СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании проектных методов  на уроков русского языка

Просмотр содержимого документа
««Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся»»

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся»



ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. История возникновения метода проектов……………………………7

    1. Метод проектов в России………………………………………….9

    2. Типология проектов………………………………………………11

Глава 2. Опыт организации проектной деятельности на уроках русского

языка и литературы…............................................................................................17

2.1. Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся в

технологии проектного обучения…………………………………….17

2.2. Реализация проекта «Английская лексика в русском языке –

мода или необходимость?»…………………………………………28

Вывод……………………………………………………………………………..32

Библиографический список……………………………………………………..34

Приложение………………………………………………………………………35








Актуальность данной работы очевидна. В Концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

Для достижения этих целей концепции предлагается решить следующие задачи:

«Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не отбора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д.»1

«Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся».

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательных результатам, занимает метод проектов.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека. Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» на этапе перехода на ФГОС нового поколения.

Научная новизна. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе.

Проведение уроков в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.

Гипотеза исследования заключается в следующем: используя проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка, можно добиться высокого уровня познавательной активности учащихся.

Цель работы: создание системы работы по формированию высокого уровня познавательной активности учащихся через использование проектных методов изучения.

Задачи:

- проанализировать теоретический материал по данной теме;

- осмыслить собственный опыт работы использования проектного метода на уроках русского языка;

- анализ системы использования проектного метода обучения с точки зрения повышения познавательной активности учащихся.

Методы исследования:

  1. изучение научно-методической литературы по теме;

  2. наблюдение за деятельностью учащихся в процессе выполнения проектов и их защиты;

  3. анализ качества знания, уровня мотивации и познавательной активности учащихся.

Выпускная работа состоит из введения, двух глав и приложения.

Во введении обоснованы актуальность и научная новизна, определены цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза

Глава первая теоретическая в ней раскрыта история возникновения метода проектов, проанализирован опыт зарубежных и отечественных ученых поданной проблеме. Дано определение метода проектов и его подробная классификация.

Глава вторая содержит опыт организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. Также приведен алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся в технологии проектного обучения. На примере проекта «Английская лексика в русском языке – мода или необходимость?» показана система работы учителя и учащихся над проектом.

В приложении приведена Памятка «Творческий проект – это интересно».

Апробация и обобщение опыта:

- выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы (протокол №2 от 19.11.2012г.);

- творческий отчет в ходе аттестации 15.11 2013 года.


Глава 1. История возникновения метода проектов.

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».
Этот метод называют методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х,Килпатриком.
В книге «Демократия и образование» Дж. Дьюи убедительно показал, что ученик прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность, что требует определённых интеллектуальных и практических усилий. Стимулом для совершения таких усилий является естественный инте­рес ребёнка, который в школе преобразуется в учебную мотивацию. Именно мотивация является тем пусковым механизмом, который «включает» процесс познания и научения.

На современном этапе интеллектуальное, нравственное воспитание и развитие ученика в единстве с формированием важнейших умений и навыков - вот главная задача школы. Этот процесс должен идти не путем наложения какой-то жёсткой схемы на ребенка. Как раз наоборот: только активный, деятельный, творчески раскрепощенный ребенок может быть восприимчив ко всему тому положительному, что может предложить школа и учителя и что сделает его Личностью.

Само слово «проект» означает «брошенный вперёд», то есть проект - это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности».2 Метод проектов (или метод проблем) предусматривает наличие проблемы, требующей исследования.

