СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Физика в хореографии"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются законы физики, применительно к хореографии. Как научиться владеть своим телом?, Как избежать травм?. На эти вопросы можно найти ответы в нашей работе.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Физика в хореографии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 г. Карачева

имени Героя Советского Союза С. П. Лоскутова







Проектная работа

на тему:

«Физика в хореографии»











Выполнили:

ученицы 11 класса

МБОУ СОШ №4 г. Карачева
им. С. П. Лоскутова

Кулешова Алина Олеговна,

Долбикова Анна Андреевна



Руководитель:

учитель физики

Холондач Марина Анатольевна

МБОУ СОШ №4 г. Карачев им. С. П. Лоскутова










Карачев-2022

Оглавление

Введение.............................................................................................................3-4

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. История зарождения танца .......................................................................5-7

1.2. Виды танцев ...............................................................................................7-9

1.3. Танцы и законы физики ............................................................................9-12

1.4. Сложные трюки и их связь с законами физики .....................................12-13

Глава 2. Практическая часть

2.1. Нахождение центра тяжести у тел правильной формы..........................14

2.2. Анкетирование ...........................................................................................14

2.3. Исследование .............................................................................................15

Заключение .......................................................................................................16

Источники используемой литературы ................................................................17

Приложения ...........................................................................................................18





















Введение

Каждая из нас занимается танцевальной деятельностью, и в процессе нашего развития и обучения мы не раз задавались вопросами о природе наших движений. «Как научиться владеть своим телом?» «Почему иногда тело сопротивляется нашим желаниям?» «Как избежать получения травм?»

В седьмом классе, мы начали изучать физику. Мы поняли, что передвижения человеческого тела в пространстве напрямую связаны с законами физики. Непонимание этого факта является одной из главных причин травм и неудач танцоров. Чтобы хорошо танцевать, научиться выполнять сложные элементы и добиться успехов, нужно уметь владеть своим телом, а значит, четко представлять его естественное поведение. Тело поддается не только нашим желаниям, взятым из головы, но и законам природы. Наша любовь к физике развивалась постепенно, мы чувствовали красоту и гармонию этой науки. Физика состоит не только из скучных формул. За ними нечто более гармоничное, красивое, фундаментальное.

С другой стороны выбор нашей темы обусловлен популярностью танцев среди молодёжи, о чём свидетельствует, шоу «Танцы» на ТНТ. Танцевальные движения неразрывно связаны с такими физическими понятиями, как равновесие и инерция. Поэтому более точные и красивые движения, которые выполняются танцорами, немыслимы без объяснения законов физики.





















Тема проектной работы: «Физика в хореографии»

Цель: Исследовать влияние знаний законов физики на качество выполнения танцевальных элементов и их безопасность.

Задачи:

1) Изучить литературу по данному вопросу с точки зрения физики и балетного искусства.

2) Познакомиться с законами равновесия тел и их вращения.

3) Провести анализ танцевальных движений с использованием законов физики

4) Научиться применять полученные знания при выполнении различных танцевальных движений.

5) Сделать вывод о необходимости правильного использования законов физики танцорами для успешного выполнения номера.

Предмет исследования: связь танцевальных элементов законами физики

Объект исследования: танцевальные элементы

Гипотеза: Знание и применение законов физики поможет танцорам исполнять танцевальные элементы и снизить вероятность их травм

Новизна и практическое значение:

Методы исследования:

  • теоретические методы

  • экспериментальные методы

  • анкетирование

  • анализ













Глава I. Теоретическая часть

История зарождения танца

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. История зарождения танца началась ещё в глубокой древности. Танец произошёл из- за необходимости первобытных людей в общении, передачи, какой- либо жизненно важной информации. Всякий танец у древних знаменовал важные события, происходившие в его жизни: рождение – вступление во взрослую жизнь – вступление в брак — рождение потомства охота- война – смерть. То есть танцевали для приобретения сил. Одним из способов пополнения древнего танцевального арсенала являлось подражание движениям животных. Сюжеты таких хореографических композиций носили в основном бытовой характер – с их помощью люди обращались к богам, выражали свои чувства и поднимали боевой дух перед каким – либо сражением и охотой. Подобные ритуальные танцы способствовали общей организации и максимальной сплочённости, что в те времена было очень важно.
В этих древнейших плясках бывали и сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древнейшие люди умели мастерски копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце. Такое перевоплощение, по их мнению, помогало набраться храбрости, выносливости, свойственной тому или иному животному. У каждого племени было священное животное, которому покланялись, в честь, которого танцевали до упаду. В охотничьих плясках мужчины тренировали свою наблюдательность, учились выслеживать зверя, маскироваться. То есть в танце происходила психологическая и физическая подготовка, что способствовало удаче в охоте.
С образом женщины в своих формах были связаны обряды огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных и охотничьей удачи. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного полезного для племени растения. Образ растения создавался пластикой и рисунком танца. Древнейшим и повсеместно распространённым символическим знаком в пластике танца был круг. Построение в круг считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда. В охотничьих плясках, круг означал облаву, в земледельческих – символизировал плодородие. В кругу лечили и женили.
Следующий этап истории развития танца – это Греко-римский период. В античном мире возникает разделение на участников и зрителей, свободных в своём желании танцевать или не танцевать, смотреть или не смотреть. Именно это имело значение для всего последующего развития танца. Древние греки вкладывали в понятие танец гармонию. Греки считали танец одним из основных инструментов «обработки души человека». Танцы данного периода можно делить на священные – исполняемые только в храмах танцы, на общественные и костюмированные танцы. В Греции священные события, такие как Олимпийские Игры, с VIII века до н.э. открывались в храмах танцами дев. Танец исполнялся в кругу и посвящался восславлению богов. Позже, в VI веке до нашей эры, танец стал одним из главных украшений Греческого Театра.
Танец широко был представлен в культуре Древней Греции. От греческого наименования танца происходит понятие хореография. Среди греческих богинь была особая богиня танца Терпсихора.
Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод – массовый танец, его рисунок – простой круг, олицетворял движение солнца вокруг земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки, в шуточных хороводах участники изображали животных и птиц.
Первыми профессиональными исполнителями русского народного танца были скоморохи. В Киевской Руси скоморошество было весьма популярно. В те далёкие времена скоморохов считали существами, отмеченными богами, а искусство их – служением божеству. Они образовывали особые «ватаги», которые бродили по Руси и давали представления, называемые позорищами, т.е. зрелищами. Мастерство исполнения русских плясок скоморохами было довольно высоким.
С конца XV века начинается отделение народного танца от придворного, в начале в Италии, затем во Франции. В эпоху Возрождения в Северной Италии зарождается балет. Термин «балет» от итальянского balletto – танцевать. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя – танцмейстеры – старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих.
В Российском государстве большие изменения в развитие танца происходят в эпоху правления Петра I. В это время были введены «ассамблеи», т.е. балы.

На ассамблеях были установлены строго разработанные правила поведения, манера общения с дамой в танце и даже в поклонах. Дворянская молодёжь была обязана обучаться танцам, поэтому в Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе.
В 20 –е годы под влиянием поисков новой пластики создаётся огромное количество танцевальных студий, проповедующих самые разные направления – такие, как акробатический и спортивный танец, биомеханика, чечётка, свободная пластика в стиле Дункан, экспрессивный и выразительный танец, перекликающийся с экспериментами европейских хореографов и многие другие.

Виды танцев

За долгую историю человечества танцы быстро менялись, и в конечном итоге сейчас насчитывается около 250 различных видов танца. Например: модерн, вальс, полька, менуэт, казачок, классический танец, русский народный, контемпорари, и др.

Народный танец
Народный танец – это красочное, яркое творение народа, воплощающее в себе его эмоциональный и художественный образ. Народный танец может рассказать и показать всю многовековую и многообразную историю общества, в котором он зародился. Народный танец является олицетворением фантазии людей и всей глубины их чувств. Он насыщен содержанием, сюжетом, драматургической основой, пространственными рисунками и пластическими движениями, которые характерны для той или иной национальности. Народный танец является самой яркой и специфической формой отображения действительности, ведь в нем проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика, мораль, а также любые изменения в социальной, экономической и политической сферах. Все эти аспекты каждой из эпох отображаются. Главная особенность народного танца как уникального явления заключается в том что, не имея конкретного автора, этот танец неизменно передается из поколения в поколения и является самой настоящей и самой узнаваемой визитной карточкой каждой национальности. Стоит отметить, что национальный характер народного танца проявляется во множестве особенностей, а именно: в музыкальной и хореографической структуре, колоритных деталях, исполнительской манере. Невзирая на свою важность, этот танец отличается довольно простой техникой исполнения и несложными фигурами

