Паспорт проектной задачи
Тип проектной задачи | Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача |
Место проектной задачи в образовательном процессе | Проводится в конце учебного года в 4 классе, рекомендуемое время проведения — до трех уроков. |
Цель | 1. Комплексное использование освоенных математических, филологических, естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации. |
Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача | Предметные: 1. Умение сравнивать числа в концентре «сотня». 2. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня». 3. Умение работать с величинами: переводить из больших в меньшие, сравнивать, вычислять. 4. Умение орфографически верно восстанавливать пропуски букв в словах. 5. Умение работать с деформированным текстом, содержащим отвлекающую информацию и создавать собственный текст в соответствии с заданным жанром. 6. Умение лаконично формулировать правила здорового образа жизни. Метапредметные 1. Умение анализировать данную информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания. 2. Владение комбинаторными умениями. 3. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания). 4. Умение читать, дополнять таблицы и схему для решения поставленных задач. 5. Умение читать диаграммы и использовать их данные для решения отдельных заданий. 6. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач. 7. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи. 8. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация навыков безошибочного выполнения арифметических действий. владение навыками оперирования с единицами измерения времени. Демонстрация языковой компетентности в области орфографических и грамматических категорий, изученных за 4 года. Умение дифференцировать существенную и несущественную информацию при составлении объявления. Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях. Умение создать конечный продукт — спроектировать вариант спортивного праздника для одной из параллелей начальной школы с подведением его итогов. |
Критерии оценивания | 1. Правильность выполнения предметных заданий. 2. Составлен оптимальный вариант спортивного праздника для одной из параллелей начальной школы, предложены лаконичные и информативные советы о здоровом образе жизни. предпочтителен вариант советов в виде рисунка или схемы — демонстрация умений фиксировать информацию в знаково-символическом виде (т. к. именно в виде рисунка советы заданы). 3. Продуктивность взаимодействия обучающихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта. |
Продукт | Плакат с объявлением о предстоящем спортивном празднике, схема посадочных мест с указанием расположения каждой параллели или класса, расписание спортивного дня для одной из параллелей, красочно оформленные советы доктора Пилюлькина. Группа может предложить в качестве презентационного варианта электронную презентацию в программе MS PowerPoint. |
Замысел проектной задачи
Проектная задача состоит из пяти заданий, выполнять задания возможно в любой последовательности. В соответствии с заданиями класс делится на группы, каждая из которых, независимо от других групп, участвует в разработке варианта спортивного праздника для одной из параллелей начальной школы с подведением его итогов. Эти группы в свою очередь могут разделиться еще на две подгруппы, т. к. задания можно выполнять в произвольной последовательности, а потом результат обсудить в группе.
Первое задание предполагает подготовку объявления о предстоящем спортивном празднике. Отвлекающими факторами в данном задании являются, во-первых, пропуски орфограмм, затрудняющие чтение предложений, и их осмысление, во-вторых, лишняя информация, не относящаяся к предстоящему событию. В этом задании ученики должны будут продемонстрировать умение орфографически верно восстанавливать пропуски букв в словах и работать с деформированным текстом, содержащим отвлекающую информацию.
Результат выполнения первого задания — составлен текст (объявление), содержащий 7 предложений.
1. Внимание, внимание!
2. Нас ждут Малые Олимпийские игры!
3. Спортивный праздник пройдет в период весенних каникул.
4. Все соревнования будут проходить в спортивном зале нашей школы.
5. В программе состязаний шахматы, футбол, волейбол, эстафеты, прыжки в длину и малый теннис.
6. Приглашаются ученики с 1 по 4 классы.
7. Ждем участников и их болельщиков!
Второе задание проверяет умение читать план и распределять числовые множества (параллели классов) в соответствии с заданными параметрами (количеством мест в каждом секторе). Ученики демонстрируют умение проводить сравнения числовых множеств, навыки понимания графической информации. Кроме того, ученики демонстрируют навыки чтения и обработки информации столбчатых диаграмм.
Оптимальный результат выполнения второго задания — каждый сектор занимает одна параллель (зеленый сектор — для первых классов), менее продуктивное выполнение задания — размещены классы хаотично без учета целой параллели.
Третье задание ориентировано на анализ информации, данной в виде таблиц, проверяет умение работать с величинами времени: складывать, вычитать, сравнивать.
Результат выполнения третьего задания — подготовлено расписание спортивного дня для одной из параллелей классов (по выбору группы) с учетом заданных временных рамок и оговоренного в условии количества видов спорта таким образом.
Четвертое задание предполагает рассчитать количество медалей разного достоинства на основе чтения круговой диаграммы и дополнительной информации, данной в условии задания. Ученики демонстрируют умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня».
Результат выполнения четвертого задания — подсчитано количество серебряных и бронзовых медалей для вручения на закрытии Малых олимпийских игр.
