СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа обучающихся "Крузенштерн"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа обучающихся "Крузенштерн"»

Иван Федорович Крузенштерн


Жизнь знаменитого путешественника и первооткрывателя Ивана Федоровича Крузенштерна в равной степени связана и с Эстонией, где он родился и вырос, и с Россией, которой он служил верой и правдой

Иван Федорович Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. При рождении он получил имя Адам Йоханн фон Крузенштерн. Когда ему исполнилось 12 лет, юный Адам поступил в церковную школу, где проучился два года.

Крузенштерну было 14 лет, когда он приехал в морской кадетский корпус, который находился на острове Котлин. Среди кадетов Адам отличался обязательностью, надежностью и отсутствием интереса к обыденной жизни. Зато уже в годы учебы у него появились мечты о дальних странах и бескрайних просторах океанов. Именно здесь, в Кронштадте, имя Адам Йоханн превратилось в укороченное русское Иван, а позднее – Иван Федорович.

Учеба проходила славно, но во время развития военных действий со Швецией Российское государство проводило мобилизацию, поэтому из корпусов стали выпускать раньше. Иван Крузенштерн также был подвержен этой участи, и в январе 1789 года в звании «мичман» он был направлен для прохождения службы на парусный корабль «Мстислав». Участвовал в нескольких морских сражениях, в том числе и Гогландском. Затем проходил военно-морскую службу на английских кораблях, где и получал очередные воинские звания.

 Во время морских походов, находясь в водах Южно-Китайского моря, Иван Крузенштерн проявлял интерес к торговым отношениям между Англией и Китаем. Он понял, что российская сторона тоже может быть заинтересована в них. С России товары могли бы идти по морскому пути от Камчатки до Китая и Индии. На то время товары доставлялись обозами через Якутск до города Охотск, а затем морем. Это был не совсем приемлемый торговый путь, который подвергался множеством неудобств и опасностей: вероятность ограбления в пути, порча товара, и, наконец, увеличение его стоимости. Все эти накопившиеся проблемы проявили желание у Ивана Федоровича Крузенштерна предоставить проект нового морского торгового пути в Восточную Азию и Индию.

 По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув  первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом, он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции, состоявшей из двух славных парусных кораблей «Надежда» (на борту которого находилась миссия в Японию во главе с Николаем Резвановым) и шлюпа «Нева». Вторым судном командовал его соратник и однокашник Юрий Лисянский. «Надежда» и «Нева» были куплены специально для целей кругосветной экспедиции в Англии, потому как Россия в начале XIX века не располагала судами, способными осилить такое путешествие Оба парусника обошлись России в 17 тысяч фунтов стерлингов. «Надежда» была водоизмещением 450 тонн и носила название «Леандр», «Нева» — водоизмещением 370 тонн и прежде называлась «Темза». 

Целью экспедиции Крузенштерна было исследование устья Амура для выявления удобных мест снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. 7 августа 1802 года два парусных судна оставили родной порт Кронштадт и направились заданному курсу.

Первой остановкой русских мореплавателей стал Копенгаген. Оттуда «Нева» и «Надежда» взяли курс на Бразилию. Во время плавание на бортах кораблей проводились различные исследования. Широты, в которые попали парусники, были неизвестны русским морякам, и для офицеров и для матросов многое стало в новинку.

14 ноября 1803 года впервые в истории русские корабли пересекли экватор. Крузенштерн и Лисянский, одетые в парадную форму, поднялись на мостики своих кораблей  и приветствовали друг друга. На «Надежде» и «Неве» было организованное праздничное действо с  участием бога морей Нептуна.

Первой продолжительной стоянкой в чужих землях стал остров Святой Екатерины близ берегов Бразилии. Здесь у «Невы» были заменены пришедшие в негодность фок- и грот-мачты. Российские моряки провели на Санта-Катарине пять недель. И больше всего прочего, их поразило в этих землях процветавшая работорговля и отношение к рабам, хуже, чем к животным.

В конце января 1804 года шлюпы вновь вышли в море. У знаменитого мыса Горн «Надежда» и «Нева» попали в сильнейший шторм. Суровые испытания выпали на долю русских моряков, только 20 февраля 1804 года мыс Горн был покорен, а «Нева» и «Надежда» продолжили свое путешествие в Тихом океане. Правда, на какое-то время из-за шторма и полосы туманов корабли потеряли друг друга из виду.

3 апреля 1804 года Лисянский прибыл на остров Пасхи. Он исследовал и описал природу острова, быт и нравы местных жителей. Описание Лисянского стало первым полным описанием этих мест.

