МОУ»СОШ» с. Деревянск
Герои любимых сказок в мире математики
Выполнила: Ученица 7 класса Удоратина Анастасия
Преподаватель: Попова Мария Владимировна
Цель моей работы : Выяснение роли сказок на уроках математики
Для достижения цели нужно решить ряд задач:
1. Обработать и проанализировать литературу по выбранной теме.
2. Систематизировать обработанный материал.
3. Оформить работу.
Гипотеза данной темы : между математикой и сказкой существует тесная связь.
- Актуальность выбранной темы:
Сказки существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков, они тесно взаимосвязаны.
Предмет исследования
- прочитать произведения,
- найти математические задачи в сказках,
- Используя знания по математике, проанализировать точность использования математических данных в тексте
- Найти задачи с использованием сказочных героев
Объект исследования – сюжеты задач
Методы исследования
- поиск,
- изучение,
- анализ,
- обобщение,
- классификация
Классификация математических задач
- Математические задачи в сказках;
- Сказочные задачи;
- Математические сказки;
- Геометрические сказки.
« Математические задачи в сказках »
1. Г.Остер « Зарядка для хвоста».
Как главные герои измеряли рост удава? В сказке он составляет 38 попугаев, 5 мартышек и 2 слоненка.
А так ли это на самом деле?
Используя, учебник по биологии и энциклопедию мы узнали, что средний рост попугая = 22см, мартышки - 77см, слона - 335см, удава - 10м.
Выполнив, несложные вычисления получаем, что в жизни
Длина 1 удава = 45 попугаям ( 1000 : 22=45)
=13 мартышкам (1000 : 77= 13).
= 3 слонам (1000 : 335 =3) .
Вывод: автор в своем произведении пренебрег точными данными.
2. Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Попробуем проанализировать один эпизод из сказки « Алиса в Стране чудес»:
«…Алиса откусила еще кусочек и вскоре съела весь пирожок.
-Я теперь, раздвигаюсь, словно подзорная труба. Прощайте, ноги! В эту минуту она как раз взглянула на ноги и увидела, как стремительно они уносятся вниз. Еще мгновение – и они скроются из виду.
-Бедные мои ножки! Кто же будет вас теперь обувать? Кто натянет на вас чулки и башмаки? Мне же до вас теперь не достать.»
Почему Алиса так переживала? И неужели настолько серьезны ее опасения?
Нетрудно заметить, что части тела Алисы уменьшались и увеличивались согласно прямой пропорциональной зависимости. Значит, если увеличилась длина ног, то и длина рук тоже увеличилась в такое количество раз. Поэтому все переживания Алисы напрасны. Она сама без труда сможет надеть и чулки и башмаки.
3. Ханс Кристиан Андерсен « Снежная королева».
Остановимся на отрывке из сказки «..Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Чудо что такое!... А какая точность! Ни одной неправильной линии! ».
Анализируя, этот отрывок могу сделать 3 вывода:
Первое: правильность и точность объясняется симметричностью фигуры.
Второе: Но снежинка представляет собой ледяной кристалл в форме шестиугольной пластины.
Третье: думаю, автор нарочно допустил ошибку в описании, давая нам читателям возможность поразмыслить.
4. Джонатан Свифт « Путешествия Гулливера по многим отдаленным странам».
В стране лилипутов размеры – высота, ширина, длина, толщина всех вещей, людей, животных , растений и т.д. в 12 раз меньше, чем у нас. А в стране великанов в 12 раз больше.
Лилипуты, читаем мы в книге, установили для Гулливера следующую норму отпуска продуктов:
«…Ему будет ежедневно выдаваться столько съестных припасов и напитков, сколько достаточно для прокормления 1724 подданных страны лилипутов».
Из какого расчета получили лилипуты такой огромный паек, ведь Гулливер только лишь в 12 раз больше лилипута?
