СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная мастерская. Школа педагогического мастерства

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для проведения занятия школы педагогического мастерства "Проектная мастерская" , цель которого - формирование готовности педагогов к организации проектной деятельности обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Проектная мастерская. Школа педагогического мастерства»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Ялтинский экономико-технологический колледж»        Школа педагогического мастерства   Проектная мастерская     Методист Кравченко О.Н.  2022 г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Ялтинский экономико-технологический колледж»

Школа педагогического мастерства Проектная мастерская Методист Кравченко О.Н. 2022 г.

«Слово « ПРОЕКТ », быть может, самый последний посетитель, стучащий в двери педагогической терминологии. Следует ли пустить этого незнакомца?»  В.Х.Килпатрик, американский педагог, 1871-1965 основоположник метода проектов

«Слово « ПРОЕКТ », быть может, самый последний посетитель, стучащий в двери педагогической терминологии.

Следует ли пустить этого незнакомца?»

В.Х.Килпатрик,

американский педагог, 1871-1965

основоположник метода проектов

Цели образования Научить учиться , т.е. научить определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, межкультурном взаимодействии и т.д.) и в мире духовных ценностей. Научить решать проблемы профессионального характера , а также проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

Цели образования

  • Научить учиться , т.е. научить определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
  • Научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, межкультурном взаимодействии и т.д.) и в мире духовных ценностей.
  • Научить решать проблемы профессионального характера , а также проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
Суть метода проектов стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения

Суть метода проектов

  • стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний
  • реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения
Для преподавателя Для студента Проект возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Учебный проект   интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектной деятельности совместный поиск информации, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Для преподавателя

Для студента

Проект

  • возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации.
  • деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Учебный проект

  • интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектной деятельности
  • совместный поиск информации, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогических работников при реализации индивидуальных проектов обучающихся Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изменениями и дополнениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (ФГОС СОО) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) Примерная основная образовательная Программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) Локальные акты колледжа.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогических работников при реализации индивидуальных проектов обучающихся

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изменениями и дополнениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (ФГОС СОО)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
  • Примерная основная образовательная Программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
  • Локальные акты колледжа.

Место индивидуального проекта в образовательной программе

ФГОС СОО: статья I. Общие положения

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"): …

6. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: …

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность

ФГОС СОО 7 . Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: … 8 . Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: …. 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной , учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности….. 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

ФГОС СОО

7 . Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: …

8 . Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: ….

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной , учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности…..

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

9.4. Общественные науки  Предметные результаты изучения предметной области

9.4. Общественные науки Предметные результаты изучения предметной области "Общественные науки" включают предметные результаты изучения учебных предметов:

  • "Экономика" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса экономики должны отражать: ….
  • 5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
  • " История" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса истории должны отражать: ….
  • 4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников ;
9.6. Естественные науки 18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна: Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна включать описание: … Изучение предметной области

9.6. Естественные науки

18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна включать описание: …

Изучение предметной области "Естественные науки" должно обеспечить: …..

3) организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.

18.2. Содержательный раздел основной образовательной программы: 18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования (далее - Программа) должна быть направлена на: …. формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы .

18.2. Содержательный раздел основной образовательной программы:

18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования (далее - Программа) должна быть направлена на: ….

формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы .

11. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов .

ФГОС СОО

Индивидуальный проект является особой формой организации деятельности обучающихся на уровне среднего общего образования (10-11 класс), способствует развитию у них навыков целеполагания и самоконтроля. Проект  − это управляемая, ограниченная по ресурсам и срокам деятельность, направленная на достижение конкретного результата (цели) − создание определенного, уникального продукта; совокупность описаний свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации.

Индивидуальный проект является особой формой организации деятельности обучающихся на уровне среднего общего образования (10-11 класс), способствует развитию у них навыков целеполагания и самоконтроля.

Проект  − это управляемая, ограниченная по ресурсам и срокам деятельность, направленная на достижение конкретного результата (цели) − создание определенного, уникального продукта; совокупность описаний свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации.

- обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности Наша задача при организации выполнения индивидуальных проектов студентами колледжа

-

обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности

Наша задача при организации выполнения индивидуальных проектов студентами колледжа

Задание 1 (приложение 1).  Отгадайте ключевые понятия проектной деятельности   2 1 1 . Распределение по группам, разрядам, классам. 2. Отдельный момент, стадия в развитии какого-нибудь процесса. 3. Предмет как результат человеческого труда. 4. Внешнее очертание, наружный вид предмета. 5. Официальный документ, удостоверяющий личность владельца. 6. Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь 3 4 5 6

Задание 1 (приложение 1). Отгадайте ключевые понятия проектной деятельности

2

1

1 . Распределение по группам, разрядам, классам.

2. Отдельный момент, стадия в развитии какого-нибудь процесса.

3. Предмет как результат человеческого труда.

4. Внешнее очертание, наружный вид предмета.

5. Официальный документ, удостоверяющий личность владельца.

6. Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь

3

4

5

6

Ключ  к кроссворду

Ключ к кроссворду

Приложение 2.  Понятия в проектной деятельности     Пропишите для каждого термина его определение (расшифровку)

Приложение 2. Понятия в проектной деятельности   Пропишите для каждого термина его определение (расшифровку)

Главные термины Понятие Расшифровка понятия Проект Действие, которое студент выполняет, чтобы создать уникальный продукт или услугу. Проектная деятельность  Продукт или услуга принципиально отличаются  от других аналогичных продуктов или услуг,  потому что отличаются условия их создания в проекте Последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий обучающихся.  Предполагает обязательную презентацию результатов

Главные термины

Понятие

Расшифровка понятия

Проект

Действие, которое студент выполняет, чтобы создать уникальный продукт или услугу.

Проектная деятельность

Продукт или услуга принципиально отличаются от других аналогичных продуктов или услуг, потому что отличаются условия их создания в проекте

Последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий обучающихся.

Предполагает обязательную презентацию результатов

Приложение 3.

Приложение 3.

- Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) В соответствии с требованиями ФГОС СОО  индивидуальный проект

-

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)

В соответствии с требованиями

ФГОС СОО

индивидуальный проект

Индивидуальный проект является монопредметным или межпредметным (выполняется в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) должен быть представлен в виде завершенного продукта (учебного исследования или учебного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного)

Индивидуальный проект

является монопредметным или межпредметным (выполняется в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)

должен быть представлен в виде завершенного продукта (учебного исследования или учебного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного)

Возможные направления  проектной и  учебно-исследовательской деятельности приоритетными направлениями являются: социальное, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерное, информационное исследовательское , инженерное, прикладное, бизнес-проектирование, информационное, социальное, игровое, творческое

Возможные направления проектной и учебно-исследовательской деятельности

приоритетными направлениями являются:

  • социальное,
  • бизнес-проектирование,
  • исследовательское,
  • инженерное,
  • информационное
  • исследовательское ,
  • инженерное,
  • прикладное,
  • бизнес-проектирование,
  • информационное,
  • социальное,
  • игровое,
  • творческое
Общее и различное в проектной и исследовательской деятельности Общие черты: направленность на формирование (совершенствование) универсальных учебных действий (главное не результат, который получит обучающийся, а освоение видов деятельности для решения определенных задач, уровень достижения метапредметных результатов); возможность использования результатов деятельности для оценки сформированности метапредметных результатов; возможность использования одной деятельности для достижения другой (исследование может стать этапом учебного проекта, а проектирование определенных этапов – частью исследования); общность необходимых действий (целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов достижения цели, планирование, оформление результатов).

Общее и различное в проектной и исследовательской деятельности

Общие черты:

  • направленность на формирование (совершенствование) универсальных учебных действий (главное не результат, который получит обучающийся, а освоение видов деятельности для решения определенных задач, уровень достижения метапредметных результатов);
  • возможность использования результатов деятельности для оценки сформированности метапредметных результатов;
  • возможность использования одной деятельности для достижения другой (исследование может стать этапом учебного проекта, а проектирование определенных этапов – частью исследования);
  • общность необходимых действий (целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов достижения цели, планирование, оформление результатов).