29 апреля 1804 года «Надежда» и «Нева» вновь встретились у острова Нука-Хива (Маркизские острова).  После чего пути знаменитых парусников надолго разошлись. Крузенштерн должен был торопиться: ему следовало посетить Камчатку, а оттуда отправиться в Нагасаки с русским посольством в Японию. Основной же целью Лисянского – был остров Кадьяк (Русская Аляска). Так как маршрут «Невы» был куда короче маршрута «Надежды» — «Нева» задержалась у Гавайских островов.

У берегов Японии шлюп «Надежда» попал в сильнейшую бурю и только чудом спасся от гибели. 27 сентября 1804 года парусник вошел в порт города Нагасаки. Переговоры Резанова с японцами длились несколько месяцев и не принесли результата, и 5 апреля 1805 года русский корабль покинул Японию. Официальная цель путешествия не была выполнена. Представители  Российско-американской компании были высажены Крузенштерном на Камчатке. Но путешествие «Надежды» было еще далеко до завершения.

В течение последующих месяцев Иваном Федоровичем Крузенштерном были проведены подробнейшие исследования западного берега Японии, Курильских островов, части берега Кореи, острова Иессо, юго-восточного и северо-западного берегов Сахалина. В августе 1805 года «Надежда» вернулась на Камчатку, где встала на ремонт.

«Нева» же все это время следовала по своему маршруту. Прибыв на остров Кадьяк, Лисянский узнал, что на острове Ситка русские поселенцы подвергаются нападениях индейцев. С помощью экипажа «Невы» конфликт был улажен, а на Ситке основана крепость Ново-Архангельск. Почти целый год провела «Нева» у берегов Америки выполняя поручения Российско-Американской компании.  И  в августе 1805 года «Нева» с грузом пушнины на борту взяла курс на тропические широты.

22 ноября 1805 года «Надежда» и «Нева» вновь встретились в порту Макао (Китай), где успешно продали пушнину с Камчатки и Аляски. А в феврале 1806 года парусники отправились через Индийский океан мимо мыса Доброй Надежды обратно в Европу. В апреле 1806 года «Надежда» пристала к острову Святой Елены, а оттуда 19 августа 1806 года вернулась в Кронштадт, пробыв в путешествии более 3 лет.

Капитан же «Невы» Юрий Лисянский решил идти в Европу без остановки. Этот переход стал первым в мире безостановочным переходом из Китая в Англию и длился 142 дня – рекордный по тем временам срок.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли очень большой вклад в географию. Были открыты межпассатные противотечения в Атлантическом океане, сделано множество уточнений о существующих островах, проведены наблюдения за морской водой в результате которого было выведено понятие «удельный вес воды», собраны много данных о приливах и отливах и внесен огромный вклад в астрономию. Плавание дало большие научные и практические результаты, помимо географических исследований, были собраны ботанические, зоологические и этнографические коллекции.

 По возвращении Крузенштерн Иван Федорович был назначен преподавателем Морского кадетского корпуса. В течение этого периода времени он написал книгу, которая получила название «Путешествие вокруг света». В своих записках об этом путешествии Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками.

Иван Крузенштерн был избран членом академий и научных обществ Великобритании, Франции, Германии и Дании. Мореплаватель стал инициатором создания Военно-морской академии на базе Морского кадетского корпуса. 

Многие известные мореплаватели и путешественники обращались к Ивану Крузенштерну за советом. Крузенштерн Иван Федорович умер 12 августа 1846 года. Он похоронен в Домском соборе в Ревеле, Таллинн.

В память о выдающемся путешественнике и мореплавателе 6 ноября 1873 года в Петербурге, на набережной Васильевского острова, напротив Морского кадетского корпуса был установлен памятник «Первому русскому мореплавателю Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг».

Кроме этого в честь Крузенштерна названо много географических мест: гора на Новой Земле, губа на западном берегу полуострова Ямал, мыс на Аляске, остров и архипелаг Туамоту, а также самый известный и прекрасный современный

парусный барк «Крузенштерн».


В настоящее время – это учебное парусное судно, порт приписки которого — город Калининград.

Известный немецкий судовладелец из Гамбурга, Фердинанд Лайеш, заказал в 1925 году на верфи в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной четырехмачтовый барк. Меньше года ушло на постройку корпуса.

По давней традиции, названия судам, построенным для компании «Лайеш», давали женщины из большой семьи главы фирмы, и эти называния должны были начинаться на букву «Р». На этот раз столь высокая честь досталась дочери Эрика Лайеша, одиннадцатилетней Кристине. Рука девочки не дрогнула, бутылка шампанского разбилась о кованый форштевень судна. Звонкий детский голосок произнес: «Называю тебя «Padua». Вряд ли кто мог тогда предполагать, что новому паруснику предназначена долгая и славная судьба.

«Падуа» вошла в десятку крупнейших парусников мира. Наибольшая ее длина – 114,5 м, ширина – 14,02м, осадка – 7,2 м, полное водоизмещение – 6400 тонн.

