СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Балалайка как музыкальный символ России

Нажмите, чтобы узнать подробности

2023- год культурного наследия народов России. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Балалайка как музыкальный символ России»

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №132

с углубленным изучением иностранных языков города Казани

















ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ



БАЛАЛАЙКА КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИМВОЛ РОССИИ




Выполнил ученик 1В класса

Донов А.А.











Казань

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. История происхождения балалайки.

2. Три доски, три струны.

3. Балалайка на современном этапе.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

6. Список используемых терминов.

7. Приложения.






















ВВЕДЕНИЕ

Балалайка – истинно русский народный инструмент. В современном виде она стала своего рода музыкальной эмблемой России, символом русского народного музыкального творчества. В её звучании словно слышится сама русская душа.

Балалайка олицетворяет русскую культуру не только в музыке и в песнях, она появляется и в живописи, и в поэзии.
























1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАЛАЛАЙКИ

Большинство ученых и музыковедов считают, что балалайка берет своё начало в 1715 году (документ «Реэстр»), однако есть упоминания и более раннего периода — 1688 год (документ «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ» от 23 июня 1688).

Самая распространенная гипотеза – балалайку изобрели на Руси. Есть версия, что придумали её крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика.

Существует и другая легенда. Некоторые ученые считают, что балалайка была заимствована у проживавших по соседству народов (предков современных киргизов или татар). Недаром же слово балалайка, балаболка, баловство одного происхождения, от татарского слова «бала» ­‑ дитя.

За свою историю балалайка пережила многое: ее сжигали, ее забывали.

Ведь она была широко распространена среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (в т.ч. балалайки) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране [1].

Если раньше на балалайке музицировали сидя на завалинке печи, то теперь одевают фрак, а затем берут в руки этот необыкновенный инструмент.










2. ТРИ ДОСКИ, ТРИ СТРУНЫ

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам.

На протяжении столетий она была круглой, овальной, треугольной, даже четырехугольной, могла иметь и две, и три, и даже 6 струн.

Но в большинстве случаев она имела треугольную форму, поначалу была кое-как сбита, имела три доски, три струны и звучала плохо [2].

Весомый вклад в преобразование инструмента внес русский дворянин Василий Васильевич Андреев – молодой скрипач, знаток русского народного творчества, балалаечник-виртуоз. Он решил крестьянскому инструменту дать вторую жизнь, выведя его на концертную сцену.

Первый, к кому обратился В.В. Андреев, был петербургский мастер по изготовлению скрипок В.В. Иванов (1885 г.), который по убедительной просьбе молодого скрипача изготовил инструмент нового образца. Это была балалайка уменьшенного размера, с врезными ладами, корпусом, изготовленным из лучистого клена, и грифом из черного дерева.

Успешные сольные выступления В.В. Андреева на усовершенствованном инструменте вызвали широкий интерес общественности и способствовали росту популярности балалайки.

Но на этом музыкант не остановился, по его чертежам известные мастера Ф. Пасербский и С. Налимов изготовили еще более усовершенствованный инструмент. Форма стала треугольной, корпус из бука, а дека из ели. Сегодня мы привыкли видеть балалайку именно в таком варианте (Приложение 1).

Всемирную популярность Андреев завоевал в сентябре 1889 г., когда отправился с товарищами на Всемирную выставку в Париж. Концерты, которые они давали в Русском павильоне, имели шумный успех, а трехструнная простушка балалайка вмиг стала признанным символом русской музыки и России.

«Я стремился дать всем людям без исключения возможность заниматься музыкой посредством усовершенствованных музыкальных инструментов русского народа… Чем шире будет распространяться музыка по земле родной., тем лучше». [3]

В.В.Андреев




























3. БАЛАЛАЙКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Сейчас в России почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где балалайка играет важную роль. Особо следует отметить такие ансамбли как «Колокола России», «Скоморохи», «Арт-Контраст», «Сибирь», «Тула». А также оркестры: «Великорусский им. В. Андреева», «Национальный им. Н. Осипова», «Северсталь», «Серебряные струны», «Метелица» «Перезвоны» и другие.

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным (соло), виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Важно отметить, что 23 июня отмечается День балалайки. Идея праздника родилась у президента Российского клуба музыкантов-народников Дмитрия Белинского. Историческим основанием для выбора даты стало первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года. [3]

Сегодня мы имеем возможность увидеть любовь и интерес к балалайке через творчество талантливых людей искусства. Это произведения поэзии: стихотворения (Приложение 2), загадки (Приложение 3), частушки (Приложение 4), живописи (Приложение 5).









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории балалайки было разное. Многое терпел этот тонкий душевный музыкальный инструмент. Были и взлеты, и падения. Но все же удалось сохранить самобытность и глубину души русского народа в своём звучании и по сей день.

Треугольная доска,

А на ней три волоска,

Волос – тонкий,

Голос – звонкий,

Три струны, а звук какой,

С переливами, живой!

Узнаю его в момент –

самый русский инструмент.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о музыкальных инструментах. —изд.: Мозаика-Синтез, 2010.—25 с.: ил.

  2. Клёнов А.С. Там, где музыка живет. —3-е изд., испр. —М.: педагогика-Пресс, 1994.—152 с.: ил.

  3. Пересада А.И. Балалайка: Популярный очерк. —М.: Музыка, 1990.—64 с.: ил.
























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ

Ансамбль - совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. ­

Аккордовый аккомпанемент -­ музыкальное сопровождение.

Бас - нижний диапазон звучания.

Бук - вид широколиственных деревьев.

Виртуоз - тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства (преимущ. о музыкантах).

Гриф балалайки - продолговатая, выступающая за пределы корпуса часть струнного щипкового или смычкового музыкального инструмента.

Дека балалайки - важнейшая часть корпуса струнного музыкального инструмента, усиливающая громкость звучания и придающая ему определённую окраску.

Оркестр - Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.

Соло - Музыкальное произведение или его часть, предназначенные для одного инструмента или одного голоса.

Фрак - мужской вечерний костюм особого покроя, для официальных мероприятий, состоящий из пиджака, короткого спереди, длинного сзади, и брюк с атласными лампасами.











ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Рис.1

Приложение 2

Был и я среди донцов...

Был и я среди донцов,

Гнал и я османов шайку;

В память битвы и шатров

Я домой привез нагайку.

На походе, на войне

Сохранил я балалайку —

С нею рядом, на стене

Я повешу и нагайку.

Что таиться от друзей —

Я люблю свою хозяйку,

Часто думал я об ней

И берег свою нагайку.

(А.С. Пушкин, 1829 г.)

Приложение 3

1. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (балалайка).

2. Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент —

Самый русский инструмент.

(Балалайка)

Приложение 4


1. Балалайку я возьму.

Сяду на поляночку

И частушки пропою

Вам под балалаечку.

2. Балалайка, завлекай-ка

Своей песней дивною,

Познакомь нас, балалайка,

С музыкой старинною.

3. Ты дивись да примечай-ка,

Как развеселилися.

На Руси на балалайке

Все играть училися!





Приложение 5

П.Е. Заболотский «Мальчик с балалайкой» (1835 г.)

Рис.1.

Н.П. Богданов-Бельский, «Виртуоз» (1891 г.)

Рис.2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!