Итак, проект - «это определённым образом организованная поиско­вая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию про­цесса достижения этого результата».3 Проектная деятельность - это «обобщён­ная модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности».4

Метод проектов родился из идеи свободного воспитания, и сейчас это ин­тегрированный, вполне разработанный и подробно структурированный компо­нент системы образования, имеющий все основные признаки педагогической технологии. Он призван стимулировать интерес учеников к решению конкрет­ной проблемы или исследованию какого-либо объекта, что предполагает сво­бодное владение необходимой суммой знаний, помогающих достижению цели, а кроме того, проектная деятельность всегда предполагает наличие возможно­сти для применения полученных знаний. При этом важно иметь в виду, что «необходимая сумма знаний» может быть накоплена именно в процессе работы над проектом. Традиционная школа, как известно, наделяла ученика «багажом знаний», который когда-нибудь пригодится (а может быть, и нет). Интенсивное восполнение недостающих знаний в ходе выполнения проекта обеспечивается потому, что ученику становится ясно, каких именно знаний ему не хватает (на­

пример, работая над проектом по литературе, дети активно используют не только тот или иной художественный текст, но также энциклопедии, толковые словари и справочники по различным отраслям знаний). То есть это уже не знания «про запас», а знания для дела, которое совершается «здесь и сейчас». Такое дело всегда осмысленно и целесообразно.

В ходе учебно-проектной деятельности развивается аналитическое мыш­ление ребенка, которое, как считал Дж. Дьюи, выражается в вечном поиске фактов, их анализе, размышлении над их истинностью, логическом их выстраи­вании для познания нового, для выхода из сомнения или аргументации рассуж­дения. В нашем насыщенном информацией мире это становится достаточно ак­туально. Именно с такой, ориентированной на формирование мыслящей лично­сти, целью на основе идей гуманистического направления в философии образо­вания Джоном Дьюи и его учеником Уильямом Килпатриком и был разработан метод проблем (проектов).

1.1.Метод проектов в России

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали до­вольно широко внедряться в школу, но происходило это недостаточно проду­манно и последовательно. В результате постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён, и с тех пор и до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике.5

Современный метод проектов, основывающийся на идеях развивающего обучения, теория которого была подробно разработана в конце прошлого столетия отечественными учёными В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным и Л.В. Занковым., имеет ряд особенностей. Естественное вовлечение ребенка в активный познавательный и творче­ский процесс - главная идея метода проектов. Активизация познавательной деятельности способствует развитию словесно-логического, наглядно-образ­ного и наглядно-действенного видов мышления. Этот подход органично соче­тается и с групповым подходом к обучению. Метод проектов успешно реализу­ется в условиях классно-урочной системы: тема проекта может быть тождест­венна учебной теме, участники проекта - все ученики класса; выполняя общий коллективный проект, каждый из них в то же время осуществляет свой индиви­дуальный проект, тема которого определяется на основе свободного выбора или даже формулируется самим учеником. Завершив проект, ученик в строго лимитированный отрезок времени устно, с помощью изобразительных средств, презентирует свои наработки одноклассникам, отвечает на вопросы, опреде­лённым образом реагирует на замечания, а потом преобразует свой устный доклад в письменный текст.

Много внимания изучению зарубежного опыта и разработке отечествен­ных версий метода проектов как педагогической технологии уделили Е.С. По­лат и В.В. Гузеев. Основные требования к использованию метода проектов, по Е.С. Полат, таковы:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, тре­бующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагае­мых результатов.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

3.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтап­ных результатов).

Использование исследовательских методов со следующей, к примеру, последовательностью действий:

  • определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (мето­дом «мозговой атаки» или «круглого стола»);

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования;

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защита, тематическое мероприятие, творческий отчёт, реферат, просмотр, игра, викторина, ассистирование учителю, изготовление наглядного материала - аль­бома, газеты, плаката, мультимедийной презентации, видеофильма и т.д.);

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Направленность учебного проекта должна быть прагматичной, то есть зна­ния, получаемые на выходе из проектной деятельности, должны быть актуаль­ны для школьника.

Свою версию, близкую американскому варианту метода проектов, приво­дит В.В. Гузеев, его модель такая же динамичная и «деятельностная»:

1.Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.

2.Обсуждение возможных вариантов исследования, их сравнение, выбор.

3.Самообразование проектировщиков и актуализация знаний при консуль­тативной помощи учителя.

