СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа _ Роль баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа _ Роль баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

г. Симферополь

Республика Крым











Проектная работа на тему: Роль баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста









Выполнила: Семенова В. В.

учащаяся 9-Г класса

Руководитель: Мальцев И. П.









Симферополь, 2021






СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические аспекты изучения роли баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста………………………………………….....................................................6

1.1. Понятие ловкости, как физического качества …………………………..6

1.2. Баскетбол как средство развития ловкости учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...12

1.3. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...16

Глава II. Исследование роли баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...18

2.1. Организация и методы исследования роли баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста……………………………………….......................................................18

2.2. Особенности проведения занятий в экспериментальной группе по развитию ловкости средствами баскетбола………………………………………………………………………..22

2.3. Анализ результатов исследования роли баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………..28

Заключение………………………………………………………………………33

Список использованной литературы…………………………………………….........................................36

ВВЕДЕНИЕ



Спорт в настоящее время очень популярен. На пике популярности – баскетбол. Современный баскетбол – это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств.

Играть в баскетбол – значит быть развитым физически, уметь обдумывать игровую ситуацию и принимать решения, быть психологически устойчивым и сильным человеком. Баскетбол включает бег, ходьбу, прыжки, броски, ловлю мяча, удары, различные силовые элементы. Все эти движения выполняются в условиях взаимодействия с игроками своей и противоположной команды. Эффективность действий спортсмена в игре зависит от быстроты оценки создавшихся положений и действий игроков, совершенства технических приемов. Возможность выполнения движений всегда тесно связана с развитием физических качеств. Так в баскетболе, сочетающем ходьбу, бег, прыжки, броски, всегда в той или иной мере необходимы достаточно развитые сила, быстрота, общая выносливость и ловкость.

Основными средствами развития ловкости являются физические упражнения с повышенной сложностью координации, включая новые элементы. Сложность этих физических упражнений может быть увеличена путем изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также внешних условий, т. е. изменения порядка поддержки или увеличения гибкости в упражнениях на равновесие и т. д. Комбинации моторных навыков, комбинации ходьбы и прыжка или в течение ограниченного времени.

Все это показывает, что занятия баскетболом – это отличный способ для развития физических качеств и в частности ловкости.

Исходя из актуальности выявлено противоречие между необходимостью развития ловкости у учащихся среднего школьного возраста посредством игры в баскетбол и недостаточной разработанностью методики обучения в данном вопросе.

Таким образом, проблема исследования, – развитие физического качества – ловкость, посредством игры в баскетбол.

Исходя из актуальности, сформулирована тема нашего исследования: «Роль баскетбола в развитии ловкости у учащихся среднего школьного возраста».

Объект исследования: процесс развития ловкости у учащихся среднего школьного возраста.

Предмет исследования: роль баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста.

Цель исследования: исследовать роль баскетбола в развитии ловкости у учащихся среднего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие ловкости, как физического качества.

2. Проанализировать баскетбол как средство развития ловкости учащихся среднего школьного возраста.

3. Разобрать анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.

4. Провести исследование роли баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, анализ и систематизация теоретико-методического материала, а также анализ опыта педагогов по физической культуре.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования представленных материалов и рекомендаций физической культуры для организации учебной и учебно-тренировочной работы в общеобразовательных учебных заведениях.





















































ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ БАСКЕТБОЛА В РАЗВИТИИ ЛОВКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



1.1. Понятие ловкости, как физического качества личности



Двигательная ловкость — царица управления движениями.

Ловкость — это сложный психофизический комплекс, содержащий в себе:

  • умение распределять и концентрировать внимание;

  • способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить;

  • направлять волевые усилия на управление эмоциями;

  • выполнять сложно координированные действия;

Ловкость – комплексное качество, которое позволяет:

  • быстро и точно прореагировать на внезапно появляющиеся ситуации;

  • осуществлять сложные по координации движения целесообразно и экономично;

  • точно реализовывать движения в сложных или внезапно меняющихся условиях;

  • рационально и экономно разрешать двигательные задачи;

  • быстро и качественно овладевать новыми движениями или их перестраивать.

Бернштейн Н.А. утверждал, что ловкость - это способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой двигательной задачей: правильно, быстро, рационально.

В..И. Лях говорил, что ловкость - это качество управления движениями, обеспечивающие правильное, быстрое, рациональное и находчивое решение двигательной задачи.

В. М. Зациорский утверждал, что ловкость - это, прежде всего способность быстро осваивать новые движения и, во-вторых, способность быстро преобразовывать двигательную активность в соответствии с требованиями неожиданно меняющейся среды.

Суммируя все эти определения, можно сказать, что ловкость-это термин, определяющий различные двигательные качества, возможности и чувства. Ловкость, как моторное качество - это способность совершать движения в маловероятных ситуациях.

Ловкость, как двигательное качество, включает в себя:

  • координационные способности (согласование и перестроение движений, дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление);

  • различные реакции (зрительно - моторная, переключение внимания);

  • чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма).

