СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа учащихся "Возможности техники бути"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содрежание курса позволяет учащимся понять основы национальной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа учащихся "Возможности техники бути"»

Всероссийская предметная олимпиада школьников по технологии

Муниципальный этап









Возможности

техники ручной вышивки бути





Автор: Соломеина Елизавета Андреевна,

ученица 8 к класса, МБОУ «СОКШ № 4»,

г. Нефтеюганск, ХМАО -Югра



Куратор: Ледяева Елена Юрьевна, учитель технологии

первой квалификационной категории,

г. Нефтеюганск, ХМАО -Югра













Нефтеюганск 2017



Содержание

Введение

  1. Актуальность выбранной темы…………………………………………… 3

  2. Цель и задачи…………………………………………………………………….3

  3. Оценка своих знаний, умений. Возможные трудности в работе……4

  4. Межпредметные связи……………………………………………………… ...4

  5. Оборудование, инструменты, приспособления и материалы………..5

  6. Предварительный экономический расчет………………….…….……….5

  7. Экологическое обоснование работы……………………………………….6

  8. Анализ прототипов и новизна проекта…………………………………….6

  9. Характеристика основных источников информации…………………..6



Основная часть

  1. Исследование

    1. Особенности выполнения техники бути…………..………………………………7

    2. Выбор эскиза рисунка для вышивки. Анализ вариантов…………………………7

    3. Анализ и выбор материалов для работы ………………………………….............8



  1. Технология изготовления

    1. Технологические карты ……………………………………………………………9



  1. Экономическая оценка проекта

    1. Расчет себестоимости изделий……………………………………………………11

    2. Маркетинговые исследования ……………………………………………………13

    3. Реклама……………………………………………………………………………..14



  1. Экологическая оценка проекта………………………………………………….15

  2. Эргономическая оценка проекта………………………………………………..15

  3. Эстетическая оценка проекта……………….……………………………….......15



Заключение

  1. Самоанализ проделанной работы………………………………………….16



Список используемой литературы…………………………………………………17

Приложение





Введение



  1. Актуальность выбранной темы

На уроках технологии увлеклась ручной вышивкой, в основном это техника гладью. Умею выполнять счетную вышивку крестом, а так же вышивку стебельчатым и тамбурным швом. Но мне интересно попробовать и другие виды техники ручной вышивки. Совсем недавно приобрела книгу «Бути. Основы и техники» автор Доминик Леру. Техника, описание которой приведено в этой книге, меня очень заинтересовала.

Бути – довольно редкая и старинная разновидность объемной вышивки, зародившаяся на юге Франции, в Провансе. Она словно вобрала в себя все лучшее, чем знамениты эти места: восхитительные пейзажи, плодородные земли, мягкий и теплый климат. Даже самые незамысловатые мотивы этой вышивки выглядят утонченно и изысканно, поскольку выполняются вручную на тонкой ткани белого цвета белыми нитками, благодаря чему сами изделия смотрятся дорого и стильно. Вещи, украшенные узорами бути, могут позволить себе далеко не каждый, так как это очень трудоемкая и кропотливая работа. Орнаменты, которые можно использовать в вышивке, навеяны традиционными мотивами Прованса XVII века, но сами модели актуальны и в наши дни: наволочки, покрывала, пинетки, панно и даже открытки. В ручной работе пересекаются традиции и современность.

Возможно, ли выполнить эту вышивку самостоятельно? Можно ли использовать ткани более плотной структуры, чем рекомендует автор? Мне стоит это попробовать.



  1. Цель и задачи

Цель работы: разработать эскиз орнамента и выполнить изделие, оформленное ручной вышивкой бути.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Найти и проанализировать необходимую информацию о разновидностях техники бути.

  2. Разработать эскиз для вышивки, используя традиционные элементы орнамента характерные для данной техники.

  3. Подобрать необходимые материалы и ткани для работы.

  4. Разработать эскиз рисунка для вышивки, с учетом символики орнаментов.