Признаки, отличающие учебный проект от учебного исследования

Учебный проект

Учебное исследование

Цель - реализация проектного замысла.

Цель - уяснение сущности, познание истины в отношении какого-либо объекта или явления; получение новых для обучающегося знаний (даже если эти знания уже известны науке). 

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта , обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования; улучшение, совершенствование чего-либо.

Главная особенность исследовательской деятельности – это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Освоение норм исследовательской деятельности, формирование и развитие культуры исследовательского поведения как способа познания мира.

Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Отрицательный результат есть тоже результат.

Проектирование как способ преобразования мира.

Отсутствие «продукта» - плохо

 

Направления исследовательских проекты (учебных исследований)   естественнонаучные исследования, исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки образовательной программы, например в психологии, социологии), экономические социальные, научно-технические исследования .

Направления исследовательских проекты (учебных исследований)

  • естественнонаучные исследования,
  • исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки образовательной программы, например в психологии, социологии),
  • экономические социальные,
  • научно-технические исследования .
Исследовательский проект требует Возможные продукты исследовательского проекта хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации,  продуманных методов, ожидаемых результатов. брошюра,  буклет,  таблицы, графики, схемы и т.д.

Исследовательский проект требует

Возможные продукты исследовательского проекта

  • хорошо продуманной структуры,
  • обозначения цели,
  • обоснования актуальности предмета исследования,
  • обозначения источников информации,
  • продуманных методов,
  • ожидаемых результатов.
  • брошюра,
  • буклет,
  • таблицы,
  • графики,
  • схемы
  • и т.д.
Стадии учебного исследования  постановка исследовательской проблемы; разработка гипотезы; проектирование способа проверки гипотезы; планирование проверки гипотезы; практическая реализация исследования; завершение исследования. постановка исследовательской проблемы; разработка гипотезы; проектирование способа проверки гипотезы; планирование проверки гипотезы; практическая реализация исследования; завершение исследования.

Стадии учебного исследования

  • постановка исследовательской проблемы; разработка гипотезы; проектирование способа проверки гипотезы; планирование проверки гипотезы; практическая реализация исследования; завершение исследования.
  • постановка исследовательской проблемы;
  • разработка гипотезы;
  • проектирование способа проверки гипотезы;
  • планирование проверки гипотезы;
  • практическая реализация исследования;
  • завершение исследования.
Учебно-исследовательская  работа предполагает выбор тематики исследования, связанной с новейшими достижениями в области науки и технологий; выбор тематики исследований, связанных с учебными предметами, не изучаемыми по программе: психологией, социологией, бизнесом и др.; выбор тематики исследований, направленных на изучение проблем местного сообщества, региона, мира в целом п.1.3 раздела II ПООП СОО

Учебно-исследовательская работа предполагает

  • выбор тематики исследования, связанной с новейшими достижениями в области науки и технологий;
  • выбор тематики исследований, связанных с учебными предметами, не изучаемыми по программе: психологией, социологией, бизнесом и др.;
  • выбор тематики исследований, направленных на изучение проблем местного сообщества, региона, мира в целом

п.1.3 раздела II ПООП СОО

Приложение 4.  Краткая характеристика учебных проектов Информационно-поисковый  проект Практико-ориентированный  /социальный проект - Творческий  проект  Ролевой (игровой) проект

Приложение 4. Краткая характеристика учебных проектов

  • Информационно-поисковый проект
  • Практико-ориентированный /социальный проект -
  • Творческий проект
  • Ролевой (игровой) проект
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать (п. 11 ФГОС СОО) сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать (п. 11 ФГОС СОО)

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Обучающиеся научатся:

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Специфические умения и навыки проектирования и исследования проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающегося; самоанализу и рефлексии; представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению теоретических знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Специфические умения и навыки проектирования и исследования

  • проблематизации;
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающегося;
  • самоанализу и рефлексии;
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной
  • презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению теоретических знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Формирование элементов проектной и исследовательской деятельности

1 . Мыследеятельностные : выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

2. Презентационные : построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

3. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

4. Поисковые : находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.

5. Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

6. Проведение инструментального эксперимента : организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Изменение позиции педагога обеспечивает продвижение обучающегося в определении и разрешении проблемы . отслеживает корректность действий обучающегося с точки зрения алгоритма деятельности .

Изменение позиции педагога

обеспечивает продвижение обучающегося в определении и разрешении проблемы .

отслеживает корректность действий обучающегося с точки зрения алгоритма деятельности .

Требования к преподавателю занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к проектной и исследовательской деятельности; уметь прогнозировать перспективу как собственной деятельности, так и деятельности обучающегося; уметь налаживать деловые формы общения с обучающимися, уметь диагностировать их творческие способности в определенной области.

Требования к преподавателю

  • занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к проектной и исследовательской деятельности;
  • уметь прогнозировать перспективу как собственной деятельности, так и деятельности обучающегося;
  • уметь налаживать деловые формы общения с обучающимися, уметь диагностировать их творческие способности в определенной области.
Психолого-педагогическое сопровождение выполнения индивидуального проекта обучающимся комплекс направленных психолого-педагогических действий, помогающих обучающемуся на всех этапах выполнения проекта

Психолого-педагогическое сопровождение выполнения индивидуального проекта обучающимся

комплекс направленных психолого-педагогических действий,

помогающих обучающемуся на всех этапах выполнения проекта

Этапы психолого-педагогического сопровождения реализации индивидуального проекта Диагностический этап предшествует началу выполнения обучающимся индивидуального проекта (анализ готовности всех участников – партнеров к выполнению индивидуального проекта; диагностика сформированности профессиональных интересов студента). Этап  проектирования и координации (консультирование обучающихся, педагогов, родителей по ходу реализации проекта; выявление затруднений в выполнении проекта, анализ ситуации, выработка стратегии преодоления, координация усилий педагогического коллектива и обучающего по преодолению ситуации). Рефлексивный  этап (анализ изменений; совместное обсуждение результатов диагностики с обучающимися, их родителями, педагогами)

Этапы психолого-педагогического сопровождения реализации индивидуального проекта

  • Диагностический этап предшествует началу выполнения обучающимся индивидуального проекта (анализ готовности всех участников – партнеров к выполнению индивидуального проекта; диагностика сформированности профессиональных интересов студента).
  • Этап проектирования и координации (консультирование обучающихся, педагогов, родителей по ходу реализации проекта; выявление затруднений в выполнении проекта, анализ ситуации, выработка стратегии преодоления, координация усилий педагогического коллектива и обучающего по преодолению ситуации).
  • Рефлексивный этап (анализ изменений; совместное обсуждение результатов диагностики с обучающимися, их родителями, педагогами)
Этапы разработки и реализации индивидуального проекта   постановка практической проблемы – проблематизация; поиск способа решения проблемы – проектирование решения; планирование достижения желаемого результата; практическая реализация проекта ; завершение проекта.

Этапы разработки и реализации индивидуального проекта

  • постановка практической проблемы – проблематизация;
  • поиск способа решения проблемы – проектирование решения;
  • планирование достижения желаемого результата;
  • практическая реализация проекта ;
  • завершение проекта.
Алгоритм работы над проектом

Алгоритм работы над проектом

Суть этапов работы над проектом Планирование работы над проектом : высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление тем проектов; формулирование темы проекта. Аналитический этап : уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование обучающимися собственных знаний и опыта; обмен информацией с другими лицами; интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых. Этап обобщения : систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.). Презентация полученных результатов : осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом.