Чтобы эффективно достичь высокого уровня навыков, необходимо работать над развитием и совершенствованием всех частей коллекции этого физического качества.

Степень развития ловкости определяется точностью, эффективностью и рациональностью движений. Различают ловкость:

  • общую;

  • специальную;

  • прыжковую;

  • акробатическую;

  • скоростную;

Есть три степени ловкости:

Первая степень характеризуется пространственной точностью и координацией движения.

Вторая - пространственная точность и координация в короткие сроки.

Третья степень - это самый высокий уровень ловкости в точности и координации движений, выполняемых за короткое время в переменных условиях.

Основными показателями мастерства являются: сложность координации, точность и время выполнения.

Подвижность определяется, как способность воспринимать новые движения с одной стороны и способность быстро восстанавливать двигательную активность в условиях меняющейся окружающей среды.

Максимальные изменения двигательной координации наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 13 лет. Структура мозга ребенка от 2 до 8 лет практически идентична структуре взрослого. С 7 до 12 лет бурное развитие результатов анализа двигателя улучшило способность различать визуальный анализатор. В возрасте 8-12 лет лабильность нервно-мышечной системы достигает уровня, близкого к взрослому организму.

Поэтому мы должны систематически развивать навыки с 6-7 лет и последовательно работать над этим качеством, включая все более и более сложные упражнения в тренировочном процессе.

Периодизация развития навыка как физического качества не имеет четкого представления в методической литературе. Высокий возраст для развития навыков, по-видимому, связан с занятиями систематическими и формальными видами спорта. Лишь недавно в спортивных школах появились занятия для детей от 3-5 лет.

Родители, которые заинтересованы в успешной спортивной карьере для своих детей, должны помочь своему ребенку с самого раннего возраста самостоятельно и целенаправленно достичь максимального развития этих физических качеств. И начать можно с 2-3 лет.

Комплексность ловкости, как физического качества, требует слаженного развития всех её составных частей:

  1. координационных способностей:

  • перестроение или переключение движений;

  • двигательная точность;

  • умение распознавать темп и амплитуду движений;

  • прогнозирование положения движущегося предмета в момент времени;

  • дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения;

  1. чувства равновесия:

  • статическое;

  • динамическое;

  • совершенствования вестибулярного аппарата;

  • «ловкой» быстроты;

  • частоты движений;

  • способность к изменению ритма;

  • пространственное ориентирование;

  • мышечное чувство;

  • чувства времени и пространства;

  1. реакции:

  • зрительно-моторные;

  • переключение внимания.

Результативность в развитии ловкости, определяется:

  • точной пропорцией развития перечисленных качеств и умений, в зависимости от сенситивного периода развития этих качеств на различных периодах спортивной подготовки;

  • целеустремленной тренировочной работой;

Комплексность в подходе к развитию ловкости содержится в том, что в оперативное планирование занятий этим качеством, надо гармонично вводить упражнения из всех составных частей ловкости. То есть, составляя план тренировок, систематично вводим в неё не только некоторые упражнения, но и комплексы по развитию составляющих частей.

Развитие ловкости представляет собой «комплекс комплексов», а не набор некоторых упражнений. На отдельных тренировочных отрезках, можно уделять внимание только одному направлению. Но это можно делать только на незначительном промежутке времени, при решении задачи по «ударному» развитию этого качества.

Физические упражнения, используемые для развития ловкости, разбивают на три группы:

  • Упражнения, в которых нет стереотипных движений, и в которых наблюдается элемент внезапности.

  • Упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений.

  • Упражнения в технике и тактике игры с внезапно меняющимися ситуациями;

При развитии ловкости нужно следовать подобающим методическим рекомендациям:

  • разнообразить занятия, регулярно включать в них новые физические упражнения, разные формы их сочетания;

  • варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;

  • регулировать используемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;

  • обусловливать достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий;

Методы развития ловкости:

  • Метод усложнения раньше изученных упражнений. Усложнения достигают видоизменением исходных положений, введением дополнительных движений.

  • Метод двустороннего освоения упражнений. Предполагается выполнение упражнений в левую и правую сторону, левой и правой рукой, ногой и т.д. Это затрагивает также технику игры и улучшения приёмов.

  • Видоизменение противодействия занимающихся в парных и групповых упражнениях.

  • Изменение пространственных границ. В известных упражнениях и играх меняют границы площадки, величину дистанции, количество играющих т.п.

  • Выполнение известных движений в незнакомых заблаговременно сочетаниях (по заданию, в ответ на сигналы и т.д.).

  • Упражнения на переключения в технических приёмах и тактических действиях.

Главное для развития ловкости - разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается за счет периодической смены упражнений. Одни и те же развивающие упражнения, в зависимости от характера, дозировки, темпа, величины сопротивления, изменчивости, амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на развитие различных качеств.

В основе навыка, по мнению физиологов, больше, чем в основе других качеств, лежит соответствующее развитие двигательного анализатора, обладающего высокоразвитым мышечным чувством и богатством временных отношений в моторной области коры головного мозга. Другими словами, объем двигательных навыков зависит от уровня или степени ловкость. Чем больше этот объем, тем выше уровень ловкости.

