Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Дом детского творчества с. Акьяр
Республиканский конкурс учебно - исследовательских работ «Хозяин Земли», среди обучающихся общеобразовательных организаций и студентов профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан
Номинация: «Мое ремесло»
Тема: Наследие
| Выполнили: обучающиеся объединения «Рукодельница» МАОУ ДОД ДДТ с.Акъяр Хайбуллинского района Алибаева Алина, Алибаева Гульюзум, Мыльникова Марина |
| Педагог ДО: Байгутлина Фания Абдулловна МР Хайбуллинский район Контактный телефон: 89613720885 e-mail: [email protected] |
с.Акъяр – 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..3
Организационно-подготовительный этап……………………………….4
Технологический этап…………………………………………………….5
Заключительный этап …………………………………………………….7
Использованная литература …………………………………………….10
Приложение 1 …………………………………………………………….11
Приложение 2 …………………………………………………………….12
Приложение 3 …………………………………………………………….13
Введение
Мы с 5 класса занимаемся в объединении «Рукодельница» и научились многим видам рукоделия. В последние два года в объединении «Рукодельница» мы большое внимание уделяли изучению древней культуры и использованию этнического костюма. Поэтому темой нашей работы мы взяли изучение нагрудников. В связи с тем, что планируется грандиозное мероприятие – фольклориада – наша тема очень актуальна на сегодняшний день.
Цель работы – изучение традиционных башкирских украшений, через изготовление нагрудника- «hакал».
Задачи :
1. Расширить знания о башкирских национальных украшениях;
2. Изучить способы изготовления нагрудника;
3. Развивать интерес своих сверстников к народному декоративно-прикладному искусству;
4.Сделать для себя национальное украшение;
Исходя из нашей цели и задач, мы составили план работы.
1.1.Изучение происхождения и значения нагрудных украшений.
1.2 Обдумывание и выбор лучшей идеи.
1.3.Выбор материалов и инструментов.
2.Технологический этап проекта
2.1.Составление технологической карты
2.2.Правила техники безопасности.
2.3.Создание нагрудного украшения.
3.Заключительный этап проекта
3.1.Экономическая оценка проекта.
3.2. Экологическая оценка.
3.3 Реклама изделия.
3.3. Оценка проекта
3.4. Заключение.
1.Организационно-подготовительный (исследовательский) этап
1.1.Изучение происхождения и значения нагрудных украшений.
Нагрудник (hакал)- это женское традиционное украшение, дополнение к праздничной и повседневной одежде. В нагруднике как украшении заложена глубокая философия башкирской мифологии. По народным поверьям ,душа человека находится в области щитовидной железы. Поэтому нужно было оставлять «вход» у горловины, чтоб к душе пропустить добрые силы и поставить защиту от злых чар в виде узоров - оберегов, кораллов, монет. Подбор материалов для украшений у башкирских женщин был обусловлен верой в их магических свойства. Нагрудные украшения являлись дополнением к праздничной, ритуальной и повседневной женской одежде. Нагрудники надевали на платье или камзол.
Из книги С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»: самым ярким украшением женского костюма были нагрудники. Назывались нагрудники по-разному: селтэр, ҫакал, һакал, яга, муйынса, башкиҙеу, алмиҙеу [1]. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани.
Нагрудник был массивным, закрывал грудь и спускался ниже талии на 15— 20 см. Плетенная из кораллов сетка занимала нижнюю половину украшения, она завершалась коралловой бахромой. Поверх сетки располагались две-три сложно - составные подвески «сулпы». Грудка плотно зашивалась кораллами, образующими круги, полукружья, ромбы. В этот рисунок вписывались перламутровые пластинки, медальоны с сердоликом или граненым стеклом, крупные монеты. Между низом и верхом нагрудника располагалось несколько рядов монет. Верхний край украшения, вырезанный по шее, обводился рядом монет или цепочками. Украшение удерживалось лямками и пришитым поясом [1].
В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.
1.2 Обдумывание и выбор лучшей идеи.
И мы тоже решили сделать каждый свой нагрудник, воплотили свои идею в эскизах. Перед работой над этим украшением , мы решили посмотреть в интернете виды нагрудников. Увидев, что они объемные и тяжелые в выполнении, мы пришли к выводу , что нужно немного сделать по своему . Мы согласились что не будем далеко уходить от оригинала и просто решили изменить некоторые материалы , сделав свои нагрудники легкими, удобными и практичными.