В свои четыре трюма судно могло брать 4000 тонн груза. Парусное вооружение «Падуа» было упрощенным. На палубе у мачт находились лебедки, вдоль бортов располагались ручные механические шпили для работы с нижними парусами. Все это позволяло меньшему экипажу справляться с огромной парусностью и тяжелым рангоутом. Общая площадь парусов, которую судно могла нести на 4-х мачтах высотой 56 метров, составляла 3800 кв. метров. По всем данным, «Падуа» была классическим и, как окажется спустя годы, последним винджаммером – выжимателем ветра.

В первый рейс на «Падуа» капитаном был назначен Карл Шуберг. С 1926 по 1941 год парусник совершил в общей сложности семнадцать рейсов, пятнадцать из которых были трансокеанскими, — в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз огибал винджаммер мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов было перевезено в его трюмах. После окончания Второй мировой войны было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами: СССР, США и Англией.

В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» — в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей.

В 1959 – 1961 годах «Крузенштерн» прошел капитальный ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском заводе.

После ремонта в течение пяти лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику военно-морских учебных заведений. Командовал парусником капитан 1 ранга Павел Васильевич Власов.

В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.

В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано производственному объединению рыбной промышленности в порту Таллин. Капитаном на «Крузенштерне» в это время был Геннадий Васильевич Коломенский.

В 1991 году совершилось историческое событие для учебного барка «Крузенштерн». Согласно приказу Министерства рыбного хозяйства судно передали Калининградскому высшему инженерному морскому училищу в Калининграде.

Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах.

Наибольшего успеха в международных соревнованиях «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость — 17,4 узлов (32,4 км/час).

Хоть он и собирается отметить 90-летний юбилей, но по прежнему в строю и готов к выполнению ответственной миссии — напомнить всему миру о Великой Победе, одержанной над фашизмом 70 лет назад.

Одно из старейших парусных судов отправляется в историко-мемориальную экспедицию. К выходу в море все готово. Краску на его бортах и четырех мачтах обновили, парусное вооружение проверили. Как и почти сто лет назад, большую часть пути он пройдет не на винтах, а под парусами. Маршрут трех памятных рейсов, посвященных юбилею Победы, проложен по акваториям театров боевых действий Великой Отечественной войны.

Он совершит заходы в черноморские порты городов-героев Новороссийска и Керчи, побывает в морской столице России Санкт-Петербурге. А 9 мая, как и в прошлом году, встретит в городе славы русских моряков — Севастополе. Там парусник вместе с военными кораблями примет участие в морском параде.

В этой экспедиции «Крузенштерн» по всему маршруту пронесет точную копию Знамени Победы, доставленную в Калининград из Москвы, как символ памяти и верности поколению победителей. Впервые за свою историю он побывает Мурманске и Архангельске, чтобы отдать дань памяти морякам-северянам и посетит десятки европейских портов.

«Мы должны нашу историю, нашу Победу донести до европейцев и в другие части мира. Чтобы люди знали — каким трудом это было достигнуто, сколько людей погибло, и чтобы искоренить фашизм, а он сейчас поднимает голову», — считает Михаил Еремченко, капитан парусника.

К экспедиции подготовили несколько выставок, рассказывающих о советских героях. Во время стоянок в иностранных портах их будут разворачивать на борту судна. Каждый экспонат - напоминание о далеких странах и берегах, где за последние 40 лет побывал знаменитый «калининградец». Приглушенный, мягкий свет в сочетании с уникальными вещами создают атмосферу, которая навевает грезы о дальних странах и романтических путешествиях. Музей – первое помещение на судне, с которым знакомятся курсанты, приходящие на практику. Они понимают, что, находясь на судне, они тоже становятся частичкой его истории.

Здесь трудно выделить что-то одно наиболее ценное, то, что можно назвать изюминкой экспозиции. Каждый экспонат уникален по-своему. И фотографии барка, сделанные в начала 20-го века, когда «Крузенштерн» назывался «Падуя» и возил селитру из Чили в Германию. И кубки, добытые курсантами БГА в немыслимых по накалу страстей спортивных состязаниях, и сувениры, подаренные экипажу парусника главами государств и правительств. За полвека подарков и призов накопилось столько, что они уже давно не помещаются в музее, а потому нужно рассматривать само судно как музей.

Почетными гостями «Крузенштерна» станут ветераны Великой Отечественной войны. Экипаж будет проводить с ними встречи в портах городов-героев. А перед выходом в рейс парусник открыл борт для всех калининградцев, которые пришли проводить легендарное судно. На правах хозяев их встречают курсанты разных мореходных училищ.

Они мечтают побыстрей выйти под парусом в открытое море. Морская качка, шторм и ветер никого не пугают. Впереди их ждут приключения и испытания, которые помогут закалить характер.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!