СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проетная работа "Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привить любовь к русской литературе,литературному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Проетная работа "Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека"»

Урок литературы в 6 классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Тема: «Морально - нравственные качества характеров героев романа А.С. Пушкина «Дубровский»».

Цель: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа; подвести их к мысли, что жестокость, деспотизм равно разрушительны и для тех на кого они направлены, и для тех, кто их совершает.

Задачи:

Обучающие: продолжить обучение анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению;

Развивающие: развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус;

Воспитательные: продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, положительных моральных качеств, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте. Ребята, вы уже, наверное, догадались, что наш урок будет немного необычным. К нам пришли гости. Поприветствуем их.

2.Актуализация знаний.

Ребята, напомните, какое домашнее задание было на прошлом уроке? Вы справились с этим заданием? Были трудности при выполнении домашнего задания? Домашним заданием было прочитать произведение и сделать закладки в тексте, где идет описание моральных качеств героев романа.



3.Введение в тему, определение цели, постановка задач на урок.

Ознакомление учащихся с темой и целями урока.

Тема сегодняшнего урока будет звучать так: «Морально -нравственные качества характеров героев романа А.С. Пушкина «Дубровский». Исходя из названия темы и выполненного домашнего задания, попробуйте сформулировать цели урока. Слайды 1,2. Тема урока, портрет А.С. Пушкина, название романа, цели урока. Учащиеся актуализируют домашнее задание и определяют цели урока. ….Слово учителя. Знакомство учащихся с морально-нравственными качествами человека. Послушайте эпиграф к нашему уроку.

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. (Л.Н. Толстой)

Слайд 3.Скажите, ребята, вот вы не раз слышали такое выражение: «Этот человек добрый».

Как вы это понимаете? Как вы думаете, что ценит в людях А.С. Пушкин в романе «Дубровский? Предполагаемые ответы учащихся:

Добрый человек – это человек, готовый помочь людям, неравнодушный к чужой боли или беде. Достоинство, честь, ответственность, любовь к родине (патриотизм), совесть, уважение.

Словарная работа. Ознакомление учащихся с понятиями «литературный портрет», «художественная деталь». Слайд 4.

Ребята, давайте найдем в словарях значение слова «портрет». Значение термина «художественная деталь» я поясню вам сама.

Художественная деталь – особо значимый элемент художественного образа. С помощью детали – одним или несколькими словами можно получить самые яркие представления о персонаже (его внешности или психологии).

Работа со словарями (понятие «литературный портрет»).

4. Работа по группам.

Устное рисование. Аналитическая беседа. Развитие речи учащихся. Работа с текстом. Умение аргументировать свой ответ. Итак, вернемся к теме нашего урока. Давайте подумаем над проблемным вопросом: Что важнее в жизни человека: честь и благородство или богатство и власть? Слайд 5. А теперь на характерах Троекурова и Дубровского – младшего рассмотрим насколько они были нравственными и достойными людьми. Для этого разделимся на четыре группы: две группы будут рассматривать личность Троекурова. Для выполнения заданий,у вас на столе карточки, в которые вы будете записывать особенности характеров героев романа. Ребята первой группы работают над его положительными чертами, подтверждая это текстом романа, заполняют соответствующую карточку. Учащиеся второй группы работают над отрицательными чертами. Две другие группы по аналогии рассматривают личность Дубровского-младшего. В каждой группе у нас будут аналитики (ученики, собирающие общую информацию), которые после обсуждения проблемы подводят результат работы групп и комментируя ответ, кладут шарики (качества характеров) на чаши весов. Остальные участники его дополняют.

Подведение итогов работы групп. Определение образов персонажей романа. Заслушивание ответов учащихся.

Слайд 6. Фото Дубровского-младшего, читающего письмо няни (текст письма). Дубровский и Маша. Подводят итоги размышлений и делают выводы, что Пушкин не идеализирует своего героя, но предводитель разбойников в романе гораздо благороднее тех, кто управляет губернией, кто должен заботиться о своем народе. Владимир Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам.

5.Рефлексия

1.Мне понравилось …. 2.Я думаю…. 3.Я считаю….

6.Заключительная часть. Обобщение знаний, полученных на уроке. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Какие качества нужно воспитывать в себе?

Предоставление слова герою сегодняшнего урока Владу.

Слайд 7.Ответ ученика. Прежде всего нужно воспитывать в себе такие качества как

Честность, естественность (нужно вести себя одинаково хорошо как в обществе так и повседневной жизни).

Любовь (к родине, близким, природе).Ответственность (за себя, порученное дело).Верность долгу, родине

7.Домашнее задание.

Развитие творческих способностей.

Написать сочинение: Как сложилась жизнь у Дубровского, Троекурова, Марии Кирилловны, Верейского? Отразите в ваших сочинениях изменились ли с годами их моральные качества?

Записывают домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!