  5. Выполнить вышивку с учетом технологических требований и правил безопасной работы.

  6. Сшить изделие (наволочку для декоративной подушки) оформленное элементами ручной объемной вышивки бути, соблюдая все технологические требования и правила безопасной работы.



  1. Оценка своих знаний, умений. Возможные трудности в работе



На уроках технологии я многому научилась:

  • знаю: свойства текстильных материалов; основные приемы выполнения ручной вышивки: крестом, стебельчатым и тамбурным швами; требования к ручным и утюжильным работам;

  • умею: работать на швейной универсальной машине; выполнять ручную вышивку; выполнять эскизы рисунков для вышивки и переводить их на ткань.

Сложности, которые у меня могут возникнуть на этапе выполнения ручной вышивки: данную технику выполняю впервые, поэтому первоначально буду пробовать на образце ткани.

  1. Межпредметные связи



Для выполнения проектного изделия, необходимы знания по технологии: «Материаловедение», «Машиноведение», «Технология пошива изделия» и «Художественная обработка материалов».

Для того чтобы подсчитать затраты на выполнение проектной работы, мне необходимы знания по математике.

Для грамотного оформления пояснительной записки и составления текста выступления – знания по литературе и русскому языку.

Знания, полученные мной на уроках рисования, помогут сделать эскизы рисунков будущей вышивки.

Для того чтобы представить свой проект в электронном виде и найти необходимую информацию, мне необходимы знания по информатике.



  1. Оборудование, инструменты, приспособления и материалы



Материалы:

Ткань белового цвета из натуральных волокон, нитки для вышивки и для наполнения рисунка так же белого цвета, нитки швейные, замок молния.

Инструменты и приспособления:

Ручные иглы № 2 и № 3, ножницы, линейка, треугольник, сантиметровая лента, портновский мел, булавки,

Оборудование:

Швейная универсальная машина, электроутюг и гладильная доска, компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат.



  1. Предварительный экономический расчет



Для проектируемого комплекта одежды предполагается использовать натуральные ткани (хлопок, лен). Стоимость тканей этого ассортимента в магазинах невелика, а, следовательно, можно утверждать, что материальные затраты у меня будут небольшие.

Таблица 1

Предварительные материальные затраты



п/п

Название материала

Количество (расход)

Цена за ед. (руб.)

Стоимость

(руб.)

1.

Ткань льняная

(белого цвета)

0,50 м

200-00

100-00

2.

Ткань хлопчатобумажная (сатин белого цвета)

0,50 м

600-00

300-00

3.

Замок молния

1 шт.

25-00

25-00

4.

Наполнитель для подушки

0.5 кг

380-00

190-00

5.

Нитки для объемной вышивки бути

2 упаковки

70-00

140-00

6.

Швейные нитки

1 катушка

25-00

25-00


Итого



780-00



Вывод: расходы на выполнение проектной работы невелики, поэтому она экономически выгодна.

  1. Экологическое обоснование работы

Материалы, которые будут использоваться при выполнении вышивки и пошива изделия, обладают хорошими гигиеническими свойствами: высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, не накапливают статическое электричество. Поэтому изделие в процессе эксплуатации не будет наносить ущерб моему здоровью. Наполнитель для подушки синтетический, это совсем не экологично, но такой наполнитель позволит мне чаще стирать данное изделие.



  1. Анализ прототипов и новизна проекта


Существует, несколько прототипов техники бути. Например, разновидность бути - марсельское пике. Оно выполняется в три слоя ткани. Первый слой хлопчатобумажный, второй из синтепона, нижний слой изготавливают из подкладочной ткани. Простегиваются такие работы более длинными стежками, чем в технике бути. Имеются различия и в мотивах, в марсельском пике в основном геометрические мотивы.

Еще одним близким подобием вышивки бути является итальянское трапунто. В этой технике используется два слоя ткани, как и в технике, бути. Но в отличие от нее, трапунто является односторонним. Изнанка сильно отличается от лицевой стороны, потому что на ней производят надрезы для набивки вышитых элементов. После набивки надрезы закрывают маленькими стежками.

