СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа»

Оглавление.

  1. Введение………………………………………………………..3.

  2. Глава 1. Теоретическая основа организация внеурочной деятельности ……………………………………………………6

  3. Глава 2. Практическая часть во внеурочной деятельности….9.

  4. Заключение……………………………………………………..15.

  5. Литература……………………………………………………...16.

  6. Приложение…………………………………………………….17





























Введение.

Педагогическая деятельность учителя родного языка и литературы направлена на формирование личности, любящей свой народ, язык, культуру, традиции и обычаи своего народа и уважающей язык и культуру других народов. Поэтому он должен все время совершенствоваться, заниматься саморазвитием, шагать в ногу со временем, даже чуть опережать его. Именно учитель родного языка и литературы формирует у своих учеников целостную систему знаний о родном языке, о родном крае, об обычаях и традициях своего народа. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования; представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; определяет характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Сегодня важно воспитывать личность учащегося, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, умеющего творчески мыслить. Приобщение молодого поколения к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Обучение родному языку должно быть непрерывно связано с другими предметами как устное народное творчество, искусство, так как помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через родной язык любовь к родной земле, а воспитание через искусство помогает воспитывать в детях тонкое чутье красоты. Родной язык становится ключом, открывающим всю глубину и красоту духовного богатства народа, передающим нравственные устои нации, его обычаи и традиции. Все разнообразие, всю многогранность родного языка невозможно раскрыть только на уроке, поэтому я уделяю много времени внимание на внеурочную деятельность при изучении родного языка, как средства воспитания национального самосознания обучающихся. Предлагаю свою проектную деятельность “Фольклор – этнографичекий кружок – форма внеурочной деятельности”.

Актуальность работы: В последние 20 лет мы чувствуем огромное распространение влияния США, Запада на все сферы жизни. Это не всегда положительно влияет на всестороннее развитие подрастающего поколения. Поэтому сегодня важным моментом является восприятие опыта собственного народа, необходимость признания специфики своей страны, а не переноса на нее шаблонов других стран. Важно воспитывать патриотов своей Родины, молодежь, которая будет знать историю своего народа, Родины, гордиться прошлым и заботиться о будущем своей страны. Исходя из этого, были поставлены следующие цель: приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм через фольклорный кружок.

Задачи:

  • Изучение и сохранение национальных традиций башкирского народа;

  • Активизация учебного познавательной и внеурочной деятельности учащихся;

  • Развитие национального самосознания, художественного,образного мышления;

  • Формирование гражданской позиции к правам и свободам человека, к окружающей природе,Родине;

  • Воспитывать любовь к родному краю, родному языку и побудить гордость за известных людей нашего края;

  • Открыть и развивать творческие способности у учащихся;

  • Воспитаниеи национального духа.

Гипотеза: внедрение проекта фольклорного кружка по духовно – нравственному воспитанию для обучающихся в воспитательный процесс.

Объект изучения в проекте: внеурочная деятельность.

Предмет изучения проекта: фольклорно – этнографическое направления внеурочной деятельности.

















Глава I.

Теоретическая основа организация внеурочной деятельности.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Внеурочная деятельность – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимых условиях для социализации личности ребенка. И это является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС является создание условий для доостижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

Направления развития личности



Спортивно - оздоровительное

духовно - нравственное

социальное

интеллектуальное

общекультурное



















Формы внеурочный деятельности:

  • научное – исследование;

  • общественно полезные практики;

  • поисковые;

  • олимпады, соревнования;

  • эскурсия;

  • кружки;

  • секции;

  • конференции;

  • диспуты;

  • круглые столы и т.д.

При изучении методологических основ данного проекта и составлении модели внеклассной деятельности обучающихся я использовала следующую литературу:

  1. “Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС” - Пичугин С.С., заведующий кафедрой ИРО РБ, (“Учитель Башкортостана”, № 6, 7/ 2011 г.)

  2. Нигматуллин Р.Х. : “Внеклассная работа по ФГОС”,

  3. Рахматуллина З.Я. : “Милләт күрке – әҙәп”

  4. Бураҡаева М.С. : “ Тормош һабаҡтары”

  5. Статьи М.Х. Идельбаева, (“Учитель Башкортостана”, № 3, 2012 г.)

  6. Статьи учителя башкирского языка и литературы башкирского лицея № 136 имени М. Искужинаг.Уфы М. А. Гайзуллиной, (“Учитель Башкортостана №10, 2012 г.)