Классический танец
Термин «классический танец» возник поздно, лишь в конце XIX века - и вытеснил прежние названия: «благородный, серьёзный, академический». Классический танец сложился в последние четыре столетия и стал главным выразительным средством балетного спектакля.
Классический танец сложился и выработал основы своей техники во Франции, которой и принадлежало первенство, в области танца начиная с XVII до половины XIX века. Классический танец, как во всей Европе, так и в России, был в это время в полной зависимости от французов-балетмейстеров, насаждавших его и у нас вплоть до начала XX века.
Классический танец-это термин использует весь балетный мир, обозначая им конкретный вид хореографической технике, позволяя усовершенствовать свои движения, пластику и растяжку, является важнейшей дисциплиной в обучении профессиональному танцу. Этот учебный предмет - самый ответственный, основательный, трудный для будущего профессионального танцора и исполнителя. Основа балета, составляет действенный и характерный классический танец, в котором нет ничего лишнего. Эта система начала складываться в XVII веке, когда балет стал полноправным жанром музыкального театра. Возникновение термина «классический танец» связано с Россией, возник он относительно недавно. Этот термин отличает классический танец от других видов театрального танца (бытового, народного и прочих). В эпоху Возрождения зародился танец, и тогда же появилось понятие «балет» (лат. «ballo»- «танцую»), но его термин закрепился гораздо позднее. Во Франции балет появился в XVI веке. В 1661 году в Париже Людовик ХIV своим указом основал Королевскую академию танца, и балет оказался на профессиональной театральной сцене.

Спортивный танец
Спортивные танцы – направление, подразумевающее использование движений и элементов в соответствующем ритме, и последовательности под заранее заданную музыку. Спортивные танцы очень популярны, и всё благодаря их красоте, чувственности и оригинальности. В связи с популярностью спортивных танцев их направлений существует много.
Спортивными танцами называется выполнение в конкретной последовательности комплекса телодвижений, которые подобраны под определенное музыкальное сопровождение. Практически все виды танцев данного вида выполняются парно, при этом во время композиции предусмотрено кратковременное разъединение партнеров. Спортивные танцы пользуются большой популярностью у молодежи, кроме того в данный момент они признаны как вид спорта, а поэтому включаются в программы различных соревнований и конкурсов во многих школах и странах мира.
В настоящее время существует значительное количество различных видов спортивных танцев, что обусловлено современным слиянием множества культур. Такие танцы подразделяются на виды в зависимости от темпа сопровождающей музыки и основных элементов движения. На протяжении программного танца следует использовать своеобразный символизирующий набор движений.
Очень популярны латиноамериканские танцы, они необычайно яркие, характеризуются высокой подвижностью партнеров, выразительными нарядами и движениями. К распространенным видам спортивного танца относятся: танго, вальс, квикстеп, самба, фокстрот, румба, пасодобль, рок-н-ролл, джайв и др. Кроме того существуют танцы разных народов мира: арабские, восточные, европейская программа и т.д.

Каждый вид танца особенный, у него своя история, свои правила, и свой темп. Виды танца. Но особое внимание в своей работе мы посвятим русскому народному танцу.

Танцы и законы физики

Физика - неотъемлемая часть хореографии. Все танцевальные движения подчиняются тем или иным физическим законам, вращения, прыжки, поддержки – все это не может существовать без простых и более сложных физических законов.

Первое – равновесие
Равновесие является важной частью станка и экзерсиса. Экзерси́с (фр. exercice — «упражнение») — это комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок. Довольно часто для начинающих танцоров удержать баланс бывает затруднительно, даже имея опору.
Уверенно стоять на ногах, а зачастую даже на одной, поможет соблюдение простого правила: вертикальная проекция центра тяжести должна находиться внутри площади опоры. Например, арабеск: (Приложение 1.)

девушка уверенно стоит на полупальце, потому что ее центр тяжести расположен точно на площади опоры (хоть она достаточно мала).

Другой наглядный пример этого закона – Пизанская башня (Приложение 2.), она не падает, потому что закономерность соблюдается. Если же центр тяжести исполнителя смещается, то человеку приходится переступить и принять новую позу.
Так же действует зависимость: чем выше центр тяжести, тем большее затруднение вызывает сохранение устойчивого положения. Так, например, в игрушках типа неваляшки он располагается очень низко, поэтому они устойчивые.