Расчет на самом деле сделан верно, если не считать маленькой арифметической ошибки. Не надо забывать, что лилипуты это уменьшенная точная копия обыкновенного человека и имеет нормальную пропорцию частей тела. Значит они не только в 12 раз ниже, но и в 12 раз уже и в 12 раз тоньше Гулливера. Получается, что объем тела Гулливера не в 12 раз, а в 12 *12 *12=1728 раз больше лилипута. Именно поэтому ему понадобиться такое количество еды.
«Сказочные задачи»
1. А.Н. Толстой «Буратино».
Р ешение:
Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь - это Поле Чудес: если закопать золотые монеты, то на утро вырастет дерево, на котором в 3 раза больше золотых монет. Затем полученные монеты можно снова закопать в землю и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Они предложили посторожить ночью монеты. В награду за услугу лиса и кот потребовали отдавать с каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями. Он заявил, что после двух урожаев у него совсем не останется денег. Уж лучше он сам посторожит. Сколько золотых монет было у Буратино?
Второй урожай дает 9 монет, значит во второй раз Буратино посадит
9: 3=3 (монеты).
Первый урожай дал
3+9=12 (монет)
Значит, в первый раз Буратино посадил
12: 3=4 (монеты)
2. «Три поросёнка»
Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от Волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до поросят (если бы они стояли на месте) 4 минуты. Поросятам бежать до домика 6 минут. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика Наф-Нафа?
Решение:
Волку бежать до домика Наф-Нафа 4 + 6: 2=7 минут.6 минут меньше, чем 7 ми-нут. Значит, поросята успеют добежать до домика Наф-Нафа .
3. «Винни-Пух и его друзья».
Три неразлучных друга – Винни-Пух, Кролик и Пятачок – решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена, и показания по ней прочитать не представлялась возможным. Поэтому Винни-Пух взвесился с начала с Кроликом: получилось 22,4 кг; затем с Пятачком, получилось 26,7 кг. Какова масса каждого из них по отдельности?
Р е ш е н и е
1. 26,7-22,4=4,3 (кг) – Пятачок
2. 26,7-23,5=3,2 (кг) – Кролик
3. 22,4-3,2=19,2 (кг) – Винни-Пух
4. «Бабка Ёжка и другие».
Решение.
При решении этой задачи можно придумать подходящую классификацию. Пронумеруем дороги, ведущие от Кащея к Бабе Яге, числами 1, 2 и 3, а дороги, идущие от Бабы Яги к Кикиморе, обозначим буквами А и В. Теперь разобьем все возможные пути от Кащея до Кикиморы на 3 группы: те. Которые начинаются с дороги №1, с дороги №2 и с дороги №3. каждую из этих дорог можно продолжить двумя способами
От Кощея до Бабы Яги ведут 3 дороги, а от Бабы Яги до Кикиморы 2 дороги сколькими
Способами можно пройти от Кощея до Кикиморы. Заходя к Бабе-Яге?
6 . «Колобок»
Поставила Бабка электропечь разогревать и пошла лепить «Колобка». Взяла 300г муки,200г маргарина,г воды от суммы муки и маргарина и 100г сахара. Сколько дров ушло на разогрев печки?
Ответ: Печь электрическая.
«Математические сказки»
1. Сказка «О нуле» (отрывок из сказки).
1. Далеко-далеко, за морями и горами, Была страна Циферия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью.
2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Циферии. Служить королеве захотели все.
Между Циферией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищем легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.
3. Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке напиться, но река сказала: "Станьте парами и сложитесь, тогда дам вам напиться". Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды давала река столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
2. Сказка «Победа знаний»(отрывок из сказки)
Короля-неуча звали Пуд. Он стал предводителем своей разбойничьей армии.
По соседству со страной неучей находилась страна Длина. Ее король был умным и образованным человеком: знал арифметику, различные языки; кроме того, великолепно владел военным делом.
Армия в этой стране была небольшая, но хорошо обученная. Славилась она своей разведкой и бегунами на длинные дистанции.
