ДОКЛАД НА ТЕМУ «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 16 г.Березники.
В соответствии с ФГОС НОО второго поколения, выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной социализации.
Каждый ребёнок от природы – исследователь и учителю необходимо способствовать развитию необходимых умений и навыков, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. Современному обществу нужны неординарно мыслящие, творческие люди. Для удовлетворения этой потребности и необходима в школе проектно-исследовательская деятельность. Очень важно начать эту работу ещё в начальной школе, так как в этом возрасте у школьников закладывается фундамент знаний, творческой и самостоятельной деятельности, оценки результатов своей деятельности.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности позволяет наиболее полно выявлять и развивать творческие и интеллектуальные способности школьников.
Главная задача учителя стимулировать исследовательскую активность, поддерживать любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
Исследовательские работы подразделяются:
по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по времени: кратковременные или долговременные;
по теме: предметные, свободные.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности включает следующие этапы:
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне “ученик – ученик”, “ученик – учитель” и т. д.;
– анализ полученных результатов;
– формирование групп;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
– мониторинг.
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.
В своей работе я использую программу Сизовой «Учусь создавать проект». Программа рассчитана на 4 года. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
УМК включает Р.Т., в которую вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призёрами конкурсов проектно-исследовательской деятельности. Каждое занятие помогает учащимся подниматься по ступенькам создания собственного проекта.
Тяжелее всего, конечно, в 1-м классе. Детям нужно узнать много новых терминов и понятий, но во 2-м классе дети стали втягиваться в работу и в рамках данного кружка 17 человек из 27 выступили со своими мини-проектами.
Ещё одна причина, по которой я веду этот кружок заключается в том, что очень малая часть родителей стимулируют исследовательскую деятельность детей, а ФГОС нового поколения говорить о том, что должны охватываться все дети.
Кроме внеурочной деятельности, проектные и исследовательские работы выполняют все дети в рамках урочной деятельности. Это предметные проектно-исследовательские работы.
В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности, связанные с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Совместная проектная деятельность младших школьников, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями. Всё это ведёт к сплочению детско - взрослого союза.
Но здесь хотелось бы отметить, что иногда взрослые допускают самую главную ошибку – не учитывают возрастные особенности ребёнка. Пишут работу за ребёнка, навязывают ему тему и он не может защитить её в полной мере, потому что элементарно не понимает, о чём идёт речь. Такая работа не может быть успешной. Ну, и научный руководитель, т.е. классный руководитель должен понимать, что такое исследовательская работа, структуру её содержания.
Я придерживаюсь мнения, что каждый проект, исследовательская работа достойны рассмотрения, уважения. На наших уроках представление работ скорее “рабочее”, нет помпезности, театральности, некоторые из них занимали по длительности на уроке 4-5 минут, а некоторые длились о 10 - 5минут. Также считаю, что любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу – значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники могут высказывать оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.
В результате правильно организованной исследовательской работы обучающиеся:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения, готовить и проводить небольшие презентации.
Сегодня исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению. Многие педагоги называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка.
Результатом проектной деятельности в нашем 4 – м классе является ежегодное успешное выступление на школьной НПК, два года подряд успешное выступление на городской НПК и победа на краевой конференции.
Если говорить о проектной деятельности в начальной школе, то в этом учебном году в НПК приняла участие ученица, имеющая диагноз ЗПР. Девочка выступила достойно, было видно, что ей интересно заниматься исследованиями