4.Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

5.Исследование.

6.Обработка результатов и выводы.

7.Анализ успехов и ошибок.

1.2.Типология проектов.

В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной.

Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

  1. По содержанию:

    1. Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета)

    2. Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)

    3. Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)

II. По методу, доминирующему в проекте:

  1. Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры)

  2. Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра)

  3. Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма)

    1. По характеру координирования проекта:

  1. с явной координацией

  2. со скрытой координацией

    1. По включенности проектов в учебные планы:

      1. текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);

      2. итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

    2. По продолжительности выполнения проекта:

  1. мини – проекты (несколько недель);

  2. средней продолжительности (несколько месяцев);

  3. долгосрочные (в течение года)

    1. По количеству участников проекта:

  1. коллективные

  2. индивидуальные

групповые

По отношению к исполнителю (учащемуся) работа над проектом, как пра­вило, проходит по следующим этапам:

  • мотивация, формирование интереса;

  • целеполагание, ориентация (предварительная проработка темы проекта);

  • планирование этапов проекта;

  • сбор данных, предварительная обработка материала;

  • выбор основных алгоритмов обработки материала;

  • выполнение содержательной части проекта;

  • рефлексия;

  • оценка;

  • коррекция.

Основана проектная работа на сотрудничестве, в первую очередь, с учите­лем. Не надо забывать и о том, что реализация проекта всегда ведёт к изме­нению ролевой функции педагога. Из носителя готовых знаний он превраща­ется в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Так что теперь задача учителя - грамотно сориентировать учащихся на разнообразные виды самостоятельной работы, деятельности исследователь­ского, поискового, творческого характера.

Теперь следует остановиться и на общих подходах к структурированию содержательной части проекта в целом. Учителю начинать следует, конечно же, с выбора и формулирования его темы, ориентировки на тип проекта и коли­чество участников с учётом их возраста и индивидуальных особенностей. Далее учителю - руководителю проекта - необходимо продумать возможные вариан­ты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики и кото­рые затем выдвигаются самими учениками с подачи учителя (с помощью наво­дящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению этих про­блем, использования видеоряда т.п.). Здесь будет уместна и «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. Давно замечено: школьники охот­нее прорабатывают те учебные проблемы, которые они сами выдвинули, и от­вечают на те вопросы, которые они же и сформулировали. Таким образом, при­влечение учеников к обсуждению содержания предстоящей учебной работы выполняет мотивирующую и мобилизующую роль. Многие школьники уже на этом этапе выбирают тему своего проекта и, если это групповой проект, опре­деляют возможных партнёров из числа одноклассников, способных решить конкретный комплекс проблем.

На следующем этапе происходит распределение задач по группам, обсуж­дение возможных методов исследования, поиск информации, выдвижение

творческих решений. Затем следует самостоятельная работа участников проек­та по своим индивидуальным или групповым исследовательским задачам. Этот этап включает в себя и промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке и пр.). Затем наступает ответственный момент защиты проектов и оппонирования. Завершает работу коллективное обсуждение, экс­пертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Помимо общих контуров самого проекта, важен вопрос и о внешней оцен­ке конечного результата, представленного каждым учеником. При оценивании необходимо учитывать множество факторов: значимость и актуальность вы­двинутых проблем, адекватность их изучаемым темам, корректность использо­ванных методов исследования и обработки результатов, активность каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей, коллективный характер принятых решений (при групповом проекте), характер общения и взаимопомо­щи, взаимодополняемость содержания групповых и индивидуальных проектов, глубину проникновения в проблему, количество привлечённых данных из дру­гих областей знаний, доказательность принятых решений, аргументирован­ность заключений и выводов, стиль оформления результатов проведённого проекта, поведение проектировщиков во время презентации, их умение отве­чать на вопросы и реплики оппонентов, их речь (лаконичность, тяготение к то­му или иному функциональному стилю речи) и т.д.

