Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №4
Проектная технология на уроке английского языка
Английский язык
6 класс
2 9.02.23
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1. ГЛАВА I. Конструктор урока с использованием проектной технологий на предметном содержании курса «английский язык» в 6 классе общеобразовательной школы 5
1.1 Этапы урока 7
2. ГЛАВА II. Разработка критериев оценивания школьного проекта 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Приложение 1 «Варианты диалогов»
Приложение 2 «Бланк оценивания учебного проекта»
Приложение 3. «Примеры ученических схем»
Приложение 4. «Учебная презентация»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Метод проектов является одной из технологий, которая обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение. Он представляет собой способ достижения образовательных целей через детальное изучение проблемы и создание практического результата. Этот метод включает в себя также другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве, что делает его еще более эффективным.
Я считаю, что метод проектов является наиболее эффективным способом обучения иностранному языку. В рамках этого метода учащиеся приобретают знания через творческий процесс планирования и самостоятельного выполнения практических заданий. Работа над проектами позволяет каждому ученику не только выполнять задания, соответствующие его возможностям, но и развиваться в навыках совместной работы в коллективе. Она способствует развитию воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности и других личностных качеств, а также создает положительное отношение к изучению иностранного языка. Благодаря методу проектов дети учатся с увлечением и раскрывают свой потенциал.
Метод проектов применяется как на начальном этапе обучения английскому языку школьников, так и в дальнейшем. Опыт показывает, что уроки, посвященные страноведческим темам, помогают поддерживать интерес у школьников к предмету "иностранный язык" и совершенствовать их речевые навыки и умения. Они также позволяют обогатить учащихся новой информацией о стране, чей язык они изучают. В процессе подготовки к таким урокам повторяется материал о стране изучаемого языка, привлекаются дополнительные источники информации и устанавливаются связи с другими предметами.
Таким образом, метод проектов является важным компонентом обучения иностранному языку, который способствует развитию личности учащихся, а также помогает им приобретать знания и навыки в творческом и коллективном процессе.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся имеет неоценимое значение для их развития и всестороннего становления. В процессе работы над проектами школьники приобретают целый ряд важных навыков и умений, необходимых для успешной жизни в современном обществе:
1. Самостоятельное, критическое мышление и способность анализировать информацию: учащиеся учатся самостоятельно и критически мыслить, опираясь на знание фактов и закономерностей науки, делать обоснованные выводы и принимать самостоятельные аргументированные решения.
2. Умение работать в команде, выполняя различные социальные роли: учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, распределять роли и обязанности, договариваться, вести дискуссии и находить компромиссы, сотрудничать как с одноклассниками, так и с учителем.
3. Развитие универсальных учебных действий (УУД): в процессе работы над проектом у учащихся формируются и закрепляются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные УУД.
4. Осознание мотивов своей учебной деятельности: учащиеся учатся осознавать свои цели и мотивы, понимать, для чего они изучают тот или иной предмет, и как это знание поможет им в жизни.
5. Умение концентрировать свои психологические и волевые усилия: учащиеся учатся концентрировать свое внимание на поставленной задаче, преодолевать трудности и достигать поставленных целей.
6. Развитие творческих способностей: учащиеся учатся мыслить нестандартно, находить оригинальные решения проблем, проявлять инициативу и воплощать свои идеи в жизнь.
7. Умение эффективно использовать информационные технологии: учащиеся учатся использовать информационные технологии для поиска, обработки и представления информации, для общения и взаимодействия с другими людьми.
8. Развитие ключевых компетенций: учащиеся приобретают ключевые компетенции, такие как умение учиться, решать проблемы, общаться, работать в команде, критически мыслить и принимать обоснованные решения.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся является важным средством их развития и социализации, формирует у них важные жизненные навыки и умения, необходимые для успешной жизни в современном обществе.
ГЛАВА I. Конструктор урока с использованием проектной деятельности на предметном содержании курса «Английский язык»в 6 классе общеобразовательной школы
Тема урока:«Передвигаемся по Лондону»
Класс: 6
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Применяемые технологии и приемы: технология развития критического мышления, проектная технология, проблемный диалог, продуктивное чтение, метод языковой догадки, коллективная работа, групповая работа.
Подход в обучении: мыследеятельностный, дифференцированный.
