Метод проекта как метапредметный подход в обучении
Федорова Татьяна Владимировна, учитель
русского языка и литературы МБОУ РГ №59 г. Улан – Удэ.
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
Китайская пословица
Главная идея проектного обучения (ПО) состоит в следующем:
с увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим.
Цели ПО:
1.
- Способствовать повышению личной уверенности каждого участника ПО:
- позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
- развивать у каждого позитивный образ себя и других;
- развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.
2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать пути решения поставленной проблемы.
4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.) наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Проектное обучение может быть:
- индивидуальным, т.е. когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект;
- командным , т.е. когда класс делится на группы ( команды) по подготовке проекта.
Командный способ имеет свои правила и принципы:
- В команде нет лидеров ; все члены команды равны;
- команды не соревнуются;
- между всеми членами команды доброжелательные отношения, они должны получать удовольствие от общения друг с другом при выполнении проектного задания;
- каждый член команды уверен в себе ;
- все члены команды должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды , выполняющие проектное задание.
Учебный проект по комедии А.С.Грибоедова
«ГОРЕ ОТ УМА»
учащиеся 9 «А» класса
Какие проблемные вопросы возникли у вас, когда вы читали комедию?
«Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Осмысление проблемы (мотивация)
- подчеркните ключевые слова темы («ум», «безумие»).
- С чем ассоциируются у вас эти слова? («ум»- мудрость, образование, человек, успех и т.д.; «безумие» - хаос, глупость, мрак, болезнь и т.д.)
- проблема УМА;
- проблема БЕЗУМИЯ;
- проблема оценки ума Чацкого в критической литературе;
- проблема смысла названия
- проблема композиции комедии
Высказывания выдающихся людей:
- В наш век слепцов безумцы вожаки (Шекспир)
- Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направление (И.Лажечников)
- В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности (А.Белинский)
- Умный любит учиться , а дурак учить (А.Чехов)
- Вера в то, что глупцы не думают, - самая опасная форма оптимизма (Д.Рудый)
- От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают. (Наполеон)
- Человек, который ищет истину и отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим (Гельвеций)
Учащиесяся делятся самостоятельно на группы в зависимости от того, какая проблема их заинтересовала
Образовано 4-5 групп, в которых количество участников может быть разным
Целеполагание:
создать условия на уроке, чтобы каждый учащийся смог ответить на поставленные вопросы или наметить пути их решения.
Планирование
Учащиеся самостоятельно составляют опору по каждой проблеме в тетради, обсуждают план «действий», готовят алгоритм для защиты проекта.
Учащиеся самостоятельно намечают для себя цели ,
которые они должны реализовать в соответствии с выбранной проблемой.
ЦЕЛИ должны быть:
1.реальными;
2.адекватными;
3.выполнимыми.
Этапы работы над проектом
1. Постановка цели учениками.
2. Обсуждение вариантов исследования , выбор способов (в группе).
3. Самообразование и актуализация знаний (какие источники ученики будут использовать для достижения поставленной цели).
4. Продумывание хода деятельности , распределение обязанностей в группе.
5. Исследование : постановка и решение отдельных задач и т.д.
6. Обобщение результатов и выводы.
7. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.
Алгоритм работы 1-ой группы:
Тема: проблема УМА в комедии
Цель: доказать, что комедия строится на противопоставлении различных типов ума.
- Найти в тексте высказывания героев, содержащих слова ум, умный и другие однокоренные.
- сопоставить эти высказывания и сделать вывод, как определяют это понятие Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб и другие герои.
- подберите ключевые слова - синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления об «умном» человеке этих героев; найдите общее и различия;
- нарисуйте в тетради кластер (приём графической систематизации материала на уроке), отражающий ёмкость понятия «ум» в комедии
- создайте проект (ответ - доказательство по выбранной проблеме) или компьютерную презентацию
Сделайте общий вывод:
«Произведение А.С. Грибоедова оборачивается своего рода философским трактатом, пытливо исследующим, что есть «ум»…(закончите данную мысль). (Значение слов «философия» и «трактат» найти в Толковом словаре)
Алгоритм работы 2-ой группы:
Тема: проблема безумия в комедии
Цель: доказать, что признание фамусовским обществом Чацкого сумасшедшим - закономерный итог его появления в этом обществе.
1. Найти в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова «сумасшедший», безумный и т.п.
2. Сопоставить эти высказывания и сделать вывод, как определяют эти понятия различные герои
3. подберите ключевые слова - синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления о «безумии» этих героев; найдите общее и различия;
4. нарисуйте в тетради кластер, отражающий понятия «безумие», «сумасшествие»
5. проследите, как рождается и развивается идея о сумасшествии Чацкого , составьте логическую цепочку, сделайте вывод.
6. составьте групповой ответ- доказательство предложенного тезиса или компьютерную презентацию Сделайте общий вывод: «Рождение идеи о сумасшествии Чацкого закономерно в фамусовском обществе, потому что…(закончите данную мысль).
Алгоритм работы 3-ой группы:
Тема: проблема оценки «ума» Чацкого в критической литературе.