1.2. Баскетбол как средство развития ловкости учащихся среднего школьного возраста



Баскетбол имеет много общего с другими спортивными играми, но по некоторым характеристикам отличается от них.

Современный баскетбол - это спортивная игра, которая характеризуется высокой физической активностью и высокой интенсивностью игровых действий и требует от игрока максимальной мобилизации функциональных и скоростных качеств. Играть в баскетбол - значит быть физически развитым, думать об игровой ситуации и принимать решения, быть психически устойчивым и сильным.

Важной особенностью игры в баскетбол является быстрая смена методов и действий, то есть ситуаций, в которых должна быть продемонстрирована точность, скорость и координация движений. Простейшие технические меры, а также более сложные физические упражнения и комплексы упражнений на основе баскетбола направлены на развитие скорости, координации и гибкости.

Моторные навыки в баскетболе, полученные детьми в области физического воспитания, просты и элементарны. Одностороннюю память о деятельности следует избегать. Прием должен осуществляться как правой, так и левой рукой. Разнообразие технических навыков в баскетболе является одной из основных задач баскетбольного образования для детей младшего и среднего школьного возраста.

Успешное действие игроков во многом определяется развитием навыков. Эта способность зависит от совершенства нервно-моторной регуляции, высокой точности координат во времени и пространстве, а также от скорости адаптации этой координации в ситуациях внезапного изменения.

Сначала игроки развивают способность контролировать пространственную точность движений, а затем способность точно контролировать движение во времени. Намного позже улучшилось умение выполнять задачи в изменчивых и изменяющихся условиях игры. Это требует наиболее сложной деятельности верхних отделов головного мозга и связано с заключительными этапами созревания коры головного мозга.

Учитывая особую ловкость учеников на уроках баскетбола, желательно выбирать упражнения, которые соответствуют характеру игры с точки зрения содержания и характера.

Отдельным набором инструментов являются упражнения, которые сосредотачивают внимание на отдельных психофизиологических функциях, которые позволяют контролировать двигательные действия. Это упражнения, предназначенные для развития ощущения пространства, времени и уровня мышечного усилия. В баскетбольной практике у учеников начальной школы чрезвычайно важны умелые, высоко скоординированные шаги с мячом, которые характеризуются жесткой стартовой и промежуточной осанкой тела.

На эффективность баскетбола у детей влияют их интеллектуальные свойства, природа нервной системы и навыки тактического мышления. Спортивные игры требуют скорости и объема визуального восприятия, скорости обработки информации, развитого оперативного мышления, хорошей кратковременной памяти, стабильности внимания и невосприимчивости к помехам. Для учащихся, занимающихся баскетболом, эти навыки развиваются в возрасте от 10 до 11 лет и продолжают успешно развиваться под влиянием спортивных тренировок. Большой объем и интенсивность тренировок и соревновательного стресса, а также необходимость быстрой и точной дифференциации приводит к увеличению силы и подвижности нервных процессов.

Точность баскетбольных действий зависит не только от состояния зрения, но и от сочетания движений глаз и рук. Когда движение глаз превышает движение рук, достигается высокая точность действия. Точность этого руководства зависит от четкости изображения, получаемого мозгом. Это потому, что каждый глаз посылает картинку в мозг. Только при четкой координации движений обоих глаз в головном мозге появляется единое изображение, что обеспечивает высокую эффективность двигательного аппарата.

В целом, можно сказать, что ученики в баскетбольных классах имеют высокое потребление энергии. Работа органов дыхания и кровообращения более экономична; быстрая тревога и усталость преобладают. Тренер должен учитывать это при выборе штаммов, так как чрезмерные напряжения в этом возрасте могут замедлить рост и развитие организма.

Ввиду особенностей проявления мастерства в обучении баскетболистов целесообразно выбирать такие упражнения, которые подходят по своему содержанию и своему виду к особенностям игры. Чтобы повысить ловкость движений, спортсмены выполняют специальные упражнения и участвуют в играх с характерными комбинациями баскетбола: быстрая реакция - ускорение старта - скорость на расстоянии - трюки с мячом и решение. В то же время широко используются различные методы обучения:

- изменение стартовых условий, пространственных ограничений, методов выполнения упражнения;

- усложнение их дополнительных движений, сопротивление противника;

- введение неожиданного фактора, стимулирующего проявление координации движений.

Комплексная физическая подготовка способствует накоплению двигательных навыков, что вырабатывает способность овладевать и использовать технику игры в баскетбол. Оценка эффективности использования определенных инструментов и методов для развития навыков на уроках баскетбола для учащихся заключается в повышении развивающего и тренерского эффекта занятий, адаптации тела учащихся к физическим и психологическим нагрузкам и формировании позитивного отношения к спорту в целом.

Хорошим помощником в развитии навыка может стать метод освоения упражнений в обоих направлениях. К ним относятся упражнения с левой и правой руками, левой и правой сторонами и т. Д. Это также относится к методикам улучшения техники.

