Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Ардонская средняя общеобразовательная школа им. М.Н. Плоткина г.Клинцы Брянской области, 243110 Брянская область, г. Клинцы, с.Ардонь, ул. Стахановская, д.168 ОКАТО 15415000002; ОГРН 1023201340117; ИНН 3203004687; КПП 324101001; ОКПО 22348382; тел. (848336)4-31-19; ardsch@yandex.ru ; https://ardsch.my1.ru/
=====================================================================
Направление: МАТЕМАТИКА
Проектно-исследовательская работа по математике:
«История села Ардонь в задачах»
Выполнил ученик 9 класса Шеин Иван
Руководитель
учитель математики
МБОУ-Ардонской СОШ
Чигиринова О.В.
КЛИНЦЫ
2022-2023 учебный год
Краткая аннотация.
Родина…Это место, где человек вырос, где ходил в школу, где появились друзья. Для каждого из нас родина ассоциируется с чем-то особенным, с тропинкой, ведущей к дому, с речкой, заросшей камышом, с запахом летнего полдня…
Знать историю своей Родины так же важно, как и знать историю своего рода, чтобы понимать прежде всего себя, а так же понимать, что человеком, не знающих своих корней легко манипулировать.
Мы часто не знаем, а порой просто не интересуемся своим селением, не стараемся узнать, как и почему оно появилось. Судьба же любой деревни, любого села или города интересна, и если кто-то попытается её узнать, тот никогда об этом не пожалеет. С историей родного мы сталкивались еще в начальных классах. Как известно, история содержит в себе много различных исторических событий, дат, которые нужно знать и помнить. Мы думаем, чтобы лучше ориентироваться во всех исторических событиях, чтобы лучше запомнить исторические даты и разнообразные цифровые данные, необходимо очень хорошо знать основы такой науки, как математика.
Меня заинтересовала тема: «История села Ардонь в математических заданиях», поэтому целями своей работы я обозначил:
1) ближе познакомиться с историей села и школы;
2) доказать, что при выполнении математических заданий, содержащих исторические факты родного села, каждый из нас приобретает умения и навыки решения математических заданий
3) представить историю родного села и школы в математических задачах с целью расширения знаний об исторических событиях родного края и его округи.
Задачи:
1)составить задания, которые содержат исторические факты родного края;
2) составить сборник задач, содержащий основные факты истории родного села и школы, опирающиеся на исторические данные.
В процессе работы я узнал много новых интересных фактов и теперь могу рассказать одноклассникам об истории села и школы.
Содержание:
-
Краткая аннотация___________________________________ 2
-
Введение___________________________________________ 4
-
Алгоритм составления заданий на историческом материале _ 5
-
История села Ардонь в математических заданиях____________ 6
-
Заключение____________________________________________20
-
Список источников и используемой литературы_____________20
-
Приложение____________________________________________21
Введение.
В процессе работы над проектом мною были изучены краеведческие материалы школьного музея, школьной и сельской библиотек, методы и приемы составления и решения математических задач.
Всё это в целом, способствовало тому, что мною были составлены математические задания, содержание которых отражает историю родного села. Свои задания я представил классу. Ребята заинтересовались их решением, составили свои задачи.
Мою работу можно использовать в других классах на уроках математики, при проведении предметных недель. чтобы познакомить учеников с историей села, а также заинтересовать решением задач.
У каждого человека есть родина, место на земле, где он появился на свет. И пусть он в течение своей жизни побывает во многих городах и сёлах, он никогда не забудет родной деревни или родного города. Свою работу я считаю актуальной, так как она повышает интерес к математике и истории родного края, школы и доступна для обучающихся разных возрастов.
Повысить интерес к истории Ардони можно через решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты родной деревни, села или города.
А где же взять такие задачи?
На уроках математики мы выполняем задания из учебника. Но у меня появилось желание самому составить задачи, содержащие исторические факты, данные, связанные с историей родного села и школы. В этом состоит новизна данной работы.
Методы исследования:
1) обобщение информации об истории родного края, используя ресурсы школьного музея и другие информационные источники;
2) работа с задачами из школьного курса;
3) наблюдение
Теория по данной теме основывается на изучении краеведческих материалов школьной и сельской библиотек, изучении статьи из газеты «Труд» от 30 июня 2007 года, чтения глав книги Р. Перектестова, книги В.А.Чигиринова, уроженца села Богородицкого, статьи М.П.Черного «Сто лет Ардонской школе», Учительская газета №30 от 5.08.2016 года.
