СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная ориентация в общеобразовательных учреждениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная ориентация в общеобразовательных учреждениях.»





Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

 Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы  в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившими бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

        Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.

        Что же представляет собой профориентация в широком смысле слова?  Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, система наших с вами мероприятий, обеспечивающих научно - обоснованный выбор профессии.


В нашей школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями –предметниками.


Сегодняшние реалии, связанные с поиском своего места в жизни, требуют от каждого молодого человека правильного выбора профессии. Это не случайно, так как научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие постоянно повышают требования к специалистам. В связи с этим большое значение приобретает проблема улучшения подготовки специалистов различных профессий и повышения их квалификации. В решении этой проблемы значительную роль играет развитие профессиональной ориентации в соответствии с современными требованиями.

Понятие «профориентация» – это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

Если профессио­нальная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, преподавате­лей и мастеров УПК и др., то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации (Е.А.Климов)

Если же на этот процесс посмотреть через призму психологической нау­ки, то на первый план выступят психологические понятия и концепция, объяс­няющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формиру­ется и соответствующий образ профориентации как психологического процес­са, состоящего из двух взаимосвязанных сторон:

а) воздействия на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществле­ния такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способ­ностям личности и одновре­менно находился бы в соответствии с общественны­ми потребностями;

б) принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе.

Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обу­словленный общей жизненной ориентацией, стремле­нием личности занять оп­ределенное место в социальной структуре общества, в социальной группе (Ф.Райс).

Изложенное выше понимание профориентации как единства практиче­ской работы и тео­рии позволяет дать следующее её определение. «Профессио­нальная ориентация – это целенаправлен­ная деятельность по подготовке мо­лодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными интере­сами, склонностями, способностями и одновременно с обществен­ными потреб­ностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации. Она представ­ляет собой единство практической деятельности в развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе с учащимися»  (Н.С.Пряжников).

Профессиональная ориентация –призвана помочь каждому из молодых людей в его профессио­нальном самоопределении. В свою очередь профессиональное самоопределе­ние – это результат сознательного и самостоятельного выбора молодым человеком своей будущей профессии в условиях рынка труда.

В этих целях предлагается для реализации целая система мер, которая удовлетворяет потребно­сти как личности, так и общества.

Принципы организации профориентации школьников.

Правильный выбор профессии обеспечивает целый ряд производствен­ных результатов: бы­строе овладение профессией, рост производительности и качества труда, стимулирование профессионального совершенствования, укре­пление трудовой дисциплины и т.д. При неправильном выборе способности че­ловека остаются, по крайней мери частично, нереализованными, что ведет к трудовой неудовлетворенности и различным потерям – трудностям овладения профессией, отказу от профессионального совершенствования, смене работы и поискам другой профессии, росту профессиональных заболеваний, производст­венных травм и т.д. Аспекты профориентации школьников (Н.С.Пряжников)

Каждый учащийся имеет различные психофизиологические особенно­сти, темперамент, характер. Правильный выбор профессии не только определя­ет жизненный путь человека, но и способствует его психофизиологическому совершенствованию. В этом и состоит суть психофизиологического аспекта в решении задач профориентации учащихся.

Воспитание у учащихся потребности к труду, формирование у них моти­вов выбора профессии, потребностей, интереса, склонностей и направленности к будущей профессии входит в содержание психолого-педагогического аспекта профориентации.

Медицинский аспект предусматривает анализ показаний и противопока­заний учащихся к избранной профессии в соответствии с их состоянием здоро­вья.

Правовой аспект профориентации включает соблюдение ограничений и льгот, предусмотренных по охране прав молодежи, избирающей интересующую профессию.

Сущность системного подхода к профориентации включает диалектиче­ское единство содержания, принципов, аспектов, форм и компонентов системы профориентации в целостном педагогическом процессе, осуществляемом в тес­ной взаимосвязи общеобразовательной школы, внешкольных учреждений, се­мьи, работодателей, общественности, профессиональных учебных заведений. В этом состоит одна из закономерностей профессиональной ориентации школь­ников.

