СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессия УЧИТЕЛЬ как проект истинного самовоспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профессия УЧИТЕЛЬ как проект истинного самовоспитания»

Суховская Владлена Андреевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия «Новоскул»

8-902-148-54-43

[email protected]


Профессия УЧИТЕЛЬ как проект истинного самовоспитания


«Если человек ощущает свое участие в жизни общества, он создает не только материальные ценности для людей - он создает и самого себя. Из работы, в которой ярко выражен дух гражданственности, начинается истинное самовоспитание»

Василий Александрович Сухомлинский


В этом мире каждый из нас мечтает найти свое призвание, которое даёт возможность почувствовать себя частью чего-то большего, чем ты сам – частью целостной социокультурной системы. На каждом этапе своей жизнедеятельности важно быть полезным современному обществу и вносить весомый вклад в его развитие. На мой взгляд, именно профессия учителя находится в основании социокультурного фундамента нашего общества, так как педагог является созидателем творческих возможностей каждого учащегося. Еще обучаясь в школе, считала, что в данной профессии заложен большой потенциал для профессионального и личностного развития. В соответствии с этим был сделан однозначный выбор специальности «Преподавание в начальных классах», которую сейчас воплотила в реальность, поскольку работаю в МАОУ «Гимназии «Новоскул» в 1 «Я» классе.

Вспоминаю, как начиналась моя карьера в роли учителя. Как я волновалась и ждала 1 сентября. Начинать было непросто. Первый свой классный час, посвященный «Дню знаний», сначала проводила перед пустым классом, проговаривала сценарий. Но стоило только переступить порог гимназии и увидеть моих будущих учеников, волнение сразу исчезло. Каждый учитель, а особенно молодой специалист мечтает заслужить авторитет и быть примером для подражания. Поэтому целый месяц работы я пыталась найти к каждому ученику индивидуальный подход, и тот «золотой ключик», которым будет легко открыть дверь к сердцам моих учеников. Также я искала и долго наблюдала за тем, что же детей замотивирует на обучение? Что поможет зажечь интерес в их глазах?

Для этого я использую различные приемы, повышающие познавательную активность учащихся, формирующие исследовательские умения: прием словесного рисования, синквейн, заполнение таблицы «Верные и неверные утверждения», различные карточки, наглядный материал. Провожу уроки с использованием средств ИКТ, что в значительной степени повышает внимание учащихся и качество усвоения учебного материала. Безусловно, все используемые методы и приемы работают положительно. Но, к сожалению, всё – равно этого не достаточно, чтобы открыть во всех детях тягу к знаниям, завоевать интерес каждого к уроку, научить учиться.

Для того чтобы стать профессионалом своего дела, нужно всегда «идти в ногу со временем», руководствоваться требованиями федерального государственного образовательного стандарта:

Педагог начальной школы должен:

• Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать учащимся определять цели и образовательные результаты на языке умений);

• Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

• Уметь использовать разнообразные формы организации деятельности, включая учащихся в разные виды работы, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов;

• Уметь учиться вместе с учениками;

• Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;

• Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею;

•Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;

• Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий;

• Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике;

• Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе [3].

Я решила основательно и очень подробно изучить технологию проектного обучения в начальной школе и  начала внедрять её на практике.  Проект -  более  широкое  понятие  -  это  «совокупность  определенных действий, документов,  предварительных текстов,  замысел для создания реального объекта, предмета,  создание разного рода теоретического продукта» [1, 151]. Суть проектной деятельности состоит в том, что учащиеся, исходя из своих интересов, вместе с учителем, (а часто и вместе с родителями) выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в активную деятельность, учащиеся овладевают новыми знаниями и умениями. Дети, начиная с первого класса, учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться между собой, договариваться, распределять роли, задания. Работая над проектами, учащиеся получают навыки письма, счета, познают окружающую их природу через собственный поиск. Применение данной технология способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Рассмотрим на примере урока окружающего мира по теме: «Кто такие птицы?» основные этапы работы над проектом.

1. В начале урока я создаю мотивационную основу для активной творческой и исследовательской работы, предлагая детям прослушать аудиозапись – пение птиц. После предварительного обсуждения подвожу учащихся к самостоятельной формулировке темы и цели проекта.

Проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде как набор действий, которые должны быть выполнены группой учащихся. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена и цель проекта достигнута.

2. На втором этапе мы переходим к работе в группах над мини- проектом. Учащиеся  самостоятельно описывают птиц, ориентируясь на предложенный материал в учебнике или дополнительный материал.

После выполнения группового задания, учащиеся представляют проект. Учитель внимательно слушает детей, задает вопросы, дополняет ответы. Для развития познавательного интереса чередую виды деятельности, используя элементы игровой технологии, например,  ролевые игры на уроке (инсценирование), урок-соревнование, урок-путешествие и.др.

3. После совместной работы учащиеся вместе с учителем делают выводы, закрепляют полученные знания.

4. На следующем этапе проводим рефлексию полученных знаний в форме проекта, обобщая продукт совместной деятельности. Далее предлагаю детям нарисовать одну из птиц, к следующему уроку найти интересную информацию и поделиться со всеми. Творческое домашнее задание позволяет ребятам расширять свой кругозор и работать с разными источниками информации.

Работая над мини-проектами в классе в ходе решения проектных задач, создаю условия для формирования у младших школьников следующих способностей:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цель);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других) [2, стр. 98-99].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность, а также повышает мотивацию к учебной деятельности.

Если ученик научится работать над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с разными людьми.

Смысл моей профессии заключается в словах Л.Н Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».


Список литературы


  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117

  3. . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 31 декабря 2015 г. // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/197127/#ixzz3xi4Vbxmo



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!