Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем в истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
классифицировать исторические источники по типу информации;
использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Использовать:
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии, получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков других людей с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.
При освоении Обязательного минимума содержания курса отечественной истории 11 класса старшеклассники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
хронологические знания и умения:
называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;
составлять хронологические и синхронистические таблицы; знание фактов:
называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
анализ, объяснение:
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основания самостоятельно;
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
версии, оценки:
излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе,
сравнивать налагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
высказывать суждение о подходах и критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, их оценке в литературе;
работа с истопниками:
—читать историческую карту с опорой на легенду;
использовать данные исторической карты для характеристики России и регионов;
проводить поиск необходимой информации в одном или не скольких источниках;
высказывать суждение о назначении, ценности источника;
характеризовать позиции, взгляды автора источника;
—сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.
Содержание учебного предмета «История»
Введение. Мир в начале XXвека
Раздел I. Мировые войны и революции.1914-1945гг.
Исторические проблемы первой половины XXв.
Первая мировая война
Первая мировая война: причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Образование национальных государств в Европе и послевоенная система договоров
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.
«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США.Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение.
А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
Вторая мировая война
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль.
Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Мир во второй половине XX- начале XXIв. Исторические проблемы второй половины ХХ в.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений.Разрядка и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ века. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в.А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм).Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества. Искусство и спорт.
Раздел I. Российская империя
Тема 1. Россия в начале XX в.
Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1908— 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.
Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай И. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения, «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л, Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б, Струве).
Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм.
Тема 2. Россия в годы первой революции
Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
Начало революции. Г. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов.
Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, II. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.
Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906— 1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.
Основные понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума
Тема 3. Монархия накануне крушения
Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи»,
Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.
Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.
Основные понятия: ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая вой а, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.
Раздел II Великая российская революция. Советская эпоха.
Тема 4. Россия в революционном вихре 1917 г.
По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис .правительства.
От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов, Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране.
Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции.
Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства, бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство.
Тема 5. Становление новой России (1917-1920)
Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания.
Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР.
«Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды.
Начало «культурной революции», ее сущность.
Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение.
Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д, Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И, Деникин и др.).
Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.
Основные понятия: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, «культурная революция», сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка.
Тема 6. Россия, СССР: годы нэпа
Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.
Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к мшу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.
Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-с гг.
Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство.
Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. 11олитика Коминтерна.
Основные понятия: нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн.
Тема 7. СССР: годы форсированной модернизации
Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х т — 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин.
Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации.
Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.
Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.
Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина.
Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».
Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики.
Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.
Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.
Основные понятия: модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм», фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», секретные протоколы.
Тема 8. Великая Отечественная война
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и её союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом — осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной — осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра.
Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии.
Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне.
Борьба за липнем фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам.
Советский тыл в годы воины Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на поемный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура.
СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы.
Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.
Тема 9. Последние годы сталинского правления.
Постановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. 11ромышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.
Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина. Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.
Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов.
Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий.
Внешняя политика Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического' лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
Тема 10. СССР в 1955—1964 гг.: попытки реформирования советской системы
Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30— 50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина.
Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты.
Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике з начале 60-х гг.
Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.
СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.
Основные понятия: реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.
Тема 11. Советский Союз в последние десятилетия своего существования.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965— 1985 гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народнохозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины.
Социальная политика: цели, противоречия, результаты.
Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арен;' новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.
Внешняя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).Концепция нового политического мышления: теория и практика.
Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития, «доктрина Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов».
Раздел III. Российская Федерация
Тема 12. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в.
Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг.
Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре — октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг.
Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России.
Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях.
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1998 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура.
Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня.
Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток:. Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская республика, сепаратизм, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.
