СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная сущность педагогической профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметом педагогического проектирования является человек, его качества и способности, его взгляд на мир и способы бытия в нем. А результатом — человек, обретший культурный опыт, осмысливший себя, занявший позицию в отношении других людей. Находиться в плену иллюзии «я только учу их считать» опасно прежде всего для самого педагога, поскольку лишает его возможности здраво и ответственно смотреть на то, что он делает.

Просмотр содержимого документа
«Проектная сущность педагогической профессии»

Проектная сущность педагогической профессии


По своей сути деятельность педагога — это проектирование. Не трансляция знаний и чужого опыта, не свободное творчество без руля и ветрил, не естественный или лабораторный эксперимент над детьми и самим собой, а проектирование. Проектирование — то есть движение от ценностно окрашенного замысла к результату с учетом конкретных условий и возможностей.

Предметом педагогического проектирования является человек, его качества и способности, его взгляд на мир и способы бытия в нем. А результатом — человек, обретший культурный опыт, осмысливший себя, занявший позицию в отношении других людей. Находиться в плену иллюзии «я только учу их считать» опасно прежде всего для самого педагога, поскольку лишает его возможности здраво и ответственно смотреть на то, что он делает. И чего должен бы, но не делает. Признать принципиально проектный характер своей деятельности — очень важный этап на пути развития профессионализма педагога. Значимость его в том, что он помогает разрешить ряд противоречий, препятствующих профессиональному росту педагога.

Противоречие первое: ожидание четких инструкций. Иллюзия существования однозначных методических разъяснений о том, как организовать урок, как «давать» тот или иной материал, какие конкретные универсальные учебные действия на каком уроке и в каком классе развивать, ограничивает поиск и выработку собственного профессионального стиля и методов работы педагога. Желание взять готовую разработку и с ней отправиться на урок понятно, но принципиально неверно. Нет — не может быть — универсальной методики, которая подойдет одновременно для всех регионов России, для большого мегаполиса и небольшого поселка, для детей, говорящих на разных родных языках, для педагогов с разным опытом работы… Может быть только примерная образовательная программа, шаблон построения деятельностного урока, алгоритм универсального учебного действия, структура образовательной ситуации, и всё это нуждается в конкретизации и адаптации.

Противоречие второе: ожидание доказанной эффективности. Очень часто можно услышать: «А вы уверены, что это сработает? А где гарантии, что ваши инновации принесут положительный результат?» Самый честный и обоснованный ответ с позиции проектировщика звучит так: «Гарантий нет и быть не может. Есть мой профессионализм, научная проработанность методики работы. Был проделан серьезный анализ условий реализации методики. Я отвечаю за качество проекта. Но гарантий нет». Будущее, которое проектирует педагог, не гарантировано. Педагог всегда имеет дело с потенциальными возможностями — конкретного возраста, конкретной образовательной среды, конкретного ребёнка… Возможностями, которые не обязательно воплотятся в жизнь.

Как часто мы напоминаем себе и окружающим о том, что возможности наши ограничены? И вообще, что мы можем? Ответ содержится в решении третьего противоречия: паритета позиций педагога и учащегося. Результат как положительного, так и негативного проектирования — это деятельность и ответственность педагога, умноженная на деятельность и ответственность ученика. Ученик — соавтор каждого нашего педагогического проекта. В нашей профессии мы имеем дело с живым, развивающимся человеком, с его судьбой, его личными планами и собственным отношением к образованию. Мы проектируем условия для его развития, мы применяем для этого эффективные психолого-педагогические методы и технологии, но никакие педагогические технологии не обеспечивают результата, если они не приняты и не поддержаны изнутри. Своими педагогическими действиями мы, в принципе, в состоянии влиять на процесс развития человека: вмешиваться в темп развития, направленность, перспективы. Но для того, чтобы такое влияние дало реальные результаты, должны быть соблюдены три условия:

- наличие у педагога способности и готовности проектировать оптимальные педагогические условия;

- наличие у учащегося потенциальных возможностей (интеллектуальных, эмоциональных, социальных) для воплощения замысла педагога;

- наличие у учащегося собственной потребности и мотивов, воплощенных в желании обретать новые знания и способности, то есть развиваться в предложенном педагогом направлении.

Соблюдение названных условий порождает взаимное действие трёх сил — проектировочной умелости педагога, способности и готовности ученика. Создание будущего — это всегда совместная деятельность педагога и ученика. Быть педагогом сегодня — это принять главную особенность своей профессии — невозможность действовать по раз и навсегда заданному образцу. Научиться искусству проектирования и сделать проектный подход к построению своей деятельности привычной нормой. Учитывать свою несовершенность, которая никоим образом не избавляет нас от обязанности брать на себя ответственность за проектируемое будущее. И научиться получать профессиональное и личное удовольствие от такого образа жизни.


Источник: https://psy.su/feed/11693/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!