Алгоритм составления задач на историческом материале
Для того чтобы составить задачу на историческом материале, необходимо:
1. Изучить те исторические факты, которые будут использоваться при составлении задания.
2. Выделить в этих фактах математическое содержание и определить, какого типа задание будет составляться.
3. Установить зависимость между числами.
4. Соблюдать структуру задачи (Задание должна содержать в себе условие и вопрос. При этом нужно помнить, что в задаче должно находиться необходимое количество данных, чтобы можно было ответь на вопрос, поставленный в задаче).
«История села Ардонь в математических заданиях»
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека Луций Анней
Историческая справка. Много веков глубокая, многоводная речка Ерденка, пробиваясь через дремучие леса, впадала в более мощную Туросну и катилась дальше в судоходную Ипуть.
В 16 веке стали обживать один из берегов (правый) православные христиане- выходцы из центральной России или, как называли, Московии. Преследуемые церковью после реформы церкви 1652 года Фомы Никона, старообрядцы-раскольники обживали дикий край Ерденки. Первое письменное упоминание Ардони- 1658 год в качестве деревни.
Другой же берег Ерденки (левый) заселяли беженцы из Украины и Белорусии, находившиеся под угнетением польских панов. Переселившись сюда, украинцы и белорусы становились подданными Киево-Печерской лавры (чернецами) Киевской губернии и платили монахам дань за проживание на славянской земле. Приходили сюда православные россияне даже из литовского княжества. Так и образовалось два селения по берегам реки село Богородицкое, оно же Чернецкое и посад Ардонь, которые впоследствии (после 1950 года) слились в одно селение под названием Ардонь.
Так кто же ардонцы по национальности? Перемешенные славяне постепенно становились русскими, так как новорожденным выдавались метрики с пометкой «русский». А название местности Ерденки переименовали в село Ардонь.
Однако документом, в котором упоминается Ардонь, считают «осадный лист» на поселение, выданный «архимандритом Киевопечерской лавры Афанасием Миславским». Документ датируется 1711 годом: «…бил челом нам в обители Святопечерской Никифор Пантелеймонов сын Шаров с товариством, раскольницких слобод жителми Стародубского полку, просячи нас, абысмо позволили им осести слободою на грунте нашом власном обители Святопечерской гулящом, прозываемом Ардонском… повелимо городничому тамошнему, отвести им на мили две отмежовати от окрест живущих, ради спокойного их жития».
Задание 1: Датой основания Ардони считают 1711 год. Сколько лет отпразднует Ардонь в 2023 году?
Решение: 2023-1711=312 лет
Историческая справка. В 1714 году прибывший из Киева полковник Григорий Ергольский произвел перепись ардонцев и потребовал от них большую взятку, чтобы не выселять беглецов из Ардони. Раскольники приняли такое унижение. С 1715 по 1718 годов по переписи Ергольского сообщалось: « окладные дворы-15, мужских душ-136, женских душ-118».
О существовании старообрядческих поселений правительство не знало до вторжения в Малороссию шведских захватчиков. Жители вели партизанскую войну со шведами. Петр Первый высоко оценил их патриотические действия в борьбе с врагом и не только простил им побег из центральной России, но и закрепил за ними указом 1715 года земли, на которых они поселились.
В свою очередь русский царь Петр прислал в Ардонь майора Хрипунова, который установил границу России с Украиной, зачислив Ардонь в Российское государство.
Значительный прирост населения произошел после так называемых «ветковских выгонок» (разгромы центра старообрядчества- слободы Ветки) в 1735-36 годах.
С этим не смирились монахи Киево-Печерской лавры и требовали возврата этих земель в их подчинение. Монахи пишут прошение Петру Великому «оных раскольников с тех монастырских грунтов свесть». Ардонские раскольники, умножаясь в своем числе давно перешли черту первоначально отведенных им земель. По жалобам монахов на земельные захваты велось следствие. Им было отказано.
Жалко стало монахам земель, отведенных под Ардонскую слободу, которых они лишались навсегда. Тяжба шла не один год.
Лаврские монахи обратились в сенат с повторным ходатайством о возвращении лавре земель, занятых слободой Ардонью или о подчинении лавре живущих на них раскольниках. Против всяких ожиданий, просьба лавры была удовлетворена; в сенатском решении1741 года говорили: «поселившимся на жалованных Киево-Печерской лавре землях раскольниками, быть в подданстве сей Киевопечерской лавре. После принятых со стороны монахов мере, передача слобод произведена была во всем согласно желаниям монахов».
