СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное самопрогнозирование как механизм саморазвития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей проблемой психологии и педагогики является развитие и реализация творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности. Самопрогнозирование является важнейшей составной частью профессионального развития будущего педагога и представляет собой способность к предвосхищению событий внешней и внутренней жизни, связанных с решением задач предстоящей деятельности и саморазвития.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самопрогнозирование как механизм саморазвития.»

Важнейшей проблемой психологии и педагогики является развитие и реализация творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности. Такое развитие зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относится развитие прогностических способностей. Их изучение может быть очень значимо в различных областях деятельности человека, так как в современных условиях умение предвидеть и прогнозировать будущее и, следовательно, влиять на социальные процессы становится одним из самых ценных качеств молодого специалиста.

Проблеме прогнозирования в отечественной науке уделяется большое внимание. В психологии прогнозирование проанализировано с разных позиций: как психический процесс (П.К. Анохин, А.В. Брушлинский, Л.В. Кру-шинский, В.М. Русалов), как деятельность (Дж. Брунер, Г.Е. Журавлев, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, И.М. Фейгенберг), как способность (Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн).

Способность к прогнозированию дает человеку возможность на вероятностной основе предвидеть результаты собственной деятельности, деятельности других людей и события. На основе прогнозирования строится тактика поведения в настоящий момент, выбираются адекватные способы деятельности. Предвидение возможной степени достижений какой-либо цели при определенном способе действий составляет содержание процесса прогнозирования как одного из важных этапов и функций управления.

Способность к прогнозированию, рассматриваемая в контексте саморазвития, выступает как способность к самопрогнозированию, то есть способность к предвосхищению событий внешней и внутренней жизни, связанных с решением задач предстоящей деятельности и саморазвития (В.Г. Маралов). При самопрогнозировании личность ставит себя в центр осуществляемого прогноза, предвидит результаты не только собственной деятельности, но и себя в новом или обновленном качестве.

  1. Профессиональное самопрогнозирование личности.


Самопрогнозирование является важнейшей составной частью профессионального развития будущего педагога и представляет собой способность к предвосхищению событий внешней и внутренней жизни, связанных с решением задач предстоящей деятельности и саморазвития.

Профессиональное самопрогнозирование личности позволяет:

- определить пути достижения профессиональных целей, учитывая вероятностный характер будущего;

- придать завершенность и стройность профессиональному развитию личности;

- выявить и скорректировать соответствие психической организации студента с требованиями педагогической деятельности, преследовать цель обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, профессионально важных для будущего вида деятельности.

Профессиональное самопрогнозирование личности отражает особенности процесса выбора, определения будущей профессии, а также развитие комплекса профессионально важных качеств, то есть процесс формирования профессионала. Главная функция профессионального самопрогнозирования личности - управленческая, так как основная его задача состоит в сознательном, планомерном и обоснованном выявлении и учете личностных и профессиональных потенций, вызванных развитием.

Знание особенностей профессионального самопрогнозирования будущего педагога позволит осуществить индивидуальный подход к студентам и помочь им более четко определиться в своем профессиональном будущем.


Способность к профессиональному самопрогнозированию начинает формироваться на этапе выбора профессии. Большое влияние на развитие данной способности оказывает этап профессиональной подготовки, так как студенческий возраст является благоприятным для формирования способности прогнозирования (М.Ю. Краева, J1.B. Лежнина, И.Ю. Махова, J1.A. Ре-гуш, Е.К. Черанева). В качестве психологических условий развития способности самопрогнозирования выступают: осознанная потребность в систематическом профессиональном и личностном самопознании; субъективные представления о вероятностных будущих профессиональных ситуациях; знание принципов создания образов и построения моделей себя в будущем.

Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего. В сочетании с самопознанием самопрогнозирование позволяет определить перспективы личностного развития, выступает в качестве механизма саморазвития.


