СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Образы цветов, их символика и роль в художественном произведении"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Образы цветов, их символика и роль в художественном произведении"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Добринская ООШ имени Спиридонова Н.С.»





Муниципальная

Проектно-исследовательская конференция школьников

«Одиссея разума»





Направление: гуманитарное

Секция: филологическая




Исследовательская работа

« Образы цветов, их символика и роль в художественном произведении»



Выполнила:

Ладус Кристина,

ученица 7 «А» класса



Руководитель:

Определеннова С.И.,

учитель русского языка и

литературы











2023 г.





Содержание



Введение. Тема, идея, гипотеза исследования.

Основная часть. Актуальность, практическая направленность, задачи исследования, методы.

1.Образы цветов в мифах, легендах, в фольклорном творчестве

2.Значимостьобразов цветов в русской поэзии.

Заключение…………………………………………………………..

Список литературы и источников……………………………..






Введение

Тема исследования: образы цветов и растений в художественных произведениях, мифах, легендах и их роль в раскрытии идейного замысла автора .

Цель исследования: ознакомиться с литературными произведениями, фольклорным творчеством и мифами разных народов, в которых присутствуют образы цветов, выявить цель использования образов цветов в этих произведениях.

Эта тема мне очень интересна. А начиналось все так просто. В шестом классе мы изучали на уроках литературы рассказ Юрия Яковлева «Багульник». Пытаясь понять смысл названия, мы пришли к выводу, что за образом багульника скрыт человек. Красота багульника раскрывается неожиданно. И красота души мальчика Косты раскрылась тоже неожиданно перед одноклассниками и Женечкой. Значит, раскрыть идейный замысел рассказа писателю помог образ багульника.



Гипотеза:

Образы цветов в произведении несут символический смысл, который помогает раскрыть идейный замысел автора и понять важное и интересное.



Когда – то Ганс Христиан Андерсен утверждал, что « для жизни нужны солнце, свобода и маленький цветок.»

С древних времен цветы и растения занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. Цветы вдохновляли поэтов и писателей на создание великих произведений. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание, выразить и уважение, и любовь.

Цветы привлекательны своим многообразием, богатством видов, красок, ароматов. Особо значимы образы цветов в фольклоре, мифологии и поэзии. Це­лые стихотворения посвящены отдельным цветам. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным.



Актуальность данной темы заключается в том, что она знакомит с разнообразными цветами, с народным и литературным творчеством, мифами народов разных стран, дает возможность научиться понимать скрытый смысл использования символики цветов не только в художественном произведении, но и в жизни современного читателя.

Практическая направленность :материалы нашей работы можно использовать на уроках литературы, во внеклассной работе по предмету, на классных часах.

Задачи:

-изучить художественные произведения, в которых присутствует образ цветка;-выяснить значимость образов цветов в контексте литературного произведения;- попытаться раскрыть символические значения цветов и растений;

- изучить мифы, легенды, предания, связанные с растениями;

- исследовать и проанализировать авторские сказки, в которых мы встречаем цветы;

Объектом исследования стали образы цветов, встречающиеся в мифах, легендах, фольклоре , в русской поэзии и прозе;

Предмет исследования – произведения русских поэтов и писателей, легенды и мифы о цветах, цель использования образов цветов в произведениях.

Методы:
- поисковый метод - сбор данных о произведениях литературы и фольклора, в которых встречается упоминание о цветах;
- аналитический метод – анализ художественного текста;
- статистический метод - результаты опросов



В ходе работы проведен опрос среди учащихся, учителей и работников школы, которым были предложены вопросы:

Какое ваше любимое растение? Что вы знаете об этом растении?

Знаете ли вы какие-нибудь легенды или предания, стихи, связанные с растениями?

Цветы часто становятся чуть ли не главными героями произведений литературы или играют важную роль в жизни персонажей. Вспомним  Маленького Принца из всеми любимой сказки С. Экзюпери. На его маленькой планете росла прекрасная роза, за которой мальчик так любил ухаживать, хоть и была она горда и капризна.