Раскольники, почувствовав неволю, уже в конце 1741 года обратились в лавру с просьбой заменить для них «подданнические работы» годовым оброком. Пятьсот рублей должны были ардонцы отдать в два срока: одну половину денег летом управителю, а другую при окончании года в Киевопечерской лавре через нарочно присланных в декабре.
В 1781 году по величайшему Указу царицы Екатерины Второй селение Ардонь стало посадом, где развивалось каретное строительство и многие другие промыслы. Ардонцы наконец-то освободились от монашеских поборов, так как были переведены в мещан.
В 1859 году в посаде Ардони числилось 160 дворов, в которых проживали 621 мужчина и 831 женщина, по 8-10 душ в каждом доме.
На другом берегу, в селе Богородицкое , проживали 634 человека в 117 избах, по шесть человек в каждой.
Задание 2: Согласно первой переписи населения в 1718 году сообщалось «окладные дворы-15, мужских душ-136, женских душ-118».
Согласно второй переписи в 1859 году в посаде Ардони числилось 160 дворов, в которых проживали 621 мужчина и 831 женщина, по 8-10 душ в каждом доме.
На другом берегу, в селе Богородицкое , проживали 634 человека в 117 избах, по шесть человек в каждой.
Вычислите, на сколько человек увеличилось население Ардони за данный промежуток времени.
Решение: Было 254 человека, стало 1452 в посаде и 751 в Богородицком. Значит, население выросло на 2203-254=1949 человек.
Задание 3: Во сколько раз выросло население Ардони за данный период?
Решение: 1949:254=7,67
Следовательно население выросло почти в 8 раз.
Историческая справка. В Ардони имелась церковь, но школ, учреждений культуры и бытовых учреждений не было. Торговля велась частная, в основном на базарах. Вся воспитательная и просветительная работы лежала в основном на священниках.
По сведениям 1781 года, ардонцы посада занимались земледелием и спекуляцией медом: покупали по два рубля за пуд у селян, занимавшихся бортничеством, продавали в полковом городе Стародубе по три рубля. Кроме того, изготавливали на продажу красивые кибитки, повозки, сани и другие изделия из дерева и торговали ими во всей округе, вплоть до города Глухова Черниговской губернии.
В селе Богородицком занимались столярным и кузнечными промыслами, бондарничеством и покраской изделий. В жесткой конкуренции многие разорялись и занимались земледелием.
Наиболее предприимчивый кустарь Корявин отлично развивал производство карет, которые широко экспонировались на выставках России и зарубежных. И слали ему заказы на изготовление карет даже с царского двора. Он жестко эксплуатировал ардонцев, особенно детей, труд которых оплачивался очень низко.
Самым распространенным приработком у земледельцев в осеннее-зимний сезон было лесопильное дело. Пильщики из Ардони появились в Стародубе, Мглине, Сураже, Унече, Клинцах.
Они же нанимались транспортировать на лошадях кареты, кибитки и другие изделия по всей России (тогда еще железных дорог не было), на Украину и даже в Прибалтику.
Многие работали в Клинцах (основан в 1707 году) на ткацких фабриках, ходили ежедневно пешком за семь верст. И все жили бедно, впроголодь. Отапливали избы дровами, освещались лучиной. Ходили в лаптях и в домотканой одежде. Яловые сапоги имели счастливчики и носили их по праздникам. Венчальное платье часто одалживали друг у друга.
Задание 4. Пуд меда стоил два рубля. Сколько мог стоить 1 кг меда?
Решение. 1 пуд равен 16,381 килограмма, два рубля равны 200 копейкам. Значит 1 килограмм меда мог стоить 200: 16,381=12,2 копейки. (12 копеек).
Историческая справка. Первая церковно-приходская трехклассная школа открылась в 1898-1899 учебном году. Один учитель обучал 75 детей по 25 человек в классе. Спустя некоторое время открыли вторую, четырехклассную в Чернецком. Обучение было платным. У всех вел уроки один учитель.
В 1903-1904 годах была построена «Красная школа». Назвали ее так потому, что здание было выкрашено в красный цвет. Учителя жили в этом здании. Здание «Красной школы простояло до Отечественной войны и во время немецкой оккупации было сожжено.
