СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное развитие педагога как условие обеспечения реабилитации и социализации воспитанников СУВУ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Профессиональное развитие педагога как условие обеспечения реабилитации и социализации воспитанников СУВУ 

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное развитие педагога как условие обеспечения реабилитации и социализации воспитанников СУВУ»

Профессиональное развитие педагога как условие обеспечения реабилитации и социализации воспитанников специальных учебно- воспитательных учреждений

Шенкоренко Людмила Фёдоровна, мастер производственного обучения Ишимбайского СУВУ, e-mail: Lyudmila.Shenkorenko@mail.ru, контактный телефон 89174718429

На необходимость реабилитационной работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, указывает Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., предписывающая поиск и внедрение в практику работы образовательных организаций эффективных технологий реабилитационной работы с детьми, имеющими разные формы девиантного поведения. Серьезный вклад в развитие системы ресоциализации таких подростков внесли А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, Дж. Кольман, Р. Мертон. В качестве условий, обеспечивающих процесс социально-педагогической реабилитации, выступают: организация коррекционно-развивающей среды специального учебно-воспитательного учреждения; повышение квалификации сотрудников специальных учебно-воспитательных учреждений.

Социализация и реабилитация подростков девиантного поведения – это процесс включения несовершеннолетних в различные виды образовательной и трудовой деятельности, обеспечивающий восстановление нарушенных адекватных социальных связей с обществом, развитие способности противостоять факторам рецидивной преступности, овладение социально-одобряемыми формами поведения; система мер воспитательного характера, направленной на формирование личностных качеств, активной жизненной позиции ребенка девиантного поведения, способствующих интеграции его в общество.

Повышение квалификации педагогов специальных учебно-воспитательных учреждений является необходимым условием успешности процесса социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в специальном учебно - воспитательном учреждении. Педагогам специального учебно-воспитательного учреждения необходимо осваивать новые формы взаимодействия с воспитанниками.

Особенно это важно для работы с детьми с ОВЗ, которым необходимы особые образовательные потребности. В основном в Ишимбайское СУВУ дети с ОВЗ поступают с интеллектуальными нарушениями, с лёгкой умственной отсталостью. Работа с ними отличается от работы с нормальными детьми.

Я являюсь мастером производственного обучения у обучающихся по профессии штукатур и маляр. В этом учебном году группа состоит практически полностью из обучающихся с ОВЗ. К особым образовательным потребностям таких детей относится:

-доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе обучения профессии;

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений и навыка выполнения штукатурных и малярных работ;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к профессии штукатура и маляра;

-развитие мотивации и интереса к освоению профессии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению;

Коррекционную работу с обучающимися планирую вести и веду, используя индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурную простоту содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении профессии. В этом мне помогут курсы повышения квалификации «Образование и психолого-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ»

О результатах обеспечения реабилитации и социализации обучающихся по профессии штукатур и маляр предыдущих лет обучения, которые выбрали строительные профессии, хочу рассказать в этой статье. Конечно, есть обучающиеся, которые после окончания срока пребывания в учебном заведении по возвращению домой устроились по профессии штукатур и маляр. Я расскажу о тех, кто решил продолжить обучение строительной профессии.

В 2016-2017 учебном году обучающиеся Ишимбайского СУВУ по профессии штукатур разработали социально – трудовой проект «Мастерская моего будущего». В 2017 году обучающиеся защищали этот проект в г. Орлов и стали победителями всероссийского конкурса социально-трудовых проектов для обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений в номинации «Социальная проблематика».



В ходе проекта предполагалось разработать комплект документов на реконструкцию мастерской. Этот проект необходим был обучающимся нашего учебного заведения. В нашем специальным учебно-воспитательном учреждении девочки обучались по двум профессиям: швея и штукатур. Профессии швеи обучались шесть производственных групп, а по профессии штукатур всего лишь одна группа и в ней обучались от пяти до восьми воспитанниц. В штукатурной мастерской было недостаточно рабочей площади, чтобы обучать большее количество. Профессия штукатура востребована на рынке труда, поэтому желающих обучаться именно этой профессии в нашем учебном заведении было достаточно много. Новая, просторная с большим количеством рабочих мест штукатурная мастерская позволила бы большему количеству воспитанниц получить профессию штукатура.

Обучающиеся поставили перед собой задачи, на решение которых направлен проект:

1. Увеличить количество и площадь рабочих мест в мастерской.

2. Предусмотреть в мастерской устройство таких конструктивных элементов здания, выполнение оштукатуривания которых позволит обучающимся приобрести умения и навыки в соответствии с современными запросами рынка труда.

3. Заинтересовать обучающихся других производственных групп в обучении профессии штукатур и продолжении обучения строительной профессии после окончания учебного заведения в средних и высших учебных заведениях.

В процессе работы над проектом реконструкции мастерской обучающиеся научились основам построения строительных чертежей, приобрели основы знаний проектирования конструктивных элементов здания, приобрели основы знаний, умений и навыка построения чертежей в компьютерной программе КОМПАС 3DV 10, 3DV 16. Обучающиеся познакомились со способами кирпичной кладки, с устройством и кладкой камина. Воспитанницы познакомились с перспективами обучения строительной профессии. Работа над проектом сплотила группу, как коллектив, способствовала её организованности, повысила уровень социальной успешности.

