СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа «Успешная социализация младшего школьника» в рамках конкурса педагогического мастерства «Радуга проектов» в номинации «Территория доверия»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект рааматривает особенности социально - педагогической деятельности учителя начальных классов в новых условиях развития современного общества

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа «Успешная социализация младшего школьника» в рамках конкурса педагогического мастерства «Радуга проектов» в номинации «Территория доверия»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 им. Ю. А. Гагарина»










Проектная работа

«Успешная социализация младшего школьника»

в рамках конкурса педагогического мастерства

«Радуга проектов»

в номинации «Территория доверия»











Выполнил Иванова Евгения Васильевна,

учитель начальных классов

















2018 г.

Содержание

Паспорт проекта………………………………………………………….….…...3

Введение…………………………………………………………..………….…...4

Глава I. Теоретические основы социализации младших школьников……….7

Глава II. Эмпирическое исследование межличностных и межгрупповых отношений ………………..……………………………………………………...10

Глава III. Мероприятия, направленные на успешную социализацию младших школьников………………………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………….…31

Список использованной литературы…………………………………………...33

Приложения……………………………………………………………………...35

































Паспорт проекта

Наименования проекта

Успешная социализация младшего школьника

Исполнитель

Иванова Евгения Васильевна, учитель начальных классов

Цель

Разработать комплекс мероприятий по успешной социализации обучающихся

Задачи

  • изучить особенности успешной социализации младшего школьника;

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проектной работе;

  • провести сравнительный анализ межличностных и межгрупповых отношений с помощью социометрического метода в начале работы и по ее окончанию

Предметная область

Педагогика

Смежные предметные области

Социальная педагогика

Тип проекта

Социально – исследовательский

Тип предмета по предметно – содержательной характеристике

Надпредметный

Краткая аннотация предмета

Проект рассматривает особенности социально – педагогической деятельности учителя начальных классов в новых условиях развития современного общества, работа направлена на успешную социализацию младшего школьника

Сроки реализации проекта

2015 - 2019

Ожидаемые результаты (продукт)

Комплекс мероприятий по успешной социализации обучающихся

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Появление в 90 – х годах социальной педагогики говорит о том, что просто воспитательной работой учительская практика далее не могла ограничиваться. Нарастание социальных проблем в обществе привело к вычленению науки «социальная педагогика» [1:111].Технологический процесс исследовали и разрабатывали известные зарубежные и отечественные ученые, в частности Василькова Т.А, Василькова Ю.В., Галагузова М.А., Капская А.Ю., Мардахаев Л.В., Овчарова Р.В., Шакурова М.В., ШептенкоП.А.

Процессы, которые происходили в последние четверть века в обществе, определенно негативно повлияли и на семью, и на школу. Поэтому в начальную школу вводятся технологии социально- педагогической деятельности, взамен традиционных проверенных форм воспитательной работы. Воспитание как совместное восхождение личности ребенка и личности взрослого предполагает норму развития человека, но форс – мажорные обстоятельства социальной жизни обусловливают и иные педагогические технологии или как минимум переосмысливание уже имеющихся [10:126]. Учитель начальных классов первым принимает на себя удар тех социокультурных факторов, с которыми не сталкивался его коллега 20-30 лет назад. Помимо изменений идеологических, политических, экономических, которые влияют на ребенка младшего школьного и подросткового возраста опосредованно – через мир взрослых (родителей, учителей), особую тревогу у специалистов вызывает фактор новой информационной среды, как выяснилось, чрезвычайно агрессивной и разрушающей мир детства и даже мир смыслов. Дети, окруженные мониторами с раннего возраста, развиваются совсем не так, как их сверстники прежде [25:22]. Существует разнообразная и пугающая статистика о развитии современных детей. Общий уровень социализации современных школьников существенно снизился.

Дефицит движения и общения у детей, окруженных мониторами, приводит к другой особенности современных детей - отставанию в развитии речи: они мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Отставание внешней разговорной речи отражает и означает отставание внутренней речи. Еще один признак отставания в развитии детей – резкое снижение проявлений воображения, фантазии и их творческой активности. Изменились и поведенческие реакции и поведенческая активность детей. Оставшись без указания взрослых и без планшета, современные школьники не знают, что делать, чем себя занять. Наблюдается снижение коммуникативной активности детей. При отсутствии контроля и руководства взрослых школьники возвращаются к импульсивной активности [4:160].

