Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. Заика Л.Т.»
п. Красный Октябрь Варненского района
Челябинской области
Направление: общественно-научное
Творческий
Тема проекта:
Уральские промыслы
Разработчик:
Рогова Ирина, обучающаяся 7 класса
МОУ «СОШ им. Заика Л.Т.» п. Красный Октябрь
Варненского района Челябинской области
Наставник: Стасенюк Надежда Андреевна,
учитель географии
п. Красный Октябрь, 2018
Содержание.
Аннотация наставника …………………………………………………………………...……. 3
Введение ……………………………………………………………………………...………… 4
1. Теоретическая часть
1. 1 Исследование…………………….……………………………… ………………………. 5
1.2 Ювелирное производство ……………………………………………………………..… 5
1.3 Художественная ковка и гнутье металла ……………………………………….………... 5
1.4 Деревообрабатывающий промысел …………………………………….……………….... 5
Художественное литьё………………………………………………………..……………. 5
1.6 Производство фарфора……………………………………………………….…………….. 6
1.7 Ушата, бочки и прочие шайки……………………………………………………..………. 6
1.8 Уральские валенки ……………………………………….………………………..……….. 6
1.9 Златоустовская гравюра……………………………………………………………….…… 6
1.10 Гончарное дело………………………………………………..………………………. 6 – 7
1.11 Камнерезы…………………………………………………………………………………. 7
1.12 Кузнечное дело……………………………………………………………….………….… 7
2.Практическая часть
2.1. Создание макета фотоальбома………………………………………………………….… 8
3.Заключение ……………………………………………….……………………………........... 9
4.Литература ………………………………………………………………………..………… 10
5.Приложение ……………………………………………………………………….…… 11 – 15
2
Аннотация наставника
В своей работе «Уральские промыслы» автор собрал интересный и объемный материал по данной теме, называет их виды, иллюстрирует работу изображениями, на основании изученной литературы создает собственные интересные задания, посвященные уральским промыслам. Свои знания об удивительных уральских промыслах облачает в фотоальбом.
Тип проекта – творческий.
Продукт проекта – фотоальбом «Уральские промыслы».
Работа носит познавательный характер и будет полезна как подросткам, так и педагогам в качестве материала для реализации национальных, региональных и этнических особенностей по географии, краеведенью и других смежных дисциплин.
Данная работа способствует развитию навыков работы с литературой, сетью интернет, учит применять средства ИКТ для достижения поставленных целей, способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных действий, развивает коммуникативные и творческие способности ребенка.
3
Введение
Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Я хочу рассказать о многообразии уральских промыслов.
Актуальность темы
Народный промысел существовал всегда, но в наши дни многие люди потеряли интерес к нему. Я хочу рассказать об интересных промыслах Урала.
Цель проекта
Рассказать своим сверстникам о промыслах Урала.
Задача проекта
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Создать фотоальбом по теме «Промыслы Урала»
Методы исследования:
Изучение специальной литературы.
Обобщение и систематизация материала по данной теме.
4
1. Теоретическая часть
1.1 Исследование
Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. (1)
Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания. (2)
Среди народных художественных промыслов, традиционно бытовавших на Среднем Урале, до настоящего времени сохранились и развиваются:
1.2 Ювелирное производство (5)
Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зарождение его началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов. (Приложение 1)
1.3 Художественная ковка и гнутье металла (5)
Художественная ковка и гнутье металла развивалось на Урале по мере становления горнозаводской архитектуры (изготовление оград, колонн, ворот). (Приложение 2)
1.4 Деревообрабатывающие промыслы (5)
Деревообрабатывающие промыслы в богатом лесами Уральском крае были представлены изготовлением «стильной мебели» богато украшенной резьбой, плетеной мебелью и другими изделиями из лозы и ивы, мелкой декоративной пластикой. (Приложение 3)
1.5 Художественное литье (4)
Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века. (Приложение 4)
5
Производство фарфора (3)
Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора. (Приложение 5)
Ушата, бочки и прочие шайки (3)
Практически до XX столетия бондари, то есть мастера по изготовлению бочек, были в южноуральских деревнях и городах людьми почетными, но не слишком уж редко встречающимися. Нынче же ремесло загублено практически напрочь: во-первых, резко
упали объемы заготовки солений и домашних вин, во-вторых, бочки можно делать и в промышленных условиях… правда, результат будет не аутентичный.