Девочками были продуманы перспективы развития проекта и механизм оценки результатов.

Эффективность проекта планировалось оцениваться по следующим показателям, сведённым в таблицу 1. Таблица 1.



Показатели

В существующей

мастерской

В мастерской после реконструкции

Изм.

Количество обучающихся:

в группе штукатуров




участвующих во всероссийских и международных профессиональных конкурсах




получивших повышенный разряд




поступивших в строительные колледжи, техникумы, лицеи, училища, вузы




работающих по строительной профессии




Помещение для обустройства штукатурной мастерской было выделено, возведено обучающимися шесть рабочих кабин. Площадь каждой составляет четыре квадратных метра. В процессе возведения кабинок девочки получили дополнительные знания и умения выполнения основных приёмов общестроительных работ по возведению перегородок в один кирпич, знания и умения основных приёмов облицовочных работ, укладывая плитку на пол в мастерской.

Впервые в учебном заведении в 2017 году три обучающиеся: Бабаева Милена, Клунная Софья и Аверкиева Дарья, защищавшие социально-трудовой проект получили повышенный третий квалификационный разряд по профессии штукатур. После выхода из учебного заведения Ишимбайское СУВУ Бабаева Милена в 2017 году поступила в Балашихинский техникум обучаться профессии мастер отделочных строительных и декоративных работ. И уже осенью 2017 года Милена принимает участие в четвёртом открытом чемпионате "Молодые профессионалы России" (WORLDSKILSS RUSSIA) по Московской области и завоёвывает 2 место в компетенции "Малярные и декоративные работы". Губернатор Московской области поздравляет лично родителей Милены с наступающим Новым 2018 годом и благодарит родителей за воспитание дочери. В мае 2018 года Бабаева Милена принимает участие в подготовке к Отборочному чемпионату "Опыт ведущих стран-участников WSI" в качестве участника в г.Тольятти. В сентябре 2018 года Бабаева Милена награждается директором Балашихинского техникума за успехи в учебе и активное участие в общественной жизни техникума. В 2018 году Милена снова принимает участие уже в пятом открытом чемпионате "Молодые профессионалы России" (WORLDSKILSS RUSSIA) по Московской области и снова завоёвывает 2 место в компетенции "Малярные и декоративные работы".

Обучающаяся награждается стажировкой в Германию в г. Лейпциг, где она участвовала в тренинге по стандартам WORLDSKILSS "Современные технологии системы профобразования Германии, подготовка участников и экспертов к международным конкурсам по стандартам WORLDSKILSS" в компетенции малярные и декоративные работы. В 2020 г. Бабаева Милена заканчивает обучение в ГБПОУ МО "Балашихинский техникум" и получает диплом с отличием по профессии 08.01.25 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ", квалификация: штукатур, маляр строительный. Обучающаяся награждается директором учебного заведения почётной грамотой за отличные успехи в обучении, за настойчивость, упорство в достижении цели, искренность, дружелюбие, чуткость к окружающим, целеустремленность, умение принимать решение и претворять их в жизнь, способность к самообучению и умение работать в команде. Администрация учебного заведения предложило остаться Милене работать в учебном заведении мастером производственного обучения. Милена поступила заочно в педагогический институт и сама готовит обучающихся к профессиональным конкурсам.

Обучающаяся Архипова Ксения, участница всероссийского профессионального конкурса среди обучающихся СУВУ по методике WORLDSKILSS в 2018 г., который проходил на базе Щёкинского учебного заведения, получившая грамоту «За волю к победе» в номинации «штукатур» и занявшая третье место в 2019 году в конкурсе профессионального мастерства среди СУВУ закрытого типа Республики Беларусь и РФ сейчас учится на третьем курсе в строительном колледже г. Казани. Шишканова Анастасия в одной группе с Архиповой Ксенией обучается профессии «Мастер отделочных строительных и декоративных работ». Фатеева Екатерина в 2020 году поступила в Нижнетагильский строительный колледж на обучение по профессии «Эксплуатация зданий и сооружений». В 2019 году обучающаяся Новосельцева Дарья принимает участие в чемпионате профессионального мастерства обучающихся СУВУ «В будущее - с уверенностью» по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» и занимает третье место.

В 2020 году обучающиеся Савельева Ксения и Ткачёва Ольга принимают участие во всероссийском конкурсе профессионального мастерства среди воспитанников СУВУ. Савельева Ксения в компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» получает медаль за мастерство. Ткачёва Ольга занимает третье место в компетенции «Малярные и декоративные работы».

По итогам обучения в 2020-2021 учебном году три обучающиеся получили третий разряд по профессии штукатур и три обучающиеся по профессии маляр. Обучающиеся по этим профессиям в этом учебном году поступили в строительные колледжи: Цурикова Яна в ГБПОУ «Курганский государственный колледж» по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», Хаметшина Диана в ГАПОУ «Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства» на бюджетной основе по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

О результатах обеспечения реабилитации и социализации обучающихся 2021-2022 учебного года я могу сказать, когда эти обучающиеся закончат обучение в Ишимбайском СУВУ и продолжат обучение или поступят на работу по месту своего проживания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!