Тематическое планирование
(2 часа в неделю/ 68 часов в год)
№ п/п | Название разделов, глав | Количество часов | В том числе контрольные работы |
1 | Мир в начале XX в. | 1 | - |
I | Российская империя | 9 | 1 |
II | Первая мировая война и революции. | 12 | |
III | Великая российская революция. Становление новой России. Россия, СССР: в годы нэпа. СССР: в годы форсированной модернизации. | 14 | 1 |
IV | Вторая мировая война | 3 | |
V | Великая Отечественная война | 4 | 1 |
VI | Мир во второй половине XX-начале XXI века | 9 | |
VI | Советская эпоха 1945-1991 | 10 | 1 |
VII | Российская Федерация | 5 | |
| Итого | 68 | 4 |
Календарно- тематическое планирование уроков истории
в 11 классе на 2017-2018 учебный год
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 | Мир в начале XX века | 1 | С Е Н Т Я Б Р Ь | |
I Российская империя | 9 | |
2 | Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-начале XXв. | 1 | |
3 | Внутренняя и внешняя политика самодержавия | 1 | |
4 | Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция | 1 | |
5 | Революция 1905-1907г: начало, подъем, отступление. | 1 | |
6 | Становление российского парламентаризма | 1 | |
7 | Третьеиюньская политическая система. Наведение порядка и реформы | 1 | |
8 | Россия в Первой мировой войне | 1 | |
9 | Русская культура в конца XIX-начале XX .в | 1 | |
10 | Повторение и контроль по теме «Российская империя»( Контрольное тестирование) | 1 | О К Т Я Б Р Ь | |
II Первая мировая война и революции. | 12 | |
11 | Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. | 1 | |
12 | Война и общество. | 1 | |
13 | Образование национальных государств в Европе. | 1 | |
14 | Послевоенная система международных договоров. | 1 | |
15 | Социально-экономические процессы в европейских государствах и США. | 1 | |
16 | Социально-экономические процессы в европейских государствах и США. | 1 | |
17 | Общественно-политический выбор ведущих стран. | 1 | |
18 | Общественно-политический выбор ведущих стран. | 1 | Н О Я Б Ь | |
19 | Особенности развития стран Азии, Африки, Латинской Америки между мировыми войнами. | 1 | |
20 | Культура и наука в первой половине XX века. | 1 | |
21 | «Эра пацифизма» в 1920-е гг. | 1 | |
22 | Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг. | 1 | |
III Великая российская революция.Становление новой России.Россия, СССР: в годы нэпа.СССР: в годы форсированной модернизации. | 14 | | |
23 | Россия в революционном вихре. По пути демократии. От демократии к диктатуре. | 1 | Д Е К А Б Р Ь | |
24 | Большевики берут власть. | 1 | |
25 | Первые месяцы большевистского правления. | 1 | |
26 | Огненные вёрсты Гражданской войны. | 1 | |
27 | Почему победили красные? | 1 | |
28 | Социально-экономическое развитие страны в годы нэпа. | 1 | |
29 | Общественно-политическая жизнь. Культура. | 1 | |
30 | Образование СССР. | 1 | |
31 | Внешняя политика и Коминтерн. | 1 | Я Н В А Р Ь | |
32 | Кардинальные изменения в экономике в годы форсированной модернизации. | 1 | |
33 | Общественно-политическая жизнь. Культура. | 1 | |
34 | «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система. | 1 | |
35 | На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 1930-е гг. Накануне грозных испытаний. | 1 | |
36 | Повторение и контроль по теме «Великая российская революция. Становление новой России. Россия, СССР: в годы нэпа. СССР: в годы форсированной модернизации». (Контрольное тестирование) | 1 | |
IV Вторая мировая война. | 3 | | |
37 | Причины войны и планы участников. | 1 | Ф Е В Р А Л Ь | |
38 | Этапы боевых действий на фронтах и Движение Сопротивления. | 1 | |
39 | Международная дипломатия в годы войны. Итоги Второй мировой войны. | 1 | |
V Великая Отечественная война | 4 | |
40 | Боевые действия на фронтах. | 1 | |
41 | Борьба за линией фронта. | 1 | |
42 | Советский тыл в годы войны. СССР и союзники. | 1 | |
43 | Повторение и контроль по теме «Вторая мировая война. Великая Отечественная война». (Контрольное тестирование) | 1 | |
VI Мир во второй половине XX-начале XXI в. | 9 | |
44 | Мирное урегулирование после Второй мировой войны и начало «холодной войны». | 1 | |
45 | Основные этапы «холодной войны». | 1 | М А Р Т | |
46 | Основные этапы и тенденции общественно-политического и социально-экономического развития Стран Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х – начале 2000-х гг. | 1 | |
47 | Особенности политического и социально-экономического положения развитых государств мира в конце 1940-х- начале 2000-х гг. | 1 | |
48 | Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 1940-х - первой половине 1980-х гг. | 1 | |
49 | Кризис и крушение коммунистических режимов в Восточной Европе. Становление демократических общественно- политических систем в регионе. | 1 | |
50 | Национально-освободительные движения и деколонизация стран Азии, Африки и Латинской Америки. | 1 | |
51 | Эволюция общественно-политических систем и экономических моделей отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 1950-2000-егг. | 1 | |
52 | НТП. Гуманитарные аспекты общественно-политического развития. | 1 | А П Р Е Л Ь | |
VII Советская эпоха 1945-1991 гг. | 9 | |
53 | Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях. | 1 | |
54 | Восстановление и развитие народного хозяйства. Власть и общество. | 1 | |
55 | Изменения в политике и культуре в 1953-1964гг. | 1 | |
56 | Преобразования в экономике в 1953-1964 гг. | 1 | |
57 | СССР и внешний мир 1953-1964 гг. | 1 | |
58 | Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг | 1 | |
59 | Общественно-политическая жизнь. Культура. | 1 | |
60 | Перестройка и ее итоги. | 1 | М А Й | |
61 | Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны». Распад СССР. | 1 | |
62 | Повторение и контроль по теме «Советская эпоха 1945-1991 гг». (Контрольное тестирование) | 1 | |
VIII Российская Федерация | 5 | |
63 | Начало кардинальных перемен в стране. | 1 | |
64 | Российское общество в годы реформ | 1 | |
65 | Ситуация в стране в конце XX в. | 1 | |
66 | Россия в первое десятилетие XXI в. | 1 | |
67 | Внешняя политика России | 1 | |
68 | Итоговое повторение | 1 | |