СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Методические рекомендации»






Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»













Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы
























г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Муратова Ю.Д. – студентка группы 21П-7 отделения «Преподавания в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»


























Аннотация

Данные методические рекомендации призваны помочь как школьным учителям, так и педагогам дополнительного образования при организации и проведении исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

В методических рекомендациях рассматривается вопрос организации и проведения проектно-исследовательской деятельности младших школьников: их назначение, специфика и структура. Также, рассматриваются типичные ошибки при проведении исследования и критерии оценивания детских исследовательских работ. Указываются отличия проектной деятельности от исследовательской, особенности проведения проектной деятельности в начальной школе – форма ее проведения. Также приведены примеры проектных задач и их паспорта.































ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................5

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура ..................................................5

    2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах .......................................................................7

    3. Критерии оценивания детских исследовательских работ ......................11

    4. Паспорт исследования №1 «Кристально чистая» ...................................13

    5. Паспорт исследования №2 «Откуда берется цвет?» ...............................14

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ..................................................15

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура ................................................15

2.2. Проектная задача №1 «Природа моей Родины» .......................................18

2.3. Проектная задача №2 «Масленица» ..........................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................22

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ .................................................................................23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «МАСЛЕНИЦА» ................................................................24
















РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1 Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Рассмотрим несколько определений исследовательской деятельности. Е. В. Ларькина считает, что исследовательская деятельность – это вся деятельность, продуктом которой является новое знание, новые методы получения нового знания или новые методы исследования объекта. Это системаумственных действий, объединенных мотивом, и в совокупности обеспечивающих достижение цели исследования [6].

По мнению А. В. Леонтовича, исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру [5].

Исследовательская   деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. Исследовательскую деятельность младших школьников следует определить, как учебно-исследовательскую, так как она направлена на «открытие» субъектных знаний, формирование умений необходимых для осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного познания.

К исследовательской деятельности новый ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов («базовые исследовательские действия» и «работа с информацией») [1].

Главной целью исследовательской работы является формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  1. выбор темы;

  2. постановка цели и задач;

  3. гипотеза исследования;

  4. организация исследования;

  5. подготовка к защите и защита работы.

Темы исследований могут быть разными, исходя из интересов учащихся. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на подводящие вопросы (например: «Что тебя интересует больше всего?», «Чем тебе нравится заниматься?» и т.п). Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Виды тем:

  • фантастическая (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  • экспериментальная;

  • изобретательская;

  • теоретическая.

Исследовательская деятельность формирует у учащихся следующие умения:

  • умение выделять и ставить проблему (выбор темы исследования);

  • умение предлагать возможные варианты решения;

  • умение собирать материал;

  • умение делать обобщение;

  • умение готовить проект (доклад, макет и др.);

  • умение защищать проект.

Алгоритм деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

    1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

    2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.

    3. Ознакомление с методами исследования.

    4. Составление плана работы.

    5. Поиск противоречий.

    6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

    7. Предзащита работы.

    8. Окончательное оформление и защита работы.


Кроме работы учителя непосредственно с обучающимися (группой исследователей) в ходе выполнения проекта родитель также принимает активное участие и может выступать одновременно в нескольких  ролях:

  • консультирует,

  • отслеживает выполнение плана,

  • решает оперативные вопросы,

  • помогает в предварительной оценке проекта,

  • участвует в подготовке презентации,

  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Итак, исследовательская деятельность входит в состав творческой деятельности, но не всегда наоборот. Исследовательская деятельность - это продуктивная творческая деятельность, поэтому организация исследовательской деятельности достаточно сложна.


1.2 Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах

Любое исследование начинается с выбора темы. Это важнейшая составляющая содержания. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.

Вот наиболее распространённые ошибки, которые не дадут возможности работе стать настоящим исследованием:

  • Взята слишком узкая тема исследования.

  • Тема исследования сформулирована слишком широко.

  • Тема не соответствует возрасту.

  • Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.

  • Тема содержит широкую интеграцию.