Новизна моей работы в том, что я, попробую, показать еще одну грань техники бути – выполню данную работу на льняной ткани, в отличии от оригинальной техники, которая выполняется только на тонкой батистовой и шелковой тканях.



  1. Характеристика основных источников информации



1. Технология: Учебник для 10 класса – информация о расчете полной себестоимости изделия.

2. «Бути. Основы и техники» автор Доминик Леру – технологическая последовательность выполнения вышивки бути.

3. Сайты в сети Интернет – информация об истории возникновения данной техники вышивки, разновидности вышивки на основе техники бути, варианты орнаментов для эскиза.

Основная часть



  1. Исследование

    1. Особенности выполнения техники бути

При выполнении вышивки бути после завершения контурных линий, пустое пространство между ними заполняется толстыми нитками белого цвета. В результате вышивка приобретает объем.

Соединенные вместе два слоя белой ткани простегиваются мелкими стежками из белых ниток по контуру мотива. После этого с изнаночной стороны ткани внутри узора необходимо сделать небольшой прокол иглой, и через него выполнить набивку шнуром между слоями ткани. Поэтому бути состоит не только в том, чтобы вышивать, но включает и другие приемы, что увеличивает время на ее изготовление. Главное, что набивка должна полностью совпадать по цвету с самой тканью.

При такой технике, вышивка бути выглядит одинаково, как с лицевой стороны, так и с изнаночной.


    1. Выбор эскиза рисунка для вышивки. Анализ вариантов

Мотивы для вышивки бути берут из повседневной жизни. Это могут быть разные цветы или растения. Фоновый узор этой техники представляет собой простеганный контур, заполненный шнуром, и расположенный по диагонали полотна. Данный узор называют «вермишелью».

Орнамент вышивки бути называют «секретным языком женщины». Созданные изделия в технике бути, всегда являлись отражением души, религиозной принадлежности и среди них встречаются настоящие ребусы, в которых рассказывается о семье мастерицы. Символы в вышивке разнообразны. Сердце – любовь. Ракушка святого Иакова – гостеприимство. Гранат – достаток в семье. Василек – восторг влюбленности, легкость. Дуб – сила. Колос – богатство. Цветок омела – здоровье. Маргаритки – чистота и свежесть души. Каравай – изобилие, в доме всегда будет хлеб. Ветвь оливы – мир. Бабочка – радость.

Учитывая значение данных символов, разработала варианты эскизов рисунков, для вышивки бути.

Рис. 1. Вариант 1. Лира Рис. 2. Вариант 2. Гранат Рис. 3. Вариант 3. Ноготки

На этапе выбора и анализа лучших вариантов идей использовала один из методов решения творческих задач - метод морфологического анализа.

Таблица 2

Морфологическая матрица



п/п

Параметры

Вариант 1

Лира

Вариант 2

Гранат

Вариант 3

Незабудка

1.

Несложная ручная работа

3

5

3

2.

Соответствие символа орнамента

5

5

3

3.

Гармоничное расположение на наволочке

4

5

3


Итого

12

15

9



Вариант № 2, меня устраивает по всем критериям, поэтому его я и возьму за основу своей работы. Взяв за основу, в качестве раппорта, данный орнамент, проработала окончательный рисунок вышивки (см. Приложение I).



    1. Анализ и выбор материалов для работы

С точки зрения экологичности изделия, для работы выбираю натуральные ткани - хлопок, лен. Ткани из шелковых волокон, которые рекомендует традиционная техника, бути, для меня слишком дороги. В магазинах нашего города стоимость таких тканей за один метр составляет почти три тысячи рублей.





Таблица 3

Характеристика текстильных материалов



Название волокон

Свойства тканей из волокон

Лен и хлопок

Волокна полезны для здоровья человека, а изделия из них удобны в использовании. Хорошо впитывают влагу и одновременно быстро отдают ее, высыхают. Обеспечивают хорошую вентиляцию. На тканях не образуется зарядов статического электричества. Хорошо отражают солнечные лучи, задерживают ультрафиолет. Хорошо отстираются и подвергаются влажно-тепловой обработке.