Самопрогнозирование как механизм саморазвития

Обратимся к некоторым характеристикам самопрогнозирования как механизма саморазвития личности. Содержание и направленность самопрогнозов могут быть рассмотрены с трех позиций: 1) ориентация на определенные события жизненного пути (поступки, события внутренней жизни, среды); 2) направленность самопрогнозов на предвосхищение событий среды и себя в них, своих поступков, событий внутренней жизни; 3)самопрогнозы, связанные с представлением себя на разных этапах жизненного пути, на разных этапах овладения деятельностью, направленные на создание представлений о развитии своих качеств в будущем. По содержанию в самопрогнозах выделяют образный и познавательный (когнитивный) компоненты: человек может буквально «видеть» себя в будущем (иметь образную картинку), а может рассуждать о себе. На то и другое накладывается разная мера четкости и осознанности (мысленной отфокусированности). Определенность — неопределенность самопрогнозов. О данном параметре можно судить по четкости представлений или суждений личности о себе в будущем. При оценке степени определенности самопрогнозов важно проанализировать их аргументированность, доказательность, реалистичность. Устойчивость самопрогнозов определяется по частоте обращений личности к одному и тому же образу себя в будущем. Устойчивые самопрогнозы постепенно превращаются в перспективы развития личности.

Временные характеристики самопрогнозов определяются психологическим возрастом как мерой реализованного психологического времени: в 18 лет можно сказать: «Мне уже 18, а я еще ничего не сделал», и в 50 лет можно утверждать: «Мне всего 50, у меня все еще впереди, поэтому могу не торопиться». На временной оси выделяют множество прогнозов. С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самопрогнозов: ситуативные (например, каждый из нас прогнозирует свои действия на ближайшее будущее, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации); перспективные — прогнозируем свои достижения, результаты деятельности по истечении, например, года; жизненно-целевые — определяем и создаем далекие перспективы, связанные с постановкой и реализацией задач самосовершенствования и самореализации. Таким образом, самопрогнозирование дает возможность в своем пределе «увидеть» себя в будущем, вплоть до своих новых реакций в конкретных ситуациях, т. е. как бы заранее в воображении выстроить свою личность, к которой мы будем стремиться на протяжении определенного времени. Тем самым определяются перспективы для саморазвития в разных его формах. В то же время самопрогнозирование опирается на результаты самопознания, в том числе на конечный результат — самопринятие. Итоговый результат по стратегиям саморазвития личности будет определяться именно своеобразием сочетания самопринятия и самопрогнозирования. Повторим еще раз, что данные механизмы являются взаимозависимыми, причем самопрогнозирование как основа выработки стратегии саморазвития в большей степени определяется уровнем самопринятия личности, обратная тенденция также возможна, но менее вероятна. Как же работают механизмы самопринятия и самопрогнозиро-|ания в паре, определяя линии, стратегии саморазвития? Одной из наиболее очевидных и понятных стратегий является следующая: человек полностью понимает в себе собственную личность, достоинства и недостатки, он не видит необходимости прогнозировать в себе какие-либо другие изменения, у него не возникают стремления быть лучше, совершеннее, ему даже утверждаться, по его мысли, нет необходимости. Это ведет к тому, что личность становится самодостаточной, но такая самодостаточность носит ложный характер и знаменует не развитие, а стагнацию личности: «Я хороший, у меня все хорошо, и я этим доволен, удовлетворен, далее развиваться не имеет смысла». Другая стратегия определяется, наоборот, осознанной неудовлетворенностью какимилибо своими качествами, характеристиками личности и поведения. Поэтому самопрогнозирование будет работать в сторону предвосхищения образа Я, избавившегося от недостатка. Хорошо, если человеку в процессе упорной работы над собой действительно удается избавиться от недостатков, осознать это и быть удовлетворенным. А если нет? В этих ситуациях собственные недостатки и черты еще в большей степени отвергаются, возникает чувство крайнего неудовлетворения собой, человек начинает постоянно корить себя в том, что он слабоволен, не может справиться со своими недостатками, — это, естественно, не ослабит напряженность, а усилит ее. Суть третьей стратегии заключается в том, что человек, не всегда осознавая причины своего личностного дискомфорта (скрытые от него в области бессознательного), вместо того чтобы выстраивать психологически здоровую личность, способную брать на себя ответственность, в силу неумения и неведения начинает видеть себя в будущем полностью защищенной личностью путем наращивания все новых и новых психологических защит и защитного поведения. В результате создается эфемерное впечатление — проблемы исчезли, ты стал другим, более совершенным. На самом же деле все обстоит иначе, а проблемы, личностные недостатки не изживаются, а усиливаются многократно. Четвертая стратегия является неоптимальной и возникает тогда, когда личность подвержена установке: «Я плохой», «Я хуже других». Здесь возникает тенденция не снизить уровень напряженности, а, наоборот, усилить его. Саморазвитие приобретает форму самоуничижения и самобичевания, и человек от этого может испытывать удовлетворение: «Я плохой, так мне и надо». В качестве оптимальной следует признать стратегию, когда человек, принимая в себе и положительные, и отрицательные качества, тем не менее ставит путем самопрогнозирования