Ученики приносили в школу по два полена дров ежедневно. Они отапливали школу и квартиры учителей. Когда число учеников увеличилось, школу перевели на государственное бесплатное обеспечение, а учителям выплачивалось жалованье. Директором был Яков Еруфеевич Радько.
В 1929 году открылась в посаде семилетка, как и во многих других селах и городах. В стране вводилось всеобщее семилетнее обучение. Это деревянное двухэтажное здание дожило до наших дней. В 1966 году школу преобразовали в среднюю. Директор -фронтовик Антон Антонович Толстопятый.
В 1974 году на краю Ардони выросло новое красивое школьное здание. Директорствовал Василий Петрович Лопатко.
Оставили так же добрый след в учебно-воспитательном процессе педагоги-директоры И.В. Попов, А.Ф.Зайцев, Н.Ф.Курилов, И.П.Ковалев, В.Н.Юрченко, В.И.Гончаров.
В настоящее время педагогический коллектив возглавляет Наталья Васильевна Мамонова.
Задание 5. Учебный год длится 34 недели, дети учатся 6 дней в неделю, всего 204 дня. В 1898-1899 учебном году обучалось 75 детей. Считая, что каждый приносил в школу по два полена для ее отопления, вычислите сколько поленьев было сожжено за 1898-1899 учебный год.
Решение. Один ребенок за 204 дня приносил в школу 2*204=408 поленьев. Тогда 75 детей принесут 75*408=30 600 поленьев.
Историческая справка. Ардонь имеет общую границу с городом Клинцы, примыкая к нему на юго-востоке (посёлок Банный города Клинцы). Расстояние между центрами села и города по автодороге составляет 6 км.
Ардонь на две части разделяет небольшая речка Ерденка (Ардонь), которая у юго-западной окраины села впадает в реку Ту́росну (Московку), бассейн Ипути.
Задание 6. Расстояние между центрами села Ардонь и города Клинцы по автодороге составляет 6 км. Выразите это расстояние в метрах, сантиметрах, в верстах. (Верста́ — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам, в метрической системе это 1066,8 метра.).
Решение. В 1 километре 1000 метров. Значит в 6 километрах 6000 метров. В одном километре 100 000 см, значит в 6 километрах 600 000 см.
1 верста- 1066, 8 метра
Х верст-1000 метров
Тогда в одном километре 0,937 верст. А в 6 километрах 0, 937*6=5, 622 версты.
Историческая справка. Общественный транспорт в селе представлен одним автобусным маршрутом — № 16 (Клинцы — Ардонь). Вблизи Ардони (около 1 км) проходит железная дорога Брянск — Брест, ближайший остановочный пункт — платформа 164 км (село Коржовка-Голубовка, 4 км от Ардони), ближайшая станция — Клинцы (6 км).
Задание 7. От центра города Клинцы до центра Ардони 6 км. Сколько времени будет ехать автобус №16, если он движется с постоянной скоростью 40 км/ч?
Решение: Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
6км:40 км/ч=6/40 часа=3/20 часа=9/60 часа=9 минут.
Историческая справка. Изменение численности с 1989 по 2021 годы представлена в таблице:
1989 год | 2002 год | 2010 год | 2013 год | 2021 год |
2916 человек | 2831 человек | 2543 человек | 2418 человек | 2300 человек |
Задание 8. Постойте столбчатую диаграмму и полигон изменения населения за данный период.
Решение:
Историческая справка. Согласно отчета главы сельского совета Казачковой Лидии Георгиевны на 1 января 2023 года социально-демографическая характеристика села такова: на 1 января 2023 численность населения (постоянных жителей) села Ардонь составляет 2 294 человека, в том числе
детей в возрасте до 6 лет - 229 человек,
подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 272 человека,
молодежи от 18 до 29 лет - 274 человека,
взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 987 человек,
пожилых людей от 60 лет - 500 человек,
а долгожителей села старше 80 лет - 32 человека.
Задание 9. Постройте круговую диаграмму из этих данных.
Решение. Градусная мера круга 360 градусов. Население Ардони на 1 января 2023 года 2294 человека. Так как 360: 2294=0,15 градуса, то 229*0,15=37 градусов, 272*0,16=40 градуса, 274*0,16=44 градус, 987*0,16=154 градуса, 500*0,16=80 градусов, 32*0,16=5 градусов.
Историческая справка:
Достопримечательностями Ардони являются Братская могила, мемориал, храм, святая купель.