Со всеми этими проблемами мы столкнулись при работе с младшими школьниками. Дети не умеют строить отношения в детском коллективе, агрессивны и жестоки к одноклассникам. Некоторые индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Выявлена проблема в социуме, в мире социализации детей.

Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе, в целях их изменения, улучшения и совершенствования, можно применить социометрическое исследование, разработанное Дж. Морено.

Все вышеуказанное позволило определить тему исследования «Успешная социализация младшего школьника».

Цель проектной работы: разработать комплекс мероприятий по успешной социализации обучающихся.

Объектом является процесс социализации младшего школьника.

Предмет работы – особенности социализации младшего школьника.

Цель проектной работы позволяет сформулировать конкретные задачи:

  • изучить особенности успешной социализации младшего школьника;

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проектной работе;

  • провести сравнительный анализ межличностных и межгрупповых отношений с помощью социометрического метода в начале работы и по ее окончанию.

Гипотеза исследования: социализация младшего школьника происходит более эффективно, если созданы условия, позволяющие активировать образовательную деятельность со всеми субъектами данного процесса, стимулировать воспитание и творческое развитие обучающихся.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение социально – педагогической, психолого – педагогической литературы, наблюдение, социометрическое исследование, обобщение. Опытно – экспериментальной базой исследования стало МБОУ «Средняя школа №1».

Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы проектной работы можно использовать в образовательном процессе, внеклассной работе, на отдельных уроках, а также в отдельных педагогических ситуациях.





































ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



1.1 Проблема социализации личности в научной литературе



Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом. Это понятие имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии, социологии, педагогике, философии. Процесс социализации раскрывается в работах Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, и др. Большое внимание педагогическому аспекту социализации личности уделяют педагоги: А.А. Бодалев, А.В. Мудрик и др. [2,9].

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидам определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

В Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе, разработанной педагогами А.А. Бодалевым, А.В. Мудрик дается определение социализации, которое, по нашему мнению, в большей степени отражает его сущность: «Социализация – процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт» [6:26].

В социализации индивида выделяется 2 фазы:

- социальная адаптация – означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности;

- интериоризация (интеграция) – процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Характер адаптации и интериоризации обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

Эти формы теснейшим образом переплетаются друг с другом, одна не может существовать без другой, разграничение допускается лишь для более глубокого понимания процесса и результата, форм проявления социализации личности.

Рассматривая социализацию личности и ее формы как внутриличностный процесс, следует подчеркнуть, что она осуществляется в социальных процессах взаимодействия таких типов, как «индивид – индивид», «индивид – группа», «индивид – общество»

Поэтому социализирующийся индивид для своего удобства сначала, скажем так, «примеривается» к источнику воздействия. Социализация включает в себя множество адаптивных, дезадаптивных, смешанных – комплексных действий и процессов, механизмов, благодаря чему личность оказывается адаптированной в одной группе и дезадаптированной в другой.

Таким образом, социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Личность вынуждена усваивать социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в систему существующих социальных связей.

1.2 Социализация младших школьников

Социальная жизнь детей проходит ряд изменений на разных этапах развития.

Ситуация социального развития определяет личностное развитие индивида, которое проходит состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз. Все эти линии развития взаимосвязаны, взаимообусловлены. Особенности социализации ребенка с раннего возраста в зависимости от региональных условий, традиций и обычаев обосновываются в последние десятилетия в работах Г.Н. Волкова, Н.Д. Никандрова, E.H. Шиянова, P.M. Гранкиной и др.

В современной науке рассматривается роль семьи в успешной социализации в качестве совокупности всех социальных процессов, с помощью которых индивидом усваивается и воспроизводится определенная система знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать как полноправному члену общества [4:6].

В качестве показателей успешной социализации в младшем школьном возрасте выступают такие качества, как исполнительность, самостоятельность, инициативность, ответственность, которая признается важнейшим критерием перехода социальной реактивности в социально активное поведение в младшем школьном возрасте. В этом возрасте появляется возможность само регуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил поведения. Младшие школьники пытаются сдерживать свои желания, которые не совпадают с требованиями, предъявляемыми взрослыми, подчиняют свои действия установленным социальным нормам поведения (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев).

Когда дети поступают в начальную школу, у них появляется новый статус. Младший школьный возраст характеризуется переходом к новой социальной роли [27:120].

