СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная ориентация в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов в контексте задач профильного обучения старшеклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная ориентация в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов в контексте задач профильного обучения старшеклассников»

Засыпкина Елена Викторовна,

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 46 с УИОП,

г. Сургут 2024 год


Профессиональная ориентация в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов в контексте задач профильного обучения старшеклассников


Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества.

Выбирая профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Но ведь для того чтобы принять решение о выборе профессии, школьник должен определить, что он собой представляет [2].

Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда (Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г.).

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей [1] - является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.

В настоящее время система среднего общего образования переживает очередные преобразования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

ФГОС СОО для 10 – 11 классов определены 5 профилей обучения: естественно–научный, гуманитарный, социально–экономический, технологический и универсальный.

Профильное обучение несомненно помогает сделать осознанный выбор будущей профессии выпускников, способствует реализации собственных жизненныx планов каждого старшеклассника, так как стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника готового к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни и участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем. В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, предметы по выбору (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные курсы, например, «Естествознание», дополнительные учебные предметы, а также курсы по выбору. В учебном плане обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

С 1 сентября 2023 года в школах начнут действовать новые федеральные государственные образовательные стандарты для учащихся, получающих среднее общее образование (10 и 11 классы). Соответствующие изменения в ФГОС внесло Министерство просвещения [3]. Внесенные поправки, уточняют и конкретизируют требования к результатам освоения основных учебных предметов на уровне среднего общего образования. Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научно-технологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования. В связи с этим перед общеобразовательной организацией стоит довольно сложная задача - подготовить старшеклассника к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества. Очень важно, чтобы каждый выпускник школы правильно выбрал свою будущую профессию с учетом своих индивидуальных и психофизических особенностей, интеллектуальных возможностей и творческих способностей, совпадающих с требованиями, предъявляемыми к каждой профессии, следовательно, проблема осознанного выбора профессии старшеклассниками является одной из наиболее актуальных и, вместе с тем, наиболее сложных. Для ее решения необходима целенаправленная, опережающая работа не только по освоению учащимися нового для них образовательного пространства, но и работа, направленная на познание своих возможностей, на формирование механизма принятия решений. Только в таких условиях старшеклассник сможет сделать самостоятельный выбор.

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 46 с углубленным изучением отдельных предметов» города Сургута (далее - МБОУ СОШ № 46 с УИОП) отработана система организации профориентационной работы, главной целью которой является решение проблемы профессионального самоопределения подростков 8-11 классов через создание и апробацию комплекса мероприятий по профориентационной работе. Подготовка к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, содействие рациональному принятию своего настоящего, расширение представлений об окружающем мире, формирование самопознания, самопринятия и самоконтроля, трудовой морали и ценности труда, расширение представлений о мире профессий и содействие профессиональному самоопределению – основные задачи профориентационной работы в МБОУ СОШ № 46 с УИОП.

С введением в ФГОС особое внимание уделяется формам и методам профориентационной работы. Ее организация включает в себя занятия внеурочной деятельностью по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное) в таких формах как круглые столы, конференции, диспуты, экскурсии, секции, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Профориентационная работа реализуется в рамках проекта «Профи-START», разработанного в сентябре 2022-2023 учебного года, а также ежегодно утверждаемого плана и программы по профориентационной работе. Даная работа начинается с 8-го класса (предпрофильная подготовка) и проводится в виде предварительной учебно-профессиональной диагностики и профконсультирования для желающих учеников и их родителей. В 9х классах охват учеников предпрофильной подготовкой составляет 100% с использованием таких форм, как профориентационные курсы, профдиагностика, профконсультирование, профориентационные тренинги, экскурсии на предприятия и в организации города Сургута, встречи с представителями различных профессий. сотрудничество со средними и высшими учебными заведениями, с предприятиями и организациями города. В результате такой работы большинство 9-классников уже к середине учебного года имеют четкое представление о том, что они будут делать по окончании основной школы. С желающими продолжить обучение в 10 классе ведется дополнительная работа по уточнению и конкретизации их профильных предпочтений. Содержание образования в школе определяется рабочими программами отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), разрабатываемых школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. Для развития потенциала старшеклассников учебные планы разрабатываются с участием самих старшеклассников и их родителей (законных представителей). На основании результатов анкетирования, которое проводится несколько раз на протяжении I и II триместров, составляется список наиболее востребованных для изучения на профильном уровне предметов, следовательно, основополагающими критериями формирования профильных классов в МБОУ СОШ № 46 с УИОП являются интересы, склонности и способности учащихся, достигнутые ими успехи, проектируемая профессия. Успешность выбора профиля обучения зависит от того, насколько старшеклассник сможет соотнести свои интересы и способности с умением видеть свою жизнь во временной перспективе, понимать и осознавать истинные мотивы принятого им решения. На выбор профиля обучения оказывают влияние ожидания самих учащихся и их родителей (законных представителей), социальные изменения, происходящие в обществе, особенности региона.

Таким образом ежегодно в школе создаются различные профили на основе изучения образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей): технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально–экономический и технологический (пожарно-спасательной направленности), что способствует формированию разнообразных комбинаций учебных предметов и обеспечивает гибкую систему обучения. Так, например, технологический профиль рассматривает производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому для изучения на углубленном уровне в данном профиле выбираются учебные предметы и модули из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина и биотехнологии. В данном профиле на углубленном уровне изучаются учебные предметы «Математика», «Химия», «Биология».

Гуманитарный профиль ориентирован на изучение международных отношений, педагогики, юриспруденции, общественных отношений, туризма, переводоведения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы из предметных областей «Филология», «Общественные науки» и «Иностранные языки»: «Русский язык», «История». «Право», «Иностранный язык (английский язык)».