С увеличением точности пространственной ориентации школьники могут использовать методы, которые выполняют контрастные задачи (например, бросать мяч на разные расстояния (5 и 10 метров) в цель) и временно отключать визуальный контроль (держать мяч с завязанными глазами).

Как упоминалось выше, ловкость не существует как отдельное физическое свойство, но тесно связана с другими психофизическими свойствами. Фактически, занимаясь баскетболом в абсолютном объеме, вы можете выполнять ключевые задачи, необходимые для развития ваших навыков: использование стартовых положений, быстрая замена различных положений тела, изменение скорости или темпа действий, введение различных ритмических комбинаций и различных элементов последовательности; заменить действия; способность распределять действия в пространстве и времени и связывать их с движениями тела, которые требуют множественной координации и тонких мышечных ощущений; проведение скоординированных движений нескольких партнеров; сложные комбинации основных движений.

Поэтому командный баскетбол - лучший способ развить навыки младших и средних школьников. Кроме того, постоянное развитие и улучшение физического развития способствует укреплению здоровья и улучшению функционального состояния организма.












1.3. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста



Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. Главным образом, за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет.

У подростков, на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечнососудистой системы и продолжающегося развития центральной нервной системы, особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-14 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 12 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков - с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (14 лет);

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности, умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость.























ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ БАСКЕТБОЛА В РАЗВИТИИ ЛОВКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



2.1. Организация и методы исследования роли баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста


Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 18» г. Симферополь с 06.09.2021 по 22.10.2021 гг. Участники эксперимента – 20 учащихся 7 класса.

В контрольной и экспериментальной группе было по 10 учащихся.

Эксперимент был направлен на проверку эффективности предложенного нами комплекса специальных упражнений, использованного в занятиях экспериментальной группы, и сравнении изменения уровня ловкости у испытуемых контрольной и экспериментальной групп до начала и после окончания эксперимента.

Исследование включало три этапа: (предварительный, основной и заключительный).

На первом этапе была изучена научно-методическая литература, определена тема, цель, задачи и рабочая гипотеза экспериментальной работы, выбраны методы исследования.

На втором этапе на занятиях физической культуры проводился эксперимент, направленный на выявление эффективности применения разработанного нами комплекса специальных упражнений предназначенных для повышения уровня ловкости.

На третьем этапе проводилась математическая обработка, анализ полученных данных и их интерпретация, а так же оформление текста работы.

В опытных классах проводилось 3 урока физической культуры в неделю. Учебный материал уроков для контрольной и экспериментальной групп был разработан на основе школьной программы по физической культуре для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы.

За время педагогического эксперимента было проведено 18 уроков физической культуры. Так же был разработан учебный материал уроков для экспериментальной группы. Этот материал содержал комплекс специальных упражнений на основе баскетбола, направленный на развитие ловкости, проводимый в основном в подготовительной части каждого урока. В контрольной группе уроки физической культуры проводились по общепринятой методике. При проведении занятий в экспериментальной группе применялись игровой метод и круговая тренировка.

Методы исследования:

 Изучение научно-методической литературы проводилось с целью более подробного изучения проблемы особенностей развития ловкости у учащихся среднего школьного возраста. Были изучены методические пособия, статьи в научных журналах – всего было изучено 20 источников. Изучение специальной литературы помогло уточнить тему исследования, его объект и предмет, сформулировать гипотезу, подобрать методы исследования и составить экспериментальные комплекс упражнений.

 Педагогический эксперимент включал в себя первоначальное тестирование испытуемых экспериментальной и контрольной групп, 6 недель тренировочных занятий в соответствии с программой эксперимента, предусматривающей применение в занятиях экспериментальной группы разработанного нами комплекса специальных упражнений на основе баскетбола, и проведение заключительного тестирования испытуемых.

В обеих группах проводилось по 3 урока физической культуры в неделю. Учебный материал уроков для контрольной и экспериментальной групп был разработан на основе учебника Матвеева А.П. «Физическая культура» для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы по ФГОС.

В занятиях учащихся экспериментальной группы дополнительно использовался разработанный нами комплекс упражнений на основе баскетбола, ориентированный на развитие ловкости.

 Тестирование

 Тест 1. Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения - По команде «На старт!» ученик принимает положение высокого старта за стартовой чертой с мячом в руках. По команде «Марш!» он ведет мяч одной рукой, последовательно обегает вокруг каждой из 3 стоек и финиширует, стремясь выполнить задание за наименьшее время. При обводке стойки учащийся должен пробегать как можно ближе к ней. Если при ведении учащийся теряет контроль над мячом, который отлетает на расстояние более метра от стойки, ему предоставляется повторная попытка. Время фиксируется в момент пересечения финишной линии.

 Тест 2. Челночный бег 4х9 м вариант 1 (бег до брусков) - по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. По команде «Марш!» испытуемый бежит 36 м с предельной высокой скоростью к брускам, поднимает один из них, возвращается к старту, кладет брусок за линию, бежит за вторым бруском возвращается, пересекая стартовую линию. Бросать бруски запрещается. Время фиксируется в момент пересечения финишной линии. С точностью до 0,1 сек.