У младших школьников при поступлении в школу изменяются взаимоотношения с окружающими, причем довольно существенные. В данном возрасте меняется ведущая деятельность ребенка, а значит происходит изменения и в темах общения, в которые  теперь не входят темы, связанные с игрой.

В школе дети находятся под влиянием двух групп агентов социализации: учителя и сверстников.

Для детей младшего школьного возраста взрослый человек является авторитетом, и дети почти безоговорочно принимают его оценки. Даже в том случае, когда ребенок характеризует себя как личность, происходит в основном повторение того, что говорит о нем взрослый. От этого напрямую зависит самооценка. Постепенно дети начинают оценивать не только результат своих действий, но и процесс.

Процесс социализации включает в себя обучение, в ходе которого младший школьник учиться взаимодействовать с другими людьми (учениками и учителями) [24:7].

Детские социальные взаимодействия со сверстниками способствуют их когнитивному развитию.

Ведущей деятельность в младшем школьном возрасте является учебная. Отношение детей к обучению в первую очередь характеризуется поиском знаний.

В младшем школьном возрасте происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка.

Классный коллектив выступает первым институтом социализации, который позволяет детям развивать новые привязанности и чувства, выходящие за рамки семьи и имеющие более широкий социальный спектр.



Глава II. Эмпирическое исследование межличностных и межгрупповых отношений.

2.1. Организация исследования.

Одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений является социометрия [20:110]. Социально-психологический тест, разработанный Дж. Морено, применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач: 

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); 

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. 

В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («Если бы у тебя была возможность пригласить кого - либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил (а) бы?») и негативные («А кого пригласил (а) бы на день рождения в последнюю очередь?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев. 

Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы – социоматрицы. Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу (см. Приложение 1). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях по горизонтали знаком + обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый, знаком - — тех, у кого отрицательный выбор. Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице. После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы. После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе. Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов. Предпочитаемые члены группы – набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера. Пренебрегаемые члены группы – набравшие минимальное количество баллов (1-2). Изолированные – получившие только отрицательные выборы. По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе. 

2.2. Результаты исследования на констатирующем этапе.

по данным диагностического исследования от 28 ноября 2015 года.

Цель исследования:

изучение структуры эмоциональных межличностных предпочтений в группе.

В диагностическом исследовании участвовали 19 учащихся.

По результатам исследования в групповой статусной иерархии выделяются категории:

  1. Лидеры или «звезды» (5 – 6 выборов) – 2 учащихся (10% - 3,12).

  2. Предпочитаемые (3 – 4 выбора) – 2 учащихся (10 % - 7,18).

  3. Непопулярные – 9 учащихся (45%).

  4. Пренебрегаемые:

а) изолированные (0 выборов) – 1 учащийся (5% - 10);

б) отверженные – 6 учащихся (отрицательные выборы) (30%).

20% учащихся (4 человек) - это лидеры группы и предпочитаемые. Большое количество школьников с непопулярными статусами (80%) является показателем низкого уровня психологического развития группы.

Мы построили графики, которые наглядно показывают социометрическую картину исследования (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Результаты исследования на констатирующем этапе.

Причины отверженности 7 учащихся разнятся по этиологии и нуждаются в дополнительном исследовании (наблюдении). Возможной причиной статусной неблагополучности 9 и 13 являются личностные особенности, стиль общения этих детей. Эмоциональный статус 19 находится в стадии формирования и является допустимым т.к. девочка пришла в класс в этом году.

Вывод:

Итак, на основании проведенного социометрического исследования межличностных отношений внутри коллектива детей 1-го «Г» класса, можно сделать вывод, что уровень сформированности межличностных отношений в классе недостаточен, так как многие ученики занимают позицию «изолируемые», «отвергаемые», которая не популярна. Низкий уровень сформированности межличностных отношений в классе свидетельствует о неудовлетворенной потребности учащихся в общении, отсутствии взаимности у большей части класса.

Рекомендации для учителя:

  • Попытаться выяснить причину непринятия «отвернутых» в классе, помочь им адаптироваться в коллективе. Например, помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости.)

  • Вовлечь «изолированного» ученика в интересную деятельность.

  • У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.

  • Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.

  • Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.

  • Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.

  • Провести контрольное исследование.

Социометическое исследование 1 «Г» класса показало низкие результаты социальной адаптации. Нами были запланированы мероприятия, направленные на успешную социализацию младшего школьника. В апреле 2018 года нами запланировано повторное социометрическое исследование.

