СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная и терминологическая лексика русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка  для специальности "Строительство и эксплуатации зданий и сооружений"

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная и терминологическая лексика русского языка»

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский строительный колледж»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Дисциплина: «Русский язык и литература. Русский язык»





Тема: «Лексика русского языка.

Профессиональная и терминологическая лексика русского языка»





Автор: Русанова Ольга Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы

Областного государственного

автономного профессионального

образовательного учреждения

«Белгородский строительный колледж»








22 год




Содержание

Аналитическая записка

  1. Методическая разработка практического занятия

- Конспект практического занятия

  1. Список использованных источников


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Русский язык в системе СПО является дисциплиной общеобразовательной подготовки. Содержание дисциплины охватывает широкую область знаний об окружающем мире и законах языковых коммуникаций. Целью изучения является приобретение практических умений:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

-принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме.

Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка. Часть материала подобрана именно для студентов по профессии 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (раздел "Лексика. Термины и профессионализмы").

Открытый урок - «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика» - это обобщающее занятие в разделе «Лексика». В процессе повторения и систематизации материала осуществляется проверка знаний и умений употребления в речи таких понятий, как лексическое значение слова, прямое и переносное значение, сфера употребления, профессиональная и терминологическая лексика, а также выявляются взаимосвязи разделов русского языка.

Актуальность и значимость его заключаются в том, что он направлен на развитие речи студентов, на формирование умения последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять профессионализмы и терминологию в речи.

В данной разработке используются дидактические демонстрационные и раздаточные печатные материалы, мультимедийные средства, интерактивная доска, анимационные образы для организации игровой формы занятия, презентация «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика», словесное сопровождение.

Методическая разработка рекомендуется для использования учителями общеобразовательных школ и лицеев, а также преподавателями русского языка системы СПО.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Конспект урока

Тема открытого занятия: Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика

Профессия/специальность: Строитель/технолог

Продолжительность: 45 мин

Тип занятия: Урок общения, систематизации и закрепления знаний

Вид занятия: практический

Цель методическая: создание условий для формирования умений переноса теоретических знаний и умений в новые ситуации

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика»

Задачи:

  1. Образовательная: способствовать обобщению знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления»; систематизировать и углубить знания по теме «Профессиональная и терминологическая лексика», применять полученные знания в конкретных ситуациях;

  2. Развивающая: развивать учебно-организационные умения; развивать умение вести диалог в группе

  3. Воспитательная: способствовать развитию ответственности, способности к открытому взаимодействию, воспитывать интерес к профессии

  4. Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: репродуктивный, продуктивный, эвристический.

Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, видеометод, беседа.

Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (MicrosoftOfficePowerPoint).

Учебно-методическое обеспечение: презентация по теме «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика», раздаточный материал: опорный конспект, кроссворд, текст с «неизвестными»

Внутрипредметные связи: темы разделов «Орфоэпия», «Грамматика», «Морфология».

Ход занятия

  1. Организационный момент (2мин)

Приветствие

- Вы – строители, технологи, а это люди профессионально творческие, они как художники ваяют красоту. Только художники передают свое настроение в картинах, а строители – в создании зданий и сооружений, в его изысканности и неповторимости. В вашей профессии также важна речь, которая должна быть грамотной, точной и, конечно же, профессиональной.

Больницы, дома, предприятия, школы,

Не может построить ни врач, ни учитель,

Ни смелый пожарный, ни клоун веселый…

Возводит все здания только строитель.

.- Как Вы думаете, важно ли знание профессиональной и терминологической лексики? Пригодится ли она Вам в дальнейшем?

- А важно ли произносить или писать используемую лексику правильно?

  1. Мотивация учебной деятельности (3мин)

- Сегодня наш урок пройдет в нетрадиционной форме и будет носить продуктивный характер. Для начала разделимся на 3 команды. Команда выбирает себе лидера и выполняет свои задания. За правильно выполненные задания команда будет получать буквы, из которых в конце урока соберется слово «ПОБЕДА» (приложение 1)

Мы с Вами совершим небольшое путешествие в мир профессий, связанных с технологической отраслью по одной из дорог русского языка…

Перед путешествием предлагаю всем повернуться друг к другу, улыбнуться и пожать руки, желая добра

Решение ситуационной задачи.

