Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Песчано – Колединская средняя общеобразовательная школа »
Проектная работа по литературе
« Родная природа в стихотворениях Кайсына Кулиева »
Работу выполнила:
Тюшнякова Софья
Руководитель:
Казакова Л. В.,
учитель литературы.
Песчано-Коледино, 2018 год.
Содержание
Введение…………………………………………… 3
– Цель работы: …………………………………….... –
– Поставленные задачи: ……………………………. –
– План: ………………………….................................. –
2. Основная часть…………………………………... 4
2.1. – Биография писателя ………………………………… –
2.2. – Анализ стихотворения ……………………………… 5
2.3 – Иллюстрации к стихотворениям …………………… 6
2.4. – В чём привлекательность поэзии Кайсына Кулиева …. –
3. Заключение …………………………………….... 8
3.1. – ВЫВОД. ……………………………………………... –
Введение
Цель моей работы:
Сделать проект.
Рассказать о родной природе в стихотворениях А.К. Толстого.
Поставленные задачи:
Изучить соответствующую литературу;
Познакомиться с материалами из интернета;
Обобщить собранный материал.
Объект исследования: А.К. Толстой и его творчество.
Методы исследования: Работа с литературными источниками, интернет – ресур
План:
Ход работы:
Найти биографию поэта.
Выучить наизусть и рассказать выразительно любые произведения данного поэта.
Сделать анализ стихотворения
Чем интересно для вас это стихотворение?
Какая картина открывается перед вами? Назовите время года.
Объясните при помощи словаря значения слов: омут, лоза, бирюзовые «спинки», отлогий берег.
К кому обращаются стрекозы с предложением научить летать?
Найдите средства художественной выразительности, определите их роль в стихотворении.
Какие истории из детства приходят на память?
привлекательность стихотворения Кайсына Кулиева.
Найти иллюстрации к стихотворениям.
Основная часть
Биография
Кайсын Кулиев родился 19 октября 1917 года и вырос в высокогорном ауле Булунгу Кабардино-Балкарии в семье скотовода и охотника. Отец умер, когда Кайсын ещё был ребёнком. В 1926 году поступил в школу в Нижнем Чегеме. После окончания школы учился в педагогическом техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. Первые стихотворные опыты Кулиева относятся к годам ученичества, первые публикации — к 1933 году.
В июне 1940 года поэт уходит в армию. Великая Отечественная война застает его в Прибалтике. С середины 1942 года стихи Кайсына Кулиева публикуются в центральных печатных изданиях в русских переводах, звучат по Всесоюзному радио, обретая широкую читательскую аудиторию. В ноябре 1942 года после ранения Кулиев по приглашению А. А. Фадеева приезжает в Москву, где в военной Москве был организован творческий вечер, на котором присутствовали Б. Л. Пастернак, К. М. Симонов, Д. Б. Кедрин и другие. С боями Кайсын Кулиев прошел трудными фронтовыми дорогами, испытал горечь потерь, ранения. Был десантником, военным корреспондентом газеты «Сын отечества», где печатались его боевые корреспонденции и стихи, принесшие ему широкое признание. Принимал участие в боях за освобождение Москвы, Орла, Ростова, Украины, Крыма, Прибалтики. Последние годы жизни, вплоть до своей кончины 4 июня 1985 года К. Кулиев провёл в своем доме в городе Чегем, где по его завещанию, он и похоронен. В настоящее время это Мемориальный Дом-музей Кайсына Кулиева.Здесь хранятся вещи, книги, документы, фотографии поэта. Имя Кайсына Кулиева носят: проспект и Балкарский драматический театр в Нальчике, улица в Чегеме, где находится дом-музей поэта, Благотворительный фонд при музее, школа в селе Нижний Чегем, дворец культуры в городе Тырныауз, улица и библиотека в Бишкеке, школа и музей в Индии, парк в городе Анкара. Биография Кайсына Кулиева кратко не может вместить в себе все достоинства великого поэта и полно рассказать о его жизненном пути, который выдался действительно нелегким, тернистым. Особенно последние пять лет жизни великого поэта были полны страданий из-за тяжелой болезни. Но он не выпускал пера из рук и не терял надежды, до последнего цеплялся за ниточки жизни и продолжал неистово писать, чтобы успеть сказать все то, что должен. Да в этом и таится секрет такой личности, как Кайсын Кулиев, биография которого наполнена величественной силой духа и мужеством до последнего вздоха.
Письменный анализ стихотворения
«Каким бы малым ни был мой народ »
Тема данного стихотворения - любовь к родине, ко всему окружающему миру. Идея - это мысль о том, как природа родного края помогает лирическому герою справиться с какой-либо трудностью, печалью или бедой. Он, смотря на любимые сердцу пейзажи, чувствует, что они оказывают ему своего рода какую-то поддержку, спасают его душу от отчаянья. Изобразительно – выразительные средства: эпитеты: белый голубь, черный ворон, малый род, язык родной и т.д., олицетворение: жив язык родной, жив мой край.
«Каким бы малым ни был мой народ »
Каким бы малым ни был мой народ,
Он все равно меня переживет,
И будет жив мой край, гнездо в котором
И белый голубь вьет, и черный ворон.
Я верую, что будет жить, как жил,
Мой малый род, чье мужество, бывало,
И мужество и силу возвращало
Мне, потерявшему остаток сил
И пусть потом иные песни сложат,
Но все же люди, прошлое ценя,
Те песни тоже будут петь, быть может,
Что пели и при мне и до меня.
И что с тобой, народ мой, ни случится,
Я знаю, будет жив язык родной,
В звучании которого продлится
Моя судьба и век недлинный мой.
« Сон зимней ночью »
Шёл снег. И при медленном снеге,
при стуже небес и земли,
чем глубже я спал, тем краснее
тюльпаны Чегема цвели.
Шёл снег. Но душа ночевала
вдали от его белизны.
Шёл снег. Зеленела чинара.
Как зелены зимние сны!..
Заключение
Вывод:
Проект сделан.
Цель моей работы достигнута.
Поставленные задачи выполнены.
Закончив проект, я могу сказать, что всё из того, что было задумано, получилось, например: Я узнала, побольше о замечательном поэте Кайсыне Кулиеве, о его жизни, творчестве, и о том какой большой вклад внёс в развитие русской поэзии.