Этот мемориал посвящен землякам погибшим в годы Великой Отечественной Войны.
Задание 10. В годы Великой Отечественной войны из Ардони ушли на фронт и не вернулись многие односельчане. Реши уравнение и ты узнаешь число героев, чьи фамилии высечены на стене мемориала
8х-400=14+6х
8х-6х=14+400
2х=414
х=414:2
х= 207
Ответ: 207
Историческая справка:
Церковь Рождества Богородицы расположена на холме в центре села, доминирует в его застройке. 13 мая 1901 года храм был освящен. Стены кирпичные, побеленные, завершения бревенчатые, обшитые тесом.
Своеобразный сельский храм юго-западной Брянщины с предельно лаконичным убранством, в архитектуре которого ощущается влияние стиля модерн.
В крестообразной объемно-пространственной композиции явно заметно подражание древним деревянным храмам Брянщины.
Над западной частью трапезной с входным крыльцом на двух колоннах поставлен массивный четверик колокольни с глухим ступенчатым основанием и небольшими арками звона, завершенный невысоким деревянным восьмериком и граненой купольной кровлей с главкой. В праздничные дни звон колоколов разносится во все стороны села.
С приходом в храм настоятеля отца Владимира, храм стал преобразовываться. Все свободное время он уделяет благоустройству церкви и территории вокруг неё.
Задание 11: Церковь Рождества Богородицы освящена в 1901 году. Сколько лет исполняется церкви в 2023 году?
Решение: 2023-1901=120 лет
Историческая справка: Самая длинная улица Ардони- Стахановская улица. На ней расположено 177 домов и строений. Улица названа в честь Алексея Григорьевича Стаханова, советского шахтера, новатора угольной промышленности, основоположника стахановского движения, Героя Социалистического труда.
В 1935 году группа, состоявшая из забойщика Стаханова и двоих крепильщиков, в ночь с 30 августа на 31 августа за 5 ч. 45 мин добыла 102 тонны угля, что соответствовало 14 нормам выработки угля забойщика.
Задание 12: За 5 часов 45 минут было добыто 102 тонны угля. Сколько кг угля добывал Стаханов в одну минуту?
Решение. 5 часов 45 минут = 5*60+45=345 минут.
102 тонны= 102*1000кг=102000 кг.
102000:345=279 (кг) в 1 минуту
Историческая справка. На Стахановской улице расположена и наша любимая школа. 1974 год красной линией вписан в историю нашего села. В этом году было открыто новое здание, где мы сейчас учимся. Наша школа имеет большой спортивный зал, учебные кабинеты, столовую, библиотеку. Площадь здания школы: 2420,5 квадратных метра.
Задание 13: Выразите площадь школы в гектарах. ( Гeктap — внecиcтeмнaя eдиницa измepeния плoщaди. Oн paвeн плoщaди квaдpaтa co cтopoнoй 100 мeтpoв. 10 000 квaдpaтныx мeтpoв — этo 1 гeктap зeмли, значит 1 метр квадратный это 0, 0001 гектара).
Решение: 2420,5* 0,0001=0, 24205 гектара
Историческая справка: В школе 2 этажа. На первом этаже 5 учебных кабинетов. На втором этаже на 3 кабинета больше, чем на первом.
Задание 14. Сколько кабинетов на втором и на третьем этажах.
Решение. На втором этаже 3+5=8 кабинетов, на двух этажах 5+8 =13 кабинетов.
Историческая справка: Сейчас в школе работает 16 учителей, один социальный педагог, по совместительству библиотекарь, два бухгалтера, четыре технички, два кухонных работника, охранник, дворник, завхоз. При школе открыт детский сад, где трудятся два воспитателя и нянечка.
Задание 15. Сколько всего человек работает в Ардонской школе?
Решение: 16+1+2+4+2+1+1+1+2+1= 31 человек.
Историческая справка: Лукашова Наталья Петровна, учитель начальных классов, имеет самый большой стаж работы в Ардонской школе -41 год.
Задание 16: Каждый день Наталья Петровна проводит 4-5 уроков. Учебных дней в году 210. Сколько раз за эти годы Наталья Петровна сказала « доброе утро» ученикам?
Решение: 41 *210= 8610
Но, конечно, Наталья Петровна сказала «Доброе утро» гораздо больше раз, так как она здоровается не только со своими учениками!
Историческая справка. В этом году наша школа получила собственный автобус. В школе 138 человек, 13 детей живут на Евлановке.