Условия равновесия тела:

  • Геометрическая сумма всех внешних сил, приложенных к телу, равна нулю.

  • Сумма моментов всех внешних сил, действующих на тело, относительно любой оси, равна нулю.

  • Момент силы – это произведение силы на плечо (кратчайшее расстояние от оси вращения).

Второе – поддержки (Приложение 3, 4.)

Поддержки это самые сложные танцевальные элементы, т.к. исполнение зависит от двух партнеров, которые должны чувствовать друг друга. Иногда очень сложно представить, как девушка не падает при некоторых поддержках? Но на самом деле все просто – это просто нужно сохранить равновесие. Дело в том, что центр тяжести танцовщицы находится точно над головой партнера. Выходит так, что вертикальные проекции двух центров тяжестей совпадают и попадают на площадь опоры. Если этот баланс нарушится, то танцовщица упадет.

Третье – вращение (Приложение 5.)
Техника исполнения вращений довольно сложна, но если разобраться, то все гораздо проще чем кажется.

Главными составляющими любого вращения является равновесие и закон сохранения углового импульса. Рассмотрим сейчас первое: во время вращения тело танцора можно представить в виде оси проходящей через центр головы, позвоночник, и уходящей в пол по опорной ноге. Что бы во время вращения танцовщику не смещаться, и тем более не упасть эта ось должна быть точно перпендикулярна полу и проходить через площадь опоры. Если же танцор начинает прогибаться в спине, его ось смещается, он теряет баланс и падает.

Теперь рассмотрим другое не менее важное составляющее вращений, закон сохранения углового импульса (закон сохранения количества движения).

Разберем этот закон:

𝑀∆𝑡 = 𝐽𝜔2 − 𝐽𝜔1, где М∆t = const, J - момент импульса, 𝜔 - угловая скорость

𝐽 = 𝑚𝑟2 , где J-момент импульса, m- масса тела, r- радиус вращения

, где 𝜔 - угловая скорость, 𝑣- скорость вращения, r- радиус вращения Вставим две последние в формулы в первую и сократим:

𝑣1- начальная скорость вращения(=0) ,𝑣2-конечная скорость вращения

𝑴∆𝒕 = 𝒎𝒓(𝒗𝟐 − 𝒗𝟏)

Следовательно, можно сказать, что чем меньше масса и радиус вращения, тем больше скорость вращения тела. Но так как танцовщик не может во время вращения убрать лишнюю массу, он набирает свою скорость с помощью уменьшения радиуса вращения, т.е. прижимает ноги и руки ближе к оси вращения, т.е. к себе. (Приложение 6.)

Четвертое –прыжки

Прыжки – одни из самых сложных групп движений в танце. Что бы научиться выполнять эти движения технично и красиво потребуется немало времени на подготовку.

Например, моя масса 50 кг, следовательно, работа, которую я совершаю во время прыжка высотой 0.3 м, равна 𝐴 = 𝑚𝑔ℎ, т.е. 150 Дж, и мощность
прыжка продолжительностью 0,25 с будет равна 600 Вт!

Техника простого прыжка:

Сначала танцор садится в плие, а затем, словно пружина, выталкивает себя вверх.

Итак, допустим, что в момент приседания танцор имеет потенциальную энергию пружины (т.к. он сначала «сжимается», а потом резко выпрямляется)

После того как танцор выпрыгнет в воздух, в наивысшей точке прыжка его скорость будет равна нулю, следовательно, он будет обладать потенциальной энергией


По закону сохранения энергии:

Следовательно,

Значит, чем ниже танцор сядет в плие, т.е. сильнее сожмет свое тело, тем выше он сможет выпрыгнуть. (Приложение 7.)

Сложные трюки и их связь с законами физики

Сложных трюков в разных видах танцев очень много и на каждый из них действует свой закон. Я решила рассказать о русском народном трюке «карусель», который мы в нашем ансамбле исполняем.

