МДК.01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом | | 74 | |
Тема 8.1. Элементы музыкальной грамоты | Содержание | 7 |
1 | Музыкальный звук и его свойства (высота, длительность, сила звучания, тембр). Знакомство с музыкальной системой, звукорядом, делением на октавы, скрипичным и басовым ключами | 1 |
2 | Метроритм Обозначение длительностей нот и пауз. Такт и тактовая черта. Понятие сильной и слабой доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4 | 2 |
3 | Лад и тональность Знакомство с понятиями музыкальный строй, тон, полутон. Знаки альтерации. Понятие о ладе, тональности. Мажорный лад и его строение Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней. Строение минорного лада. Понятие о параллельном миноре. Мажорные и минорные тональности до 2-х знаков при ключе. Понятие об интервалах | 2 |
4 | Средства музыкальной выразительности Общая характеристика и взаимосвязь основных средств музыкальной выразительности: метроритма, лада, динамики, тембра, регистра, темпа*. Динамические оттенки и их обозначения. Основные группы темпов, обозначение изменения темпа. Мелодия как средство музыкальной выразительности. Мелодический рисунок. Регистры, штрихи. Тембры голосов, классификация основных певческих голосов. Тембры музыкальных инструментов, деление инструментов на группы и подгруппы | 2 |
Практические занятия | 10 | |
1 | Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы. Нотное письмо Музыкальный строй. Полутон и целый тон. Производные ступени и их названия Ритм и метр. Приёмы дирижирования Интервалы. Аккорды Лад и его элементы. Тональность. Знаки альтерации |
2 | Модуляция детских песен Нотная запись песен, тактирование |
Тема 8.2. Жанры музыкального искусства | Содержание | 2 |
1 | Классификация жанров. Вокальные жанры. Большие формы вокально-инструментальной и хоровой музыки. Инструментальные жанры. Симфоническая музыка. Опера. Балет. Жанровая музыка, джаз, современные направления в музыке | 2 |
2 | Мотив, фраза, предложение, период. Простые музыкальные формы: одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, вариационная форма, форма рондо | 2 |
Практические занятия | 6 | |
1 | Анализ формы произведения |
2 | Слушание музыки по программе Д. Кабалевского (1 кл.) |
3 | Слушание музыки (одночастная, двухчастная, трёхчастная форма) |
4 | Музыкальный диктант |
Тема 8.3. Музыка как составная часть образовательного процесса | Содержание | 6 |
1 | Теория и методика музыкального воспитания как наука о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития детей как научная и практическая проблема. Общедидактические и специфические принципы (единства эмоционального и сознательного, художественного и технического) на занятиях музыкальным искусством | 2 |
2 | Цели и задачи музыкального воспитания в начальных классах. Музыка в школе как учебный предмет. Требования к уроку музыки | 2 |
3 | Виды музыкальной деятельности, их значение в развитии ребенка. Структура урока. Межпредметные связи. Проблемы и значение использования музыки на уроках чтения, рисования, природоведения и др. | 2 |
Практические занятия | 4 | |
1 | Составление фрагментов уроков с использованием различных видов музыкальной деятельности и использованием музыки на других уроках |
Тема 8.4. Формы и методы организации музыкальной деятельности в начальных классах | Содержание | 6 | |
1 | Метод как способ достижения цели музыкального воспитания и средство организации учебно-воспитательного процесса на уроке музыки. Метод и приём. Методы активизации музыкального восприятия. Использование проблемно-поисковых методов на уроке музыки. Характеристика методов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования | 2 |
2 | Урок музыки: организация, сходство с другими школьными предметами. Специфика урока музыки как урока искусства. Структура урока, вариативность структуры. Индивидуальные, групповые, коллективные формы музыкальной деятельности на уроке, коллективные эстетические эмоции и индивидуальное «проживание» образа музыкальных произведений. Виды музыкальной деятельности на уроке, их роль в драматургии урока. Педагогическая импровизация на уроке музыки, необходимость коррекции проведения отдельных эпизодов урока в зависимости от результатов обучения, условий проведения данного эпизода или урока | 2 |
3 | Роль внеклассных занятий в формировании художественной культуры школьников, связь с общими направлениями работы школы. Специфика внеклассной работы со школьниками (добровольность участия, концентрация на определенном виде деятельности). Значение внеклассных музыкальных мероприятий в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста. Задачи, формы и виды внеклассных занятий по музыкальному воспитанию (комплексные, тематические занятия, классные часы, праздники). Общешкольные музыкальные коллективы (хор, оркестр) и их организация. Краткая характеристика программы факультативных занятий музыкальным искусством в школе | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Разработка конспекта (фрагмента) урока музыки и внеклассного занятия |