Король Пуд подошел со своими войсками к государству Длина и разбил лагерь около границы. Как спасти государство? Его король, зная, что Пуд и его подчиненные не умеют считать и не знают, что значат слова кило (тысяча), санти (сто), деци (десять), решил провести военную операцию.
3. Сказка - Герой планеты «Фиалка» (отрывок из сказки).
Наконец экипаж достиг неизвестной планеты. В нескольких километрах от места приземления расположился удивительный город: все дома в нем были шарообразной формы. Жители Фиалки не умели вычислять площадь прямоугольника. Земляне решили помочь им, а заодно проверить, на что способен их безбилетный пассажир.
Коля испугался: математику он не любил, домашние задания всегда списывал у товарищей. Но выхода не было. С трудом он вспомнил, что квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, 1 м - 1 кв. м и т.д. Как же найти площадь прямоугольника? Коля нарисовал прямоугольник, в котором уместилось 12 маленьких квадратиков. Вдоль большей 4 квадратика, а вдоль меньшей 3. Затем Коля изобразил еще один прямоугольник. В нем поместилось 30 квадратиков, длина прямоугольника равнялась 10 квадратикам, а ширина 3.
«Геометрические сказки»
1. Сказка «О планиметрических фигурах» (отрывок из сказки).
Жила – была точка. Был у нее небольшой уютный домик. Она очень много трудилась, и труд ее увенчался успехом – на клумбе выросли голубые розы без шипов с очень тонким запахом. Гордость и важность охватили точку и от нахлынувших чувств, она стала увеличиваться в размерах. Важная и неприступная, прогуливаясь, она споткнулась о маленький камушек и рассыпалась на множество мелких точек. Резвясь и играя, точки поделились на группы, а потом стали выстраиваться в фигуры. Возникли- молчаливый ромб, неуклюжий круг, хитрые лучики, веселые квадраты, строгие треугольники. И каждая фигура рассказывала о своих свойствах. Так возникла наука геометрия.
2. Сказка «Геометрические фигуры» (отрывок из сказки).
Жили-были в деревне Геометрии всякие геометрические фигуры. В одном доме жили Прямая и её детки: Лучик и Полупрямая. В другом доме жили папа Треугольник и его три сыночка Уголки. Однажды пошли погулять: Лучик, Полупрямая и три Уголка. Гуляли, веселились и бегали вокруг всех домиков. Погуляли, устали и хотели идти домой, а Уголки пригласили Лучика и Полупрямую к себе в гости. Взялись Брат с сестрой за руки и превратились в Уголок. Пришли они домой к Треугольнику, а он очень сильно удивился, почему же пришли не три Уголка, а четыре! Всё разъяснилось, когда детки всё рассказали!
Вскоре Прямая и Треугольник поселились в один дом и их детьми были четыре неугомонных Уголка!
ВЫВОДЫ РАБОТЫ:
- Выявлено большое количество математических задач в сказках и в художественных произведениях;
- Большинство найденных задач имеют достаточное условие для их решения и получения соизмеримого с реальностью ответа;
- В ходе работы была полностью доказана гипотеза о существующей связи сказки и математики.
Литература:
- А. Гайдар «Дальние страны», М.: «Детгиз», 1963.
- А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», М.: «Детгиз», 1977.
- Л. Н. Толстой «Арифметика», 1874.
- А. П. Чехов «Рассказы», М.: «Художественная литература», 1976.
- Г. Белых, Л.Пантелеев «Республика Шкид», М.: «Монолит», 1989
- Л. Гераскина «В стране невыученных уроков», М.: Издательский дом «Издатель», 1999.
- Н. Носов «Федина задача», М.: «Детская литература», 1999.
- Г. Остер «Задачник», М.: «Росмэн», 1999.
- Я. И. Перельман «Живая математика», М.: «Наука», 1978.
- Я. И. Перельман «Занимательная математика», М.: «Наука», 1975.
Благодарим за внимание!!!