Грамотно выстроенный и справедливо оценённый учебный проект стиму­лирует всякую учебную деятельность самих учеников, потому что учебное про­ектирование, как считает В. Гузеев, отличается тем, что оно:

  • личностно ориентировано;

  • допускает использование множества дидактических подходов;

  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

  • поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и пси­хомоторной областях на всех уровнях;

  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретной ситуации;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

В течение года могут быть проведены 2-3 крупных проекта по одному учебному предмету, каждый из них займет 5-6 уроков. «Это, - считает В.В. Гузеев, - увеличивает творческий потенциал, гу­манитарную составляющую технологии, так как основное отличие гуманитар­ных систем - наличие вероятностных моделей, оперирование неопределенно­стями и существование в их среде»1. А если школьники понимают, что им предлагается задание с заведомо неизвестным результатом и исследовательская деятельность с непредсказуемым исходом, то такая преисполненная интриги учёба может восприниматься ими как увлекательное приключение.6

В работе над исследовательскими проектами и проектами других видов используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не централь­ное место и вместе с тем вызывает наибольшие трудности.

Исследовательский метод (метод исследовательских проектов) основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с ус­тоявшимся в науке подходом:

  • определение целей исследовательской деятельности (поначалу опреде­ляется учителем);

  • выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;

  • формулирование гипотезы о возможных способах решения поставлен­ной проблемы и результатах предстоящего исследования;

  • уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, её обработка и анализ полученных ре­зультатов, подготовка отчёта и обсуждение возможного применения получен­ных результатов.

Однако специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. Они могут быть такими:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок-экспертиза, «мозговой штурм»;

  • учебный эксперимент (основные этапы: планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов);

  • домашнее задание исследовательского характера.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеуроч­ных занятиях могут быть такими:

  • исследовательская практика учащихся;

  • учебные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначен­ными образовательными целями, программой деятельности;

  • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение пред­мета;

  • участие школьников в работе ученического научно-исследовательского общества;

  • участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях и др.


Глава 2. Опыт организации проектной деятель-ности на уроках русского языка и литературы.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке я стараюсь осуществлять разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы. 

2.1.Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся в технологии проектного обучения.

На протяжении нескольких лет я использовала проектные методы исключительно в старших классах. Работая в классах социально-гуманитарного и агротехнологического профилей, впервые начала с учащимися выполнять проекты. Настольной книгой для меня стало практико-ориентированная монография В. Н. Янушевского, О. А. Рождественской, Н. В. Вольской «Метод проектов на уроке литературы в школе гуманитарного профиля», выпущенная УИПКПРО в 2005 году. Первым большим проектом бал проект по «Мертвым душам» Н. В. Гоголя. Затем была серия проектов «Его величество Словарь!», проекты, посвященные военной прозе, безответной любви в творчестве и т.д.

Выпустив старшеклассников и приняв 5-ый, скоро поняла, что без проектной деятельности в младшем звене нельзя, так как метод проектов дает возможность формировать те компетенции учащихся, которые при традиционном обучении сформировать практически невозможно. Поэтому начала применять проектную методику с  5 класса. Используя ее, можно активно развивать мотивацию, которая в данном случае является прямым порождением самого метода проектов. Осуществляя коммуникативный подход к овладению всеми аспектами  русского языка, я всегда стараюсь, воспитывая, обучать детей и , обучая, воспитывать.

Для многих учащихся работа над проектом оказалась совершенно новым видом работы, так как они обучались не по ФГОС, и педагоги, работавшие в данных классах в своей практике не использовали проектные методы обучения. В связи с этим приступая к работе над проектами, подробно объясняла, что это такое и как работать над проектом. Объясняю детям, что работа над проектом должна происходить по определенным правилам и включать в себя необходимые компоненты:

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

1. Подготовитель-ный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений преподавателя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4.Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы



Далее мы изучаем памятку «Творческий проект – это интересно» (Приложение №1), в которой даются советы о том, как лучше организовать проект. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала ученика, поэтому обязательно перед началом работы над проектом знакомлю учащихся с правилами успешной проектной деятельности:

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Группы стараюсь формировать с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе желательно, чтобы были мальчики и девочки, ученики разного уровня. Работу над проектом начинаю на уроке, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке.