Суть этапов работы над проектом

  • Планирование работы над проектом : высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление тем проектов; формулирование темы проекта.
  • Аналитический этап : уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование обучающимися собственных знаний и опыта; обмен информацией с другими лицами; интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
  • Этап обобщения : систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
  • Презентация полученных результатов : осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом.
Приложение 5 Этапы работы над проектом (электронная версия)

Приложение 5

Этапы работы над проектом

(электронная версия)

Технологическая карта последовательности работы над проектом №  п\п Выполняемый   этап работы Сроки       выполнения Ответственный   за данный этап     Материальные ресурсы,   оборудование    

Технологическая карта последовательности работы над проектом

п\п

Выполняемый

 

этап работы

Сроки

 

 

 

выполнения

Ответственный

 

за данный этап

 

 

Материальные ресурсы,

 

оборудование

 

 

Деятельность обучающихся на этапах  работы над проектом Предпроектный этап Этап подготовки проекта проводят исследование (диагностику); определяют проблему; формулируют цели проекта; выявляют главные ценности, которые развивает проект; акцентируют роль проекта для общества – социальную ценность Послепроектный этап уточняют цели, задачи и план работы каждого участника проекта; выполняют план работы; определяют, обсуждают, оценивают, корректируют промежуточные результаты; оформляют итоговый продукт; создают презентацию; проводят презентацию продукта, чтобы получить внешнюю оценку проекта апробируют проект; распространяют продукт проектной деятельности; выбирают новые проблемы, которые может решить  и продолжить проект

Деятельность обучающихся на этапах работы над проектом

Предпроектный этап

Этап подготовки проекта

  • проводят исследование (диагностику);
  • определяют проблему;
  • формулируют цели проекта;
  • выявляют главные ценности, которые развивает проект;
  • акцентируют роль проекта для общества – социальную ценность

Послепроектный этап

  • уточняют цели, задачи и план работы каждого участника проекта;
  • выполняют план работы;
  • определяют, обсуждают, оценивают, корректируют промежуточные результаты;
  • оформляют итоговый продукт;
  • создают презентацию;
  • проводят презентацию продукта, чтобы получить внешнюю оценку проекта
  • апробируют проект;
  • распространяют продукт проектной деятельности;
  • выбирают новые проблемы, которые может решить и продолжить проект
Требования к организации и реализации индивидуального проекта 1 . Тема проекта определяется в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности обучающегося (личностные, познавательные УУД). 2. Формируется чувство персональной ответственности, требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициативность (личностные УУД). 3. Возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе (регулятивные УУД). 4. Приобретение опыта работы на всех этапах выполнения проекта (познавательные, регулятивные УУД). 5. Формируются навыки индивидуальной работы (регулятивные УУД). 6. Уверенность опирается на личное мнение и мнение руководителя проекта (личностные УУД). 7. Создаются условия проявления и формирования основных черт творческой личности (личностные УУД). 8. Деятельность носит социальную направленность (личностные, познавательные УУД).

Требования к организации и реализации индивидуального проекта

1 . Тема проекта определяется в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности обучающегося (личностные, познавательные УУД).

2. Формируется чувство персональной ответственности, требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициативность (личностные УУД).

3. Возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе (регулятивные УУД).

4. Приобретение опыта работы на всех этапах выполнения проекта (познавательные, регулятивные УУД).

5. Формируются навыки индивидуальной работы (регулятивные УУД).

6. Уверенность опирается на личное мнение и мнение руководителя проекта (личностные УУД).

7. Создаются условия проявления и формирования основных черт творческой личности (личностные УУД).

8. Деятельность носит социальную направленность (личностные, познавательные УУД).

Документация по проектированию для обучающегося  план-график реализации проекта; дневник проекта (папка с разделами, соответствующими этапам работы над проектом, содержащая информацию проблеме, теме, цели и задачах проекта, сроках, планируемых действиях, требованиях к конечному «продукту» конкретного этапа и т.д.); портфолио проекта (содержит ту же информацию, что и дневник проекта, а также материалы для самооценки обучающегося) критерии оценивания индивидуального проекта на защите.