Цветы, пусть даже вымышленные, - важный элемент народного фольклора, именно они помогают главным героям сказок преодолеть трудности . Конечно же, все мы помним наивную и добрую детскую сказку «Цветик-Семицветик» о том, как волшебный цветок научил девочку любви и состраданию. Сказка эта с глубоким философским смыслом. Человек может выстроить свою жизнь самостоятельно, он имеет право мечтать, получать жизненные уроки и ошибаться. А потом всегда сможет исправить свои ошибки и понять, что лучше это сделать позже, чем не сделать никогда.

В произведении Г.Х. Андерсена из цветка появляется Дюймовочка. «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан». Вообще в сказках Г.Х. Андерсена много цветов, любимым цветком писателя была роза.

В «Снежной королеве» есть целый садик цветов. Перечитав эту сказку, я неожиданно поняла, что цветы розы выступают в ней в роли волшебного помощника Герды. Ожившие от слёз Герды розы помогают девочке выбраться из райского цветника.

Подснежники из сказки С. Маршака «12 месяцев» стали причиной, по которой мачеха выгнала падчерицу в лес, но они же и привели ее к удивительному знакомству с двенадцатью месяцами.

А кто не помнит русскую народную сказку "Аленький цветочек", рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году? Это история о доброй девушке и чудовище, которое превратилось в прекрасного принца благодаря ее любви, символом которой и стал хрупкий аленький цветочек. Аленький цветочек – не просто желанный подарок для Настеньки, а символ её бескорыстности, доброты, умения ценить настоящую живую красоту. Значит, образ аленького цветочка (не заморского, диковинного, а своего, простого, каких много и на наших лугах) нужен был автору сказки, чтобы показать красоту и простоту души Настеньки.

Жизнь настоящего цветка недолговечна, и поэтому мастера золотые руки всегда стремились и стремятся создать вечный цветок. Мечтал об этом и Данила- мастер из сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».

Цветы в мифах, легендах и преданиях

Существует множество мифов и легенд о цветах. Вспомним мифы Древней Греции. Могучий Геракл победил жестокого льва. "Я создам цветок", — сказала Флора, — который будет напоминать людям разорванную пасть немейского льва". Какой же цветок, по древнему поверью, славит первый из 12 подвигов Геракла? Называется этот цветок "Львиный зев".

Одним из самых известных литературных источников является миф о Нарциссе, сохранившийся с античных времен. Юноша влюбился в самого себя, увидев свое отражение в воде. Бесконечно любуясь собой, он забыл обо всем на свете и через некоторое время умер. А цветок, названный за красоту нарциссом, с тех пор стал символизировать абсолютный эгоизм и ложные надежды

Существует, оказывается, особый язык цветов, и называется он « селам».

«Селам» – язык цветов, которым пользовались в турецких гаремах. Он был введен в Европе шведским королем Карлом XII, который узнал об этом языке при оттоманском дворе во время своего вынужденного пребывания в Турции. Через несколько лет этот язык появился и в Англии. При помощи правильно составленного букета, оказывается, можно выразить самые разные чувства — от привязанности и дружбы до неприязни и ненависти.

Образы цветов в русской поэзии

Особо значимы образы цветов в поэзии. Целые стихотворения посвящены отдельным цветам. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным в искусстве,- о душе современного человека, о его сложных отношениях с миром природы.

Поэтому цветы - величественные и хрупкие, аристократичные и полевые, цветущие и увядающие - всегда привлекали мастеров пера, приобретая символическое значение и глубокий смысл.

Рассмотрим, какие же цветы использовали в своих произведениях русские писатели и поэты.

Роза



Роза- царица цветов. Ей поклонялись, ее любили и воспевали с незапамятных времен. Этот цветок оказался самым популярным в произведениях поэтов и писателей.

У Александра Сергеевича Пушкина образ нежного цветка соотносится с богатой литературной традицией. Он символизирует весну, любовь и юность ,а быстрое увядание напоминает о кратковременности счастья и молодости.

Где наша роза, друзья мои?