  7. Статьи учителя башкирского языка и литературыГ.Ф. Давлетбаевой школы №6 им. М. А. Киняшоваг. Благовещенска (“Учитель Башкортостана”, №6,2013г.)











Глава II.

Практическая часть во внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности учащихся в любой школе является очень важной сферой деятельности учителя. Занятия с детьми во внеурочное время, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями. Для того, чтобы достичь свои цели, конечно необходимо знать, как следует организовать внеурочную деятельность.

Для начала мной был составлен этап работы:

Этапы:

I этап - подготовительный

II этап – экспериментальный

III этап – итоговой


Этапы

Содержание работы

на данном этапе


Время проведения

Подготовительный этап

  1. Работа над темой и сбор данных.

  2. Определение цели и задачи.

  3. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

  4. Изучение трудов известных ученых и психологов.


2017 – 2018 учебный год

Экспериментальный этап

  1. Определение результатов применяемых методов

  2. Определение успешности применяемых методов

  3. Встреча с известными людьми нашего района

  4. Экскурсия в музей и на памятники природы



2018 – 2019 учебный год

Итоговой этап

  1. Активное использование изученного материала

  2. Показать внеклассное мероприятия

  3. Участие в конкурсах

  4. Издание брошюры, в который творческие работы детей




2019 – 2020 учебный год



Внеклассная мероприятия.

М. И. Махмутов отмечает, что «Внеклассные работы является и началом, и продолжением урока». Действительно, без внеклассной работы не возможно представить урок. Для развития у учащихся способность и активность, сплоченность и воспитание чувства единства необходимо использовать все возможности. Например, были проведены разные мероприятия: литературные вечера, викторины, постановки сцен из произведений, месячники башкирского языка и литературы. А также проведено юбилейный вечер народного писателя Азата Абдуллина и в честь его творчества выпустили альбом и подарили в музей школы. (Приложения 1)

Экскурсии.

А также экскурсия является наиболее эффективным методом комплексного воздействия на формирования личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обобщению знаний о родных краях. Положительный результат дает также проведений занятия библиотеке. (Приложение 2)

В учебнике башкирской литературы, при изучении главы «Слово народа – слово правды», нам предлагается сказка «Как Ерэнсэ сэсен невесту для сына искал». Это одно из тех образцовых произведений народной словестности, которое, в первую очередь, воспитание детей. Поэтому мы должны понимать, что вводя учеников в народной мысли, народного чувства, в область народного духа. На территории нашей республики сохранилось несколько древних памятников, некоторых из них дошли до нас практически в первозданном виде. Многим известно место захоронения Ерэнсэ – сэсэнэ (рядом с нашей деревней – Башкирская Ургинка Зианчуринского района), но тех, кто побывал там, оказалось совсем мало. Ребята загорелись желанием увидеть захоронение известного острослова, поэтому мною было принято решение организовать экскурсию. Сначала мы изучили топонимические названия нашей местности, послушали наставления аксакалов и обратились за советом к мудрым женщинам нашей деревни. Определили туристический маршрут и назвали его «Семь чудес долины реки Урген». Ученикам было поручено важное задание – собрать и подготовить информацию про эти «чудеса». Сейчас можно найти любой интересующий нас материал не выходя из дома, в интернете, и для этого совсем не нужно перелопачивать большое количество литературы. Это упростило нам задачу. Согласовали наш велотур и его маршрут с родителями, администрацией школы и района, сотрудниками полиции. Туристическая тропа делилась на несколько остановок, ребята показывали свои знания и получали за это моменты. В конце пути мы определили победителей.

Туристический маршрут: (Приложения 3,4)

  1. Ялташ.

  2. Балантау.

  3. Ҡыҙҙар тауы.

  4. Ерәнсә сәсән ҡәберлеге.

  5. Ерәснсә сәсән атының тояҡ эҙе.

  6. Бәндәбикә кәшәнәһе.

  7. Хәҙрәт шишмәһе.

После экскурсий было проведено разные тесты, викторнины для закрепления знаний и систематизировать полученных знаний.

Встречи.

Встреча с известными людьми также владываеть всердца школьников начальные семена,у них побуждается желание достич поставленных целей.

Встреча авторами книг “Үҫәргәндәр ере – Ейәнсура”, “Йәнтөйәктең хәтер хазинаһы” Маратом Тулибаевым прошла на вышем урвене. У учеников побудился гордость, так как человек который в настоящее время играет большую роль в жизни района, был учеником нашей школы. (Приложение1)

С целью ознакомления с традициями башкирского народа была организовано встерча Агинейдер. Они рассказали о традициях воспитания в башкирских семьях, приводили примеры из свой жизни. Прочитали мунаджат о доброте. Во время встречи звучали пословицы, поговорки о Родине, о родном языке. Для учащихся очень заинтересовала, поэтому можно надеятся, что фольклорные мероприятия “Ағинәйҙәр”будут продолжатся. (Приложение 5)

Концерты.