Ткани, которые были приобретены в магазине нашего города, российского производства город Москва, Трехгорская текстильная мануфактура. Ассортимент этих тканей отличается хорошим качеством и ничем не уступает по своим свойствам аналогичным импортным, которые в несколько раз дороже по цене.



2.Технология изготовления



2.1. Технологические карты

Таблица 4

Технологическая карта выполнения вышивки бути



п/п

Название операции

Фото

Материалы, инструменты, приспособления и оборудование

1.

Перевести рисунок вышивки на ткань

Копировальная бумага, карандаш ТМ, ткань для вышивки

2.

Сметать два слоя ткани из хлопка и льна по горизонтальным и вертикальным линиям

Ручная игла № 3, нитки швейные контрастного цвета, ножницы

3.

Выполнить вышивку рисунка швом вперед иголка длиной стежка 2 мм

Ручная игла № 3, нитки швейные контрастного цвета, ножницы

4.

Прострочить на швейной машине рисунок «вермишель» (диагональные полоски)

Универсальная машина, ручная игла № 3, нитки швейные контрастного цвета, ножницы

5.

Наполнить орнамент рисунка нитями для объемной вышивки

Ручная игла № 3, нитки швейные контрастного цвета, ножницы

6.

Выстирать готовую вышивку, удалить карандашные линии рисунка

Стиральный порошок с отбеливающим эффектом

7.

Выполнить влажно-тепловую обработку готовой вышивки

-----

Утюг и гладильная доска, ножницы

7.

Осноровить верхнюю деталь для декоративной наволочки

Ножницы, карандаш ТМ, линейка



Таблица 5

Технологическая карта пошива подушки и наволочки для подушки



п/п

Название операции

Фото

Материалы, инструменты, оборудование

1.

Раскроить детали наволочки (нижняя часть из двух деталей)

Ножницы, линейка, портновский мел, портновские булавки

2.

Вметать и втачать замок молнию между двух деталей нижней части наволочки

Ручная игла № 3, нитки швейные в цвет ткани, универсальная швейная машина, ножницы

3.

Сметать и стачать верхнюю и нижнюю детали наволочки. Надсечь углы и вывернуть на лицевую сторону

Ручная игла № 3, нитки швейные в цвет ткани, универсальная швейная машина, ножницы

4.

Выметать обтачной шов «на ребро», отстрочить с лицевой стороны шириной шва 0,5 см

Ручная игла № 3, нитки швейные в цвет ткани, универсальная швейная машина, утюг и гладильная доска, ножницы

5.

Раскроить детали подушки. Сметать и стачать детали подушки обтачным швом

Ручная игла № 3, нитки швейные в цвет ткани, универсальная швейная машина, ножницы

6.

Вывернуть наволочку для подушки на лицевую сторону, предварительно надсечь углы

Ножницы

7.

Наполнить подушку синтетическим наполнителем. Небольшое отверстие зашить потайными стежками

Наполнитель, ручная игла №3, швейные нитки в цвет ткани, ножницы, портновские булавки





3.Экономическая оценка проекта



3.1. Расчет себестоимости изделия

Расчёт необходим для того, чтобы узнать, было ли экономически выгодно выполнять эту работу. На выполнение моего проекта потребовались следующие затраты.





Таблица 6

Окончательные затраты на материалы



п/п

Название материала

Количество (расход)

Цена за ед. (руб.)

Стоимость

(руб.)

1.

Ткань льняная

(белого цвета)

0,50 м

200-00

100-00

2.

Ткань хлопчатобумажная (сатин белого цвета)

0,50 м

600-00

300-00

3.

Замок молния

1 шт.

25-00

25-00

4.

Наполнитель для подушки

0,5 кг

380-00

190-00

5.

Нитки для объемной вышивки бути

2 упаковки

70-00

140-00

6.

