Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда».
( Древняя китайская мудрость )
Слово "проект" произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
- Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
- Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.
То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы .
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
5. По продукту
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития.
Учебное пособие Е.С.Полат, М.Ю.Кухаркиной
Изучив различные подходы к типам проектов, можно выделить четыре классификации по следующим признакам:
«Картинная галерея древних» (Наскальная живопись)
Классификация проектов по содержанию:
Классификация проектов по количеству участников:
Классификации проектов по продолжительности:
Этапы работы над проектом
- определение темы и целей проекта;
- формирование рабочей группы;
- обсуждение предмета проекта с учителем, при необходимости учащиеся получают дополнительную информацию, ставят цели, знакомятся со смыслом проектного подхода и мотивацией.
Этапы работы над проектом
2. Планирование:
- определение источников информации;
- определение способов сбора и анализа информации;
- определение способа представления результатов;
- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности (формируют задачи, вырабатывают план действий, учитель выбирает и обосновывает свои критерии и показатели успеха проектной деятельности).
Этапы работы над проектом
- сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты;
- учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
Этапы работы над проектом
- анализ информации, формулирование выводов. Учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект;
- учитель консультирует учащихся.
Этапы работы над проектом
5. Защита проекта:
- подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, учащиеся участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности);
- учитель слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника, при необходимости направляет процесс анализа.
Этапы работы над проектом
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности:
- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности;
- учитель оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников.
Проект 5 класс: «Первобытные племена современности»
Проект 5 класс: «Троянский конь: миф или реальность»
проект: «Величайшие открытия Древности»
Проект 6 класс: «Интервью с прадедушкой»
- Тип проекта: творческий с элементами исследовательского, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели). Цели проекта:
- знакомство с историей жизни своего предка, воспитание ценностного отношения к своему роду;
- формирование первоначальных умений собирать информацию на основе устной истории.
- Практический результат проекта: подготовка эссе, сочетающего собранный материал по теме и его личностное осмысление; творческая письменная работа «Интервью с…», составленное в жанре рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности; сочинение «Я в прошлом» или «Мой предок в настоящем».
Проектные задачи на образовательном переходе (5-6 классы) есть шаг к проектной деятельности в подростковой школе (7-9 классы)
- Проект 7 класс: «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?»
Проект: «Молодёжные субкультуры»
- Тема «Отмена крепостного права»
- (создание веб-сайта)
Мини-проекты Проект 9 класс: «Первая мировая война»
- учащиеся делятся на группы по странам – главным участникам войны двух враждебных блоков (Антанты и Четверного союза). Командам даются задания ознакомить с целями их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы:
- учащиеся делятся на группы по странам – главным участникам войны двух враждебных блоков (Антанты и Четверного союза). Командам даются задания ознакомить с целями их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы:
«Была ли неизбежна мировая война?»,
«Почему война стала мировой?»,
«Каковы главные итоги
и уроки войны?»),
выступить со своими
предложениями о заключения
мира.
Проект 9 класс: «Гражданская война»
Класс делится на 3 группы: «красные», «белые», «зеленые» и учащиеся должны доказать, что именно их направления были решающими в исходе войны.
Проект: « Книга памяти» .
Учебно-исследовательская деятельность школьников
во внеурочное время это:
1.Исследовательская практика
2.Участие в олимпиадах, конкурсах
3.Самостоятельная работа над учебным проектом
4.Работа в школьном музее
5.Работа в городском и районом архивах
6.Публикация в СМИ
на уроках:
1.Проведение учебного эксперимента
2.Нетрадиционные уроки
3.Применение исследовательского метода обучения
4.Обучение в сети (форум, блоки)
Урок-конференция «Глобальные проблемы современности»
- Темы
- «Военные конфликты и угроза миру»
- «Проблемы ресурсов»
- Способность к самостоятельному приобретению знаний
- Сформированность предметных знаний
- Сформированность регулятивных действий
- Сформированность коммуникаивных
действий
Темы проектов 9-11 класс.
-информационно-творческие проекты
-индивидуальный учебный проект
Темы
«Государственные праздники как отражение политического режима в стране»
«Социально-психологический анализ личностей Александра I и Наполеона»
«Дипломатический этикет: от Ивана III до В.В. Путина»
Список литературы:
1. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. – № 6, – С. 39-48.
2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с.
3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998
4. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384с.
5. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.
6. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157
7. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. – №8. – С.118-125.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.
9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. –М.: АРКТИ, 2003. – 112с.
11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, – С. 52-55
12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, – с. 41-45
13. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. – № 1. – С. 92-96.
14. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.
15. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. //Наука и школа – 1997. – № 4.
16. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе – 2000. – № 2, 3. – с. 37-45.
17. Проект "Гражданин" – способ социализации подростков.//Народное образование. – 2000. – № 7.
18. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
19. Ушинский К.Д. Собр. пед. сочинений.1949, том 1.
20. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. – 2003. – №6. – С.24-31.
21. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы. – 1998. – № 3. – С.33-40
22. Шумакова Н.Б. "Программа по междисциплинарному обучению "Одарённый ребёнок"", г. Москва 1995г.
23. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альма-нах, – 2002. – № 11.