Методы обучения: словесный, репродуктивный, практический, поисково-исследовательский, проектный.
Цели, задачи:
Обучающие: к концу урока у учащихся сформируются:
- произносительные навыки и навыки аудирования, необходимые на данном этапе обучения;
- лексические и грамматические навыки;
- навыки использования в речи лексических и грамматических единиц по теме.
Развивающие:
- способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач;
- содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
- содействовать развитию внимания, воображения, восприятия речи на слух, умения работать в группе.
Воспитательные:
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
- способствовать развитию навыков учащихся работы в команде.
Оборудование:ноутбук, компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь, аудио приложение, видеоматериалы о Лондоне, компьютерная презентация лексического материала и заданий, мультфильм, раздаточный материал, клей, ножницы.
Панируемые результаты:
Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; связь между целью деятельности и ее результатом.
Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом, воспитывать культуру общения, развивать языковую догадку, интерес к стране изучаемого языка; формирование коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Предметные – способность применять лексический и грамматический материал в видах речевой деятельности.
Формирование языковых навыков фонетических, орфографических, лексических;
Совершенствование навыка говорения через практику диалогической речи; развитие навыков аудирования, чтения, письма; формирование социокультурной осведомлённости; учащиеся научатся выявлять иностранные слова, знать область применения данных лексических единиц и необходимость, выяснят возможность замены иноязычной лексики на русскую.
Метапредметные
Познавательные: синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания с использованием опоры; свободная ориентация и восприятие текста.
Регулятивные: осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Коммуникативные:слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; владение монологической речью;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Этапы проектирования |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1-й этап урока «Организационно-мотивационный» Постановка цели урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивации через создание ситуации успеха). | |
1. Учитель настраивает детей на работу; вводит в атмосферу иноязычной речи через речевую разминку. 2. Учитель стремится создать ситуацию успеха, предлагая учащимся просмотреть учебную презентацию (слайды 1-10), предлагая назвать тему и цель урока, ориентируясь на выражения, используемые в речевой разминке и просмотренном видеоматериале. 3.Учитель привлекает внимание детей к диалогам, приведенным в учебнике, просит назвать форму речи, действующих лиц и сообщить основную мысль диалога. Слайд 11. | Знакомятся с лексическими единицами, выделяют известную и неизвестную лексику, формулируют на основе полученной информации познавательную цель. | Формулировать познавательные задачи. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, уметь правильно отреагировать на предлагаемые вопросы. | Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности. | Уметь высказывать мнения. | |
2-й этап урока «Актуализация и фиксирование затруднения» | |
4. Учитель предлагает учащимся разыграть диалог на тему «Приглашение в Лондон». 5. Учитель просит учащихся перечислить возникающие затруднения и назвать содержание недостающих для решения новой практической задачи знаний. 6. Учитель побуждает детей к самостоятельному формулированию темы учебных задач. | Формулируют собственные затруднения и устанавливают их причины через описание недостающих знаний. Перечисляют, каких знаний им не хватает для решения практической задачи и формулируют, чему они желали бы научиться. | Формулировать проблемы. | Взаимодействуют с партнером по диалогу, пытаясь решить коммуникативную задачу. | Управлять поведением партнера – контролировать, корректировать его действия. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки. | |
3-й этап «Постановка проблемы» Задания, нацеленные на достижение результатов: прослушать аудиозапись, расставить предложения в правильном порядке. | |
7. Организует деятельность учащихся по решению учебной задачи: построение диалога на основе восприятия аудиотекста и текста слайдов презентации (расставить высказывания в правильном порядке). Слайды 12, 14, 16. | Осуществляют в парах поиск необходимой информации, выстраивают ее в логической последовательности. | Извлекать информацию, строить логические цепочки. | Управляют поведением партнёра. | Контролировать, корректировать действия партнера. | | | Данная учебная задача предвосхищает замысел проекта. |