Швейные нитки

1 катушка

25-00

25-00


Итого



780-00



К амортизационным отчислениям относятся:

- расходы на амортизацию инструментов, которые составляют 10% от их стоимости. Полное списание инструментов производится через два года, поэтому амортизационные отчисления на инструменты, которые пользовала в работе (ножницы, линейка, мел, швейные иглы), равны нулю;

- расходы на амортизацию оборудования

Срок эксплуатации швейных машин 10 лет, что составляет 10• 300 = 3 000 дней.

Ориентировочная стоимость:

Универсальная швейная машина – 7 000-00

Утюг – 1 500-00

Итого: 8 500-00 руб.

А1 = 850,00 руб. – составляет 10% от общей стоимости используемого оборудования.

А 2 = 3 000 • 6 = 18 000 дней.

Амортизация оборудования за один день составит:

А2:А1 = 18 000 : 850 = 21,1 руб. в день

Стоимость 1 рабочего часа в день при шестичасовой рабочей неделе для детей 21,1: 6 = 3,5 руб. в день – амортизационные отчисления одного часа работы.

Было затрачено Т= 5 часов.

А 3 = 5 часов • 3,5 = 17 - 50 руб. расходы на амортизацию оборудования.







Таблица 7

Расчет полной себестоимости



Параметры

Стоимость

за ед., руб.

Количество

Общая стоимость, руб.

Стоимость затраченных материалов

-

-

780-00

2.

Расчёт расхода электроэнергии:

а) электроосвещение

б) работа на швейной машине и электроутюге



1-81

1-81



5 часов

5 часов



9-05

9-05

3.

Амортизационные отчисления:

- расходы на амортизацию инструментов;

- расходы на амортизацию оборудования (утюг, швейная машина);



0



3-50



0



5 часов



0



17-50

4.

Оплата труда работникам

Работу выполняла самостоятельно

5.

Оплата социального страхования

Работу выполняла самостоятельно

6.

Другие затраты

Плата за аренду помещения и коммунальные услуги равны нулю, так как работа велась в школьной мастерской


Итого



815-60



3.2. Маркетинговые исследования



Прошла по магазинам и проанализировала стоимость аналогичного изделия, чтобы определить экономическую эффективность выполненной проектной работы.



Таблица 8

Маркетинговые исследования



Наименование изделия

Описание изделия и его характеристики

Стоимость, руб.

Городской рынок.

Наволочка для декоративной подушки белого цвета с цветной вышивкой гладью. Размер наволочки 40*40 см. Используема ткань из волокон синтетического происхождения.

900-00

Магазин «Постельное белье».

Наволочка для декоративной подушки с отделкой вышивкой крестом. Размер наволочки 50*50 см. Ткани натурального происхождения.

1500-00

Магазин «Зара хом».

Наволочка с отделкой ручной вышивкой белого цвета. Размер наволочки 40*40 см. Используемая ткань из волокон натурального происхождения.

3000-00



Вывод. Если сравнивать стоимость аналогичных изделий, которые можно приобрести в рассматриваемых магазинах, можно сделать вывод, что себестоимость моего изделия невысокая. Качество продаваемых изделий (за исключением магазина «Зара хом») достаточно низкое. Учитывая все это, можно сделать вывод об экономической целесообразности выполненного проекта.

3.3. Реклама



Если вы приобретаете что-то у художника или у мастера – вы приобретаете не только вещь или картину. Вы приобретаете сотни ошибок и экспериментов. Дни, недели поиска, разочарований и моменты чистой радости. Вы приобретаете частицы души, сердца и мгновения чей- то жизни. И самое важное - вы приобретаете для художника время, чтобы он мог заниматься тем, чем вы увлечены.

Вы можете сделать много авторских, ни на что не похожих вещей. Для этого нужно просто прийти или позвонить нам! Удачи!

Наш адрес. Город Нефтеюганск, 7 микрорайон, дом 31. Телефон 8(999)8889899.

Каждого нашего посетителя мы с удовольствием проконсультируем онлайн или по телефону!