 Тест 3 Челночный бег «Елочка» - На волейбольной площадке расположено 6 набивных мячей. Мячи располагаются на боковых линиях. Ученик становится на лицевой линии. По команде «На старт!» принимает высокий старт. По команде «Марш» испытуемый бежит к 1 мячу и касается его, после чего возвращается обратно. Затем он бежит к 2 мячу и касается его, затем обратно возвращается обратно. Тест продолжается до тех пор, пока ученик не коснется всех 6 мячей. Время фиксируется в момент пересечения финишной линии.

 Методы математической статистики:

Подсчет средних величин, а также оценка достоверности различий показателей ЭГ и КГ по t-критерию Стьюдента.

1) В статистической обработке определяли показатель средней арифметической, где Х - результат средней арифметической величины, высчитывали по следующей формуле:

где Σ - знак суммирования;

Xi- значение отдельного измерения;

п — общее число измерений в группе.

2) Определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента.

Далее вычисляли в обеих группах стандартное отклонение по следующей формуле:

где Хi макс - наибольший показатель;

Хi мин - наименьший показатель;

К - табличный коэффициент.

Порядок вычисления стандартного отклонения (δ):

определить Xi макс в обеих группах;

определить Xi мин в этих группах;

определить число измерений в каждой группе (n);

найти значение коэффициента К по специальной таблице.

3) Следующий этап – вычисление стандартной ошибки среднего арифметического значения (т) по одной из формул:

4) Вычислим среднюю ошибку разности по формуле:

5) По специальной таблице определили достоверность различий. Для этого полученное значение t сравнили с граничным при 5% -ном уровне значимости(t = 0,05) при числе степеней свободы f = пэ+пк-2, где nэ и nк – общее число индивидуальных результатов соответственно в экспериментальной и контрольной группах.

Полученное в эксперименте t - больше граничного значения (t 0,05), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными. При 5%-ном уровне значимости, и, наоборот, в случае, когда полученное t, меньше граничного значения t

 вычислить число степеней свободы (f= 6 + 6 - 2 = 10);

 найти граничное значение.

Вывод: для оценки уровня ловкости мы подобрали тесты и методы, которые провели в феврале и в марте 2019 года, для измерения исходных и изменившихся показателей.


2.2. Особенности проведения занятий в экспериментальной группе по развитию ловкости средствами баскетбола


В учебный материал уроков для экспериментальной группы были включены средства, разработанные нами по развитию ловкости в форме комплексов специальных упражнений на основе баскетбола, проводимых в подготовительной, а иногда и в основной части урока. При проведении занятий в экспериментальной группе применялись игровой метод и круговая тренировка. Структура занятия была следующая:

1. Подготовительная часть урока 15 минут (разогрев, разминка)

Средства подготовительной части урока:

  • Строевые упражнения;

  • Упражнения на внимание;

  • Различные виды ходьбы, бега, прыжков;

  • ОРУ, подготовительные, подводящие упражнения;

  • Ранее изученные упражнения из техники баскетбола.

При проведении строевых и ОРУ используется общепринятая терминология. Чередовать упражнения, чтобы обеспечивать нагрузку на различные группы мышц. Эта часть должна состоять из движений, имитирующих настоящие упражнения.

2. Растягивание 5 минут. Растягивающие упражнения всегда следуют за разогревом и являются обязательными.

3. Основная часть урока 20 – 25 минут.

В основной части включены комплексы специальных упражнений №1 и №2.

При обучении элементам техники и тактики игры в баскетбол соблюдать последовательность этапов обучения, а именно: ознакомление с приемом, разучивание приема в упрощенных условиях, изучение в усложненных условиях и закрепление приема в игровых условиях.

4.Заключительная часть 5 минут.

Предназначена для приведения организма в оптимальное состояние для последующей деятельности. Растягивание.

В комплекс №1 нами включено семь подвижных игр с мячом, из числа которых выбирались по 1-2 игры для применения в очередном занятии.

Комплекс № 1. «Подвижные игры для экспериментальной группы».

1. «Мяч в стенку». Игроки выстраиваются в несколько колонн по одному лицом к стене на расстоянии 3 м от нее. В руках у направляющих мячи. По сигналу первые в колоннах начинают как можно быстрее бросать мяч в стену обусловленным способом и ловить его 5 раз. После этого первые (направляющие) становятся в конце своих колонн, а передачи выполняют следующие игроки, и так до последнего участника. Передачи выполняются двумя способами, двумя руками от груди и одной рукой от плеча (Рис.1, 2).

Рис. 1. Передача мяча Рис. 2. Передача мяча

двумя руками от груди одной рукой от плеча

2. «Передал – садись» (рис. 3). По сигналу водящие, стоящие напротив своих колонн на расстоянии 3-5 м, выполняют передачи мяча первым игрокам. Те ловят мяч, бросают его обратно и приседают. Затем водящие выполняют передачи вторым номерам и т. д. Побеждает команда, водящий (капитан) которой раньше поймает мяч от последнего игрока.