Трюк «Карусель»
Этот трюк исполняется по принципу центробежной силы, мальчики начинают вращаться, а девочки за счет центробежной силы разлетаются и отрываются от земли. (Видео-приложение 1)

Трюк «Юла»
Данный трюк исполняется в паре. Девочка садится в гранд плие, поставив ногу в специальное положение, мальчик с помощью двух петель раскручивает девочку и создается впечатление, будто девочка юла и крутится, как заведенная. На самом деле, девочка находится в равновесии, ее позвоночник – это ось вращения, она проходит сквозь все тело и уходит между ног через стопы в пол. Если танцовщица смещается с этой оси (наклоняется вперед или в сторону), то вращение не получиться, и она упадет. (видео-приложение 2)













































Глава II. Практическая часть

2.1. «Нахождение центра тяжести у тел правильной формы»


  1. Нитками отметим диагонали у тела правильной формы (учебника). Точка пересечения диагоналей будет являться центром тяжести. (Приложение 8)

  2. Найдя центр тяжести, мы можем поместить учебник на длинную опору с маленькой площадью. (Приложение 9)

  3. Давайте усложним задачу. (Приложение 10)


Вывод: устойчивое положение создается центром тяжести.

Равновесием можно удержать сложную конструкцию на одной опоре.

Устойчиво то тело, у которого площадь опоры больше.



2.2. Анкетирование


Во время проведения нашей работы мы провели опрос среди учащихся МБОУ СОШ №4 г. Карачева им. С. П. Лоскутова, а также среди танцовщиков, профессионалов своего дела. Мы задали следующие вопросы:


1. Как вы считаете, влияют ли законы физики на исполнение танцевальных движений?
2. Знаете ли вы какие физические законы применяются вами при исполнении различных движений?
3. Важно ли профессиональному танцору знать основы физики для правильного исполнения хореографических движений?
4. Как вы считаете, помогут ли хореографам знания законов физики для разучивания новых движений с детьми?

5. Полезны ли знания физики в повседневной жизни для вас?


Проведя анализ результатов опроса, мы сделали диаграммы, чтобы наглядно представить ситуацию, сложившуюся среди школьников и танцовщиков.

(Приложение 11.)


Исходя из опроса было выявлено:

  1. 64% школьников считают, что законы физики влияют на исполнение танцевальных движений, при этом это же считают 90% танцовщиков.

  2. Знают, какие физические законы применяются при исполнении различных движений 64% школьников и 70% танцовщиков.

  3. Всего 46% школьников считают, что профессиональному танцовщику важно знать основы физики для правильного исполнения хореографических движений, однако это же считают 70% танцовщиков

  4. 25% школьников ответили, что хореографам помогут знания физики для разучивания новых движений с детьми и 65% ответили, чо не сильно помогут есть также те, кто считают, что совсем не помогут – 10%. 65% танцовщиков ответили, что очень помогут и 35, что не сильно помогут.

  5. Только для 36% школьников знания физики полезны в повседневной жизни и для 75% танцовщиков.


Изучив результаты опроса и полученные диаграммы, мы пришли к выводу, что дети и взрослые, посвятившие большее количество времени танцам в большей мере осознают важность физики в их жизни, чем дети, не имеющие какой-либо связи с хореографией.






























Заключение


Изучив литературу по теме исследования и рассмотрев различные танцевальные движения с точки зрения законов физики, нам удалось узнать много нового, мы нашли взаимосвязь творчества и науки. Гипотеза, выдвинутая нами в начале проекта о том, что знание и применение законов физики поможет танцорам правильно исполнять танцевальные элементы и снизить вероятность травм подтвердилась. На основе нашего исследования мы подтвердили свою гипотезу о том, что «Танец – это совокупность физических законов, используемых в танцевальных движениях». Мы открыли для себя интересный мир исследований, и поняли, что физика – это неотъемлемая часть всех танцевальных движений, а движения – это жизнь.




































Источники используемой литературы

https://sites.google.com/site/fizikavbalete/nasi-issledovania

https://www.letopis.info/themes/dancing/zarozhdenie_tantsa.html

http://ekspressia-buz.ru/istoriya-tantca

https://ru.wikipedia.org/wiki/танец

https://fotovivo.livejournal.com/205510.html

https://dancehelp.ru/catalog/711-metodika_prouchivaniya_zhenskikh_vrashcheniy_v_narodno_stsenicheskom_tantse/

Учебник по физике за 7 класс А.В.Перышкин

Учебник по физике за 9 класс А.В.Перышкин





























Приложения

Приложение 1. «арабеск»

Приложение 2. «Пизанская башня»

Поддержка в прогибе на одной руке



П риложение 3. Поддержка «птичка» Приложение 4.















Приложение 5. «Пируэт»

Приложение 6. «Фуэте»

Приложение 7. Прыжок «Соте»













П риложение 8.















Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

Вопрос 1.

















Вопрос 2.

































Вопрос 4.





















Вопрос 5.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!