  • Тема не является исследовательской, так как изучается школьной программой.

  • Некорректная формулировка темы исследования. [3].

Формулируя тему, необходимо помнить, что ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают учащиеся и учитывать возрастные особенности, ограниченностью объема и времени.

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она ложится в основу формулировки темы исследования. А что значит найти проблему? Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Все темы можно условно объединить в три группы:

  • Фантастические (темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях).

  • Экспериментальные, эмпирические (темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов).

  • Теоретические (темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др). [4]

Цель исследовательского проекта – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы над решением проблемы. Результат может не быть полностью уникальным. В результате исследовательской деятельности должно быть открытие для учащегося, новое лично для него. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать», «установить», «уточнить», «создать». При этом поставленная цель работы должна быть реальной для младшего школьника.

Ошибки:

    • отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе проектной деятельности;

    • цель не конкретна, общая, имеет разные трактовки;

    • цель, содержащая внутри себя несколько целей, не достижимая цель;

    • не явная логическая цепочка «проблемная ситуация-цель-новое знание или новый продукт».

Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования. Задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы, быть алгоритмом к достижению цели. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Оптимальное их количество 3-5. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить» и др.

Ошибки:

    • формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта;

    • количество задач более 5-ти;

    • нарушена логическая последовательность задач.

Уточнив тему, в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы (в некоторых творческих, социальных, информационных проектах, при отсутствии исследования гипотезы может и не быть). Гипотеза, в переводе с древнегреческого, значит «основание, предположение».

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»; т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Гипотеза подразумевает экспериментальную или теоретическую проверку. Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала.

После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Ошибки:

    • гипотеза не удовлетворяет основному требованию - быть проверяемой и доказуемой;

    • не содержит предположение;

    • не соответствует фактам по теме исследования.[3].

Оформление исследовательского проекта

Рассмотрим правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

    • В верхнем поле указывается:

 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

 Управление образования Администрации города Нижний Тагил.

 Образовательное учреждение № ___.

    • В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется, точка в конце не ставится.

    • Ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя, отчество исполнителя, класс в котором он учится.

После этих данных сведения о руководителе:

ФИО полностью, место работы, должность.

    • В нижнем поле указывается город год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. [3].

Оглавление включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения; указывает страницы, с которых они начинаются.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть исследовательского проекта, так как содержит в жатой форме все основные, фундаментальные положения работы в целом.

Введение должно включать в себя: актуальность проблемы исследования, цель, задачи, гипотезу (не всегда), методы исследования, этапы исследования, практическую значимость проекта.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы.

Основная часть работы может содержать 2-3 главы.

Глава 1 содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования. Объем этой части до 10 страниц. Выводы по теоретической части должны содержать обобщение известных фактов по теме исследования, если есть, то статистические данные, подтверждающие масштаб проблемы, а так же степень изученности проблемы, так чтобы можно было показать актуальность и оригинальность работы учащегося.

Главы 2-3 описывают практические этапы работы, методы, которыми пользуется учащийся для достижения цели исследовательского проекта.

Выводы по практической части предоставляют основную ценность работы. Главное требование к этой части – обоснованность выводов и заключений фактическим данным, полученным самим учащимся.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Библиографический список по изученной теме литературы, интернет сайтов должен быть представлен специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавиям книг) способ группировки источников. В список литературы входят все использованные в работе источники.

Приложения – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста.

Общие правила оформления текста исследовательской работы

    • Объем ученической исследовательской работы должен быть не менее 15 страниц и не более 25 (не считая приложения).

    • Текст печатается на одной стороне страницы.

    • Текст должен быть выполнен в текстовом редакторе Microsoft Word, на бумаге формата А4. Поля - 2 см, основной текст - Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал.

    • Расположение текста на странице - по ширине, названия глав (разделов) выделены полужирным шрифтом, все страницы работы, начиная с титульного листа (на нем страницы не ставятся) нумеруются в правом нижнем углу страницы, либо внизу в центре страницы. Приложения должны быть пронумерованы в правом верхнем углу.

