СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное выгорание

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональное выгорание - серьезная проблема, но с ней можно и нужно спра

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное выгорание»

Студентка 41зСП Закасовская И.В.

Студентка 41зСП Закасовская И.В.

Негативные эмоции, пустота, скука, отстраненность с членами семьи Неприязнь и раздражение на работе Эмоциональное равнодушие к себе и ко всему миру
  • Негативные эмоции, пустота, скука, отстраненность с членами семьи
  • Неприязнь и раздражение на работе
  • Эмоциональное равнодушие к себе и ко всему миру
СНИЖЕНИЕ САМООЦЕНКИ ОДИНОЧЕСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ

СНИЖЕНИЕ

САМООЦЕНКИ

ОДИНОЧЕСТВО

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ

ПЕРВАЯ ГРУППА: психофизические симптомы • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); • ощущение эмоционального и физического истощения; • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; • резкая потеря или резкое увеличение веса; • полная или частичная бессонница; • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
  • ПЕРВАЯ ГРУППА:
  • психофизические симптомы
  • • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • • полная или частичная бессонница;
  • • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА: социально-психологические симптомы • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ВТОРАЯ ГРУППА:

социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА: поведенческие симптомы • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; • руководитель затрудняется в принятии решений; • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

ПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 1. Забота о себе и снижение уровня стресса: — стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении; — удовольствие (релаксация, игра); — умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой. 2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности: — стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах; — стремление бороться со своими негативными убеждениями; — создание сообщества. 3. Повышение уровня профессионального мастерства. Работа с супервизором

ПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

— удовольствие (релаксация, игра);

— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

— стремление бороться со своими негативными убеждениями;

— создание сообщества.

3. Повышение уровня профессионального мастерства. Работа с супервизором

1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. 2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. 3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. 5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. 6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. 7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
  • 1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • 2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
  • 3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • 4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • 5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • 6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  • 7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • 8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
 «Ситуация с 3 разными эмоциями»: проговорить ситуацию излишне отрицательно (гневно), нейтрально, положительно (с юмором). «Обещание самому себе»: по 3 пункта в профессиональной, личной и организационной сфере, отметив те, которые можно выполнить до конца месяца
  • «Ситуация с 3 разными эмоциями»: проговорить ситуацию излишне отрицательно (гневно), нейтрально, положительно (с юмором).
  • «Обещание самому себе»: по 3 пункта в профессиональной, личной и организационной сфере, отметив те, которые можно выполнить до конца месяца
• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно
  • • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
  • Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно
  • Существует три шага для лечения последствий выгорания:
  • Шаг первый: замедление. Необходимо сократить до минимума профессиональную деятельность – например, взять отпуск. В своё свободное время нужно отдохнуть, расслабиться, забыть о работе и проблемах.
  • Шаг второй: получение поддержки. Выгорая, человек обычно замыкается в себе и сокращает общение до минимума. Это нормальная реакция – он старается сохранить остатки энергии. Но нужно пересилить себя и рассказать близким, что происходит. Даже сам факт разговора может принести облегчение, а поддержка дорогих людей обязательно поможет справиться со стрессом.
  • Шаг третий: пересмотр целей и приоритетов. Если эмоциональное выгорание произошло – это серьёзный знак, что что-то в жизни не так. Нужно проанализировать всё и понять, почему так произошло. Возможно, следует поменять работу или своё отношение к ней, или даже полностью перекроить всё. Но не нужно ожидать, что сразу же после осознания проблемы придет её решение. На это может потребоваться время, ведь и выгорание произошло не за день. Но если стараться следовать этим простым советам – рано или поздно здоровье вернётся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!