Учебный план технологического профиля пожарно-спасательной направленности предполагает изучение пожарной безопасности, спасательных операций различного характера (МЧС), военного дела, строевой подготовки. При реализации учебного плана технологического профиля пожарно-спасательной направленности предусмотрены занятия на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов в области пожарно-спасательной деятельности. Данный профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и модули из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки». Для учащихся предлагаются модульные курсы и курсы внеурочной деятельности по ОБЖ и физической культуре. Обучение в данном классе организовано на базе средней общеобразовательной школы № 46 с углубленным изучением отдельных предметов, а занятия по программе «Основы профессиональной пожарно-спасательной деятельности» проводятся преподавательским составом Учебного центра федеральной противопожарной службы по ХМАО-Югре.

Профильное обучение в МБОУ СОШ № 46 с УИОП не является профессиональным или производственным, его главная цель – самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. Это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Уникальность профориентационного проекта «Профи-START» заключается в реализации официальных договоров о сотрудничестве, совместных планов с учреждениями и организациями города. Так, для реализации гуманитарного профиля с 2015 заключено соглашение о сотрудничестве с кафедрой лингвистики и переводоведения БУ ВО «Сургутский государственный университет», институт гуманитарного образования и спорта, кафедра лингвистики и переводоведения. В рамках данного сотрудничества проведено 12 профориентационных мероприятий как на базе учреждения, так и в СурГУ. В соответствии с муниципальным приоритетным проектом «Иноязычное образование» в период с 2019 по 2022 год были разработаны и реализованы планы сотрудничества с Сургутским государственным педагогическим университетом, с Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», где обучающиеся гуманитарного профиля показали высокие результаты в научно-исследовательской работе (многочисленные призовые места и победители).

Естественно-научное направление в профильном классе химико-биологической направленности реализуется в рамках соглашения о партнерстве № 2-КМП/740 от 28.10.2022 г. с бюджетным учреждением ХМАО-Югры «Окружной кардиологический диспансер «Центр диагностики и сердечнососудистой хирургии». В 2022/23 учебном году утвержден план мероприятий естественно-научной направленности в рамках профориентацтонной работы в МБОУ СОШ № 46 с УИОП.

С основания школы (2004 год) организовано сотрудничество с учебным центром федеральной противопожарной службы по ХМАО-Югре.

Ежегодно учащиеся профильного класса пожарно-спасательной направленности участвуют в городских митингах, посвященных памятным датам: День солидарности в борьбе с терроризмом, День Победы, День защитника Отечества, День вывода войск из Афганистана, День памяти воинов-интернационалистов, День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. У мемориальных памятников курсанты, отчеканив шаг, возлагают цветы. Отдавая дань памяти, благодарности и уважения лицеисты принимают участие в открытии памятных досок сургутянам, погибшим при исполнении служебного долга, являются активными участниками Всероссийского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ». Команда пожарно-спасательного профиля «Огненный вихрь» являются постоянными участниками и призёрами спартакиад допризывной молодёжи и многих других мероприятий, проводимых в городе и Ханты-Мансийском автономном округе.Традиционно стало участие отряда во всероссийском проекте «Пост №1», в котором ребята несут караульную службу у Вечного огня и памятных мемориалов, а лучшие награждаются медалями проекта. Так, в этом году этой награды были удостоены 6 курсантов.

Учащиеся участвуют во всероссийских конкурсах проводимых МЧС, трое курсантов стали победителями окружного этапа и их работы представляют округ в фестивале «Звезда Спасения» и конкурсе «Мужество. Доблесть. Честь».

По итогам 23 выпусков, а это 595 курсантов, в ВУЗы МЧС и МВД поступили 119 человек, 77 из них получив офицерские звания, трудятся в гарнизонах пожарной охраны и УВД Ханты-Мансийского автономного округа. В ВУЗ-ах МЧС на сегодняшний день обучается 15 выпускников. У ребят, которые не смогли поступить в ВУЗы по линии МЧС по состоянию здоровья, есть хорошая возможность продолжить учёбу на факультете безопасности жизнедеятельности в техносфере Сургутского Государственного университета. На этих факультетах в настоящий момент обучаются 5 юношей и девушек.

По результатам ЕГЭ выпускники нашей школы показывают высокие результаты, в том числе имеются участники, набравшие максимальное число (100) баллов на ЕГЭ по таким учебным предметам как «Русский язык», «Информатика», «Физика», «Литература».

Из года в год процент поступивших только на бюджетные отделения ВУЗов составляет от 95 до 100%.

МБОУ СОШ № 46 с УИОП входит в число лучших школ Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России (4 место в регионе). Рейтинг подготовлен на основе эксклюзивных данных о приёмных кампаниях - информация предоставлена рейтинговому агентству RAEX непосредственно вузами.

Профильное обучение надежно занимает важное место в системе образования МБОУ СОШ № 46 с УИОП. Старшеклассники в профильной школе приобретают опыт выстраивания своей образовательной и профессиональной перспективы, осуществляют профессиональные пробы, что позволяет им успешнее самоопределяться в современных социально-экономических условиях. Выпускники школы, прошедшие обучение в профильных классах, не только поступают в престижные высшие учебные заведения, но, как правило, быстрее адаптируются в новых условиях.

Таким образом, организованная в школе профориентационная работа оказывает положительное влияние на формирование профессиональной направленности учащихся основной школы и старшеклассников, помогает им определиться в выборе будущей профессии, сфере деятельности и учебного заведения, способствует формированию профессионального самоопределения, так как ее формы и методы направлены на учет индивидуально-личностных, психологических и социально-педагогических особенностей старшеклассников.


Литература

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: учеб, пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 416 с.

  2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва–Воронеж, 2011. 463 с.

  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г., регистрационный № 70034)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!