Проект может выполняться индивидуально. Если же работает группа, то я даю одно задание всей группе. В 5-м классе помогаю распределять роли и объясняю, что успех общего дела зависит от вклада каждого ученика. В следующих классах дети сами могут распределить участки работы.  В первых проектах в 5 классе доминирует  творческо-информационная направленность. Когда шестиклассникам предлагается работа над проектом, дети воодушевляются. Дух коллективного творчества, сотрудничества, соревнования между группами побуждает к активной деятельности.

При использовании метода проектов моя роль меняется. Она различна на разных этапах проектирования. Мне приходится выступать в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Процесс работы не менее важен, чем результат. 

 Далее работаем с детьми по структурируемой схеме:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Тема проектов обычно предлагаю учащимся в начале учебного года, для 6-го класса это могут быть следующие проекты:

«Музей одного слова»: морфемное строение, история происхождения/ этимология, лексическое значение, морфологические признаки.

Термины в учебнике: классификация, функция (на материале одного из учебников).

Сборник пословиц, в которых употребляется частица не или приставка не в словах разных частей речи. Классификация, тематические группы.

Лексический повтор в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Особенности описания предметов (на примере текстов учебника биологии).

Аббревиатуры и их роль в нашей речи.

Этимология географических терминов (по учебнику географии 6 класса).

Словообразовательные модели имен прилагательных во фразеологизмах.

Прилагательные в научном описании (на материале учебника по биологии).

Эпитеты и их роль в текстах художественных произведений (на материале одного произведения).

Образование временных форм глаголов в русском и иностранном языке. История фразеологизмов.

Фразеологизмы с числовыми значениями.

Словарь фразеологизмов (на материале литературных произведений русских писателей).

Словарь устаревших слов, обозначающих меры длины и фразеологизмов, включающих эти слова.

Числительное семь в загадках, пословицах, поговорках и фразеологизмах (сборник).

Имена числительные в текстах разных стилей (на материале учебников).

Словарь устаревших слов, описывающих вооружение славянского воина в древности. Этимология и родственные связи слов.

2.После выбора тем, по мере начала работы над проектом продумываем возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Иногда проблемы выдвигаются учащимися, но в 5-6 классе, если учащиеся раньше не были знакомы с данной работой, формулировка проблем для учащихся трудна, приходится задавать наводящие вопросы, создавать проблемные ситуации, способствующие определению проблем, предлагать видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением. Например, при изучении темы «Фразеологические обороты» мы встречаем много фразеологизмов, содержащих число. Можно спросить ребят, знают ли они такие фразеологизмы, почему надо именно семь раз отрезать, отправить героя за тридевять земель. Эти вопросы возбуждают мыслительную деятельность учащихся, подталкивают их на исследования, переходящие в проект.

3. В начале реализации проекта происходит также деление на группы, распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Далее начинается, на мой взгляд, самая важная часть работы – это самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Учащиеся заполняют карту: «Знаю – Интересуюсь – Умею» (З-И-У).

Например, при выборе проекта, посвященного фразеологизмам, это может быть такая карта:

КАРТА З-И-У


ВОПРОС

Что я знаю ?

Чем я интересуюсь?

Что я умею?

Что такое фразеология?




Каковы источники фразеологии?




Откуда в русский язык приходят фразеологизмы?




Каковы значение и этимология фразеологизмов?




В каких словарях есть информация о происхождении фразеологизмов?




Что произойдет с нашей речью, если не использовать фразеологизмы?