1.3.Выбор материалов и инструментов.
Материалы: для основы мы решили взять фетр; для украшения подобрали монетки, ракушки , бисер разных размеров, сутажную ленту, атласные ленты, портновский мел, картон, альбомные листы, мулине и нитки.
Инструменты: иголки, нитки, ножницы.
2.Технологический этап проекта
2.1. Технологическая карта. Таблица 1.
№ | Последовательность работы | Инструменты и оборудование. |
1 | Нарисовать эскиз | Карандаши |
2 | Нарисовать лекала и вырезать | Карандаш и ножницы |
3 | Обвести лекала и вырезать детали | Портновский мел, ножницы |
4 | Пришивание бисера, монеток, ракушек | Иголки, нитки |
5 | Пришивание тесьмы по краю | Иголки ,нитки |
6 | Выполнение подвесок | Иголки, нитки |
7 | Соединение с нижней частью | Иголки, мулине |
2.2.Правила техники безопасности.
2.2.1 Техника безопасности при работе с иглами.
Храните иглы в игольнице.
Не оставляйте иглу без нитки.
Передавайте иглу в игольнице.
Не берите иглу в рот, не играйте с ними.
Не втыкайте иглу в одежду, а только в игольницу.
До и после работы проверьте количество игл.
2.2.2 Техника безопасности при работе с ножницами.
Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держите ножницы лезвием вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не подходите к товарищу во время работы.
При переходе с одного места на другое, прижимайте ножницы к ноге.
Передавайте ножницы держа за сомкнутые лезвия кольцами вперёд.
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
2.3. Последовательность изготовления нагрудника.
Соблюдая правила техники безопасности при работе и следуя технологической карте, выполнить проект.
3.Заключительный этап проекта
3.1.Экономическая оценка проекта. Таблица 2.
Материал | Количество | Цена за единицу измерений | Стоимость; рубл. |
Фетр | 6 штук | 30 | 180 |
Тесьма | 3 метра | 80 | 240 |
Нитки мулине | 3 мотка | 10 | 30 |
Нитки швейные | 3 катушки | 12 | 36 |
Бисер: крупный – красного цвета Средний- желтого цвета Мелкий – зеленого цвета, голубого, прозрачного | 1 1 3 | 80 50 30 | 80 50 90 |
Монетки | 43 | 12 | 516 |
Ракушки | 6 | 20 | 120 |
Всего | | | 1342 |
Сумму 1342 мы разделили на 3. Получилось 447 рублей на каждого. Если смотреть средние цены на нагрудники, то они стоят 1200-1500 рублей. Выгодно сделать самим, а еще можно делать на заказ для реализации!
3.2. Экологическая оценка.
Наш проект экологически безопасен, не наносит вреда нам и окружающей среде.
3.3 Реклама изделия.
Проект «НАСЛЕДИЕ» - просто класс!
Не оторвать от них ваших глаз!
Не ленитесь, и вы трудитесь –
Получится и у вас!
Н А С Л Е Д И Е
3.3. Оценка проекта.
Оценка мамы Гульюзум: «Большая умница ! Побольше занимайся рукоделием!»
Оценка мамы Алины: «Получилось очень красиво, сделай и мне!»
Оценка папы Марины: « Молодец! На этом можно сделать выгодный бизнес!»
Классный руководитель нас похвалила и сказала что ей очень нравится.
Наш руководитель Фания Абдулловна сказала, что работа выполнена на «отлично».
3.4. Заключение.
Наша цель достигнута. Задачи, которые мы поставили, все выполнены. В дальнейшем мы хотели бы еще продолжить работу над нагрудниками. Сделать подарок своим родным и близким, а может и для реализации, так как:
Доступная технология изготовления .
Доступные материалы и инструменты.
Небольшой расход материалов.
Быстрое и легкое в изготовлении.
Использованная литература и ресурсы
Шитова С.Н. Башкирская одежда-1-е изд.- Уфа: Китап,1995-240с.,ил.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкирские_традиционные_украшения
https://www.proural.info/society/zhitelnitsa-bashkirii-razrabotala-etno-futbolki-i-vozrodila-populyarnost-natsionalnogo-ukrasheniya/
Приложение 1 – Наши эскизы
Приложение 2 – За работой
Приложение 3 – Наша работа
12