Задание 17. Вычислите сколько процентов детей от всех учащихся едут домой на автобусе.
Решение: 132человека-100%
13 человек-х %
Х=(13*100):132= 9,8 %
Историческая справка: В здании школы открыт краеведческий музей. В нем хранятся подлинные экспонаты (предметы быта): прялка (2 шт.), печка-буржуйка, большой чесальный гребень (2 шт.), малый чесальный гребень, деревянное корыто, ступа, лапти лыковые, ручная деревянная соха, старинные весы, утюги, самовары, цеп для обмолота зерна, серп, самодельные старинные ключи от замков, бердо (неотъемлемая часть ткацкого станка), заглушка к оси кареты производства мастерских Корявина, находившихся в селе Ардонь, образцы полотна, костюм крестьянки,(полный), старинный пояс, старинные вышивки, керосиновая лампа, старинные книги (4 шт.), современные вышивки, а также модель ткацкого станка, крестьянская изба старой деревни (модель) и др.

Задание18. В каком году открылся музей, если в 2023 году ему исполняется 55 лет? Решение. 2023-55= 1968 год- дата открытия школьного музея.
Историческая справка.
Он родился в поселке Ардонь в 1912 году, рано лишился отца. Мать одна воспитывала пятерых детей. Михаил был младшим.
«Буду летчиком»- еще в детстве твердил он матери. Окончив школу, уехал он в Москву поступать в авиационное училище, но мечта сбылась не сразу. Сначала Михаил окончил профессионально-техническую школу. Через три года был направлен в авиационное училище имени Жуковского. К началу советско-финской войны Плоткин был уже капитаном. Его эскадрилья одна из первых прокладывала маршрут в самые опасные зоны противника, минировала финские берега, бомбила железнодорожные вокзалы и воинские эшелоны. За подвиги в этой войне отважного летчика наградили орденом Ленина, а его эскадрилью- орденом Красного Знамени. 27 июля 1941 года минно-торпедному авиационному полку восьмой авиабригады ВВС Балтийского флота был отдан приказ Главкома Иосифа Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам.
Дальние бомбардировщики «Ил-4» считались в годы войны лучшими в своем классе по скорости, дальности полета и грузоподъемности. Именно на этих машинах советские летчики отправились на первую бомбардировку Берлина.
В 21.00 7 августа 1941 года с аэродрома Кагул, расположенного на острове Эзель, самолеты впервые улетали в Берлин. Затем они вылетали бомбить Берлин и с аэродрома города Пушкин под Ленинградом.
Летчикам предстоял тяжелый полет над контролируемой немцами территорией. Маршрут по линии: остров Эзель (Сааремаа)- Свинемонде-Штетиинн-Берлин на расстоянии 1765 км, из них над морем 1400 км. Продолжительность полета составила 7 часов. Основной защитой от средств ПВО противника могла стать лишь высота полета, но это была не просто большая высота, а предельная-7000 метров. Температура за бортом достигала 35-40 градусов, из-за чего стекла кабин самолетов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того. Летчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках. В 01.30 8 августа пять самолетов осуществили сброс бомб на хорошо освещенный Берлин и на Берлинское предместье. Немцы настолько не ожидали авианалета, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того как первые бомбы упали на город. Проконтролировать результаты налета летчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Мое местоположение- Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!»
Советское Информбро 8 августа известило, что советская авиация успешно бомбила Берлин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом героизм и мужество капитану М.Н. Плоткину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Задание 19. В 21.00 7 августа 1941 года с аэродрома Кагул, расположенного на острове Эзель, самолет, пилотируемый М. Н. Плоткиным и еще четыре самолета впервые улетал в Берлин. Маршрут по линии: остров Эзель (Сааремаа)- Свинемонде-Штетиинн-Берлин на расстоянии 1765 км, из них над морем 1400 км. В 01.30 8 августа пять самолетов осуществили сброс бомб на хорошо освещенный Берлин и на Берлинское предместье. Оцените скорость, с которой летел самолет М.Н.Плоткина.
Решение. Самолет летел до Берлина 4 часа 30 минут. Пролетел расстояние 1765 км. Скорость равна 1765 км: 4,5ч= 392 км/ч.
Историческая справка. В двух километрах от Ардони есть озеро Стодольское. Площадь озера 159 гектар, а средняя глубина 1,5 метра.
Задание 20: Чему равен объем воды этого озера?