5. Промежуточные обсуждения полученных данных проводим в группах, это может в библиотеке, на занятиях в школьном научном обществе «Мысль». В плане работы научного общества еще в начале года предусмотрены занятия по подготовке к индивидуальным и групповым проектам, учащиеся привыкли, что в апреле в День школы проходит большая научная конференция, на которой представляются лучшие проекты в каждой возрастной категории. Это тоже является дополнительным стимулом для учеников.

6.Защита проектов, оппонирование. Защита происходит на классных конференциях, выбираются лучшие работы для защиты весной на общешкольной конференции.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает

"План действий учащихся в проекте"

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта. 

На мой взгляд, учащиеся должны заранее знать и критерии оценивания проекта, поэтому знакомлю их с данными критериями.

Критерии оценивания работ обучающихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

С ведением ФГОС второго поколения появилась необходимость в нормативном урегулировании проектной деятельности, поэтому разработан и утвержден локальный акт о проектной деятельности обучающихся (Приложение №2). Знакомимся с этим положением на первых уроках и неоднократно возвращаемся к нему в течение учебного года.

В 5 классе после выполнения проекта предлагаю учащимся заполнить анкету:

Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 – чаще не получается; 0 – не умею

Ф.И. ученика, класс_______________________________________________

Учебный проект __________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему



2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 


Такую анкету предлагаю учащимся ежегодно, сохраняю их и сравниваю. Как учителю мне важно видеть динамику: учится ли ребенок чему-нибудь в процессе выполнения проекта, формируются ли необходимые навыки (УУД). Если ребенок в 5-м классе не может спланировать свою работу. А к концу 6-го, заполняя анкету в разделе планирования ставит себе 3(умею), значит я. Как учитель, на правильном пути.

В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных. Наиболее интересные проекты мы помещаем в классе для общего обозрения.

Для учеников 7-х и 8-х классов этот вид работы  уже хорошо знаком. Сбор материала при подготовке к проекту начинается с первого урока. Практика показывает, что учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе – вот суть метода проектов. Идея обучения в сотрудничестве воплощает принцип гуманизации образовательного процесса. В ходе подготовки проекта дети учатся сопереживать, сочувствовать, не быть равнодушными, активно заявлять свою гражданскую позицию. Они  говорят  о себе, выдвигают свои собственные идеи.

Оцениваются не только знания, но и усилия учащихся (у каждого своя «планка»). Если слабый школьник в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы одноклассников, значит, цель достигнута.

Для самооценки учащимся предлагается заполнить следующую таблицу:

Самооценка успешности в коллективной работе



замечательно

хорошо

я мог бы сделать лучше

Я подобрал материалы к нашей презентации




Я подобрал иллюстрации к тексту презентации




Я оформлял с помощью ИКТ наработки нашей группы




Я соблюдаю график работы над проектом




Я работал со словарями




Я находил иностранные термины в различных школьных учебниках




Я использую идеи и предложения других участников группы в работе




Я наблюдал за собой в процессе работы над проектом, понял, какие стратегии в обучении помогают мне больше всего в том, чтобы стать успешным учеником






2.2.Реализация проекта «Английская лексика в русском языке – мода или необходимость?».

Тема данного проекта возникла в процессе изучения заимствованной лексики в 6-м классе. Зная, что весь класс изучает английский язык, поинтересовалась у детей, а много ли слов английского происхождения мы употребляем в повседневной речи. Учащиеся перечислили слова спортивной тематики (футбол, баскетбол и т. д.), жаргонизмы (баксы, герлы, перентсы) и задумались. Я предложила прочитать предложение, написанное на доске (Презентация эксклюзивного диска состоится в ближайший уик-энд.). Спросила, все ли понятно и в чем особенность данного предложения. Учащимся был ясен смысл, но они указали на перенасыщенность этого предложения заимствованными словами. Да, действительно, в предложении, состоящем из 6 слов, четыре слова английского происхождения. То есть английская лексика настолько прочно вошла в нашу речь, что часто данную заимствованную лексику не воспринимаем таковой. В ходе этого разговора с учащимися возник проблемный вопрос о том, много ли слов английского происхождения стали общеупотребительными в русском языке и так ли необходимы нам заимствования из английского языка. Была определена цель: выявление наличия английской лексики в разных пластах русского языка и определение степени ее необходимости.