Документация по проектированию для обучающегося

  • план-график реализации проекта;
  • дневник проекта (папка с разделами, соответствующими этапам работы над проектом, содержащая информацию проблеме, теме, цели и задачах проекта, сроках, планируемых действиях, требованиях к конечному «продукту» конкретного этапа и т.д.);
  • портфолио проекта (содержит ту же информацию, что и дневник проекта, а также материалы для самооценки обучающегося)
  • критерии оценивания индивидуального проекта на защите.

Этапы совместной работы руководителя и обучающегося над индивидуальным проектом

Этап

1

Деятельность руководителя

2 этап

Формулирует:

Деятельность

Этап

погружение в проблему

обучающегося

проблему проекта, сюжетную ситуацию, цели, задачи, актуальность и др. (в соответствии с требованиями положения об индивидуальном проекте)

Осуществляет:

организация деятельности

Предлагает:

3 этап

Не участвует, но:

осуществление деятельности

личное погружение в проблему проекта, вживание в ситуацию, конкретизирует цели и задачи, актуальность и др.

Осуществляет:

спланировать деятельность по решению задач проекта; возможные формы представления результатов проекта.

4 этап

Принимает итоговый отчёт:

презентация результатов, самооценка и самоанализ

планирование; выбор способа и формы представления информации .

Работает активно и самостоятельно:

консультирует по необходимости обучающихся; ненавязчиво контролирует; ориентирует в поле необходимой информации; консультирует по презентации результатов.

 

по поиску, сбору и структурированию информации; консультируется по необходимости; готовит презентацию результатов.

обобщает и резюмирует результаты; подводит итоги обучения.

Демонстрирует:

Оценивает:

понимание проблемы, цели и задачи, актуальность проблемы; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы.

глубину проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей, доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключение и выводы, эстетику оформления результатов проекта, умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов.

Осуществляет:

рефлексию деятельности и своих результатов; взаимооценку деятельности и её результативность.

Примерная схема реализации одногодичного проекта ( Приложение 7 ) .

Примерная схема

реализации одногодичного проекта

( Приложение 7 ) .

Защита проекта Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:  защита темы проекта (проектной идеи); – защита реализованного проекта. (пункт 1.8 раздела II ПООП СОО)

Защита проекта

Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:

  • защита темы проекта (проектной идеи);
  • – защита реализованного проекта.

(пункт 1.8 раздела II ПООП СОО)

Защита темы проекта  актуальность проекта;  положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;  ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;  риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта; В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.

Защита темы проекта

  • актуальность проекта;
  • положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
  • ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;
  • риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;

В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.

Защита учебного проекта Тема и краткое описание сути проекта. Актуальность проекта. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. Ход реализации проекта. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

Защита учебного проекта

  • Тема и краткое описание сути проекта.
  • Актуальность проекта.
  • Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
  • Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
  • Ход реализации проекта.
  • Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Оценка образовательных достижений по итогам выполнения индивидуального проекта   Коммуникативные умения (умения внимательно относиться чужой точке зрения, умения рассуждать с точки зрения собеседника, не совпадающей с собственной точкой зрения); инструменты само- и взаимооценки; инструменты и приемы поисковой деятельности (способы выявления противоречий, методы познания, адекватных базовой отрасли знания; обращения к надежным источникам информации, доказательствам, разумные методы и способы проверки, использование различных методов и способов фиксации информации, ее преобразование и интерпретация.

Оценка образовательных достижений по итогам выполнения индивидуального проекта

  • Коммуникативные умения (умения внимательно относиться чужой точке зрения, умения рассуждать с точки зрения собеседника, не совпадающей с собственной точкой зрения);
  • инструменты само- и взаимооценки;
  • инструменты и приемы поисковой деятельности (способы выявления противоречий, методы познания, адекватных базовой отрасли знания; обращения к надежным источникам информации, доказательствам, разумные методы и способы проверки, использование различных методов и способов фиксации информации, ее преобразование и интерпретация.