    • При цитировании фрагмент текста, переписываемый в работу без изменения, заключается в кавычки. После цитаты в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована.

    • Таблица должна иметь порядковый номер при сквозной нумерации всех таблиц работы. Слово «таблица» и присвоенный ей порядковый номер помещается в правом верхнем углу таблицы, а ниже дается ее заголовок.

    • Все остальные средства наглядности (кроме таблиц) обозначаются как рисунки. Нумерация рисунков в работе тоже сквозная. Подпись рисунка дается под рисунком.

Типичные ошибки:

    • Проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными в положении;

    • Отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;

    • Оформление списка литературы и интернет источников не соответствует требованиям.

Написанный проект обязательно рецензируется. Рецензию пишет учитель или специалист, который не участвовал в руководстве работой учащегося. Рецензия заверяется печатью организации, где работает рецензент. [3].

1.3 Критерии оценивания детских исследовательских работ


Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1. Тема

Соответствие возрастным особенностям

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Тема актуальна для социума (актуальна ли?)

0-1

0 – не актуальна

1 - актуальна

Верно, сформулировано название темы

0-1

0 – не верно сформулирована

1 – верно сформулирована

2. Проблема

Проблема исследовательской работы соответствует теме

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Проблема исследовательской работы актуальна для социума

0-1

0 – не актуальна

1 – актуальна

3. Цель

Цель соответствует теме и содержанию исследовательской работы

0-2

0 – не соответствует

1 – частично соответствует

2 – полностью соответствует

4. Задачи

Задачи соответствуют теме, содержанию и цели исследовательской работы

0-3

0 – не соответствует

1 – соответствует частично

2 – полностью соответствует

Соответствие возрастным особенностям

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

5. Гипотеза

Формулировка гипотезы соответствует теме исследовательской работы

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Описаны результаты гипотезы (доказана или опровергнута)

0-1

0 – не описаны

1 – описаны

6. Анализ литературы

Список литературы соответствует теме и содержанию исследовательской работы

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

7. Методы

Методы исследования соответствуют содержанию исследовательской работы

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Методы соответствуют возрастным особенностям

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

8. Выводы

Выводы представлены в конце каждой главы

0-2

0 – не представлены выводы в главах

1 – выводы представлены в главах частично

2 – выводы представлены в полной мере

Выводы сформулированы верно

0-1

0 – не верно сформулированы

1 – верно сформулированы

9. Структура и логика работы

Выдержана структура исследовательской работы

0-1

0 – не выдержана

1 – выдержана

Исследовательская работа написана в логической последовательности

0-1

0 – не имеет последовательности

1 – имеет последовательность

10. Представление данных

Данные полученные в ходе исследовательской работы верно оформлены (рисунки, фотографии, графики, диаграммы , таблицы и т.д.)

0-2

0 – не верно оформлены или не оформлены

1 – оформлены в виде фотографий, рисунков

2 – оформлены в виде диаграмм, схем и т.д.

11. Ошибки

Отсутствие грамматических, речевых и т.д. ошибок

0-2

0 – присутствует от 5 и более ошибок

1 – присутствует от 2 до 4 ошибок

2 – отсутствуют ошибки

12. Оформление работы

Выдержаны технические требования к оформлению исследовательской работы

0-1

0 – не выдержаны

1 - выдержаны


1.4 Паспорт исследования №1 «Кристально чистая»

Паспорт разработали:

Волкова Екатерина, Муратова Юлия, Путинцева Елизавета



Компоненты паспорта

Описание исследования

Тема исследования

«Кристально-чистая»

Актуальность исследования

В наше время всё меньше чистой воды. Водоёмы загрязняются из-за отдыхающих на пляжах людей, выбросов заводов и других факторов.

Я со своей семьёй и друзьями часто ходим в походы. Иногда мы уходим надолго, и питьевая вода заканчивается. Вокруг есть реки, озёра и ручьи, но вода в них грязная. Хотелось бы найти самый эффективный способ очистки воды.

