СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессионализм социального работника.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовле для специальности "Социальная работа".

Просмотр содержимого документа
«Профессионализм социального работника.»

Ответ на вопрос к контрольной работе по дисциплине «Основы теории социальной работы» для студентов заочной формы обучения

Профессионализм социального работника

Введение в действие Федерального закона № 442 «О социальном обслуживании граждан в РФ», профессиональных стандартов диктуют необходимость наличия профессиональной компетентности у специалистов по социальной работе.

Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников – проблемы человека. Социальная работа наряду с помощью в общечеловеческих нуждах в периоды личного и социального неблагополучия человека предполагает и защиту человека в целом, его потребностей, интересов, человеческого достоинства, права на достойную жизнь [5, с.236].

Нельзя думать, что любой человек может быть социальным работником. Оказывается, что не каждый пригоден для социальной работы, причем основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида [6, с.241].

Сегодня настоящего профессионала характеризует способность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при минимальных затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов [2, с.18].

Профессионалом человек становится не сразу. Процесс профессионализации включает определенные этапы и фазы развития профессионализма [3, с.48]. Приступая к той или иной деятельности, человек еще не обладает необходимым профессионализмом. На первых этапах результативность, качество и надежность деятельности у него низкие, а процесс деятельности наоборот – требует много затрат. Особенно характерно это для социальной работы, требующей как теоретических знаний, так и развитых практических умений и навыков, так как отсутствие у социального работника достаточно опыта и навыков выполнения операций делает его работу малоэффективной. Тем не менее, работа выполняется: специалист определяет цели своей деятельности, использует для их достижения комплекс имеющихся у него средств и получает определенные результаты.

Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки социального работника, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого труда и результатов.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:

  • профессионального призвания;

  • глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях;

  • духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком;

  • профессионального мастерства;

  • объективно-критического отношения к своей деятельности;

  • профессиональных знаний и умений;

  • способности всю жизнь учиться и самореализовываться;

  • профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.

Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых социальный работник не может быть профессионалом и которые необходимо вырабатывать или они принадлежат человеку изначально.

Профессиональная компетентность – это профессионально важное качество социального работника. Высокий уровень образования и культуры, осведомленность по широкому кругу профессионально-значимых проблем, т.е. знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и др.

Однако главной профессиональной ценностью социальной работы является ведущая потребность – служить своей профессии на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность специалиста по социальной работе на достижение этой цели.

Высокая коммуникабельность, общительность, социальная смелость, инициативность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту. Подобные качества можно обозначить как организационно-коммуникативные способности. Бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень социального работника. Работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт, если случается. Такие свойства присущи людям, обладающим нервно-психической выносливостью. Отношение социального работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеет правильно относиться к себе, не умеет решать собственные психологические проблемы, то вряд ли он сможет решать проблемы других [4, с.77].

Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование профессионально-этических качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти же качества личности социального работника, транслируемые им на клиента, его окружение и на все общество, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым – решению ряда социальных проблем.

Учитывая вышесказанное, можно обобщить то, что профессионализм:

  • относится к личности;

  • включает в себя определенный набор специальных и ключевых компетенций;

  • проявляется в профессиональных качествах, знаниях, навыках и умениях;

  • может развиваться и, соответственно, диагностироваться.

Важную роль в профессиональной компетентности социального работника занимает его личностное и профессиональное саморазвитие, которое способствует становлению человека как профессионала на протяжении его жизненного пути, начиная от профессионального самоопределения и заканчивая уходом из профессиональной жизни [6, с.119].

Рассматривая профессиональные компетенции социального работника, необходимо остановиться и на профессиональном стандарте, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18ноября 2013 №677н и вступившим в силу с 1 января 2015 года. Важно отметить и необходимые знания:

— основы законодательства федерального и регионального уровня, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения;

— осуществление социального консультирования;

— элементарные правила приготовления пищи;

— организация и принципы ведения домашнего хозяйства;

— правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях;

— основы психологии лиц старшего возраста и инвалидов;

— правила оказания доврачебной помощи;

— основы этики в социальной работе (кодекс профессиональной этики).

Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культурологического и иного характера.

Сегодня особенно остро встает вопрос о постоянном профессионально-личностном развитии социального работника. Современный профессионал должен не просто быть оперативным и мобильным, а способным работать на опережение, способным проводить профилактическую работу по предотвращению конфликтных ситуаций, уметь грамотно и доступно давать разъяснения по обновлениям нормативно-правовой базы в отношении социального обслуживания различных категорий граждан, а также быть интеллектуально развитым, творческим, креативным, занимать активную жизненную позицию, способным помочь клиентам в поиске собственных сил и активизации внутренних ресурсов, потому что сегодня только сильный духом человек способен преодолеть невзгоды и препятствия.













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Студенческая библиотека онлайн (info{aт}studbooks.net) © 2013 – 2019.

  2. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография.- М.: Логос, 2016.

  3. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования//Сибирь. Философия. Образование.- СО РАО, ИПК.- Новокузнецк, 2016 (выпуск 5).

  4. Лебедева Н.В. Обучение взрослых в системе переподготовки и повышения квалификации: монография [текст]/ Н.В. Лебедева – М.: Издательство «Перо», 2015.

  5. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров/Е.И.Холостова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и к», 2013.

  6. Введение в профессию: Социальная работа: учебник/под ред. В.И. Жукова.- М.: Издательство РГСУ, 2013.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!