Есть, однако, в Челябинской области мастера, взявшиеся возродить бочковое искусство. Например, энтузиасты-бизнесмены Затеев и Дьячков собрали воедино опыт бондарей, до какого только “смогли дотянуться”, и наладили целое предприятие. В ассортименте — бочки для засолки, шайки, ушата, запарники для веников.… С винными бочками все не так просто, для них годится только дуб, который надо везти с Кавказа. Такие изделия действительно будут “на вес золота”. (Приложение 6)
Уральские валенки (3)
Там, где -30 это обычное дело, без валенок просто никак. Ну не было до революции никаких альтернатив валяной обуви. Пимокаты (спецы по валенкам) трудились в Верхнеуральском, Кизильском, Нагайбакском районах. Одним из ведущих действующих производств считается цех в Агаповском районе. В месяц — 500-600 пар. Более ста лет хранят традиции и пимокаты Бродокалмака.
Нынче спрос упал, лица “на гражданке” щеголяют в ботинках и сапогах, а военнослужащие — в специальной обувке (в берцах). Но валенки возвращаются в моду, тем более выглядят они теперь ну очень эстетично, расшиты орнаментами и цветов разнообразных. (Приложение 7)
Златоустовская гравюра (3)
В трех словах об этом культурном явлении рассказать сложно. Гравировкой изначально украшали исключительно холодное оружие… не только сувенирное, в общем, а и вполне себе убивающее. С 1829 года Златоустовская оружейная фабрика — постоянный гость промышленных выставок, в том числе всемирных. А вот к концу XIX века дело пошло на спад: с помощью промышленной штамповки можно было украсить тысячу клинков за то время, пока мастер вручную работает над одним-единственным.
К счастью, советская власть вовремя прозрела, что граверное искусство еле дышит и его можно потерять навсегда. Сейчас искусствоведы выражают мнение, что пациент скорее жив, чем мертв, тем более капитализм открыл новую нишу рынка: “очень дорогие подарки для очень дорогих людей (читай: олигархов)”, в которой гравюра чувствует себя уютно. (Приложение 8)
Гончарное дело (3)
Чуть ли не во всех крупных городах и во многих селах существовало гончарное производство. В Челябинске известна мастерская гончарных изделий Ложкина на Западном бульваре (ныне Свердловский проспект); также стояли кустарные горшечные сараи (близ Красных казарм).
6
Глина у нас в регионе хорошая. Например, сырье, добываемое у озера Мисяш, отправляли аж в Санкт-Петербург, на Императорские заводы. До середины XX века гончары работали в Чебаркуле, Верхнеуральске, Троицке. (Приложение 9)
Камнерезы (3)
С такими богатейшими залежами драгоценных и полудрагоценных минералов — а
добывали у нас качественный мрамор, аметисты, топазы, опалы, яшму, малахит, гранат,
всего и не перечислить — Челябинская область стала одним из мировых центров
промысла камнерезов. Разведали россыпи еще в екатерининские времена. Собственно,
“накрыло” камнерезным бумом весь Урал — Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Магнитогорск… Мраморным декором для храмов сейчас плотно занимается предприятие в селе Коелга. А ювелирными изделиями с камнями — огромное количество “частников” и цехов сувенирной продукции. (Приложение 10)
Камнерезное искусство Урала: история с продолжением
Камнерезное искусство в России получило особенно интенсивное развитие в XVIII–XIX веках.
Как все начиналось
К 1726 году здесь уже работали камнерезы-самоучки, в помощь которым приглашали европейских специалистов. Уральцы довольно быстро совершенствовались в своем мастерстве. По-настоящему поворотным стал 1751 год, когда профессионалы нескольких мастерских перешли на Екатеринбургскую гранильную фабрику.
Все последующее столетие камнерезное направление в искусстве неуклонно развивалось: разрабатывались мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. На Урале выросло не одно поколение блестящих мастеров, заказы которым поступали из столиц: к концу XIX века в Екатеринбурге насчитывалось более сотни умельцев.