Рис. 3. «Передал - садись»

3. «Быстрые передачи» (рис. 4). По сигналу оба партнера, стоящие в 3-4 м друг против друга, начинают как можно быстрее передавать мяч между собой, ведя вслух подсчет. Побеждает пара, первой сделавшая 20 передач. В перечисленных эстафетах возможны самые разнообразные, но обусловленные заранее способы передачи и ловли мяча.

Рис. 4. «Быстрые передачи»

4. «Пасовка волейболистов» (рис. 5). Ученики становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. В центре круга находится водящий с волейбольным мячом в руках. По команде он пасует мяч по кругу первому номеру, который делает обратный пас, затем тоже второму и т. д. Если игрок уронил мяч, он должен его подобрать и отпасовать следующему участнику. Игра заканчивается в тот

момент, когда водящий примет мяч от последнего игрока. Варианты эстафеты:

    • водящий пасует мяч все время в одном направлении, участники перемещаются по кругу;

    • команды могут быть построены не по кругу, а в колонны по одному. Игрок, сделавший пас водящему, убегает назад и становится в конец колонны;

    • команды построены во встречных колоннах и перепасовывают мяч (можно и через сетку). Игрок, сделавший пас, переходит в конец своей или противоположной колонны;

    • эстафету можно проводить без водящего в центре на время удержания мяча в воздухе;

    • при небольшом количестве игроков, сделавший ошибку, выбывает из игры. Победителем становится оставшийся игрок.

Рис. 5. «Пасовка волейболистов»

5. «Мяч в кольцо» (рис. 6). Команды построены в колонны по одному перед баскетбольными щитами 2-3 м и более. По сигналу игроки, начиная с первого, поочередно бросают мяч в кольцо обусловленным способом. Выигрывает команда, чаще других поразившая кольцо. Тоже, но соревнуются в парах. Задача: бросая по 5 раз в кольцо, попасть больше, чем напарник. То же, но броски в кольцо выполнять до промаха. Побеждает игрок, набравший большее количество попаданий подряд.

Рис. 6. «Мяч в кольцо»

6. «Слалом с ведением мяча» (рис. 7). Занимающиеся выстраиваются в колонны параллельно друг другу. На расстоянии 3-4 м перед каждой колонной находится несколько (3-5) препятствий (стоек, набивных мячей, стульев). По сигналу участники поочередно зигзагами обегают все препятствия, ведя мяч. Варианты заданий:

    • ведение баскетбольного (гандбольного) мяча правой, левой рукой, поочередно правой и левой;

    • ведение ногами футбольного мяча;

    • ведение хоккейного мяча клюшкой;

    • ведение одного мяча ногами, второго - ударами ладони о пол;

    • ведение двух мячей одновременно: одного правой, другого левой рукой.

Рис. 7. «Слалом с ведением мяча»

7. «Догони мяч» (рис. 8). Игроки, разбившись на две равные команды (по 5-7 человек), выстраиваются в круг через одного. Мячи у капитанов команд, стоящих друг от друга через 2 человека. По сигналу капитаны передают (бросают) мяч заранее оговоренным способом товарищам по команде в одну и ту же сторону. Задача каждой команды - „догнать" мяч другой. Игра длится до тех пор, пока мяч не обойдет 3 раза всех игроков. Если за это время „догоняющей" команде не удастся настичь мяч, то „убегающая" получит очко. В противном случае очко получает другая команда. После этого команды меняются ролями. Играют до 6-10 очков.

Рис. 8. «Догони мяч»

В комплекс №2 нами включены 7 упражнений, выполняемых друг за другом без пауз отдыха в форме круговой тренировки во второй половине основной части занятия в виде одной-двух серий.

Комплекс № 2 «Круговая тренировка для экспериментальной группы»

1) броски и ловля в парах двух мячей (5 передач).

2) ведение мяча в беге с изменением направления правой и левой рукой (30 метров)

3) серийные прыжки возле гимнастической лестницы с касанием подвешенных мячей на высоте 20-30 см от вытянутой руки (10 касаний).

4) подбрасывание мяча вперед- вверх и после быстрого кувырка вперед в группировке на мате ловля его до касания пола (2 повторения).

5) передачи мяча в стену на точность попадания в цель (5 раз)

6) передвижение по бревну приставными шагами с подбрасыванием и ловлей мяча (одно повторение).

7) Подбрасывание мяча вверх, и быстро перепрыгнув через бревно, ловля его с другой стороны бревна; (повторений 10 раз).

Данный комплекс выполнялся без остановки, на время.


2.3. Анализ результатов исследования роли баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста


Для установления эффективности организации и проведения занятий по развитию ловкости посредствам использования комплекса специальных упражнения на основе баскетбола у учащихся среднего школьного возраста было проведено тестирование детей обеих групп, первичные данные которого представлены в приложение 1, 2. Среднегрупповые показатели ЭГ и КГ до эксперимента представлены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1

Сравнение показателей ловкости учащихся ЭГ и КГ до эксперимента по t-критерию Стьюдента

Как видно из данных таблицы 2.3.1 среднегрупповые показатели экспериментальной и контрольной групп по всем трем тестам отличаются незначительно

Сравнением значений показателей ЭГ и КГ по t-критерию Стьюдента до проведения эксперимента существенных (значимых) различий между группами по тестам ловкости не было выявлено, что указывает на идентичность состава испытуемых экспериментальной и контрольной групп по исследуемым показателям.