Задачи:

- исследовать, насколько часто встречается английская лексика в таких сферах жизни, как экономика, спорт, политика, реклама;

- через социологические опросы определить отношение жителей Тереньги к английским заимствованиям.

Выдвинули гипотезу: Мы предполагаем, что англицизмы в некоторых сферах жизни неизбежны, но их употребление может привести к тому, русский язык может утратить свою индивидуальность, потеряет свою уникальную выразительность и точность.

Методы исследования – анализ лексики, анкетирование, сравнение, социальный опрос, обобщение.

Область исследования – словарный состав русского языка.

Предмет исследования – слова, заимствованные из английского языка.

Далее разделили класс на группы и начали работать самостоятельно.

Четыре группы мы назвали создателями словарей. Их задача – составить словарики 20-30 наиболее часто употребляемых английских слов в таких сферах, как политика, экономика, спорт и реклама.

Группа социологов проводила социальный опрос учеников школы и жителей р. п. Тереньга.

Ученики составили анкету:

Вопросы анкеты:

1.Знаете ли Вы, что слова старт, дисплей, колледж английского происхождения?

2.Используете ли Вы в своей речи жаргонизмы английского происхождения – крутой, окей, мани, клевый, комп завис?

3.Замените слова английского происхождения митинг, мэр, бартер, имидж синонимами русского происхождения.

4.Как вы относитесь к тому, что в русском языке много заимствованной лексики английского происхождения?

Ученики опрашивали 6-ой и 11-й класс. Прежде чем начать социологический опрос вместе с учениками изучили правила поведения при опросе. Это была своеобразная ролевая игра, в которой учащиеся оказались в совершенно незнакомой для себя ситуации. Они должны были знать, как подойти к человеку, с чего начать разговор, как вести беседу. Чтобы человеку было приятно и необременительно. Сознательно направила учеников вначале на опрос учащихся, толь потом они вышли на улицы поселка, чтобы провести подобный опрос среди жителей. Такой же опрос каждый ученик провел дома, опросив близких родственников.

В результате учащиеся опросили около 100 человек, это были разного социального статуса и возраста.

Интересны результаты опроса:

  • Из 96-ти опрошенных 15не знают о происхождении слов, это жители, возраст которых превышает 60 лет.

  • Употребляют жаргонизмы в основном жители, не достигшие 30-ти лет (36 человек). Более взрослое поколение жаргонизмов английского происхождения не употребляют.

  • 76 человек из 96-ти отрицательно относятся к чрезмерному заимствованию.

На вопрос, как сохранить самобытность языка, отвечали:

  • Читать детям больше сказок.

  • Взрослым не употреблять жаргонизмов, показывать пример детям.

  • Не смотреть телевизор и не сидеть перед компьютером.

После обобщения и систематизации материалов была подготовлена презентация.

Практическая ценность данного проекта:

1.Созданные словарики могут использоваться как на уроках русского языка, так и на уроках английского языка для активации словарного запаса учащихся.

2.Воспитание хорошего языкового вкуса.

3.Развитие коммуникационных умений.

Главное, это вывод, которому пришли в ходе реализации проекта учащиеся: английская лексика иногда необходима. Но мы должны стараться говорить на исконно русском языке, для этого наш язык обладает огромным запасом.

























Вывод.

Проведённая работа по использованию метода проектов показала эффективность предложенной методики, которая включает «активную» самостоятельную работу учащихся и способствует формированию высокого уровня познавательной активности учащихся.

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта формулирую такие задания, которые не имеют единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы.

Через проектные методы реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно- преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения, повышается познавательная активность учащихся.

В результате реализации проекта выпускники школы, занимающиеся научной и проектной работой, обладают следующими качествами личности:

  1. Умеют самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике

  2. Могут критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.