2.3. Результаты исследования на контрольном этапе

по данным диагностического исследования от 10 апреля 2018 года.

В диагностическом исследовании участвовали 19 учащихся.

По результатам исследования в классе выявлено:

  1. Лидеры или «звезды» (5 – 6 выборов) – 4 учащихся (30%).

  2. Предпочитаемые (3 – 4 выбора) – 8 учащихся (40 %).

  3. Непопулярные – 5 учащихся (25%).

  4. Пренебрегаемые:

а) изолированные (0 выборов) – 0 учащихся (0%);

б) отверженные – 1 учащихся (отрицательные выборы) (5%).

70% учащихся (12 человек) - это лидеры группы и предпочитаемые. Большое количество школьников с популярными статусами (70%) является показателем высокого уровня психологического развития группы

(см. Рисунок 2).

Причины отверженности 1(13) учащегося является личностные особенности, стиль общения этого ребенка.

Рисунок 2. Результаты исследования на контрольном этапе.

Сравнивая результаты первого и второго социометрического исследования, мы можем увидеть, что после целенаправленной работы по социальной адаптации, увеличилось количество детей в микрогруппах, ни одного школьника не осталось вне коллектива, лидеры сменные, что свидетельствует об изменении статусного положения ребят. Увеличилось количество взаимных выборов (см. Рисунок 3).


Рис. 3. Сравнительный анализ результатов исследования.


По результатам социометрического исследования выяснилось, что учащиеся более комфортно стали чувствовать себя среди сверстников, малая доля приходится на пренебрегаемых (5%) и изолированных (0%). Большинство детей стало иметь более или менее благоприятный статус.

В классе установился благоприятный климат, конфликты стали редкими, повысилась успеваемость.






Глава III. Мероприятия, направленные на успешную

социализацию младших школьников.

Наличие благоприятного климата в классном коллективе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. Одним из таких средств является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности и этапов учебных занятий. Так, например, на уроках литературного чтения и русского языка учитель может использовать фрагменты классических произведений.

К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства [19:12].

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:

Установление личных контактов: Эти контакты должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика, проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.

Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы оценочной доминантой педагога, во время совместной работы с детьми становится поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников.

Формы обращения учителя к ученикам

1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.

2) Личностно-доверительное обращение: «Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно»; «Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу»и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.

3) Эмоционально-личностное обращение: «У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга» или «Я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду». Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.

Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.

Данная позиция во взаимодействии с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. При таком стиле взаимоотношений ученик верит, что учитель готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Учитель постоянно проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, он видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями и сложностями семейной обстановки, поступками, взаимоотношениями со сверстниками и учителями.

Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы. Таким образом, удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.

Применение аудиовизуального художественного ряда, создаваемого использованием музыкальных фрагментов и демонстрацией слайдов. Это благоприятно влияет на самочувствие детей, раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это время комфорт снимает тревожность, рождает уверенность и высвечивает личностные достоинства.

Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

Большое значение для создания и поддержания психологического комфорта имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется и передается (воспроизводится) в рамках школы или одного класса. Через традицию педагог опосредованно влияет на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий

Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети?

Технология “Словарь принца” (социальная психология)

Замечание необходимо строить следующим образом:

1. Необзывательное, неосуждающее описывание того, что неприемлемо для педагога, говорится о том, что является результатом поведения ученика, только описание фактов и ничего более.

Пример:

- Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…

- Когда вы рисуете на парте…

- Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе…

- Когда меня перебивают во время объяснения…

Но, здесь не должно быть описания личного отношения к фактам, таких как:

- Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на партах…

- Когда вы скачете по классу, как дикие звери…

2. Описывается эффект, который является результатом неприемлемого поведения школьника, ребенок должен понять, прочувствовать. Что его действия создают проблему для учителя.

Важно, здесь то, что большей части детей необходимо удовлетворить потребность в признании и принятии, и учитель, как значимый взрослый играет здесь важную роль. Именно потребность в признании и принятии мотивируют школьников на изменение поведения.

Пример:

- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект)…

- Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (2 часть, значимый эффект)…

3. Сообщение ученику о тех эмоциях и чувствах, которые испытывает учитель в результате того эффекта.

Пример:

- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться (3 часть, чувства).

- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть, безоценочное описание ситуации), я могу столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).