Формы проведения профориентации школьников.

В школьной практике профориентации, в профессиональном самоопре­делении учащихся зарекомендовали самые разнообразные формы работы. Это могут быть: профориентационный урок или его фрагменты, занятие школьного факультатива, кружка (предметного, по интересам и т.д.), классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты про­фессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью, лектории «Профессии в новых социально-экономических условиях», «Профес­сия моя – гордость моя», профориентационные недели, месячники, конкурсы «Лучший по профессии», «Кто больше знает профессий», проведение профес­сиональных проб, сюжетно-ролевые игры и др.

Таким образом, формы профориентационной работы можно разделить на три вида: формы, реализуемые в учебном процессе; формы проведения профориентации во внеклассной работе и формы профориентации, осуществ­ляемые во внешкольной работе.

Используя названные принципы, аспекты, методы и формы профориен­тации, следует сформировать у учащихся определенные профессиональные намерения.

Формирование профессиональных намерений – сложный процесс, так как при этом постоянно возникают противоречия. Нередко наряду с первыми намерениями появляются новые, не совпадающие с первичными. Такое сочета­ние профессиональных намерений помогает учащимся в случае невыполнения первого намерения быть готовым к осуществлению второго.

Выявляя психолого-педагогические особенности профессиональной ори­ентации, целесообразно подчеркнуть, что основными элементами являются изучение интересов, потребностей и мотивов индивида, выявление акцентуа­ций. Для этого необходимо создание социально-психологических условий, по­зволяющих предоставить:

-    возможность узнать слабые стороны своей познавательной деятель­ности и дать представление о способах их развития;

-     помощь выпускнику в осознании себя самостоятельным членом об­щества, понимать свое место и свою значимость в нем.

Такие условия могут быть созданы за счет достаточно длительной, целе­направленной групповой или индивидуальной работы, которая включает вы­явление и развитие у индивида характерологических качеств, необходимых для правильной ориентации в выборе профессии, а именно:

-    уровень самоактуализации, т.е. персональное личностное самосовер­шенствование;

-   выявление просоциальных мотивов у тех учеников, которые намерены стать представителями профессии «человек-человек» (по Е.А. Климову).

-    обучение самопрезентации, психодиагностика специальных способно­стей, организаторских способностей, предрасположенности, готовности учени­ка к определенным действиям, мыслям, переживаниям;

-    развитие реакций школьника на воспринимаемую им информацию из внешнего мира с целью осознанной аргументации в выборе профессии;

- акцентирование внимания на полноту, ясность, реализуемость, мораль­ную обоснованность и правильное представление о мире труда.

Таким образом, профессиональная ориентация выступает как узловая проблема взаимодействия «человек мир». На разных уровнях этого взаимодей­ствия профессиональное самоопределение’ проявляется в нахождении своего места в мире, в отношении к основным общечеловеческим ценностям и про­блемам человечества, в определении своего места в обществе, в функциональ­но-ролевой интерпретации своего социального статуса.

Сейчас мы с вами успешно решаем задачу совмещения профориентационной работы с предметным профильным и  углубленным обучением.

Углубленное, предпрофильное и профильное обучение естественно представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающую профессиональную индивидуализацию их образования. Модель нашего профильного обучения основывается на сочетании базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов.

Особую трудность на этапе внедрения профильного обучения представлял разработка элективных курсов, на данный момент накоплена богатейшая база элективных курсов, успешно применяемых, которые призваны решать две важнейшие функции: во-первых, поддерживать содержательное изучение основных предметов на заданном профилем высоком уровне, углублять и усиливать прикладной аспект знаний, во- вторых, функция элективных курсов носит ярко выраженную профориентационную направленность. На этом построена почти вся система предпрофильной подготовки.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!