Критерии оценивания в соответствии с ООП СОО (пункт 3 части I ООП СОО)

  • сформированность предметных знаний и способов действий , проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
  • сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем , проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.;
  • сформированность регулятивных действий , проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий трудных ситуациях;
  • сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Как помочь студенту написать проект 2 3 4 1 У проекта есть  С чего начинается проект  Решить задачу помогут У проблемы есть  Причины С проблемы, которую необходимо решить  Цель и задачи  Мероприятия 6 7 8 5 По итогам реализации проекта необходимо создать Для оценки проекта необходимы  Для реализации мероприятий необходимы  В заключении определить Продукт Критерии эффективности реализации проекта  Риски и перспективы реализации проекта Ресурсы

Как помочь студенту написать проект

2

3

4

1

У проекта есть 

С чего начинается проект 

Решить задачу помогут

У проблемы есть 

Причины

С проблемы, которую необходимо решить 

Цель и задачи 

Мероприятия

6

7

8

5

По итогам реализации проекта необходимо создать

Для оценки проекта необходимы 

Для реализации мероприятий необходимы 

В заключении определить

Продукт

Критерии эффективности реализации проекта 

Риски и перспективы реализации проекта

Ресурсы

Какой продукт проектной деятельности  могут создать студенты Таблица График   Схема   Чертеж или карта Художественное изображение  Видеофильм Буклет   Постер   Газета, журнал Дневник наблюдений   Справочник  или атлас   Макет   Художественное оформление практики  Инфографика или комиксы   Сайт   Сценарий Путеводитель Сказка 57

Какой продукт проектной деятельности могут создать студенты

Таблица

График  

Схема  

Чертеж или карта

Художественное изображение 

Видеофильм

Буклет  

Постер  

Газета, журнал

Дневник наблюдений  

Справочник или атлас  

Макет  

Художественное оформление практики 

Инфографика или комиксы  

Сайт  

Сценарий

Путеводитель

Сказка

57

ПАСПОРТ учебного проекта или исследования  Форма для педагогов. Деятельность педагога на каждом этапе подготовки проекта  ПАМЯТКА для руководителя проекта Как помочь студенту выполнить индивидуальный проект  Этапы работы над индивидуальным проектом Карта контроля качества индивидуального проекта (пример)  Форма для педагогов. Основные ошибки, которые допускают студенты при подготовке к защите проекта и на защите  ПАМЯТКА для обучающегося по выполнению индивидуального проекта  ПАМЯТКА «Как подготовить с обучающимися текст проекта или исследования»
  • ПАСПОРТ учебного проекта или исследования

  • Форма для педагогов. Деятельность педагога на каждом этапе подготовки проекта

  • ПАМЯТКА для руководителя проекта
  • Как помочь студенту выполнить индивидуальный проект

  • Этапы работы над индивидуальным проектом
  • Карта контроля качества индивидуального проекта (пример)

  • Форма для педагогов. Основные ошибки, которые допускают студенты при подготовке к защите проекта и на защите

  • ПАМЯТКА для обучающегося по выполнению индивидуального проекта

  • ПАМЯТКА «Как подготовить с обучающимися текст проекта или исследования»
Домашнее задание .  Определите структуру паспорта проекта      ПАСПОРТ ПРОЕКТА    

Домашнее задание . Определите структуру паспорта проекта

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

 

Задание 4. Определите структуру паспорта проекта Актуальность проекта Цели и задачи проекта   Целевая аудитория (потребители продукта )   Содержание проекта   Оценка эффективности проекта   Ресурсы   Рабочий план подготовки проекта   Ожидаемые результаты ПАСПОРТ ПРОЕКТА Оценка рисков реализации   Перспективы развития проекта  

Задание 4. Определите структуру паспорта проекта

Актуальность проекта

Цели и задачи проекта  

Целевая аудитория (потребители продукта )  

Содержание проекта  

Оценка эффективности проекта  

Ресурсы  

Рабочий план подготовки проекта  

Ожидаемые результаты

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Оценка рисков реализации  

Перспективы развития проекта  

«Вечный ученик своей профессии»  Д. Дьюи Спасибо за внимание! Успехов в работе!

«Вечный ученик своей профессии» Д. Дьюи

Спасибо за внимание!

Успехов в работе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!