Пятое задание направлено на проверку умения графически (в виде рисунка или схемы) изображать информацию, при этом информация должна быть лаконична, информативна и понятна окружающим. Однако в случае затруднений ученики могут записать свои советы в виде отдельных предложений. в этом задании ученики должны будут продемонстрировать знание правил здорового образа жизни и умение их формулировать.
Результат выполнения пятого задания — группа дополнила советы доктора Пилюлькина тремя своими в виде отдельных предложений, рисунка или схемы (как отмечалось ранее, предпочтителен вариант советов в виде рисунка или схемы).
Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить до трех уроков учебного времени.
Итоговое задание — синтез результатов работы всех участников каждой группы — подготовлено объявление, распределены посадочные места в спортивном зале, составлено расписание спортивного дня для одной из параллелей начальной школы, посчитано количество медалей для призеров Малых олимпийских игр, дополнены советы о здоровом образе жизни. Кроме того, в итоговом задании ученики должны определиться с целью данной проектной задачи.
Продуктом может стать плакат с объявлением о предстоящем спортивном празднике, схема посадочных мест с указанием расположения каждой параллели или класса, расписание спортивного дня для одной из параллелей, красочно оформленные советы доктора Пилюлькина. Группа может предложить в качестве презентационного варианта электронную презентацию в программе MS PowerPoint.
Основные требования к презентации: освещение всех пунктов проектной задачи, наглядность, красочность оформления, убедительность и аргументированность докладчика. После этого происходит защита разработок. Дети сами должны выбрать наиболее полное объявление, оптимально заполненный спортивный зал, наиболее рационально составленный спортивный день и самые разнообразные советы здорового образа жизни.
Содержание проектной задачи
В период весенних каникул в школе проходит спортивная неделя «Малые олимпийские игры». Приглашаются учащиеся 1–4 классов. В спортивном зале заранее было размещено объявление о предстоящем празднике спорта.
Задание 1. Из данных предложений выберите те, которые, на ваш взгляд, составят объявление. При необходимости дополните недостающую информацию в объявлении самостоятельно.
Внимание, внимание!
Нас ждут Малые Олимпийские игры!
Каникулы — замеч…тельная возможность весел… провести свободное время.
Ждем учас…ников и их б…лельщиков!
Приглашают…ся уч…ники с 1 по 4 классы.
Наступа…т пора каникул.
Все соревнования будут прох…дить в спортивн…м зал… нашей школы. Спеш…те, Малые Олимпийские игры продлят…ся только одну неделю. Сп…ртивный праз…ник пройдет в период в….сенних каникул.
В программе состязаний шахматы, футбол, волейбол, эстафеты, пры… ки в длину и малый теннис.
Р…бята, школа находит…ся по адр…су: г. Красноярск, ул. Урицкого , 106.
В понедельник состоится открытие Малых олимпийских игр. Для того, чтобы открытие увидели все дети начальной школы, организаторы разделили спортивный зал на секторы.
Задание 2. Распределите места в спортивном зале таким образом, чтобы все дети сидели компактно (по классам, по параллелям). Для работы используйте план спортивного зала и диаграммы «Количество детей по классам в каждой параллели».
План спортивного зала
Диаграмма. Количество детей по классам в каждой параллели.
Со вторника по четверг пройдут соревнования по разным видам спорта. В них примут участие ученики 2–4 классов. Для обеспечения равных условий, соревнования проходят внутри классов одной параллели в один из указанных дней. Каждая параллель составляет свою программу, в нее должны войти не менее 3 видов спорта.
Задание 3. Составьте расписание спортивного дня для одной из параллелей классов, дополнив информацию таблицы «Расписание спортивных дней» с учетом того, что длительность соревнований между вторыми классами составляет 2 часа 30 минут, а длительность соревнований между третьими или четвертыми классами — 2 часа 45 минут.
Расписание спортивных дней.
Для составления расписания спортивного дня вам потребуется также таблица «Программа Малых Олимпийских игр».
В пятницу пройдет закрытие Малых олимпийских игр, где будут подведены итоги, объявлены победители и призеры в разных видах спорта. Для этих целей заготовлены медали разного достоинства.
Задание 4. На основе диаграммы определите количество серебряных и бронзовых медалей, которые подготовлены для вручения призерам Малых олимпийских игр, если подготовлены 54 золотые медали для победителей соревнований.
Об итогах Малых олимпийских игр будет подготовлена заметка для школьной газеты. В заметке, кроме фамилий победителей и призеров, будет содержаться информация доктора Пилюлькина о важности здорового образа жизни и рекомендации по укреплению здоровья доступными средствами «Советы на каждый день». Несколько советов Пилюлькин уже дал.
Задание 5. Подготовьте 3 своих рекомендации для рубрики «Советы на каждый день». Помните, ваши советы должны быть краткими, но информативными. Вы можете их записать, нарисовать или представить в виде условных знаков (см. рис. далее).
Итоговое задание. Заполните таблицу.
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).