Начнем с первого маленького испытания… Чтобы у Вас не возникало ситуаций по использованию в речи слов в неправильном значении, мы решим задачу.

Посмотрите на экран. На слайде представлены слова и задание к ним

- Определите какие слова относятся к профессии

АРХИТ…КТУРА, Б…ТОН, ВОЗДУХ…ВОД, ГА…ЕРЕЯ, К…(РР/Р)ОЗИЯ, ЛАН…ШАФТ, …РАНЖ…РЕЯ

- Какие орфограммы Вам встретились при выполнении данного задания? (Предполагаемый ответ: правописание безударной гласной, непроверяемой ударением (словарные слова), гласные о-ё после шипящих, удвоенная согласная в словах)

- Выполнение данного задания позволило убедиться в тесной связи двух разделов науки о языке. Назовите их (Предполагаемый ответ: Орфография и Лексика)

Как Вы думаете, чему же будет посвящен наш сегодняшний урок?

  1. Объявление темы и целей урока (2 мин)

Тема урока: Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика.

Цель: обобщить и систематизировать знания по профессиональной и терминологической лексике.

(запись темы в рабочих тетрадях)

IV. Актуализация опорных знаний, связанных с теоретической частью (4 мин)

- Мы с Вами сегодня не только обобщим и систематизируем свои знания по теме, но и потренируемся в выполнении различных видов заданий

Вернемся к теме урока: «Профессиональная и терминологическая лексика». Что же такое лексика? (Приложение 2)

Лексика – это совокупность слов, входящих состав того или иного естественного языка; это словарный состав языка.

Общеупотребительная лексика – лексика, употребляемая всеми людьми. И, конечно же, в вашей профессии есть такие слова. Какие это слова, назовите их. (Предполагаемый ответ: ….. и т.п.)

Кроме общеупотребительной лексики есть лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Жаргонизмы – это слова и выражения, выходящие за пределы установленной нормы литературного языка и относящиеся к какому-либо жаргону – разновидности речи группы людей, объединенных общими интересами.

(База — точка, линия, плоскость или любой элемент, от которого начинают разметку участка, пола, Балда — тяжёлый молот, кувалда, Болтун — миксер для замешивания смесей для шпаклёвкиштукатурки, Весло — лопата, Маяки — приспособления для того, чтобы сделать идеально ровные стены или пол)

Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности

Диалект

Значение, описание, толкование

Регион распространения

Гребенка (постройка до 1917г.)

Квартиры дореволюционной постройки с длинным коридором и примыкающими комнатами, выходящими на одну сторону.

Санкт-Петербург

Гребенка (постройка до 1917г.)

Квартиры дореволюционной постройки с длинным коридором и примыкающими комнатами, выходящими на одну сторону.

Санкт-Петербург

кошкин дом (постройка 1960-70-х гг.)

Малогабаритная квартира в хрущевке с очень маленькой кухней.

Зеленоград

Самостоятельная квартира / комната

Отдельная квартира, непроходная комната.

Приморский район

Пятистенка, пятистенок

Деревянный дом, разделенный на две части капитальной стеной [4].

Вся Россия

Старый фонд

В Петербурге в это понятие вкладывается смысл дорогих антикварных квартир в зданиях, построенных до 1917г. В других регионах России часто ассоциируется с ветхим и аварийным жильем.

Санкт-Петербург

- Знаете ли вы профессиональную и терминологическую лексику вашей профессии? (Студенты называют профессионализмы и термины)

А теперь отправляемся в мир профессии

V. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности(4 мин)

- Сейчас закрепим тот материал, который проходили по разделу «Лексика». Вспомните, что такое синонимы? Антонимы? Паронимы? Обратите внимание на экране. Перед Вами даны слова, необходимо соединить эти пары слов по группам

Задание «Установи соответствие»

1 группа парами подбирает синонимы

  1. СТРОИТЕЛЬ

а) ФРОНТОН

  1. АРМАТУРА

б) КРОВЛЯ

3. КАРНИЗ

в)ФРЕСКА

  1. Мозаика

г) ШПАЛА

  1. СВАЯ

д) СОЗДАТЕЛЬ

  1. КРЫША

е)КАРКАС


2 группа – группирует парами антонимы

  1. СТРОЙКА

а) ОТКРЕПЛЕНИЕ

  1. КРЕПКИЙ

б) ВЕРТИКАЛЬ

  1. ФАСАД

в) КАМЕНЬ

  1. ЯРУС

г) ИЗНАНКА

  1. КИРПИЧ

д) РАЗРУШЕНИЕ

  1. КРЕПЕЖ

е)ХИЛЫЙ

- Какие понятия вспомнили, выполняя это задание? Что такое синонимы? Антонимы? Паронимы?