Спустя 6 недель испытуемые обеих групп были вновь подвергнуты тестированию по этим же тестам, данные которого приведены в приложении 1, 2, а средне групповые показатели представлены в таблице 2.3.2. Проведение второго тестирования позволило выявить изменения, которые произошли в группах в ходе эксперимента.

Об изменениях, происшедших в уровне ловкости испытуемых экспериментальной группы за время эксперимента по тестируемым показателям, мы можем судить по данным, представленным в таблице 2

Таблица 2.3.2

Уровень показателей ловкости учащихся экспериментальной группы до и после эксперимента

По данным таблицы 2.3.3, показатели у экспериментальной группы улучшились во всех трех тестах. В тесте «Челночный бег 4х9 м» среднегрупповой показатель улучшился с 9,4 до 9,1 с. В тесте «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения» произошли изменения с 14,1 до 13,7. А в тесте «Челночный бег елочка» с 7,3 улучшился до 7,0 с.

Об изменениях, прошедших в контрольной группе за время проведения эксперимента по тестируемым показателям, мы можем судить по данным, представленным в таблице 2.3.3.

Таблица 2.3.3

Уровень показателей ловкости учащихся контрольной группы до и после эксперимента

За время эксперимента у контрольной группы можно отметить, что улучшения произошли только в тесте «Челночный бег елочка» на 0,1 с. А в тестах «Челночный бег 4х9 м» и «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения» остались без изменений. Это свидетельствует о невысокой динамике развития ловкости в контрольной группе.

Сравнение изменений показателей тестирования испытуемых ЭГ и КГ за период эксперимента наглядно представлено на рисунке 9.

Рис. 9. Показатели ловкости за период эксперимента

Сравнение исследуемых показателей ЭГ и КГ после проведения эксперимента представлено в таблице 2.3.4.

Таблица 2.3.4

Сравнение показателей ловкости учащихся ЭГ и КГ после эксперимента по t-критерию Стьюдента

Как видно из таблицы 4 значение t-эмпирического во всех трех тестах выше граничного значение (2,02), что указывает на статистическую достоверность различий между показателями экспериментальной и контрольной групп.

Поскольку сравнение значений показателей ЭГ и КГ по Т-критерию Стьюдента после проведения эксперимента показало наличие существенных (значимых) различий между группами по тестам ловкости, что это свидетельствует об эффективности комплекса специальных упражнений на основе баскетбола, использованного нами в занятиях с экспериментальной группой.

Таким образом, в рамках проведенного исследования нами была изучена научно-методическая литература по развитию ловкости. И ее анализ показал, что ловкость можно развивать посредством различных средств и методов. На основании чего нами был подобран комплекс специальных упражнений посредством баскетбола, который мы и использовали в ходе нашего педагогического исследования. Нами было выявлено, что средства и методы развития ловкости на основе баскетбола оказали положительное воздействие на уровень развития ловкости экспериментальной группы, на что указывают показатели выбранных и проведенных тестов. Обосновав результаты эксперимента можно сказать, что данные методические приемы можно использовать на уроках физической культуры. Анализ полученных результатов показал, что значительное улучшение результатов достигнуто во всех трех тестах в экспериментальной группе.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Ловкость — это сложный психофизический комплекс, содержащий в себе: умение распределять и концентрировать внимание; способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить; направлять волевые усилия на управление эмоциями; выполнять сложно координированные действия. Это качество комплексное всегда проявляющееся в совокупности с другими двигательными качествами, потому можно допустить, что ловкость объединена в большей степени с факторами среды, чем наследственности. Обобщив все определения разных авторов, можно сказать, что ловкость - термин, которым обусловливают различные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как двигательное качество – это способность осуществлять движения в неожиданно возникающих ситуациях. Для того чтобы качественно и результативно добиться высокого уровня ловкости, надо действовать над развитием и улучшением всех частей собирающих это физическое качество.

Среди физических способностей ловкость занимает особенное положение. Она имеет самые различные связи с другими физическими качествами, близко соединена с двигательными навыками и потому имеет наиболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и точно разрешать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подвижность в суставах, располагать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо показывать ловкость, тем безупречнее она должна быть. Главными параметрами для измерения ловкости служат координационная сложность движений или двигательных действий и точность движения.

Средний школьный возраст особенно благоприятен для физического развития, так как соответствует проявлениям многих сенситивных периодов развития физических качеств, т.е. периодов, наиболее чувствительных к тренирующим воздействиям. Весьма благоприятный период развития ловкости отмечается с 12 до 15 лет. Созревание нижнетеменных третичных областей коры способствует улучшению сенсомоторных взаимосвязей, формированию представлений о «схеме тела» и «схеме пространства». В результате улучшаются координационные движения и, как следствие, телесная и предметная ловкость.