Физкультминутка. Учащиеся поют вместе с героем мультфильма «Heads, shoulders, kneesandtoes» на английском языке, выполняют простые физические упражнения. | |
4-й этап урока «Построение и реализация проекта выхода из затруднения» Задания, нацеленные на достижение результатов: составить схему диалога на основе предложенных высказываний. | |
8. Учитель предлагает учащимся зафиксировать диалоги в знаке, т.е. составить опорные схемы диалога-модели, предварительно обсудив структуру и условия создания схемы (количество колонок, направления стрелок – слайды 18 - 22), организует самостоятельную деятельность детей в группах(ученики делятся на 3 группы). 9. Учитель предлагает учащимся осуществить в дискуссионной форме взаимооценку по результатам групповой работы с выбором оптимального варианта схемы. 10. Учитель раздает бланки оценивания проектов (см. Приложение 2). | Включаются в самостоятельную деятельность, ищут способы решения учебной задачи. Осуществляют выбор наиболее эффективных способов выполнения задания, в том числе с использованием текстового редактора Wordили программы PowerPoint. Представляют свои схемы. Делают самооценку своих работ и оценивают работы одноклассников. | Выделять ключевые слова, использовать знаковые символы. Учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения Учатся строить сообщения в устной форме, представлять результаты своих работ с использованием средств наглядности и ИКТ. Умение сравнивать,анализировать, находить отличия. | Планируют учебное сотрудничество со сверстниками — определяют функций участников, способы взаимодействия. Сотрудничают с учителем. Используют речевые средства, аргументируют свой выбор. Обсуждают работы. | Сотрудничать с партнерами — определять функций участников, способы взаимодействия Приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли. Учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей. Учатся сотрудничать с партнерами. | Учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Сравнивают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от образца. Понимают причины успеха или неуспеха. | Сопоставлять способ действия и его результат с заданным эталоном. Осознавать качество усвоения, вносить необходимые коррективы. Учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата, осознавать качество и уровень выполненных работ, прогнозирование результатов работы. Способность осознавать трудности и причины успеха или неуспеха и пути их преодоления. | Замысел Проектирование: - планирование - выполнение действий Контроль и коррекция Представление Оценивание результата Рефлексия |
5-й этап «Включение в систему знаний» Задания, нацеленные на достижение результатов: по данным наглядным материалам разыграть диалог с опорой на схему. | |
11. Учитель предлагает учащимся проговорить во внешней речи каждый этап диалога с целью первичного закрепления знаний. 12. Учитель организовывает самостоятельную работу в парах с самопроверкой по эталону. 13. Учитель включает учащихся в систему знаний через разыгрывание диалога, вызвавшего затруднения на 2-м этапе урока. 14. Предлагает прослушать и спеть песенку “Do you live in London?”. | Осуществление осознанного построения речевого высказывания. Повторяют лексические единицы, выделяют известную и неизвестную лексику, слушают пояснения учителя. | Осуществлять осознанное построение речевого высказывания Извлекать информацию. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слушать собеседника, уметь правильно отреагировать на предлагаемые вопросы. | Проверяют итоговое качество собственных знаний и знаний своих товарищей (самооценка). | Осознавать уровень собственных достижений, качество знаний, ошибки и их причины, пути их устранения. | |
6-й этап «Итог учебной деятельности» Рефлексия. Домашнее задание: мини-проект - составить диалог по схеме с воображаемым собеседником о достопримечательностях Лондона, оформить и представить на следующем уроке. | |
15. Учитель просит назвать учащихся трудности, с которыми им пришлось столкнуться на уроке и ответить на вопрос, удалось ли им преодолеть данные трудности 16. Учитель просит познакомиться с домашним заданием и на его основе определить тему беседы следующего урока. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объема той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома. | Определяют тему следующего занятия. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | | | Понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Определяют объем своей домашней работы. | Формировать способность осознавать трудности и причины успеха или неуспеха и пути их преодоления. Осознавать качество и уровень усвоения знаний, прогнозирование результатов работы. | |
На последнем этапе урока школьники получают и заполняют рефлексивные карточки с вопросами: «Что я понял?», «Что я не понял?», «Какой вопрос мне хотелось бы задать?»
