СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

примеры использования проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания»

Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания «Скажи мне, и я забуду.  Покажи мне, - я смогу запомнить.  Позволь мне это сделать самому,  И это станет моим навсегда».  ( Древняя китайская  мудрость )

Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда».

( Древняя китайская мудрость )

Слово

Слово "проект" произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.   Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?

  • Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
  • Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?   Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.

То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?   Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы .

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?

Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы .

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?    5. По продукту Проект – это замысел, план, творчество по плану. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.   Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?

5. По продукту

Проект – это замысел, план, творчество по плану.

Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития.

Учебное пособие Е.С.Полат, М.Ю.Кухаркиной

Учебное пособие Е.С.Полат, М.Ю.Кухаркиной

    Изучив различные подходы к типам проектов, можно выделить четыре классификации по следующим признакам:

    Изучив различные подходы к типам проектов, можно выделить четыре классификации по следующим признакам:

    Прикладной проект «Картинная галерея древних» (Наскальная живопись)
    • Прикладной проект

    «Картинная галерея древних» (Наскальная живопись)

    Классификация проектов по содержанию:

    Классификация проектов по содержанию:

    Классификация проектов по количеству участников:

    Классификация проектов по количеству участников:

    Классификации проектов по продолжительности:

    Классификации проектов по продолжительности:

    Этапы работы над проектом - определение темы и целей проекта; - формирование рабочей группы; - обсуждение предмета проекта с учителем, при необходимости учащиеся получают дополнительную информацию, ставят цели, знакомятся со смыслом проектного подхода и мотивацией.

    Этапы работы над проектом

    - определение темы и целей проекта;

    - формирование рабочей группы;

    - обсуждение предмета проекта с учителем, при необходимости учащиеся получают дополнительную информацию, ставят цели, знакомятся со смыслом проектного подхода и мотивацией.

    Этапы работы над проектом  2. Планирование:  - определение источников информации;  - определение способов сбора и анализа информации;  - определение способа представления результатов;  - установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности (формируют задачи, вырабатывают план действий, учитель выбирает и обосновывает свои критерии и показатели успеха проектной деятельности).

    Этапы работы над проектом

    2. Планирование:

    - определение источников информации;

    - определение способов сбора и анализа информации;

    - определение способа представления результатов;

    - установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности (формируют задачи, вырабатывают план действий, учитель выбирает и обосновывает свои критерии и показатели успеха проектной деятельности).

    Этапы работы над проектом - сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты; - учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

    Этапы работы над проектом

    - сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты;

    - учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

    Этапы работы над проектом - анализ информации, формулирование выводов. Учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект; - учитель консультирует учащихся.

    Этапы работы над проектом

    - анализ информации, формулирование выводов. Учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект;

    - учитель консультирует учащихся.

    Этапы работы над проектом  5. Защита проекта: - подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, учащиеся участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности); - учитель слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника, при необходимости направляет процесс анализа.

    Этапы работы над проектом

    5. Защита проекта:

    - подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, учащиеся участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности);

    - учитель слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника, при необходимости направляет процесс анализа.

    Этапы работы над проектом  6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности: - анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности;  - учитель оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников.

    Этапы работы над проектом

    6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности:

    - анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности;

    - учитель оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников.

    Проект 5 класс:  «Первобытные племена современности»

    Проект 5 класс: «Первобытные племена современности»

    Проект 5 класс:   «Троянский конь:  миф или реальность»

    Проект 5 класс: «Троянский конь: миф или реальность»

    проект: «Величайшие открытия Древности»

    проект: «Величайшие открытия Древности»

      Проект 6 класс:  «Интервью с прадедушкой»  Тип проекта: творческий с элементами исследовательского, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).    Цели проекта:  знакомство с историей жизни своего предка, воспитание ценностного отношения к своему роду;  формирование первоначальных умений собирать информацию на основе устной истории.   Практический результат проекта: подготовка эссе, сочетающего собранный материал по теме и его личностное осмысление; творческая письменная работа «Интервью с…», составленное в жанре рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности; сочинение «Я в прошлом» или «Мой предок в настоящем». 

      Проект 6 класс: «Интервью с прадедушкой» 

      • Тип проекта: творческий с элементами исследовательского, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).  Цели проекта: 
      • знакомство с историей жизни своего предка, воспитание ценностного отношения к своему роду; 
      • формирование первоначальных умений собирать информацию на основе устной истории. 
      • Практический результат проекта: подготовка эссе, сочетающего собранный материал по теме и его личностное осмысление; творческая письменная работа «Интервью с…», составленное в жанре рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности; сочинение «Я в прошлом» или «Мой предок в настоящем». 
       Проектные задачи на образовательном переходе (5-6 классы) есть шаг к проектной деятельности в подростковой школе (7-9 классы)   На этапе самоопределения

      Проектные задачи на образовательном переходе (5-6 классы) есть шаг к проектной деятельности в подростковой школе (7-9 классы)

      • На этапе самоопределения
      Проект 7 класс: «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?»
      • Проект 7 класс: «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?»
      Проект: «Молодёжные субкультуры»

      Проект: «Молодёжные субкультуры»

      Тема «Отмена крепостного права» (создание веб-сайта)
      • Тема «Отмена крепостного права»
      • (создание веб-сайта)
      Мини-проекты  Проект 9 класс:   «Первая мировая война» учащиеся делятся на группы по странам – главным участникам войны двух враждебных блоков (Антанты и Четверного союза). Командам даются задания ознакомить с целями их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы: учащиеся делятся на группы по странам – главным участникам войны двух враждебных блоков (Антанты и Четверного союза). Командам даются задания ознакомить с целями их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы: «Была ли неизбежна мировая война?», «Почему война стала мировой?», «Каковы главные итоги  и уроки войны?»), выступить со своими предложениями о заключения мира.