Это важная последовательность, но не следует относится к ней, как к святыне. Возможно, и опускание какой-либо части трехчастного замечания. Общее правило здесь таково: желательно сообщить о неприемлемой ситуации и чувствах.

Когда учитель начинает применять данные замечания, школьник с удивлением открывает для себя, что учитель – не говорящая машина с разговорами, а настоящий человек, потому что он показывает свои чувства, сперва самому себе, а потом окружающим.

Чтобы научится пользоваться данной технологией, нужна тренировка. Попробуйте представлять ситуации на уроке или перемене, выводящую вас из равновесия и построить замечание по данной схеме.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Ниже представлены рекомендации по созданию психологического комфорта К. Роджерса и Д.Карнеги [23:19].

Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Технология, приемы общения (Д. Карнеги):

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Учебный день начинается не только со звонка на урок. Учебный день начинается, когда дети пришли в школу и здороваются с учителем. Именно в этот момент нужно улыбнуться каждому, назвать его по имени, возможно спросить о чем-то или сделать комплимент (девочкам нравится, когда говорят об их внешнем виде, мальчиком, если похвалят его рыцарское поведение).

Когда звенит звонок на урок, многие дети еще не готовы или слишком возбуждены. Моё поведение: ровно встаю около своего стола и молчу. Конечно, можно было бы начать кричать что-то вроде «быстро все успокоились..», но я этого не делаю. Примерно через минуту дети, глядя друг на друга, сами успокоятся, и тогда я их похвалю «молодцы, вот теперь все готовы к уроку.» То есть психологический климат учитель может испортить одной фразой, а может наоборот создать просто своим спокойным поведением, внешним видом.

Конечно, на уроке часто возникает необходимость сделать замечание ученику по поводу поведения. И это также я делаю молча. То есть просто смотрю на этого ученика .Как правило, через несколько секунд он чувствует взгляд и сам посмотрит на учителя. Тогда я могу укоризненно покачать головой или поднести палец к губам, показывая, что нужно замолчать. Как правило, это помогает. Хотя ситуации бывают разные, и иногда надо вмешаться сразу, особенно если неадекватное поведение угрожает другим ребятам.

Мои ученики очень любят физминутки, особенно в стихах. Они делают эти физминутки даже на переменах, как зарядку. Одна из наших любимых физминуток «Два цветочка».

Конечно, этот незамысловатый стишок и движения больше подходят детям дошкольного возраста, но, показав его в первом классе, дети просят проведения даже в третьем.

Два цветочка, два цветочка,

Ёжики, ёжики.

Наковали, наковали

Ножницы, ножницы.

Побежали, побежали

Зайчики, зайчики

Ну-ка вместе, Ну-ка дружно

Девочки, Мальчики.

Я задумалась, а чем же привлекает эта физминутка детей, и поняла -вот она, релаксация! Тут можно и поиграть, и покривляться(в пределах разумного), и даже покричать, чтобы получилось дружно. То есть дети за одну минуту получают целый заряд бодрости, отвлекаясь от трудного урока.

И еще один очень важный критерий хорошего психологического настроя- похвала. Она нужна всем, вспомните себя. Вас похвалили- и у вас крылья выросли за спиной. Вам хочется работать, вы не чувствуете усталость, а когда ее замечаете, испытываете радость за эту усталость как показатель, что вы хорошо потрудились, хорошо провели этот день.

А теперь представьте иное. Что бы вы не делали, вас ругают. Это не то, это не так, все срочно переделать. И так изо дня в день.Что вы будете чувствовать? Захочется ли ходить на работу? А ведь мы взрослые люди с устойчивой, сформировавшейся психикой.

А какого это чувствовать маленькому человеку, если его только ругают, и в школе, и дома?

Поэтому учитель начальных классов всегда должен найти повод, за что можно похвалить ребенка. Даже если хвалить особо не за что, заметить хоть малейший успех ребенка. И тогда…за спиной появятся крылья.

Данные приемы и методы можно применять и на уроке, и на внеурочных занятиях. Причем именно на внеурочных занятиях у учителя появляется время просто поговорить с учениками, хотя и на определенную тему. Появляется некая доверительная атмосфера, помогающая лучше узнать друг друга и понять мотивы поведения детей.

Создание в классе атмосферы доброты и доверия.

