СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа Крахмал – « энергетическая кладовая жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята проводили исследования в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет и почему.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа Крахмал – « энергетическая кладовая жизни»»

Оглавление
  1. Введение


1.1. Актуальность

1.2. Цели и задачи исследования

1.3. Методы исследования


  1. Теоретические исследования

2.1 Что такое крахмал?

2.2 Свойства крахмала

3. Экспериментальные исследования.

    1. Определение крахмала в продуктах питания


3.1.1. Проверяем наличие крахмала в овощах и фруктах

3.1.2. Проверяем наличие крахмала в сырах и колбасах

3.1.3. Проверяем наличие крахмала в молочных продуктах

3.1.4. Проверяем наличие крахмала в крупах

3.1.5. Проверяем наличие крахмала в хлебобулочных изделиях

3.1.6. Проверяем наличие крахмала в кукурузных палочках, чипсах «Lays», сладких трубочках

4.Выводы

5.Используемая литература

6. Приложение

6.1 Презентация на CD



















  1. ВВЕДЕНИЕ

На уроке окружающего мира мы изучали тему: «Наше питание». Наша учительница Евгения Александровна рассказала нам, что особенно сильно влияет характер питания на рост и развитие детей. Чтобы человек был здоровым и активным, его питание должно быть разнообразным и полезным. О важности витаминов в рационе питания человека знает каждый школьник.

1.1. Актуальность

В наше время многие люди имеют лишний вес. В магазинах большой ассортимент продуктов, чтобы в рационе питания людей была разнообразная пища. Но не все знают, что основным источником энергии являются углеводы

Мы решили узнать об углеводах подробнее. Выяснили, что главные источники углеводов из пищи – хлеб, картофель, макароны, крупы, сахар.

Понятно, что потребность в углеводах зависит от затрат энергии. Человеку, который много работает физически, потребуется значительно больше углеводов, чем человеку, который ведёт сидячий образ жизни.

Изучая вопрос потребления углеводов, мы отметили. Что противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах не конфеты, а …крахмал!

Чтобы узнать о роли этого углевода в питании, мы стали работать над темой: «Крахмал. Опыты с крахмалом».

Возникло много вопросов:

Какой у крахмала цвет, запах, вкус?

Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?

Есть ли продукты и растения в нашем доме, в которых «прячется» крахмал? Можно ли его в них обнаружить?

    1. Цель и задачи исследования

Цель исследования: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.

Задачи исследования:

1. Узнать, что такое крахмал и изучить его свойства;

2. Выяснить влияние крахмала на здоровье человека;

3. Изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания провести опыты;

4. Выявить наличие или отсутствие крахмала в продуктах питания;

5. Провести эксперименты с использованием крахмала;

6. Проанализировать полученные результаты.

Объект исследования: крахмал.

1.3 Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ литературы, просмотр видео по теме исследования.

Практические: проведение опытов.



Гипотеза исследования:

Если мы подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.


2. Теоритические исследования


    1. Что такое крахмал?


«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова «КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света (хим., бот.). || Продукт из таких зёрнышек различных растений, употребляется в пищевой, химической и текстильной промышленности, в стирке белья».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля: «КРАХМАЛ – чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости и глади белью, почему и называется также скорбилом (скорбнуть). Крахмалить белье, скорбить, делать жестким, напитывая скорбилом, крахмалом, пропитывать варёным, а иногда и сырым раствором крахмала: У нас только тонкое белье крахмалится. Барыня сильно крахмалится, любит пышное, крахмальное платье. Крахмаленье (скорбление), крахмалка – процесс крахмаления, крахмальщик (крахмальщица) – тот, кто делает крахмал, крахмальница – кастрюля для варки крахмала, клейстера».

В «Свободной энциклопедии «Википедия»» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.

    1. Свойства крахмала

С помощью простых опытов, опираясь на определения крахмала, изучаем его свойства. Опыт 1. Добавляем некоторое количество крахмала в воду. Вода становится мутной. Через некоторое время на дне ёмкости появляется осадок. Вывод: крахмал не растворяется в воде. ( Приложение 1)


Опыт 2. Пробуем крахмал на вкус. Нам уже известно, что крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью. Вывод: вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.


Опыт 3. Проверили реакцию йода с крахмалом.
  1. На чистую салфетку нанесли йод, чтобы показать, что йод коричневого цвета.
  2. Подготовили две ёмкости: в одной – чистая вода смешали с крахмалом, в другой – воду и пищевой содой.
  3. Добавили йод в каждую ёмкость, наблюдали изменение цвета жидкостей.
  4. Сравнили реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.
Вывод: данные опыты продемонстрировали, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.

В Интернет-источниках мы прочитали следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».

Обычно побочных эффектов при употреблении продуктов с крахмалом в разумных объёмах не отмечается. К группе наиболее часто регистрируемых вредных свойств относят:

1.Угнетение всасывания йода. Возможно развитие хронической усталости, сонливости, снижением общего иммунитета.