      Мини-проекты Проект 9 класс: «Первая мировая война»

      • учащиеся делятся на группы по странам – главным участникам войны двух враждебных блоков (Антанты и Четверного союза). Командам даются задания ознакомить с целями их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы:
      • учащиеся делятся на группы по странам – главным участникам войны двух враждебных блоков (Антанты и Четверного союза). Командам даются задания ознакомить с целями их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы:

      «Была ли неизбежна мировая война?»,

      «Почему война стала мировой?»,

      «Каковы главные итоги

      и уроки войны?»),

      выступить со своими

      предложениями о заключения

      мира.

      Проект 9 класс:  «Гражданская война» Класс делится на 3 группы: «красные», «белые», «зеленые» и учащиеся должны доказать, что именно их направления были решающими в исходе войны.

      Проект 9 класс: «Гражданская война»

      Класс делится на 3 группы: «красные», «белые», «зеленые» и учащиеся должны доказать, что именно их направления были решающими в исходе войны.

        Проект:  « Книга памяти» .

        Проект: « Книга памяти» .

        Учебно-исследовательская деятельность школьников  во внеурочное время это: 1.Исследовательская практика 2.Участие в олимпиадах, конкурсах 3.Самостоятельная работа над учебным проектом 4.Работа в школьном музее 5.Работа в городском и районом архивах 6.Публикация в СМИ на уроках: 1.Проведение учебного эксперимента 2.Нетрадиционные уроки 3.Применение исследовательского метода обучения 4.Обучение в сети (форум, блоки)

        Учебно-исследовательская деятельность школьников

        во внеурочное время это:

        1.Исследовательская практика

        2.Участие в олимпиадах, конкурсах

        3.Самостоятельная работа над учебным проектом

        4.Работа в школьном музее

        5.Работа в городском и районом архивах

        6.Публикация в СМИ

        на уроках:

        1.Проведение учебного эксперимента

        2.Нетрадиционные уроки

        3.Применение исследовательского метода обучения

        4.Обучение в сети (форум, блоки)

        Урок-конференция «Глобальные проблемы современности» Темы  «Военные конфликты и угроза миру» «Проблемы ресурсов»

        Урок-конференция «Глобальные проблемы современности»

        • Темы
        • «Военные конфликты и угроза миру»
        • «Проблемы ресурсов»
        Способность к самостоятельному приобретению знаний  Сформированность предметных знаний  Сформированность регулятивных действий  Сформированность коммуникаивных  действий
        • Способность к самостоятельному приобретению знаний
        • Сформированность предметных знаний
        • Сформированность регулятивных действий
        • Сформированность коммуникаивных

        действий

        Темы проектов 9-11 класс.   -информационно-творческие проекты -индивидуальный учебный проект Темы «Государственные праздники как отражение политического режима в стране» «Социально-психологический анализ личностей Александра I и Наполеона» «Дипломатический этикет: от Ивана III до В.В. Путина»

        Темы проектов 9-11 класс.

        -информационно-творческие проекты

        -индивидуальный учебный проект

        Темы

        «Государственные праздники как отражение политического режима в стране»

        «Социально-психологический анализ личностей Александра I и Наполеона»

        «Дипломатический этикет: от Ивана III до В.В. Путина»

        Спасибо за внимание
        • Спасибо за внимание

        Список литературы:

        1. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. – № 6, – С. 39-48.

        2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с.

        3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998

        4. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384с.

        5. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.

        6. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157

        7. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. – №8. – С.118-125.

        8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.

        9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

        10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. –М.: АРКТИ, 2003. – 112с.

        11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, – С. 52-55

        12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, – с. 41-45

        13. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. – № 1. – С. 92-96.

        14. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.

        15. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. //Наука и школа – 1997. – № 4.

        16. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе – 2000. – № 2, 3. – с. 37-45.

        17. Проект "Гражданин" – способ социализации подростков.//Народное образование. – 2000. – № 7.

        18. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.

        19. Ушинский К.Д. Собр. пед. сочинений.1949, том 1.

        20. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. – 2003. – №6. – С.24-31.

        21. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы. – 1998. – № 3. – С.33-40

        22. Шумакова Н.Б. "Программа по междисциплинарному обучению "Одарённый ребёнок"", г. Москва 1995г.

        23. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альма-нах, – 2002. – № 11.

         


        Скачать

        Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

        Вебинар для учителей

        Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!