Проблема исследования

Как очистить воду в походе?

Объект исследования

Вода

Предмет исследования

Способы очистки воды

Цель исследования

Для учителя: сформировать у обучающегося исследовательские умения посредством включения в исследовательскую деятельность.

Для ученика: выявить самый эффективный способ очистки воды в походных условиях.

Задачи исследования

Для ученика:

1.Изучить проблему загрязнения воды.

2.Изучить способы очистки воды.

3.Выделить способы очистки воды, применимые в походных условиях.

4.Провести эксперимент.

5.Сделать вывод, на основе проведенного эксперимента, о самом эффективном способе очистке воды.

Гипотеза исследования

Предположим, что самый эффективный способ очистки воды – это кипячение.

Методы исследования

Анализ литературы, эксперимент, анализ и обобщение

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: моно (окр.мир)

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: Изучить проблему загрязнения воды.

2. Теоретический: Изучить способы очистки воды; Выделить способы очистки воды, применимые в походных условиях.

3. Практический: проведение эксперимента

4. Аналитический: анализ полученных данных

5. Презентационный: представление памятки для туристов «кристально-чистая»

6. Рефлексивный: проведение самоанализа

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выявить самый эффективный способ очистки воды в походных условиях.

Ход исследования:

1.Способ «Угольный фильтр»

2.Способ «Испарение из влажной листвы»

3. Способ «Кипячение»

В ёмкость для кипячения наливается грязная вода. И над ёмкостью натягивается полиэтилен, таким образом, чтобы пар скатывался по полиэтилену в ёмкость для чистой воды.

4. Способ «Капиллярность воды»

Оборудование для проведения исследования

Грязная вода из рек, стаканчики, ёмкость для нагревания воды, полиэтилен, камень, угольный фильтр, бинт

Продукт исследования

Памятка для туристов «кристально-чистая»

Перспектива исследования

Применение на практике, поход в туристические клубы для раздачи информации.

Используемые источники

  1. https://surviva.ru/vyzhivanie/tips-vyzhivanie/17-sposobov-ochistki-vody-v-prirodnyh-usloviyah-kak-profiltrovat-i-obezzarazit-vodu-v-pohode?utm_referrer=https%3A%2F%2Fya.ru%2F

  2. https://www.barrier.ru/encyclopedia/ochistka-pitevoy-vody/


1.5 Паспорт исследования №2 «Откуда берется цвет и как он на нас влияет?»

Разработчики: Муратова Юлия

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Откуда берется цвет и как он на нас влияет?»

2

Актуальность исследования

Нас ежедневно окружает множество объектов, они все имеют свой цвет. Но как образуется цвет? И почему одни цвета влияют на нас позитивно, а другие вгоняют в грусть?

3

Проблема исследования

Необходимо разработать дизайн кабинета

4

Объект исследования

Цвет, радуга

5

Цель исследования

Для учителя: сформировать у обучающегося исследовательские умения посредством включения в исследовательскую деятельность.

Для ученика: понять, почему мы видим мир цветным и как цвета на нас влияют.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1) полученные знания с помощью практических наблюдений и опытов;
2) выяснить, откуда берется цвет.

3) изучить влияние цвета на человека.

4) выбрать лучшие цвета для организации пространства кабинета

7

Гипотеза исследования

Предположим, что цвет излучают сами предметы. И что самый приятный цвет, подходящий для кабинета – желтый.

8

Методы исследования

Опыт, наблюдение, сбор информации, практическая работа.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: предметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: постановка гипотезы, цели, задач, выбор методов исследования.

2. Практический: проведение 3 опытов

3. Аналитический: Просмотр мультфильма, выводы «откуда берется цвет?» https://yandex.ru/video/preview/13875870205223210954

4. Теоретический: изучение влияния цвета на состояние человека- анализ литературы. Составление кластера о влиянии цвета. Постановка гипотез, почему именно так влияют цвета (для дальнейших исследований)

5. Презентационный: представление кластеров

6. Рефлексивный: описание своих успехов цветом, мотивация на дальнейшие исследования

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: понять, почему мы видим мир цветным и как цвета на нас влияют.