Увяла роза, дитя зари.

Не говори: так вянет младость!

Не говори: вот жизни радость!

Цветку скажи: прости, жалею!

И на лилею нам укажи.

Знаковое стихотворение «Розы» написал Иван Петрович Мятлев. Эти стихи стали классикой поэзии, посвященной розе:

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщался мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость;

Казалось мне, любовь дышала в них.

В стихотворении И. Мятлева поднимается тема любви и красоты как синоним молодости. Цепь ассоциаций: молодость — красота – цветение – цветы – розы – подтверждает это. В нем цветочный мотив играет основополагающую роль, раскрывающую смысл произведения.

Символом красоты и любви в «Персидских мотивах» у Сергея Есенина также является образ розы:

«Красной розой поцелуи веют,

Лепестками тая на губах…»,

«Розы, как светильники, горят

И опять мне о далеком крае

Свежестью упругой говорят»,

«Тихо розы бегут по полям…».



Ландыш

Ландыш — символ чистоты, нежности, верности, счастья и любви; тайная любовь, излияние сердца, ласка, Древние римляне считали, что цветок возник из капелек душистого пота богини охоты Дианы, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна.





Афанасий Фет - один из замечательнейших русских поэтов-пейзажистов. В его стихах во всей своей красоте предстают все времена года: и лето, и зима, и весна с цветущими деревьями, с первыми цветами, и осень с журавлями, кричащими в степи.

О первый ландыш!

Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Борис Пастернак «Ландыши»:

…Но ты уже предупрежден.
Вас кто-то наблюдает снизу:
Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан. …

М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» так воспел ландыш:

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…



 



И анютиных глазок стая
Бархатистый хранит силуэт -
Это бабочки, улетая,
Им оставили свой портрет…
А.Ахматова

Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово.
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал.
А. Ахматова

Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Овевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты.
И. Бунин



Поутру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать...

Екатерина Андреевна Бекетова






Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет…

Федор Тютчев

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Афанасий Фет

Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины
Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез,
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна,
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по лугам,
Изредка меж листьев аленький намек,
Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, -
Белый, желтый, синий - в зелени полян,
Скромный венчик небом обделенных стран.

Валерий Брюсов

МАК



Существует несколько легенд и мифов, повествующих о появлении мака. Бог создал землю, моря и реки, леса и горы, животных и растения. Все были счастливы. Но ночной покров скрывал всю эту красоту. Ночь при помощи россыпи звезд пыталась открыть красоты мира и для своего времени, но усилия ее были тщетны. 
Тогда Бог решил осчастливить и Ночь. Он создал сон и сновидения. Оказались они желанными гостями вместе с приходом Ночи. Шли годы, в людях пробуждались и страсть, и жестокость. И однажды Сон не смог подступить к человеку, задумавшему убийство. Тогда Сон с чувством воткнул в землю свой волшебный усыпляющий жезл. И тот ожил, пустил корни, разросся, зазеленел и превратился в мак, сохранив свою силу вызывать грезы и сон.



Стихотворение «Маки» - портрет земной и небесной души Иннокентия Анненского. Здесь и восхищение миром, и сострадание ко всему живому, обреченному на старение, смерть. Короткое цветение и увядание маков – время всей человеческой жизни:

«Все маки пятнами – как жадное бессилье,

Как губы, полные соблазна и отрав,

Как алых бабочек развернутые крылья…

И маки сохлые, как головы старух,

Осенены с небес сияющим потиром».

Анненский показал, как коротка и недолговечна наша жизнь и что мы должны беречь каждое мгновение и каждую секунду нашего счастья.



Также у Брюсова В.Я. есть стихотворение «Два мака»:

Наши души — два яркие мака,
У которых сплелись лепестки;
Опуская во мглу стебельки,

Их головки сверкают из мрака.



А у Сологуба Ф.К. – стихотворение «Алый мак на жёлтом стебле…».

Алый мак на жёлтом стебле,
Папиросный огонёк.
Синей змейкою колеблясь,
Поднимается дымок.

