Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившими бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.
Что же представляет собой профориентация в широком смысле слова? Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, система наших с вами мероприятий, обеспечивающих научно - обоснованный выбор профессии.
В нашей школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями –предметниками.
Сегодняшние реалии, связанные с поиском своего места в жизни, требуют от каждого молодого человека правильного выбора профессии. Это не случайно, так как научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие постоянно повышают требования к специалистам. В связи с этим большое значение приобретает проблема улучшения подготовки специалистов различных профессий и повышения их квалификации. В решении этой проблемы значительную роль играет развитие профессиональной ориентации в соответствии с современными требованиями.
Понятие «профориентация» – это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
Если профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, преподавателей и мастеров УПК и др., то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации (Е.А.Климов)
Если же на этот процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепция, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется и соответствующий образ профориентации как психологического процесса, состоящего из двух взаимосвязанных сторон:
а) воздействия на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществления такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способностям личности и одновременно находился бы в соответствии с общественными потребностями;
б) принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе.
Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе (Ф.Райс).
Изложенное выше понимание профориентации как единства практической работы и теории позволяет дать следующее её определение. «Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности в развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе с учащимися» (Н.С.Пряжников).
Профессиональная ориентация –призвана помочь каждому из молодых людей в его профессиональном самоопределении. В свою очередь профессиональное самоопределение – это результат сознательного и самостоятельного выбора молодым человеком своей будущей профессии в условиях рынка труда.
В этих целях предлагается для реализации целая система мер, которая удовлетворяет потребности как личности, так и общества.
Принципы организации профориентации школьников.
Правильный выбор профессии обеспечивает целый ряд производственных результатов: быстрое овладение профессией, рост производительности и качества труда, стимулирование профессионального совершенствования, укрепление трудовой дисциплины и т.д. При неправильном выборе способности человека остаются, по крайней мери частично, нереализованными, что ведет к трудовой неудовлетворенности и различным потерям – трудностям овладения профессией, отказу от профессионального совершенствования, смене работы и поискам другой профессии, росту профессиональных заболеваний, производственных травм и т.д. Аспекты профориентации школьников (Н.С.Пряжников)
Каждый учащийся имеет различные психофизиологические особенности, темперамент, характер. Правильный выбор профессии не только определяет жизненный путь человека, но и способствует его психофизиологическому совершенствованию. В этом и состоит суть психофизиологического аспекта в решении задач профориентации учащихся.
Воспитание у учащихся потребности к труду, формирование у них мотивов выбора профессии, потребностей, интереса, склонностей и направленности к будущей профессии входит в содержание психолого-педагогического аспекта профориентации.
Медицинский аспект предусматривает анализ показаний и противопоказаний учащихся к избранной профессии в соответствии с их состоянием здоровья.
Правовой аспект профориентации включает соблюдение ограничений и льгот, предусмотренных по охране прав молодежи, избирающей интересующую профессию.
Сущность системного подхода к профориентации включает диалектическое единство содержания, принципов, аспектов, форм и компонентов системы профориентации в целостном педагогическом процессе, осуществляемом в тесной взаимосвязи общеобразовательной школы, внешкольных учреждений, семьи, работодателей, общественности, профессиональных учебных заведений. В этом состоит одна из закономерностей профессиональной ориентации школьников.
Формы проведения профориентации школьников.
В школьной практике профориентации, в профессиональном самоопределении учащихся зарекомендовали самые разнообразные формы работы. Это могут быть: профориентационный урок или его фрагменты, занятие школьного факультатива, кружка (предметного, по интересам и т.д.), классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты профессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью, лектории «Профессии в новых социально-экономических условиях», «Профессия моя – гордость моя», профориентационные недели, месячники, конкурсы «Лучший по профессии», «Кто больше знает профессий», проведение профессиональных проб, сюжетно-ролевые игры и др.
Таким образом, формы профориентационной работы можно разделить на три вида: формы, реализуемые в учебном процессе; формы проведения профориентации во внеклассной работе и формы профориентации, осуществляемые во внешкольной работе.
Используя названные принципы, аспекты, методы и формы профориентации, следует сформировать у учащихся определенные профессиональные намерения.
Формирование профессиональных намерений – сложный процесс, так как при этом постоянно возникают противоречия. Нередко наряду с первыми намерениями появляются новые, не совпадающие с первичными. Такое сочетание профессиональных намерений помогает учащимся в случае невыполнения первого намерения быть готовым к осуществлению второго.
Выявляя психолого-педагогические особенности профессиональной ориентации, целесообразно подчеркнуть, что основными элементами являются изучение интересов, потребностей и мотивов индивида, выявление акцентуаций. Для этого необходимо создание социально-психологических условий, позволяющих предоставить:
- возможность узнать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития;
- помощь выпускнику в осознании себя самостоятельным членом общества, понимать свое место и свою значимость в нем.
Такие условия могут быть созданы за счет достаточно длительной, целенаправленной групповой или индивидуальной работы, которая включает выявление и развитие у индивида характерологических качеств, необходимых для правильной ориентации в выборе профессии, а именно:
- уровень самоактуализации, т.е. персональное личностное самосовершенствование;
- выявление просоциальных мотивов у тех учеников, которые намерены стать представителями профессии «человек-человек» (по Е.А. Климову).
- обучение самопрезентации, психодиагностика специальных способностей, организаторских способностей, предрасположенности, готовности ученика к определенным действиям, мыслям, переживаниям;
- развитие реакций школьника на воспринимаемую им информацию из внешнего мира с целью осознанной аргументации в выборе профессии;
- акцентирование внимания на полноту, ясность, реализуемость, моральную обоснованность и правильное представление о мире труда.
Таким образом, профессиональная ориентация выступает как узловая проблема взаимодействия «человек мир». На разных уровнях этого взаимодействия профессиональное самоопределение’ проявляется в нахождении своего места в мире, в отношении к основным общечеловеческим ценностям и проблемам человечества, в определении своего места в обществе, в функционально-ролевой интерпретации своего социального статуса.
Сейчас мы с вами успешно решаем задачу совмещения профориентационной работы с предметным профильным и углубленным обучением.
Углубленное, предпрофильное и профильное обучение естественно представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающую профессиональную индивидуализацию их образования. Модель нашего профильного обучения основывается на сочетании базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов.
Особую трудность на этапе внедрения профильного обучения представлял разработка элективных курсов, на данный момент накоплена богатейшая база элективных курсов, успешно применяемых, которые призваны решать две важнейшие функции: во-первых, поддерживать содержательное изучение основных предметов на заданном профилем высоком уровне, углублять и усиливать прикладной аспект знаний, во- вторых, функция элективных курсов носит ярко выраженную профориентационную направленность. На этом построена почти вся система предпрофильной подготовки.
2