Тема 8.5. Планирование и учёт музыкального воспитания в школе | Содержание | 2 |
1 | Виды планирования (поурочное, по четвертям), их роль в организации процесса музыкального воспитания и развития детей | 2 |
2 | Формы учёта (текущий, итоговый, коллективный, индивидуальный) | 2 |
3 | Трудности в оценке музыкальной успеваемости учащихся (различия в природных данных, условия развития, заинтересованности, склонностях и др.) | 2 |
4 | Роль текущего и итогового учёта в совершенствовании педагогического процесса | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Разработка фрагмента урока с использованием различных форм учёта музыкального воспитания младших школьников |
Тема 8.6. Виды детской музыкальной деятельности | Содержание | 2 |
1 | Слушание музыки как один из основных видов музыкальной деятельности детей | 2 |
2 | Особенности музыкального восприятия младших школьников | 2 |
3 | Методика проведения анализа музыкальных произведений | 2 |
4 | Этапы проведения анализа музыкальных произведений: вступительное слово учителя с целью эмоционального настроя на прослушивание музыкального произведения (методы и приемы активизации восприятия музыки с использованием иллюстративно-наглядного и литературного материала); прослушивание музыкального произведения и его анализ (средства музыкальной выразительности и их роль в создании образа, настроения); повторное прослушивание произведения | 2 |
Тема 8.7. Развитие певческих умений / вокально-хоровая работа | Содержание | 2 | |
1 | Пение как важнейшее средство развития музыкальных способностей детей. Влияние песен на эмоциональное и нравственное воспитание ребенка | 1 |
2 | Особенности строения голосового аппарата детей младшего школьного возраста. Особенности развития и охрана детского голоса | 2 |
Практические занятия | 4 | |
1 | Упражнения в хоровом пении. Пение a capella. Пение каноном |
Тема 8.8. Методика разучивания песни с детьми | Содержание | 2 |
1 | Выбор песенного репертуара в соответствии с особенностями строения голосового аппарата детей младшего школьного возраста и их певческого диапазона | 2 |
2 | Этапы разучивания песни: вступительная беседа, прослушивание песни и ее анализ (содержание, настроение, средства музыкальной выразительности), разучивание по фразам. Вокально-хоровые задачи – дикция, выразительность интонации, дыхание), исполнение первого куплета (работа над соответствием содержания характеру исполнения | 2 |
Тема 8.9. Методика ознакомления с музыкальными инструментами | Содержание | 2 | |
1 | Детские музыкальные инструменты. Виды детских музыкальных инструментов | 1 |
2 | Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах. Овладение навыками элементарного сольного и ансамблевого исполнительства. Использование детских инструментов в зависимости от характера и художественного образа музыкального произведения. Беседы о русских народных, старинных инструментах, инструментах симфонического оркестра и др. | 2 |
3 | Форма построения беседы, доступность и логичность материала, выбор музыкальных произведений, использование наглядности, ТСО, игровые формы закрепления понятийного аппарата (кроссворд, ребус, недостающие буквы в словах), музыкально-слухового опыта (музыкальная викторина), закрепление зрительной памяти (инструмент в иллюстрации) | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Игра на детских музыкальных инструментах |
Тема 8.10. Музыкально-ритмические движения | Содержание | 2 |
1 | Методика обучения музыкально-ритмическим движениям, простейшим элементам танцевальных движений | 2 |
2 | История развития танцевального и балетного искусства. П.И. Чайковский – реформатор балетного искусства. Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского | 1 |
3 | Беседы о балете (структура занятия, этапы, деятельность детей, требования к подбору музыкального материала, формы проверки и закрепления материала, ТСО) | 2 |
Тема 8.11. Анализ программ и учебников по музыке в начальных классах | Содержание | 4 | |
1 | Принципы программы «Музыка», разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского | 2 |
2 | «Музыкальное искусство» В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр | 1 |
3 | «Музыка». Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина | 1 |
4 | «Русский фольклор» Л.Л.Куприянова (факультативная программа) | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Разработка фрагмента урока по слушанию музыки; исполнение детских песен и танцев |
Тема 8.12. «Музыка, обряды и праздники моего народа» | Содержание | 3 | |