А.С.Пушкин, Федор Сологуб. Анна Ахматова, Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Афанасий Фет, Федор Тютчев, Иван Алексеевич Бунин….

Да разве возможно перечислить всех…



Заключение

В результате нашей работы гипотеза подтвердилась :образы цветов носят символический характер, неоценима их значимость в раскрытии идейного замысла. Выяснилось, что цель использования образов цветов может быть разной.

Цветы – волшебные помощники героев сказок (В. Катаев «Цветик-семицветик», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»).

Цветы – символы любви, верности, подвига, бескорыстности (Л.Гераскина «Синий цветочек для мамы», С.Аксаков «Аленький цветочек», Е.И.Носов «Живое пламя»).

Цветок – труженик, пример для подражания, ведь он из серого праха земли рождает красоту, так и человек способен, работая над собой, явить миру красоту своей души (А.Платонов «Цветок на земле», «Неизвестный цветок»).

По результатам опроса выяснилось следующее:

1.У 16% - любимый цветок –роза, тюльпан -14%; подснежник – 8%; сирень -21%; остальная часть опрошенных цветами не интересуется.

2.Легенды, предания или стихотворения, в которых присутствуют образы цветов, назвали всего 11 человек из 63.

Я познакомилась со многими стихотворными произведениями о цветах. В большинстве этих произведений цветы – это прекрасное чудо, предметы восхищения, воплощение красоты и грации. Большое значение в стихах придаётся цвету растения. Этот цвет может создавать образ: белые ромашки и лилии, жемчужные слёзы ландыша, синие колокольчики, алые лепестки розы, жёлтенькие звёздочки иван-да-марьи.

Я узнала много нового об истории названий цветов из мифов и легенд разных народов. О некоторых цветах сложено по нескольку легенд. Что интересно, легенды и предания разных народов иногда очень похожи! И везде: в сказках, стихах, мифах, легендах – цветы олицетворяют красоту, чистоту, прелесть нашей природы.


На этом наше исследование не заканчивается. Следующий этап –анализ русской прозы и зарубежной поэзии.

Нам было очень интересно исследовать произведения русских писателей. Мы не только искали в произведениях великих литераторов цветы, но и много изучали биографии писателей и поэтов, творческую деятельность, перечитали много произведений, получили первичные навыки исследовательской работы. И это для нас очень ценно и полезно.









Список использованных источников и литературы


  1. Волшебный мир цветов. - СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1997.

  2. Грачева И.В. Каждый цвет - уже намек // Литература в школе. - 1997, №3.

  3. Золотницкий Н.О. «Цветы в легендах и преданиях» М., ВО «Агропромиздат», 1991 г.

  4. Кропотова В.Ф. "Цветы в литературе" // журнал "Литература в школе", №4/2001.

  5. http://vortexflowers.net/legendyi-o-tsvetah/legendyi-o-vasilkah/

  6. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-literature-obraz-rozi-v-literature-klass-2858296.html

  7. https://poemata.ru/poets/bryusov-valeriy/dva-maka/

  8. https://kraevushka.livejournal.com/583016.html

  9. http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/nezabudki/index.htm






Цветы в произведениях русских поэтов


РОЗА




А.С. Пушкин «Роза»;

И.П.Мятлев «Розы»;

Ф.И.Тютчев «Весна»; С.А.Есенин «Персидские мотивы»



ФИАЛКА

В.Брюсов «Фиалка»; А.А.Блок «Ночная фиалка»


А.А.Ахматова «Смятение»


И.А.Крылов «Василек», С.Черный «Мамина песня»; В.Я.Брюсов «Венок из васильков»



---


Е.А.Бекетова «Сирень»

С.А.Есенин «Анна Снегина»; Б.Ахмадулина «Я слечу, сирень»; Теффи «Белая сирень»


И.Анненский «Маки», В.Я.Брюсов «Два мака», Ф.К.Сологуб «Алый мак на желтом стебле…»


А.А.Фет «О первый ландыш!»; Б.Пастернак «Ландыши»; М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»



---


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!