ГЛАВА II.Разработка критериев оценивания школьного проекта
Особое место в образовательном процессе отводится оценке, так как именно она играет роль обратной связи и несет функцию регуляции процесса обучения. Оценивание осуществляется на основе критериального подхода, то есть учебные достижения учащихся сравниваются с определенным эталоном, установленными заранее в ситуации общественного договора между участниками учебного процесса (учителя, учащиеся, родители) критериями оценивания. Недопустимо сравнение учебных достижений учащихся между собой. Критерии оценивания проектов отражают различные аспекты учебной деятельности в рамках предметов, по которым учащиеся создают проекты. Ключевым моментом в процессе обучения является развитие навыков анализа собственной деятельности учащихся. Цель самооценивания определяется осмыслением собственного опыта, выявлением причин успеха или неуспеха, осознанием собственных проблем и поиском внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Критерии оценки исследовательского проекта:
- обозначение проблемы;
-обозначение цели;
-продуманность пути решения;
- обозначение конечного результата;
- реальность проекта;
- образовательный эффект;
- регламент;
- культура речи и языковая грамотность;
- свободное владение материалом;
- культура оформления работы;
- наглядность;
- умение вести дискуссию.
Общие критерии оценивания коллективного проектаи индивидуального в старших классах (10 «за»)
Критерии | Максимальный уровень достижения учащихся | Оценка участников проектной деятельности | Оценка экспертной комиссии |
1 | Планирование и раскрытие плана, развитие темы | 5 | | |
2 | Сбор информации | 5 | | |
3 | Выбор и использование методов и приемов | 5 | | |
4 | Анализ информации | 5 | | |
5 | Организация письменной работы | 5 | | |
6 | Организация речевого сопровождения | 5 | | |
7 | Наглядное оформление результатов | 5 | | |
8 | Анализ процесса и результата | 5 | | |
9 | Личное участие | 5 | | |
10 | Защита и ответы на вопросы | 5 | | |
| Итого | 50 | | |
Общий уровень достижений учащихся переводится в отметку по следующей шкале: 40-50 баллов: «5»; 30-39 баллов: «4»; 20-29 баллов: «3»; 0-19 баллов: «2».
Планирование и раскрытие плана, развитие темы.
Высший балл ставится, если ученик определяет и четко описывает цели своего проекта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану.
Сбор информации.
Высший балл ставится, если проект содержит достаточное количество относящейся к делу информации и ссылок на различные источники.
Выбор и использование методов и приемов.
Высший балл ставится, если проект полностью соответствует целям и задачам, определенным авторами, причем выбранные и эффективно использованные средства приводят к созданию итогового продукта высокого качества.
Анализ информации.
Высший балл по этому критерию ставится, если проект четко отражает глубину анализа и актуальность собственного видения идей учащимся, при этом содержит по-настоящему личностный подход к теме.
Организация письменной работы.
Высший балл ставится, если структура проекта и письменной работы (отчета) отражает логику и последовательность работы, если использованы адекватные способы представления материала (диаграммы, графики, сноски, макеты, модели и т. д.).
Организация речевого сопровождения.
Высший балл ставится, если учащиеся говорят грамотно при презентации проекта.
Наглядное оформление результата.
Высший балл ставится, если отчет по проекту представлен эстетично, с использованием компьютерных технологий с применением различных оформительских программ.
Анализ процесса и результата.
Высший балл ставится, если учащийся последовательно и полно анализирует проект с точки зрения поставленных целей, демонстрирует понимание общих перспектив, относящихся к выбранному пути.
Личное участие.
Считается в большей степени успешной такая работа, в которой наличествует собственный интерес автора, энтузиазм, активное взаимодействие с участниками и потенциальными потребителями конечного продукта и, наконец, если ребенок обнаружил собственное мнение в ходе выполнения проекта.
Защита и ответы на вопросы.
Высший балл ставится, если учащиеся проявили активность, артистичность, выразительно и уверенно отстаивали свою точку зрения, ответили на все вопросы комиссии.
С критериями оценивания проектов учащиеся знакомятся заранее. Также они сами могут предложить какие-либо дополнения в содержание критериев или даже дополнительные критерии, которые, на их взгляд, необходимо включить в критериальную шкалу. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, учащиеся, будучи осведомленными о критериях оценивания их проектной деятельности, могут улучшить отдельные параметры, предлагаемые для оценивания, тем самым получить возможность достижения наивысшего результата.
