом для птиц».

  3. Проведение исследовательских работ по линии кружковой деятельности «Юный эколог», с целью проведения мониторинга состояния окружающей среды и наблюдение за представителями животного и растительного мира степной зоны.

  4. Участие в районных и областных экологических мероприятиях и конференциях

III этап – Информационно-просветительский.

1 Распространение в местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта - в течение года.

2. Проведение школьных смотров, марафонов с привлечением родителей и учащихся школы в рамках воспитательной работы совместно с замдиректора по УВР и учителями «Золотая осень», «Заповедными тропами родного края» ко дню заповедников и национальных парков, «Леса – наше богатство», «День птиц», озеленение школы – «Зеленый подоконник»,

3. Выступление зеленой агитбригады «Экопросвещение» для дошкольных воспитанников и работников МДОУ МОУ ООШ с.Калдино


IV этап – Обобщающий.

  1. Круглый стол с привлечением местного сообщества по итогам реализации экологического проекта 

  2. Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию.

  3. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы.

  4. Анализ и исправление недочетов.


Календарный план мероприятий по реализации проекта «Зеленое пространство»


№ п/п

Этап проекта

Название мероприятия

сроки

ответственный

Ожидаемый результат

I этап

Подготовительный.


Организация экологической группы.

15-20.10.18

Ответственный за ВР школы

Команда для работы над проектом

Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

Составление плана реализации проекта.

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

Поиск различных средств достижения целей.

22-31.10.18

Экоотряд «Юные экологи»

Проект «Зеленое пространство»

II этап – Практический и исследовательский

Проведение акции «Экологический десант» по работы по благоустройству школьного двора

Октябрь 2018, апрель 2019

Экоотряд «Юные экологи», замдиректора по УВР

формирование личной ответственности за соблюдение чистоты

Общественные экологические акции

«Чистый берег»,

«Спаси дерево – сдай макулатуру», «Щедрая кормушка»,

«Прикольные штучки из мусорной кучки»,

«Посади дерево», «Зеленый школьный двор»,

«Чистое село – красивое село»,




«Дом для птиц».




Ноябрь 2018

Декабрь – март


Январь 2019

Апрель 2019

Октябрь, апрель



Март 2019

Экоотряд «Юные экологи»,










Адиминистрация Семеновского МО

Формирование экологической культуры

Привлечение жителей села к проблемам родного края

Проведение исследовательских работ по линии кружковой деятельности «Юный эколог», с целью проведения мониторинга состояния окружающей среды и наблюдение за представителями животного и растительного мира степной зоны.

В течение периода

Руководитель кружка «Юные экологи»

Мониторинг окружающей среды

Участие в районных и областных экологических мероприятиях и конференциях

По графику

Экоотряд «Юные экологи»

Формирование коммуникативной компетенции, привлечение общественности к проблемам села

III этап – Информационно-просветительский.


Распространение в местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта - в течение года.

В течение года

Актив ДО «ИДИКСО»

Распространение опыта в области экологического воспитания


Проведение школьных смотров, марафонов в рамках воспитательной работы совместно «Золотая осень», «Заповедными тропами родного края» ко дню заповедников и национальных парков, «Леса – наше богатство», «День птиц», озеленение школы – «Зеленый подоконник»,

По графику воспитательной работы школы

Замдиректора по УВР, ответственный за ВР, экоотряд «Юные экологи»

привлечением родителей и учащихся школы

Выступление зеленой агитбригады «Экопросвещение»


Май 2019

экоотряд «Юные экологи»

Формирование экологической культуры среди воспитанников дошкольного учрежедния МДОУ ООШ с.Калдино

IV этап – Обобщающий.


Круглый стол с привлечением местного сообщества по итогам реализации экологического проекта 

Май 2019

Администрация Семеновского МО, экоотряд «Юные экологи»

Решение проблем села на уровне местного самоуправления

Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию

Май 2019

экоотряд «Юные экологи»

Распространение опыта по формированию экологического воспитания

Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы.

Анализ и исправление недочетов

Июнь 2019

ответственный за ВР,

экоотряд «Юные экологи»

Отчет о проделанной работе в рамках проекьта «Зеленое пространство» для снижения антропогенной нагрузки на село и ООПТ заказник «Саратовский»



Источники:

  1. https://proforientator.ru/publications/articles/samoopredelenie-lichnosti.html

  2. https://infourok.ru/socializaciya-i-samorealizaciya-lichnosti-shkolnika-v-usloviyah-novoy-obrazovatelnoy-sredi-3400140.html

  3. Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 63. – Ч. 4. – 323 с.

  4. https://multiurok.ru/files/ekologhichieskoie-vospitaniie-kak-osnova-formirova.html

  5. Янеева Е. Е. Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 104-109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6884/ (дата обращения: 13.10.2019




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!