Для развития творческих способнестей учащихся, были предусмотрены отдельные кружки с песнями и танцами. Например, после изучения истории деревни, мы изучали песню «Үрген буйҡайҙары» авторов – любителей Хисмата Азнабаева и Исмагила Акъюлова. Вокальный ансамбель мальчиков «Батыры племени Усерган» был призван лучшим в конкурсе «Весенняя капель». Выступление на сцене помогают детям научиться свободно говорит, раскрепоститься, формируют уверенность в себе, способность держаться и быстро принимать решения. Я считаю, что если ребенок любит сцену, в его душе нет места злу. Еще я очень счастлива тем, что могу обучать танцу тех, кто горит желанием танцевать. Заметила, как девочки менялись, становились увереннее после того, как были созданы украшения для танца. Особое внимание я постаралась уделить башкирским национальным украшениям. Ювелирные украшения для башкирских женщин – одна из неотъемлемых частей внешнего вида. По ним можно было судить о том, насколько состоятельна семья владелицы драгоценностей, каково её положение в обществе, из какого она селения и т.д. помимо этого, длинные волосы тоже являлись показателем национальных истоков. Поэтому для плетения кос мы сделали сэсурмэс, сулпы. Особый интерес у девочек вызвали селтэр и сакал. За помощью в помощью в этом нелегком, требующем ответственного подхода деле, мы обратились ко взрослому поколению женщин нашей деревни – агиней (это уважительные обращение к мудрым и старшем пожилым женщинам).По их словам, украшения – это настоящее произведение искусства, которое обладает огромной силой и способно влиять на характер человека. Воспитывает чувство вкуса, женственности и гордости. Как говорят в народе, девушка должна ходить, глядя на звезды, а не носочках. (Приложение 6,7)

Таким образом, применяя в своей работе фольклор – этнографический кружок во внеурочной деятельности, были достигнуты следующие результаты:

  1. Созданы условия для развития ключевых компетентностей учащихся посредством активных методов во внеурочной деятельности.

  2. Создана положительная мотивация учащихся к самосовершенствованию, саморазвитию, самостоятельности, сотрудничеству, творческому поиску, созиданию на уроках и во внеурочной деятельности.

Вывод:

  1. В ходе работы были выявлены и обоснованы целесообразность и эффективность фольклорно – этнографического кружка во внеурочной деятельности как условие развития ключевых компетентностей учащихся.

  2. Разработана модель внеурочной деятельности и выявлено ее влияние на ключевые компетентности учащихся.

  3. Систематизированы и разработаны приёмы для вовлечения и развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности.

  4. Результатом данного опыта явились участие и победы учащихся в олимпиадах и конкурсах.







Заключение.

М.И. Багаутдинова, Г.Н. Ягафарова в учебном пособии “Современная методика башкирского языка и литературы» отмечают: “Организация учебено-воспитательной деятельности на этнолингвокультурологической основе предполагает приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям, воспитание уважительного и толерантного отношения к духовным ценностямвсех народов, живущих рядом”. 

Исходя из вышесказанного, можно отметить следующее: под этнолингвокультурологическим воспитанием учащихся понимается овладение ими основами народной культуры, умение анализировать тексты, содержащие этнолингвокультурологические аспекты, усвоение ценностной лексики.  Понимание этнокультуры поможет учащимся глубже понять самих себя, войти в культуру своего народа, быть компетентным в языке, ритуалах и ценностях. Язык – основной носитель культуры, и словарный запас учеников может служить показателем повышения их культурности.

В заключение, мне хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.











Литература.

  1. Азнагулов Р. Г. Методика обучения башкирского языка. – Уфа:Китап, 2011.

  2. Багауетдинова М. И. , Ягафарова Г.Н. Современная методика башкирского языка и литературы. – Уфа: Китап, 2009.

  3. Нигматуллин Р.Х. Внеклассные работы по литературе. – Уфа:Китап, 2009.

  4. Рахматуллина З. Й. Милләт күрке – әҙәп. – Уфа:Китап, 1998.

  5. Буракаева М.С. Тормош ҡабатары. –Уфа: Китап, 2011.

  6. Пичугин С.С. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС// «Учитель Башкортостана»,№6,7, 2011.























9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!