реальные задачи личностного роста и изменения, носящего постоянный и устойчивый характер. Не отрицая себя, он утверждается; не разрушая себя, он самосовершенствуется; принимая во внимание все обстоятельства своего жизненного пути, он полностью самореализуется, выстраивает такой свой образ, который на самом деле выражает не его видимость, а его истинную суть.

Пример. Ход рассуждений здесь звучит примерно следующим образом: «Я курящий •— это принимаю, но хочу стать некурящим. Если я этого не достигну, отчаиваться не буду»; «Я тревожный, но тревожность помогает мне быстро ориентироваться в ситуациях. Я хочу быть уверенным — для этого буду ставить себя в особые ситуации, чтобы утвердиться в своей способности быть уверенным. Если мне этого не удастся, я не буду отчаиваться, так как знаю, что моя тревожность — это одновременно и мое достоинство» и т.д. Это, конечно, несколько упрощенная модель, но и она позволяет сохранять достоинство и не впадать в отчаяние по поводу того, что ты пока не идеал, но стремишься к реализации и актуализации себя и будешь стремиться к этому на протяжении всей жизни.

Описанная последняя стратегия достаточно привлекательна. Она не только показывает оптимальную совместную работу самопринятия и самопрогнозирования в процессе саморазвития, но ставит ряд важных вопросов: как этой стратегией овладеть? Как решать проблемы барьеров саморазвития



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самопрогнозирование является важнейшей составной частью профессионального развития будущего педагога и представляет собой способность к предвосхищению событий внешней и внутренней жизни, связанных с решением задач предстоящей деятельности и саморазвития.

Содержание и направленность самопрогнозов могут быть рассмотрены с трех позиций:

1) ориентация на определенные события жизненного пути (поступки, события внутренней жизни, среды);

2) направленность самопрогнозов на предвосхищение событий среды и себя в них, своих поступков, событий внутренней жизни;

3)самопрогнозы, связанные с представлением себя на разных этапах жизненного пути, на разных этапах овладения деятельностью, направленные на создание представлений о развитии своих качеств в будущем. По содержанию в самопрогнозах выделяют образный и познавательный (когнитивный) компоненты: человек может буквально «видеть» себя в будущем (иметь образную картинку), а может рассуждать о себе. На то и другое накладывается разная мера четкости и осознанности (мысленной отфокусированности). Определенность — неопределенность самопрогнозов. О данном параметре можно судить по четкости представлений или суждений личности о себе в будущем. При оценке степени определенности самопрогнозов важно проанализировать их аргументированность, доказательность, реалистичность.Устойчивость самопрогнозов определяется по частоте обращений личности к одному и тому же образу себя в будущем. Устойчивые самопрогнозы постепенно превращаются в перспективы развития личности.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!