Решение: 159 гектар=159*10 000 метров квадратных=1 590 000 метров квадратных,
1 590 000 метров квадратных * 1,5 метра=2 385 000 метров кубических.
Историческая справка: Это стихотворение написала одна из учителей истории Ардонской школы.
Постой среди каштанов и берёз,
Вдохни звонков весёлых переливы,
Как быстротечны годы, торопливы,
Но ты придёшь сюда из детских грёз,
Ты выпускник Ардонской средней школы,
И пусть далёко бросила судьба
Ты верь в добро, на лучшее надейся,
Теплом и светом школы обогрейся.
Задание 21: Реши примеры и соотнеси с буквами и ты узнаешь, кто написал это стихотворение
1,3+2,7 |
6,01*2 |
1-0,99 |
3:5 |
0,6:2 |
10,4+12 |
12-0,7 |
4 | 11,3 | 12,02 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,6 | 4 | 11,3 | 22,4 |
| | | | | | | | | | |
Если
о | 4 |
в | 11,3 |
ч | 12,02 |
и | 0,3 |
н | 0,1 |
к | 0,6 |
а | 22,4 |
Ответ: (Овчинникова А.Н.)
И в заключение задача – шутка.
Задание 22. Два ученика класса попросили учителя посадить их вместе за одну парту. В результате 1/8 урока они играли в крестики - нолики, 1/4 урока рассматривали наклейки, 1/2 урока смотрели в окно, как дворник подметает школьный двор, а остальное время честно работали, как и обещали наивному учителю. Сколько времени работали мальчики, если урок длится 40 минут?
Заключение
В процессе работы над проектно-исследовательской работой мною были изучены краеведческие материалы школьного музея, школьной библиотеки, приемы составления и решения математических заданий. Всё это в целом, способствовало тому, что мною были составлены математические задания, содержание которых отражает историю родного села, моей малой родины.
Данные задачи показывают, как математические знания применяются в жизненных ситуациях.
В задаче всегда есть условие и вопрос. При этом нужно помнить, что в задаче должно находиться необходимое количество данных, чтобы можно было ответь на вопрос, поставленный в задаче. Но для того, чтобы затруднить поиск ответа, в задаче могут появиться также избыточные (лишние) данные.
В этом году я заканчиваю 9 классов и выпустив сборник заданий, хочу сделать подарок школе. Надеюсь, что собранная мною информация будет в будущем полезна как учителям, так и ученикам.
Список источников и используемой литературы
-
Газет «Труд» от 30 июня 2007 года
-
Учительская газета №30 от 5.08.2016 года.
-
Р.И. Перекрестов «Посад Ардонь и село Богородицкое» ,Клинцы 2012 год
-
Статьи М.П.Черного «Сто лет Ардонской школе»
-
Интернет-ресурсы
http://library-klintsy.org/?p=746
https://klinci.ru/village-ardon/
https://forum.vgd.ru/792/104285/
Приложение
(Задания для буклета)
«История села Ардонь в математических заданиях»
Задание 1: Датой основания Ардони считают 1711 год. Сколько лет отпразднует Ардонь в 2023 году?
Задание 2: Согласно первой переписи населения в 1718 году сообщалось «окладные дворы-15, мужских душ-136, женских душ-118».
Согласно второй переписи в 1859 году в посаде Ардони числилось 160 дворов, в которых проживали 621 мужчина и 831 женщина, по 8-10 душ в каждом доме.
На другом берегу, в селе Богородицкое проживали 634 человека в 117 избах, по шесть человек в каждой.
Вычислите, на сколько человек увеличилось население Ардони за данный промежуток времени.
Задание 3: Во сколько раз выросло население Ардони за данный период?
Задание 4. По сведениям 1781 года, ардонцы посада занимались земледелием и спекуляцией медом: покупали по два рубля за пуд у селян, занимавшихся бортничеством, продавали в полковом городе Стародубе по три рубля.
Пуд меда стоил два рубля. Сколько мог стоить 1 кг меда?
Задание 5. Учебный год длится 34 недели, дети учатся 6 дней в неделю, всего 204 дня. В 1898-1899 учебном году обучалось 75 детей. Считая, что каждый приносил в школу по два полена для ее отопления, вычислите сколько поленьев было сожжено за 1898-1899 учебный год.
Задание 6. Расстояние между центрами села Ардонь и города Клинцы по автодороге составляет 6 км. Выразите это расстояние в метрах, сантиметрах, в верстах.