  3. Грамотно работают с информацией: умеют собирать необходимые для исследования факты, анализируют их, выдвигают гипотезы решения проблем, делают необходимые обобщения, устанавливают закономерности, формулируют аргументированные выводы, находят решения.

  4. Отличаются коммуникабельностью.

  5. Могут самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Об этом говорят результаты участия моих учащихся в выставках, конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах за последние годы.

Каждый год учащихся 5 -11 классов принимают участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе, а самые лучшие из них в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе принимали участие:

1. Арушанян Инна - 1 место по предмету «литература» (2009);

2. Арушанян Инна - 2 место по предмету «русский язык» (2010);

3. Арушанян Инна - 2 место в муниципальном туре областной олимпиады «Основы православной культуры».

В 2009 -2014 учебных годах учащиеся принимали активное участие в игре-конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех». Награждены дипломами регионального победителя:

1.Арушанян Инна(11 класс), 2010, призёр 2 степени

2. Андриянов Илья (5 кл.),2012г. - призёр 1 степени

3. Андриянов Илья (6 кл.),2013г. - призёр 3 степен

С 2008 года учащиеся принимали активное участие во Всероссийском «Молодежном филологическом чемпионате» и награждены дипломами регионального победителя:

1.Арушанян Инна – диплом регионального победителя 3 степени (2008);

2.Арушанян Инна – диплом регионального победителя 3 степени (2009);

3.Андриянов Илья – диплом регионального победителя 1 степени (2012);

4.Андриянов Илья – диплом регионального победителя 1 степени (2013);

5.Жукова Ангелина (11 кл.)2010 – призер 1 степени.



Библиографический список

1.Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9 – 11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. [Текст] – М., 2011. – 6с.

2.Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995

3.Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. [Текст] – М., 2000. - 205с.

4.Новикова, Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.

5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат. [Текст]. Издательский центр «Академия» 1999

– М.: - 48с.

6.Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. / «Учитель», № 4, 2000.

7.Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. / «Учитель», № 1, 2000.

8.Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика/Под ред. Е. С. Полат. – М.: - 2000. – 82 с.

9.Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете "Первое сентября": Управление школой – №30-31 / 2001г.

10.Янушевский, В. Н., Рождественская, О. А., Вольская, Н. В. Метод проектов на уроке литературы гуманитарного профиля [Текст]: практико-ориентированная монография. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 116с.

11.Янушевский, В.Н. Проектная деятельность учащихся 5 – 9 классов общеобразовательной школы [Текст]: методическое пособие/В. Н. Янушевкий. – Ульяновск: УИПКПРО, 2014. – 100с.




Приложение №1

Памятка «Творческий проект – это интересно»


  • Прежде всего выбери такой проект, который интересен для тебя. Если ни одна тема проекта не интересна тебе, предложи свою. 

  • Если ты выполняешь проект в группе, старайтесь распределить роли и обязанности так, чтобы они соотносились с интересами и возможностями каждого (кто-то лучше других может рисовать, писать, сочинять и т.д.), но помните, что успех любого проекта зависит от дружной, совместной работы над ним.

  • Основная цель выполнения проекта не только получить отметку за него, но и удовольствие в процессе подготовки. Старайся сделать свой проект не только содержательным, но красиво оформленным, веселым, юмористичным. Все твои идеи, оригинальные мысли, использование дополнительных источников будут заслуженно оценены твоими одноклассниками, учителем.

  • Помни, важно не только подготовить занимательный проект, но и уметь представить его на английском языке в интересной форме.

  • Потренируйся дома, как ты будешь представлять свой проект или его часть в классе.





1 Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете "Первое сентября": Управление школой – №30-31 / 2001г.


2 Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9 – 11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., 2011. – 6с.

3 Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика/Под ред. Е. С. Полат. – М.: - 2000. С. 82

4 Там же.

5 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е. С. Полат. – М.: С. 48

6 Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М., 2000, с. 205.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!