Для создания в классе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки школа должна развивать положительные эмоции учащихся, а также управлять отрицательными эмоциями. В развитии эмоциональной сферы классный руководитель должен научить учащихся умениям вызывать у себя одни эмоции и избавляться от других. Какие умения необходимо научить учащихся вызывать в себе? В первую очередь, это умение прощать. Прощать своим друзьям и недругам, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать. Еще одно очень важное умение, над которым необходимо работать с классом, это умение управлять страхом. Одно из главных проявлений страха – это страх потерпеть неудачу. Получить двойку, оскорбительное замечание, стойкий ярлык, о которого трудно избавиться в течение многих школьных лет и т.д. Кроме обучения умениям управлять своими эмоциями, учащиеся должны научиться с помощью классного руководителя создавать вокруг себя, в себе ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций [28:160].

Еще одним аспектом атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки в классе является создание условий для уважения чужого мнения учащимися. Воспитательные мероприятия должны формировать у учащихся культуру общения, развивать коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый человек, и ребенок в том числе, имеет право на ошибку. Однако значение воспитательной работы классного руководителя в этом вопросе состоит в том, чтобы научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в этих ошибках других людей и не формируя в нем комплекс вины.

Важный момент, на который надо обращать внимание в воспитательной работе, это воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам. Именно в начальной школе мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание каких-то элементарных вещей, неловкость в маневрах и поведении могут стать детонатором взрывоопасной ситуации. Классный руководитель должен сделать все возможное для того, чтобы гласный коллектив жил интересной, увлекательной и захватывающий жизнью, которая сплотит всех учащихся для большого дела, поможет им преодолеть трудности совместного общения.

В процессе кропотливой, системной работы по успешной социализации обучающихся, появился продукт:

Комплекс мероприятий по успешной социализации обучающихся



  1. Тематические классные часы по нравственной тематике:

  • О сострадании и жестокосердии;

  • Внимательность к окружающим;

  • Обязательность. Дал слово – держи;

  • Доброжелательность в общении;

  • Поступки твои и других;

  • Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам;

  1. Работа с родителями по успешной социализации обучающихся:

    • Роль семейных традиций в воспитании школьника;

    • Поощрение и наказание в семье;

    • Как научить ребенка говорить правду;

    • Особенности интеллектуального и личностного развития детей;

    • Что мой ребенок хочет сказать своим поведением;

  1. Игровые проекты, направленные на успешную социализацию младшего школьника:

  • Мы составляем наш автопортрет;

  • Я - первый, а кто со мной?;

  • Маскарад вредных привычек;

  • Чем будем заниматься?;

  • Летопись класса;

  1. Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;

  • Совесть – нравственное мерило человека;

  • Красота души человека;

  • Мир, с которым я дружу;

  • Законы уважения;

  1. Занятие в клубе «Азбука нравственности»;

  • Гармония жизни в нравственности;

  • Добрый поступок;

  • Духовные традиции разных народов;

  • Светлые мысли, хорошие слова и добрые поступки;

  1. Праздники, сюрпризы, конкурсы;

  2. Экскурсии, поездки.


Игровые проекты, направленные на успешную социализацию младшего школьника

Начинать такую работу необходимо с первого класса, создавая при этом в первую очередь положительный психологический климат, в котором бы мог развиваться и расти любой ученик.

На первое место в организации жизнедеятельности классного коллектива мы ставим задачу знакомства, объединяя учеников в одно целое, формируя чувство коллектива, объединяя учеников в одно целое, формируя чувство коллектива, дружбы, взаимной поддержки, и называем свой игровой творческий проект «Мы составляем наш автопортрет» [1:135].

Цель: познакомить ребят друг с другом, наладить контакт и установить благоприятный психологический климат для дальнейшей успешной работы и сотрудничества.

Организационные особенности: оформление класса должно быть ярким, праздничным, интересным. Могут быть использованы шары, гирлянды, цветы, рисунки самих учеников. Учитель также не будет отделять себя от коллектива учащихся, и его данные могут войти в составляемый портрет класса. Можно сохранить этот коллективный портрет до тех времен, когда учащиеся будут оканчивать начальную школу, а на выпуске будет создаваться новый портрет класса для сравнения с предыдущим.

Примерный перечень вопросов для составления такого портрета: Какой рост нашего класса? Сколько нам лет, месяцев, недель и дней? Сколько у нас глаз и сколько из них карих, серых, голубых? Какие у нас есть домашние животные? Чем мы увлекаемся?

Можно провести фотосессию класса: «Мы слушаем внимательно учителя на уроке», «Мы играем на переменке» и др.