4. Экологическая оценка проекта



Выполнила свою работу с учетом экологических требований:

  1. Использовала в работе ткани из волокон натурального происхождения, которые не накапливают статическое электричество, имеют хорошие гигиенические свойства, а значит, не наносят ущерб здоровью.

  2. По окончании работы у меня остались маленькие кусочки ткани, но я могу их использовать в качестве отделки в другом швейном изделии, так как много шью, а значит, мое производство безотходное.

  3. Производство моего изделия было не серийным, выполнено в единичном экземпляре, поэтому большого ущерба окружающей среде я не нанесла.


5. Эргономическая оценка проекта


Разрабатывая современные текстильные изделия, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать. Это определяет и конструктивное решение, и выбор материала, и технику выполнения. Функциональный подход в проектировании - создание не вещи, а пользы, которую она должна принести.

Приятный на ощупь объемный узор вышивки изделия придает мне хорошее настроение, а эстетичный вид изысканной вышивки дает мне уверенность в себе, так как я, все-таки, смогла это выполнить.


6.Эстетическая оценка проекта



Попробую оценить изделия с точки зрения гармонии [2]. Рассмотрим основные параметры гармоничного объекта.

1. Органичность и целостность – в завершенной композиции выполненного изделия ничего нельзя изменить без того, чтобы не вызвать изменения целого без его разрушения.

2. Пластичность – то, как «вылеплена» форма, может оказать решающее влияние на облик предмета. Свойства натуральных тканей создают, на мой взгляд, очень мягкий и нежный вид готового изделия.

3. Цвет и цветосочетание - могут быть очень активными, нейтральными, могут настораживать или расслаблять. У цвета есть качества, которые нужно знать, чтобы анализировать свои ощущения и пользоваться цветом как средством создания гармонической предметной среды. Белый цвет, используемый в моем изделии, как раз создает такую внутреннюю гармонию цвета – нежность, чистота и изысканность.

Заключение



  1. Самоанализ проделанной работы



В начале работы над проектом ставила перед собой задачи, которые успешно реализовала:

  1. Найденная информация о способах выполнения техники бути, помогла в выполнении работы.

  2. Разработала окончательный эскизный вариант орнамента вышивки, учитывая значение символов.

  3. Подобрала материалы и ткани из натуральных волокон в белой гамме.

  4. Выполнила вышивку, учитывая все технологические требования и правила безопасной работы с ручными инструментами.

  5. Сшила изделия, соблюдая все технологические требования и правила безопасной работы на швейной машине.

Новизна работы:

Использовала в своей работе, неизвестную мне ранее технику бути. Работать в этой технике интересно и увлекательно. Новизна моей работы, в том, что попробовала показать еще одну грань техники бути – выполнила работу на льняной ткани, в отличии от оригинальной техники, которая выполняется только на тонкой батистовой и шелковой тканях.

Практическая значимость:

  1. Усовершенствовала умения и навыки в ручной вышивке.

  2. Закрепила навыки в выполнении ручных и машинных швов.

  3. Расширила свои знания о возможностях применения ручной вышивки.

Результат работы меня полностью устраивает (см. рис. 4).

Рис. 4. Готовая работа



Список используемой литературы



  1. Технология: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ В.Д. Симоненко-М.: Вентана-Графф, 2014 -240с.

  2. В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова Моделирование и художественное оформление одежды, учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство; Издательский центр «Академия; высшая школа. 2013 -184 с.

  3. Доминик Леру, Прованская вышивка бути: Основы и техники./Пер. с франц.-М.: «Контэнт», 2016.- 64с., цв.ил.

  4. Сайты в сети Интернет:

http://womanwiki.ru/w - история возникновения техники бути

http://www.krstrochka.ru/o-lne/2-ekologichnost-lna.html - виды ручной вышивки

http://www.nadevai.by/news/tsvetovye-sochetaniya.html - сочетание цвета











































Приложение I

Окончательный эскиз рисунка вышивки



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!