Задание: сравните различные точки зрения на вопрос: умен ли Чацкий?
1. Прочитайте выдержки из предложенных учителем критических статей, подчеркните или выпишите ключевые словосочетания и фразы, сформулируйте основные идеи, связанные с темой;
2. сопоставьте точки зрения Гончарова, Пушкина, Грибоедова, Белинского и др. и сделайте выводы;
3. сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте ее;
4. составьте кластер, отражающий мнение различных критиков и состоящий из ключевых цитат (слов, словосочетаний);
5. составьте групповой ответ или компьютерную презентацию. Сделайте общий вывод: « Точка зрения … кажется нам наиболее обоснованной, потому что…» (закончите предложение) или «В ходе обсуждения у нас возникли различные точки зрения…» (Значение фразеологизма «метать бисер перед свиньями» найдите во Фразеологическом словаре)
Алгоритм работы 4-ой группы:
Тема: смысл названия и особенности композиции комедии.
Задание: ответьте на вопрос, почему Грибоедов назвал свою комедию «Горе от ума» и какие композиционные приемы использовал для раскрытия авторского замысла.
1. Сопоставьте первоначальное название комедии «Горе уму» с окончательным «Горе от ума». Почему, по вашему мнению, Грибоедов изменил название? Какой дополнительный оттенок вносит предлог «от»?
2. Вспомните, что такое композиция произведения, обратите внимание на композиционные приемы, которые использует автор, подберите соответствующие примеры из текста:
- приём «кривого зеркала», - приём «разговор глухих».
3. Докажите, что композиционный прием «открытый финал» является логически обоснованной частью авторского замысла и «финал в отсутствии финала» непосредственно связан с названием комедии.
4. Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.
Сделайте общий вывод: « По авторскому замыслу Чацкий, испытавший горе от ума, покидает Москву, но грибоедовская Москва, изгоняющая Чацкого, обрекает себя на безумное существование, потому что.. (закончите мысль)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
(выполнение запланированных действий)
Представление групповых исследовательских работ учащихся (или компьютерных презентаций с комментариями)- ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ
Учащиеся самостоятельно составляют опору по каждой презентации (выступлению) в тетради.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Комментарии учителя к презентациям по ходу урока
Идея о сумасшествии Чацкого рождается на балу в доме Фамусова. Этот бал имеет мифологические истоки и очень похож на пир чудовищ в балладе Жуковского «Светлана», в романе Пушкина «Евгений Онегин». (Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие- то уроды с того света!»- говорит графиня- внучка). Герой на таком балу ощущает себя словно во сне, чувствует, что сходит с ума. («Не впрямь ли я сошел с ума?»).
Важным мотивом бала является мотив сплетни, молвы. Рождение сплетни о сумасшествии Чацкого является закономерным, потому что в фамусовском обществе важен не человек, а степень его нужности, прогрессивные идеи Чацкого чужды фамусовым, молчалиным, скалозубам. Для них признать ум Чацкого означает признать безнравственность собственной жизни, а сумасшедшего можно не воспринимать и даже пожалеть. И поэтому объявление Чацкого безумным - хороший выход из сложившейся ситуации.
Зачем Чацкому «метать бисер перед свиньями»? Но разве речь Сократа перед судом присяжных не была тем же бисером? А речь Гуса перед Собором? А разве Галилей не повторил той же ошибки? Конечно, Чацкий не так велик, чтобы заслужить крест или костер, но и не настолько ничтожен, чтобы не поставить свою голову под камень и свой ум под кличку безумия». В мировой литературе есть герои- чудаки, безумцы: Гамлет, Дон Кихот, князь Мышкин- это «высокое безумие», к их числу относится и Чацкий.
Рефлексия
Сегодня на уроке я…
Что получилось и что не получилось?
Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
Если нет, что необходимо сделать для её достижения?
Какие новые вопросы возникли в конце урока?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Проблема ума и безумия - одна из ключевых проблем комедии «Горе от ума». Непримиримость взглядов Чацкого с фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию, но предлог «от» в названии внес еще и дополнительный оттенок иронии, углубившей идею комедии. «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» - спрашивали в Одессе. «Если ты такой умный, покажи свои деньги», - предлагают в Америке.
« Если ты такой умный, почему несчастлив?»- возникает вопрос после прочтения комедии.
Поразмышляйте над последним вопросом и напишите эссе на тему: «Ум подготавливает счастье» (Гельвеций)
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
1. Образовательная: создать условия для проблемного анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно- следственных связей;
2. Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
3. Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественного текста. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Дидактическая цель:
создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации,
применения её в знакомой и новой учебной ситуациях,
реализовать свои способности в исследовательском анализе текста.
Происходит формирование компетенций:
Общекультурных,
Речевой,
Лингвистической,
Социокультурной,
Методической,
Ценностно-смысловой,
Учебно-познавательной компетенции,
Информационной.
Прежде чем использовать метод проектов при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, нужно все тщательно продумать, разработать, просчитать; чётко определить учебные задачи, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.
Успехов в использовании технологии проектов!