Илиболее компактный вариант:
Критерии оценивания школьного проекта
1. Критерий постановки цели, планирование путей её достижения (Максимум 3 балла) |
Цель определена | 1 |
Цель определена и развернута в задачи | 2 |
Цель определена, описана, развернута в задачи, представлен планируемый результат | 3 |
2. Критерий глубины раскрытия темы проекта (Максимум 3 балла) |
Тема проекта раскрыта | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта, автор продемонстрировал знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
3. Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла) |
Количество источников информации 1-2 | 1 |
Количество источников информации 3-5 | 2 |
Работа содержит информацию из разнообразныхисточников (Интернет, статьи, энциклопедии и т.д.) от 6 и более | 3 |
4. Критерий личной заинтересованности автора, самостоятельности выполнения и творческого подхода к работе (Максимум 3 балла) |
Обоснование личной заинтересованности в результате работы над проектом | 1 |
Обоснование личной заинтересованности в результате работы над проектом, проявил самостоятельность в построении алгоритма проектирования | 2 |
Обоснование личной заинтересованности в результате работы над проектом, проявил самостоятельность в построении алгоритма проектирования и проявил творческий подход к решению проблемы | 3 |
5. Критерий соответствия требованиям оформления письменной части (Максимум 3 балла) |
В письменной части работы отсутствуют структурные элементы | 1 |
Работа в соответствии с требованиями | 2 |
Работа в соответствии с требованиями и дополнена собственными материалами (коллекция, буклет, вырезки из газет, схемы и пр.) | 3 |
6. Критерий качества проектного продукта (Максимум 3 балла) |
Проектный продукт соответствует цели | 1 |
Продукт соответствует цели и задачам | 2 |
Проектный продукт соответствует цели, задачам и планируемому результату | 3 |
7. Выводы и перспективы проектного продукта (Максимум 3 балла) |
Вывод заменен кратким описанием работы | 1 |
Представлен общий вывод по проекту | 2 |
Представлен вывод по каждой части проекта, общий вывод, определены перспективы на будущее | 3 |
8. Культура выступления (Максимум 3 балла) |
Чтение с листа | 1 |
Рассказ с обращением к тексту | 2 |
Рассказ без обращения к тексту | 3 |
9. Четкость и полнота ответов на дополнительные вопросы (Максимум 3 балла) |
Ответы на вопросы односложные без аргументации | 1 |
Ответы на вопросы аргументированы | 2 |
Ответы на вопросы аргументированы с использованием специальной терминологии | 3 |
10. Презентация (Максимум 3 балла) |
Набор текста | 1 |
Презентация отличается наглядностью, яркостью, ассоциативным мышлением | 2 |
Презентация дополнена дополнительными наглядными материалами (схемы, модель, результаты социального опроса) | 3 |
Итого (максимум 30 баллов): | |
Отметка: 0-11 баллов – 2 12-23 баллов – 3 24-26 баллов – 4 27-30 баллов - 5 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленные перед собой задачи в рамках проекта выполнила:
- изучила нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую суть ФГОС ОО основного общего образования;
- создала конструкт урока английского языка с элементами проектной технологии;
- разработала бланк критериев оценивания учебных проектов.
Цель работы достигнута. В ходе применения проектной технологии, обучающиеся:
- осознают мотивы своей учебной деятельности;
- концентрируют свои психологические и физические силы на достижение поставленных целей;
- планируют и организуют свою учебную деятельность, оценивают ее последствия;
- преодолевают собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принимать волевое решение;
- продуктивно общаются;
- работают с информацией с использованием средств ИКТ;
- используют полученные знания в различных учебных и жизненных ситуациях.
Выявлена эффективность использования проектной деятельности в процессе формирования универсальных учебных действий и ключевых компетенций обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Российская академия образования, 2011. – 38 с.
2. Примерные программы основного общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2011.
4. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Школьные технологии. – 2005. №2. С. 66.
5. Обухов А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / Школьные технологии. – 2006. - №5. – с. 86-90.
6. Пентин А.Ю. Исследовательская и проектная деятельность: структура и цели / Школьные технологии. - 2007.- №5. – С.111.
7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. - 192 с. – С.17.
8.Шнейдер М.Я., Оценка качества проектной деятельности учащихся [Текст] / М.Я. Шнейдер // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9. – С. 4 – 6.
9. Красноборова А. А. Критерии оценивания проектной деятельности учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010, http://sibac.info/conf/pedagog/ii/35502
10. Красноборова А.А., Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно-ориентированного подходов [Текст] / А.А.
11. Полат Е.С., Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3 – 11.
12. Проектная деятельность в школе. Виды проектов. Этапы работы над проектами. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm
16