Ход исследования:

1 опыт: видеть без света (понимаем, что свет нужен для цвета)

2 опыт: солнечные зайчики зеркалом и диском.

3 опыт: использование призмы для получения цвета из луча света.

4: просмотр мультфильма.

5: поиск информации о свойствах цвета, создание кластера.

11

Оборудование для проведения исследования

Диск, зеркало, фонарик, цветная бумага

12

Продукт исследования

Кластер о свойствах цвета. Модель кабинета

13

Перспектива исследования

Применение полученных данных в дальнейших исследованиях и изобретениях


РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.


Проектная деятельность – способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

(Г.К. Селевко).




  • Практико-ориентированный проект.

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и полезен. Виды продукта различны – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

  • Исследовательский проект.

По структуре напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

  • Информационный проект.

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

  • Творческий проект.

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

  • Ролевой проект.

Наиболее сложный в реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?


По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

  • монопроекты

проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

  • межпредметные проекты

выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.


Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками:

  • внутриклассными;

  • внутришкольными;

  • региональными;

  • межрегиональными;

  • международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет.


Классификация проектов по продолжительности.

  • Мини-проекты (один урок или менее).

  • Краткосрочные проекты (4 – 6 уроков)

  • Недельные проекты (групповые в ходе проектной недели 30-40 учебных часов)

  • Годичные проекты (внеурочное время в течении всего учебного года)

Отличия проекта от исследования:

1) исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании;

2) проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства

Проектная деятельность в начальной школе не проводится, но проводится ее альтернативная версия – проектная задача. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. [4]

Какие педагогические эффекты имеют проектные, задачи?

  • Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  • Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

  • Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.


Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза.

Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. [5].

2.2 Проектная задача №1 «Природа моей Родины»

Авторы: Путинцева Елизавета

Каждый день в наш город прилетают люди, которые ни разу у нас не были. Им было бы интересно узнать о природе нашего края: о животных и растениях. Для этого я предлагаю создать брошюру, которую мы поместим в аэропорту Красноярска. Но для начала нам самим надо больше узнать о природе нашего города.

Заполняй таблицу на протяжении выполнения всех заданий. Вноси в таблицу важную информацию, которая может понадобиться для создания брошюры.

Задание, №


1



2



3


4





1. Разгадай ребусы и определи, какие животные обитают в Красноярском крае


2. Разгадай кроссворд и определи, какие растения произрастают на территории Красноярского края






Вопрос

Изображение

1

это многолетнее дикорастущее травянистое растение. В народной медицине цветы применяются как противовоспалительное средство, а также при отёках и ушибах.

Данный вид растения включен во многие Красные книги регионов

2

дерево с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами (ягодами). Плоды дерева помогают при упадке сил и после перенесённых операций и тяжелых болезней.

3

это всем хорошо известное садовое или дикорастущее растение с крупными, чаще всего розовыми цветами, все стволы которого усыпаны очень острыми шипами, с помощью которых растение защищается от животных и конечно людей. Исходя из большого количества шипов на растении, ему и дали название …

Данное растение содержит в себе большое количество витамина С.

4

многолетнее травянистое растение, с белыми цветками, дающее душистые плоды розовато-красного цвета. Плоды употребляют в пищу и делают из него варенье. Растение оказывает жаропонижающее и противомикробное действие

5

травянистое растение с сильным запахом. Растение улучшает аппетит и пищеварение, обладает успокаивающим, ранозаживляющим действиями. Считается, что если это растение поджечь, то оно прогонит злые силы, защитит дом от злых духов.