2. Образование каловых камней. Они, в свою очередь способствуют формированию запоров и интоксикации продуктами распада. Повышенное газообразование в просвете кишечника. Внешне проявляется вздутием живота и усиленным отхождением газов.

3. Уменьшает всасывание белковых веществ. Не рекомендуется употреблять продукты, богатые устойчивым крахмалом, совместно с мясом и прочими протеинами.



3.Экспериментальные исследования.

Качественная реакция на крахмал

Обнаружить крахмал в продуктах нам поможет настойка йода. В результате взаимодействия йода с крахмалом, он окрашивается в синий цвет, значит, качественным реактивом на крахмал является йод.


3.1. Определение крахмала в продуктах питания


С помощью раствора йода и пипетки мы провели анализ некоторых продуктов питания на содержание в них крахмала.

      1. Первыми на наличие крахмала прошли испытания фрукты и овощи.

Для опыта потребуется: ломтики картофеля, яблока, банана, мандарина, огурца, капусты, лука, моркови.

Мы капнули на образцы по 1 капле йодного раствора. Синее окрашивание появилось на срезах картофеля, банана, моркови. Значит, эти фрукты и овощи содержат крахмал. Йодное пятно не изменило цвет на срезах мандарина, огурца, капусты, лука и капусты.

Вывод: не все фрукты и овощи содержат крахмал. (Приложение 3)

3.1.2. Далее мы проверили на содержание крахмала сыры и колбасы.

Для опыта мы взяли сервелат, докторскую колбасу торговой марки «Торговая площадь», твёрдый российский сыр, солёный сыр косичка, плавленый сыр.

Мы капнули на образцы по 1 капле йодного раствора. Синее окрашивание появилось на срезах докторской колбасы и плавленом сыре. Значит, эти продукты содержат крахмал. Йодное пятно не изменило цвет на срезах сервелата, твёрдый российский сыр, солёный сыр косичка.

Вывод: не все колбасы и сыры содержат крахмал. (Приложение 4)

3.1.3. Также мы проверили на содержание крахмала молочные продукты.

Молоко, масло, сметану, творог (домашний), йогурт «Растишка», майонез «Провансаль».

Синее окрашивание появилось на йогурте и майонезе, значит, этот продукт содержит крахмал. Йодное пятно не изменило цвет остальных продуктов.

Вывод: в натуральных молочных продуктах не содержится крахмал. Для того чтобы йогурт и майонез имел густую консистенцию в них добавляют крахмал, в составе крахмал заявлен. (Приложение 5)

3.1.4. Следующее, что мы проверили на содержание крахмала, были крупы.

Гречневая, рисовая, пшенная, горох.

Не обнаружен крахмал только в гречневой крупе, а в остальных крахмал был, судя по насыщенности синего цвета в одних крупах его больше в других меньше.

Вывод: Для растений крахмал является запасом питательных веществ и содержится в основном в плодах, семенах и клубнях. Наиболее богаты крахмалом зерна злаковых растений: риса (до 86 %), пшеницы (до 75 %). Гречневая крупа не содержит крахмала, возможно, поэтому она входит в состав правильного питания. (Приложение 6)


3.1.5. Проверили хлебобулочные изделия на наличие крахмала.

Взяли белый хлеб, печенье слоёное, пирожок печёный, пряник, лапшу.

Во всех хлебобулочных продуктах есть крахмал.

Вывод: крахмал получают не только из картофеля, но и из пшеницы, а в состав хлебобулочных изделий входит пшеничная мука, поэтому в этих продуктах есть крахмал. (Приложение 7)

3.1.6. Для последнего опыта мы взяли кукурузные палочки, чипсы «Lays», сладкие трубочки.

Вывод: во всех этих трёх продуктах был обнаружен крахмал. В составе кукурузных палочек крахмал не заявлен, значит, крахмал из кукурузного продукта, из которого состоят палочки. И в составе чипсов тоже нет крахмала, значит, в чипсах он из картофельного продукта, который входит в их состав. (Приложение 8)

Все опыты мы проводили на бумажных тарелочках, и они тоже окрашивались в синий цвет, при попадании раствора йода, значит и для изготовления бумаги тоже используют крахмал. (Приложение 9)


4.Выводы:

Главный источник энергии для человеческого организма — уг­леводы. В рационе человека на них приходится более 70%. Ос­новной представитель углеводов в питании человека — крахмал.

В ходе исследовательской работы из литературных источников мы узнали много новой, интересной и полезной информации:

Крахмал широко распространен в природе, он образуется в растениях в процессе фотосинтеза.

Биологическое значение крахмала для человека очень велико. Крахмал является основным источником углеводов для организма, внося наибольший вклад в энергетическую ценность рациона. Однако, в случае злоупотребления может нанести вред здоровью человека. Чтобы этого не случилось, питание должно быть разнообразным и в меру. Нужно больше двигаться, заниматься спортом, есть свежие фрукты и овощи, поменьше мучных изделий и полуфабрикатов.

Ещё Сократ говорил: Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть!


5.Используемая литература:

  1. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова

  2. «Толковый словарь живого велико русского языка» В. И. Даля

  3. https://www.wikipedia.org/








7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!