Достижения нового времени
К началу XXI века мастера получили выход на свободный рынок минералов и активно осваивают передовые технологии обработки камня, сохраняя лучшие традиции этого благородного мастерства. Можно утверждать, что на Урале сложилась собственная манера: в работах — все меньше условности и стилизации. Теперь мастерам важно запечатлеть в камне не только ситуацию с участием нескольких персонажей, но передать характер каждого через мимику и позу, проработать эмоцию.
Эта кропотливая работа состоит из множества этапов: создания модели, подбора камней, обработки и раскрытия свойств каждого камня, составления мозаики и других. Мастера идут по пути усложнения формы и содержания: на смену статичным образам приходят сюжетные композиции, а масштаб произведений увеличивается. При этом меньше используются элементы из ювелирных камней или эмалей, и эта «каменная чистота» также стала своеобразным знаком отличия уральской манеры.
Кузнечное дело (3)
Казалось бы, современным кузнецам фронта работ совсем уж не осталось: лошадей все меньше, скобяные изделия и метизы проще купить в магазине, чем ковать. Но тем не менее труженики молота и наковальни не сдают позиции, объединяются в творческие кластеры и даже проводят собственные фестивали. (Приложение 11)
7
2.Практическая часть.
Основные приёмы работы в программе Microsoft Office Word
2.1 Создание макета фотоальбома
Зайдите в Пуск – Все программы – Microsoft Office и выберите из списка Microsoft Office Word.
Для добавления рисунка нажмите на кнопку «Вставка» вверху (закладка «Вставка. Рисунок»).
Чтобы поменять расположение элементов, нажмите на кнопку «Работа с рисунком» вверху и выберите подходящий вариант из списка.
Сохраните работу через «Файл» (круглую кнопку в левом углу) – «Сохранить как…».
2 Вставка текста и картинок
Вставить текст или картинку можно двумя способами: «через копировать – вставить» или через нажатие на вкладку «Вставка» вверху программы. Для добавления изображений используйте кнопки «Рисунок»
8
Заключение
Изучив литературу, я познакомилась с промыслами Урала: ювелирное производство, художественная ковка и гнутье металла, деревообрабатывающий промысел, художественное литьё, производство фарфора, ушата, бочки и прочие шайки, уральские валенки, Златоустовская гравюра, гончарное дело, камнерезы, кузнечное дело.
Работа по изучению уральских промыслов проводилась в течение 3 четверти. В ходе изучения я узнала много новой и полезной информации, которая расширила мой кругозор, и мне захотелось освоить один из уральских промыслов.
Данная работа была представлена на занятии кружка «Школа юного географа - следопыта» была встречена с интересом и получила высокую оценку учащихся.
9
Литература:
Шкребня Г.С., Краеведение, Челябинская область, 7 класс, учебник для основной школы , 2009
Кузнецов В., Краеведение, Челябинская область, 9 класс, Учебник
Интернет ресурсы:
https://hornews.com/top/craft74/
https://ekb.tour52.ru/online/vidy-otdyha/narodnye_promysly_sverdlovskoy_oblasti.html
http://turizmnt.ru/folk_crafts/
10
Приложение
Приложение 1. Ювелирное производство
Приложение 2. Художественная ковка и гнутьё метала
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/28/s_5b34a6fa35470/s923977_0_4.jpeg)
Приложение 3. Деревообрабатывающие промыслы
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/28/s_5b34a6fa35470/s923977_0_5.jpeg)
11
Приложение 4. Художественное литье
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/28/s_5b34a6fa35470/s923977_0_6.jpeg)
Приложение 5. Производство фарфора
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/28/s_5b34a6fa35470/s923977_0_7.jpeg)
Приложение 6. Ушата, бочки и прочие шайки
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/28/s_5b34a6fa35470/s923977_0_8.jpeg)
12
Приложение 7. Уральские валенки
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/28/s_5b34a6fa35470/s923977_0_9.jpeg)
Приложение 8. Златоустовская гравюра
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/28/s_5b34a6fa35470/s923977_0_10.jpeg)
Приложение 9. Гончарное дело
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/28/s_5b34a6fa35470/s923977_0_11.jpeg)
13
Приложение 10. Камнерезы
Приложение 11. Кузнечное дело
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/28/s_5b34a6fa35470/s923977_0_20.jpeg)
15