Данная импровизированная форма взаимодействия предполагает то, что в итоге рождается не только рисованный, цифровой, но и психологический портрет.

После того, как наметился положительный психологический климат класса, и произошло знакомство, учитель может предложить несколько интересных для детей дел и игровых проектов с намеченными целями и примерной подготовительной работой. Каждый учитель может сам придумать актуальные и интересные темы, наполнять жизнь класса разными играми и проектами краткосрочного и длительного характера, вовлекая всех без исключения учеников давая им поручения по силам, по желанию, по выбору и возможностям.

Затем можно осуществить игровой проект

«Я – первый. А кто со мной?» [1:135].

Цель: выявление лидеров в классе и определение организационной структуры коллектива.

Организационные особенности: учителю необходимо самому ответить, есть ли в классе «заводилы» и «генераторы идей».

На столе в классе стоит «копилка добрых дел», где можно найти разные полезные и интересные задания. Кто – то из учеников становится инициатором такого дела, зачитывает его, и тот, кто хочет присоединиться к его группе, объединяется с ним в одну команду. Добрые дела могут выполняться от одного до трех дней.

В завершение учитель проводит рефлексию вместе с ребятами, распределяет отличительные медальоны: «Самому инициативному», «Большому выдумщику», «Крутому заводиле», «Лучшему исполнителю» и т.д.

Следующая тема игрового проекта

«Маскарад вредных привычек»

Цель: антиреклама вредных привычек и возможность всем ученикам задуматься о том, что они делают в жизни не так, как советуют взрослые, почему так получается.

Организационные особенности: каждый из учащихся «обнаруживает» у себя вредную привычку и, прячась за импровизированную маску (они заранее изготовлены учителем), рассказывает о ней. Учитель вместе со своими воспитанниками должен создать такие плакаты, глядя на которые все ученики поняли бы, что такое хорошо и что такое плохо. Это могут быть карточки с рисунками, на которых в карикатурной форме изображены сладкоежки, лежебоки и т.д.

Те, у кого не нашлось вредной привычки, могут из заготовленных карточек со стихами Б. Остера «Вредные советы» выбрать одну или две и по возможности прокомментировать их. Эти шуточные стихи позволят всем задуматься о том, правильно ли они поступают в определенных ситуациях.

Полезной и интересной будет тема игрового проекта

«Чем будем заниматься»

Цель: планирование вместе с учениками перечня интересных дел на следующую неделю, месяц, полугодие.

Организационные особенности: учитель заранее продумывает, дела какого направления стоит предпочесть другим в связи с особенностями детей, кому из ребят «срочно» необходим успех, кто горит желанием браться за любое дело. Иногда учитель в личной беседе направляет, учитывая его интересы, предлагает то или иное дело, занятие, конкурс и т.д.

Для окончательного составления перспективного плана нужно оформить и поместить на классном стенде описание предстоящих дел, чтобы каждый мог обратиться к нему и предложить свои идеи.

Масштабным по срокам проведения будет игровой проект

«Летопись класса»

Цель: подведение итогов за период обучения (это может быть учебная четверть, полугодие или год) с приглашением родителей, гостей, представителей других классов.

Организационные особенности: очень важно в этом проекте показать все достижения каждого ученика под рубрикой «Какими мы были и какими стали», познакомиться с увлечениями друг друга, помочь в выборе увлечений тем детям, кто еще не имеет своего хобби, с демонстрацией презентаций из уроков, вернисажей детских рисунков, мастерских, где создавались различные поделки.

Таким образом, в нашем опыте мы нашли интересный путь, который может пройти со своими воспитанниками каждый учитель и создать для них условия формирования умения работать дружно в коллективе, гордиться им и чувствовать себя защищенным и уверенным.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведенный анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы позволил рассмотреть основные подходы к понятию социализации, обозначить цели, задачи, факторы социализации младшего школьника, а также рассмотреть процесс социализации во взаимодействии с процессом воспитания и образования.

Мы рассмотрели особенности развития младшего школьника, когда ведущей деятельностью является учебная, наравне с которой выходит на первый план общение со сверстниками.

В работе также раскрыто понятие классный коллектив, который выступает первым институтом социализации, позволяет детям развивать новые привязанности и чувства, выходящие за рамки семьи и имеющие более широкий социальный спектр.