Современный баскетбол - это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. Играть в баскетбол - это значит быть развитым физически, уметь обдумывать игровую ситуацию и принимать решения, быть психологически устойчивым и сильным человеком.

Для развития ловкости на занятиях баскетболом у школьников требуется точная координация движений и быстрое согласование своих действий с действиями партнеров. Физическая сноровка и тактическая изворотливость, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества. Совершенствование ловкости напрямую связано с успешным владением техникой и тактикой и проявляется всегда совместно с другими физическими качествами. Координационная сложность двигательных действий является первым критерием ловкости при развитии ее в рамках занятий на основе баскетбола. У детей среднего школьного возраста главное место в развитии ловкости принадлежит игровому методу, который мы можем назвать универсальным методом физического воспитания, поэтому командная игра в баскетбол – оптимальное средство развития ловкости школьников. Помимо этого, постоянное развитие и совершенствование ловкости способствует физическому развитию, укреплению здоровья, повышению функционального состояния организма.

Нами было подготовлено и проведено экспериментальное исследование.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 18» г. Симферополь с 06.09.2021 по 22.10.2021 гг. Участники эксперимента – 20 учащихся 7 класса. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 учащихся.

Эксперимент был направлен на проверку эффективности предложенного нами комплекса специальных упражнений, использованного в занятиях экспериментальной группы, и сравнении изменения уровня ловкости у испытуемых контрольной и экспериментальной групп до начала и после окончания эксперимента.

В рамках проведенного исследования нами была изучена научно-методическая литература по развитию ловкости. И ее анализ показал, что ловкость можно развивать посредством различных средств и методов. На основании чего нами был подобран комплекс специальных упражнений посредством баскетбола, который мы и использовали в ходе нашего педагогического исследования. Нами было выявлено, что средства и методы развития ловкости на основе баскетбола оказали положительное воздействие на уровень развития ловкости экспериментальной группы, на что указывают показатели выбранных и проведенных тестов. Обосновав результаты эксперимента можно сказать, что данные методические приемы можно использовать на уроках физической культуры. Анализ полученных результатов показал, что значительное улучшение результатов достигнуто во всех трех тестах в экспериментальной группе.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.М. безруких. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416 с.

  2. Берговина, М. Л. Баскетбол: средства и методы обучения [Текст]: учебное пособие / М.Л. Берговина // М - во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Сыктывк. гос. ун-т". - Сыктывкар: ИПО СыктГУ, 2011 - 111 с.

  3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: «Физкультура и спорт», 2001. – 92 с.

  4. Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений [Текст] / А.Я. Гомельский. - М.: ФАИР, 1997. – 38 с.

  5. Губа, В.П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов [Текст] /В.П. Губа, А.В. Родин, А.Д. Скрипко // Физич. культура в шк. – 2015. - №1. – С. 57-60.

  6. Губа, В.П. Обучаем и тренируем [Текст] / В. П. Губа // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3. - С. 16-20.

  7. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре [Текст]: учеб, для вузов / Ю.Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина. - М.: Академия, 2014. - 256 с.

  8. Железняк, Ю.Д. Теория и методика спортивных игр [Текст]: учеб, для студентов вузов /под ред. Ю. Д. Железняка. - 8-е изд., перераб. - М.: Академия, 2014. - 464 с.

  9. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Ю.Д. Железняк, В. М. Минбулатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.

  10. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни [Текст] / Ю.П. Кобяков. - Ростов на./Д: Феникс, 2014. - 256 с.

  11. Кожевникова, З. Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста: специальные упражнения [Текст] / З. Я. Кожевникова. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 95 с.

  12. Кузнецов, В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [Текст]: учеб, пособие для студентов вузов / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия, 2014. - 208 с.13

  1. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В.И. Лях. – Москва: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.

  2. Маловичка, А.Г. Развитие физических качеств юных баскетболистов [Текст] / А.Г. Маловичка, С.В. Вартанян, О.Н. Мещерякова // Науч. альманах. – 2015. – №12. – С. 546-551.

  3. Муллер, А.Б. Физическая культура [Текст]: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. – М.: Юрайт, 2016. – 424 с.

  4. Нестеровский, Д.И. Теория и методика баскетбола [Текст]: учеб, для студентов вузов / Д. И. Нестеровский.-6-е изд. перераб. - М.: Академия, 2014. - 352 с.

  5. Портнов, Ю.М. Баскетбол [Текст]: Учебник для вузов физической культуры / Ю.М. Портнова. — М., Физкультура и Спорт, 2004. – С. 26.

  6. Портных, Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.И. Портных; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2013. – 64 с.

  7. Программа физического воспитания учащихся I-XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол) [Текст] / Подг. Е.Н. Литвиновым, М.Я. Виленским, Б.И. Туркуновым. - М.; Просвещение, 1992. - с. 76.

  8. Прохорова, М.В. Педагогика физической культуры [Текст]: учебник / М.В. Прохорова, – М.: Альянс, 2016. – 22 с.


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!