Задание 7. От центра города Клинцы до центра Ардони 6 км. Сколько времени будет ехать автобус №16, если он движется с постоянной скоростью 40 км/ч?
Задание 8. Постойте столбчатую диаграмму и полигон изменения населения за данный период.
1989 год | 2002 год | 2010 год | 2013 год | 2021 год |
2916 человек | 2831 человек | 2543 человек | 2418 человек | 2300 человек |
Задание 9. Постройте круговую диаграмму из этих данных:
на 1 января 2023 численность населения (постоянных жителей) села Ардонь составляет 2 294 человека, в том числе
детей в возрасте до 6 лет - 229 человек,
подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 272 человека,
молодежи от 18 до 29 лет - 274 человека,
взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 987 человек,
пожилых людей от 60 лет - 500 человек,
а долгожителей села старше 80 лет - 32 человека.
Задание 10. В годы Великой Отечественной войны из Ардони ушли на фронт и не вернулись многие односельчане. Реши уравнение
8х-200=14+6х
и ты узнаешь число героев, чьи фамилии высечены на стене мемориала
Задание 11: Церковь Рождества Богородицы освящена в 1901 году. Сколько лет исполняется церкви в 2023 году?
Задание 12: Самая длинная улица Ардони Стахановская. Она названа в честь А.Г. Стаханова, советского шахтера. За 5 часов 45 минут было добыто 102 тонны угля. Сколько кг угля добывал Стаханов в одну минуту?
Задание 13: Площадь здания школы: 2420,5 квадратных метра. : Выразите площадь школы в гектарах.
Задание 14. В школе 2 этажа. На первом этаже 5 учебных кабинетов. На втором этаже на 3 кабинета больше, чем на первом. Сколько кабинетов на втором и на третьем этажах?
Задание 15. Сейчас в школе работает 16 учителей, один социальный педагог, два бухгалтера, четыре технички, два кухонных работника, охранник, дворник, завхоз. При школе открыт детский сад, где трудятся два воспитателя и нянечка. Сколько всего человек работает в Ардонской школе?
Задание16.Лукашова Наталья Петровна, учитель начальных классов, имеет самый большой стаж работы в Ардонской школе - 41 год. Каждый день Наталья Петровна проводит 4-5 уроков. Учебных дней в году 210. Сколько раз за эти годы Наталья Петровна сказала « доброе утро» ученикам?
Задание 17. В этом году наша школа получила собственный автобус. В школе 138 человек, 13 детей живут на Евлановке. Вычислите сколько процентов детей от всех учащихся едут домой на автобусе.
Задание18. В здании школы открыт краеведческий музей. В каком году открылся музей, если в 2023 году ему исполняется 55 лет?
Задание 19. В 21.00 7 августа 1941 года с аэродрома Кагул, расположенного на острове Эзель, самолет, пилотируемый М. Н. Плоткиным и еще четыре самолета впервые улетал в Берлин. Маршрут по линии: остров Эзель - Свинемонде-Штетиинн-Берлин на расстоянии 1765 км, из них над морем 1400 км. В 01.30 8 августа пять самолетов осуществили сброс бомб на хорошо освещенный Берлин и на Берлинское предместье. Оцените скорость, с которой летел самолет М.Н.Плоткина.
Задание 20. В двух километрах от Ардони есть озеро Стодольское. Площадь озера 159 гектар, а средняя глубина 1,5 метра.Чему равен объем воды этого озера?
Задание 21. Постой среди каштанов и берёз,
Вдохни звонков весёлых переливы,
Как быстротечны годы, торопливы,
Но ты придёшь сюда из детских грёз,
Ты выпускник Ардонской средней школы,
И пусть далёко бросила судьба
Ты верь в добро, на лучшее надейся,
Теплом и светом школы обогрейся.
Реши примеры и узнаешь автора стихотворения
1,3+2,7 | о | 4 |
6,01*2 | в | 11,3 |
1-0,99 | ч | 12,02 |
3:5 | и | 0,3 |
0,6:2 | н | 0,1 |
10,4+12 | к | 0,6 |
12-0,7 | а | 22,4 |
А.Н.
4 | 11,3 | 12,02 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,6 | 4 | 11,3 | 22,4 |
| | | | | | | | | | |
о | 4 |
в | 11,3 |
ч | 12,02 |
и | 0,3 |
н | 0,1 |
к | 0,6 |
а | 22,4 |