В работе было проведено социометрическое исследование межличностных отношений внутри коллектива детей 1-го «Г» класса. Можно сделать вывод, что уровень сформированности межличностных отношений в классе недостаточен, так как многие ученики занимают позицию «изолируемые», «отвергаемые», которая не популярна. Низкий уровень сформированности межличностных отношений в классе свидетельствует о неудовлетворенной потребности учащихся в общении, отсутствии взаимности у большей части класса.

По результатам контрольного исследования выяснилось, что учащиеся стали более комфортно чувствовать себя среди сверстников, малая доля приходится на пренебрегаемых (5%) и изолированных (0%). Большинство детей стало иметь более или менее благоприятный статус.

В классе установился благоприятный климат, конфликты стали редкими, повысилась успеваемость.

Проведенное исследование подтвердило предположение о том, что социализация младшего школьника происходит более эффективно, если созданы условия, позволяющие активизировать образовательную деятельность со всеми субъектами данного процесса, стимулировать воспитание и творческое развитие воспитанников.

На момент окончания 3 класса в коллективе начинают складываться дружеские отношения. Формируются положительные межличностные отношения. Работу по воспитанию социально адаптированной, толерантной, коммуникабельной личности необходимо продолжить в следующем учебном году.

В процессе кропотливой, системной работы с обучающимися, появился продукт «Комплекс мероприятий по успешной социализации обучающихся», материалы которого можно использовать в образовательном процессе, внеклассной работе, на отдельных уроках, а также в отдельных педагогических ситуациях.



Таким образом, в нашем опыте мы нашли интересный путь, который может пройти со своими воспитанниками каждый учитель и создать для них условия формирования умения работать дружно в коллективе, гордиться им и чувствовать себя защищенным и уверенным.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы, Выпуск . 4.- Смоленск .: Изд – во СмолГУ, 2017.

  2. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. – 512 с.

  3. Андреенкова, В.П. Проблемы социализации личности / В.П. Андреенкова // Прикладная психология и психоанализ. – 2009. -№4.- С.19-21.

  4. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2008. – 160 с.

  5. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Академия, 2003. – 468 с.

  6. Боровкова, Т.И. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 134 с.

  7. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика. – М.: Генезис, 2009. – 470 с.

  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Н.Г. Степанова.– М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 128 с.

  9. Выготский, Л.С. Избранные произведения. – СПб.: Речь, 2002. – 640 с.

  10. Ермакова, Т.М. Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности российского общества. – М.: МГАПИ-МИПК, 2009. – 126с.

  11. Ильенко, Л.Л.Оценка и прогноз формирования нравственных качеств школьников /Л.Л. Ильенко // Директор школы. – 2011. – №4. – С. 36-39.

  12. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 2004. – 444 с.

  13. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Академия, 1997. – 180 с.

  14. Мудрик, А.В. Воспитание в контексте социализации. – М.: Академия, 2000. – 160 с.

  15. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005. – 200 с.

  16. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2003. – 480 с.

  17. Петровский, А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский //Вопросы психологии. – 2004. –№4. – С.15-30.

  18. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. – М.: Академия, 2009. – 370 с.

  19. Поливанова, Н.И. Образовательная среда урока в школах разных типов/ Н.И. Поливанова // Психологическая наука и образование. –2000. – №3. – C.12-18.

  20. Прихожан, A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / А.М. Прихожан // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. – М., 1988. – С-110-118.

  21. Реан, А.А., Психология и педагогика. / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.

  22. Рубцов, В.В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды: Психология проектирования. – СПб.: Речь, 2005. – 369 с.

  23. Савельев, Д.С. Педагогическая среда, педагогическое пространство как категории педагогической науки (анализ и определение терминов и понятий) / Д.С. Савельев // Школьный психолог. – 2008. – № 3.- С. 19-20.

  24. Савенков, А.Б. Образовательная среда / А.Б. Савенков // Школьный психолог. – 2009. – № 5.- С. 5-8.

  25. Смирнова, Е.О. Экраны мешают развитию детей./Комерсантъ. Наука2016 с. 22-27.

  26. Тихомандрицкая // Школьный психолог.– 2009. - № 13(61). – С. 10.

  27. Эльконин, Д.Б. Возрастные особенности младших подростков. – М.: Академия, 1998. – 280 с.

  28. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 160 с.



Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)

Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________


Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)

Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________


Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)

Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________


Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)

Фамилия, Имя__________________________________________Дата _______________Класс_______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________


21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!