3. Определи, сколько видов растений и животных занесено в Красную книгу Красноярского края


Пример

Ответ

Животные

91 вид птиц + 27 млекопитающих + 7 рыб + 2 земноводных + 2 пресмыкающихся + 23 насекомых


Растения

299 видов цветковых растений + 2 вида + 24 папоротника + 5 видов + 33 вида мха + 18 видов + 53 вида



4. Рассмотри карту и обведи на ней места, которые было бы интересно посетить туристам, интересующимся природой Красноярска

Кинотеатр «Мечта»


5. Создай брошюру «Природа моей родины» для туристов, посещающих наш край, которые интересуются природой


Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Природа моей родины».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________

2.3 Проектная задача №2 «Масленица»

Авторы: Муратова Юлия

Проектная задача «Масленица» представлена в приложении 1



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовательская и проектная деятельность играют важную роль в образовании. Они позволяют обучающимся не только изучать новые темы, но и применять полученные знания на практике для создания чего-то нового, полезного.

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что в условиях обучения исследовательской и проектной деятельности необходимо их чёткое разделение, предъявление разных требований к их организации и определение разных критериев оценки результативности. Именно умение осознанно различать эти виды деятельности и применять знание этих различий на практике является ведущей профессиональной компетенцией учителя и метапредметной компетенцией учащегося.




СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2022 г.

  2. Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017. Ширшов Е.В.

  3. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. 2015 г. И. Ю. Островская

  4. Методические рекомендации по организации и содержанию учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов. 2019 г. Прохорова О. Г.



Приложение 1. «Масленица»


















































Здравствуйте, друзья!

К нам на Масленичную ярмарку приехали заграничные гости. Они совсем не знают о нашей стране, традициях и обычаях.

Помоги иностранцам узнать о нашей стране и нашем празднике больше, создав атрибуты праздника самостоятельно




Провожаем зиму мы
И печем, едим блины,
Весну дружно мы встречаем,
Что мы отмечаем?

Он круглый и румяный,
Его любят со сметаной
И с вареньем, и с медком,
Вкус его нам всем знаком.










Разгадай загадки и попробуй создать свою!



Традиционное блюдо Масленицы — блины. Пекут на Масленицу как символ солнца. Блинов должно быть много, чтобы и соседей накормить, и в костер пару штук бросить. И обязательно угощение делали с маслом.

Есть версия, что от этого и пошло название праздника. Самый разгульный и веселый день Масленицы — воскресенье. В этот день и чучело сжигают и блинами друг друга угощают!

Танец этот интересный,
Исполняют его с песней,
Дружно вертится, идет
Наш весенний...


Стоит медный великан,
Рядом с ним пустой стакан.
Пышет пар, блины шкварчат,
Все стакан налить хотят.
Сапогом нагоним жар.
Перед нами...


Распиши дымковскую игрушку по правилам дымковской росписи

Дымковскую игрушку-птичка часто изготавливали не просто игрушкой, а музыкальным инструментом - свистулькой. Отсканируй QR-код, чтобы увидеть, как на ней играли.
Запиши, какие еще русские народные музыкальные инструменты ты знаешь: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Кокошник

Элементы

центральный крупный элемент, остальные – похожие, но меньше

Цветовая гамма

используются три основных цвета из одной из палитр: холодной или тёплой.

Симметрия

правильность и повторение одних и тех же элементов с обеих сторон от центра.

Каждый кокошник создаётся по определенным правилам:

- это старинный русский головной убор в виде гребня, опахала или округлого щита вокруг головы, символ русского традиционного костюма.









*









*

СОЗДАЙ СВОЙ КОКОШНИК

  1. Сделай аппликацию из бумаги, вырезая и приклеивая на трафарет цветные элементы разных форм. Помни про правила создания кокошника.

  2. Вырежи получившийся кокошник.

  3. Вырежи две длинные полоски из цветной бумаги шириной 1 см 5 мм и приклей их к местам, обозначенным знаком *: одну слева, другую справа.


Н апиши небольшой рассказ о том, как празднуют масленицу в твоей стране!

Укажи, что нужно для проведения этого праздника, как ты это создавал. Не забудь рассказать, что тебе нравится в этом празднике, а что нет.


Представь свой рассказ и изделия на ярмарке мастеров!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!