VI. Обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика» (26 мин)

Задание 1«Текст с неизвестными» (Приложение 4) (4 мин)

Перед Вами на экране представлен текст. Ваша задача: вставить пропущенные слова, обращая внимания на падежные окончания этих слов.

Моя профессия – СТРОИТЕЛЬ.

Строитель – одна из самых древних __________. Появилась она много лет назад, когда люди выйдя из пещер, стали возводить себе ________. Любая стройка, это дела для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определённую работу. ___________ – одна из важнейших отраслей материального производства в народном хозяйстве.

Наша страна – это гигантская строительная _________, на ней проектируют и возводят заводы, фабрики, жилые дома, поликлиники, театры, школы и детские сады.

Благодаря труду строителей возводятся уникальные ________, вступают в строй крупные промышленные предприятия, сдаются для заселения ________.    


Задание 4. «Терминологическая лексика» (5 мин)

- Что такое термины? Чем они могут отличаться от профессионализмов? (Предполагаемый ответ: Термины – точное определение слова для обозначения чего-либо в какой-либо сфере, а профессионализмы могут включать слова обиходные в профессии)

- Обратите внимание на экран. Что Вы видите одинакового в этих терминах?

(Предполагаемый ответ: Это существительные со значением действия, среднего рода, единственного числа, неодушевленные)


Все эти слова даны в толковом словаре с пометой «спец».

Ваша задача: установите соответствие между термином и его значением.

1

АРКА 

1

остекленная неотапливаемая пристройка к зданию дачного типа. В большинстве случаев веранда одноэтажная. Иногда встречаются двухэтажные веранды.

2

БАЛКА 

2

Светозащитные шторы, состоящие из горизонтальных или вертикальных непрозрачных пластиковых или металлических пластин, вращающихся на оси.

3

ВЕРАНДА 

3

Криволинейное перекрытие проемов в стене или пролетов между опорами.

4

ЖАЛЮЗИ 

4

Облицовочная керамическая плитка.

5

КАФЕЛЬ 

5

Горизонтальная несущая конструкция зданий и сооружений, имеющая опору в двух или более точках. Балка, перекрывающая один пролет и имеющая две опоры, называется разрезной. Балка, перекрывающая несколько пролетов и имеющая несколько опор, называется неразрезной многопролетной.

VII. Подведение итогов урока (3 мин)

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы окунулись в мир профессии с помощью русского языка. Вам путешествие понравилось?

- Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: для чего необходима профессиональная и терминологическая лексика? Важно ли произносить и писать используемую лексику правильно?

Давайте посмотрим, с какими же результатами мы подошли к финалу. Чья команда собрала слово «ПОБЕДА»?

(оценивание команд за проделанную работу)

Предлагаю Вам оценить урок. На доске вы видите строителя, который в руках держит кирпич. На столе у меня рисунки кирпичей. Если понравилось занятие, то крепите кирпичи к стене, на которой нарисована улыбка, а если нет, то крепите свои кирпиче на стену, где видите грусть

… - Спасибо за оценку, которую Вы дали занятию.

Для завершения урока прошу выйти в центр и встать в круг.


VIII. Физминутка «Мы вместе!» (1мин)

Предлагаю передать хлопок в ладоши своему соседу справа. Передаем по кругу.

(Урок заканчивается аплодисментами)

- Спасибо большое за урок и удачи в профессиональной деятельности!












 













Список использованных источников

Основная:

  1. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф.учеб. завед. [Текст]/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2014. – 320 с.

  2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку5-9 кл. – 2-е изд. – М: ВАКО, 2016 – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника)

  3. Васильева ,С.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык». – М., 2008.

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей УЗ ИПК – Ростов-н/Д: изд-во «Учитель», 2005 – 288 с.

  5. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

Словарь:

  1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990

Электронные ресурсы:

  1. Справочно-информационный портал «Русский язык» - http:// www.gramota.ru






Скачать

© 2022, 627 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!