1 | «Разновидности русских народных песен» | 2 |
2 | «Рождество» | 2 |
3 | «Святки» | 2 |
4 | «Масленица. Встреча весны» | 2 |
5 | «Пасха» | 2 |
Практические занятия Составление фрагмента музыкального занятия; исполнение детских песен | 2 | |
Учебная практика «Наблюдение уроков и занятий» Виды работ | 6 |
– планирование и проведение наблюдений за осуществлением отдельных видов учебно-воспитательной работы в различных видах школ; – наблюдение и анализ уроков музыки; обсуждение отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции; – анализ уроков для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам; – наблюдение и анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста, особенностей межличностных отношений школьников; – применение на практике простейших диагностических методик для изучения психологических особенностей учащихся, с целью исследования явлений, накопления и систематизации информации, поиска и объяснения закономерностей; – выделение общей организации работы на уроке (распределение времени, логику перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся); – определение объёма учебного материала, выделение рациональных способов работы учителя, анализ поведения и эмоционального настроя учащихся на уроке; – определение системы работы учащихся на уроке (организованность и активность, методы и приёмы работы, отношение к учителю, учению, уроку, предмету; уровень усвоения знаний, умений; наличие умений творческого применения знаний; соответствие нагрузки возрастным особенностям учащихся); – выделение результатов урока и занятия (выполнение плана урока; меры реализации общеобразовательной, развивающей и воспитательной задач, уровни усвоения знаний и способы деятельности учащихся по усвоению знаний, общая оценка результата) | |
Производственная практика «Пробные уроки и занятия» Виды работ | 22 |
– определение цели и задач урока, планирование и проведение уроков по музыке с учётом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; – применение различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках по учебным предметам; – проведение диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учётом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся, интерпретация результатов; – осуществление отбора контрольно-измерительных материалов, педагогического контроля на уроках по всем учебным предметам, оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся, выставление отметок; – установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися; – осуществление работы с одарёнными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями; – осуществление коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении; – соблюдение техники безопасности на занятиях; – использование технических средств обучения (ТСО) в образовательном процессе; – наблюдение, анализ и самоанализ уроков, обсуждение уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; – осуществление самоанализа, самоконтроля при проведении уроков; – подбор и использование методической литературы (и др. источники информации), необходимой для подготовки к урокам; – осуществление исследовательской деятельности в рамках выпускной квалификационной работы; – ведение учебной документации | |
Примерная тематика домашних заданий К теме 8.1: 1. Проработка конспектов занятий, материалов учебника (по вопросам к параграфам, составленным преподавателем) 2. Самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану К теме 8.2: 1. Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем 2. Подготовка таблиц, схем, опорных конспектов 3. Слушание музыки по программе Д. Кабалевского К теме 8.3: 1. Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем 2. Написание рефератов и докладов 3. Самостоятельная работа с дополнительной литературой К теме 8.4: 1. Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем 2. Нетрадиционные задания обобщающего характера: составление теста по изученному материалу К теме 8.5: 1. Проработка конспектов занятий, материалов учебника (по вопросам к параграфам, составленным преподавателем) 2. Составление фрагмента урока музыки К теме 8.6: 1. Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем 2. Слушание и анализ музыкальных произведений 3. Подготовка таблиц, схем, опорных конспектов К теме 8.7: 1. Выделение в тексте основного и второстепенного материала 2. Чтение и анализ дополнительных литературных источников 3. Пение каноном. К теме 8.8: 1. Выбор песенного репертуара в соответствии с особенностями строения голосового аппарата детей младшего школьного возраста и их певческого диапазона 2. Чтение и анализ дополнительных литературных источников, периодической печати К теме 8.9: 1. Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем 2. Игра на детских музыкальных инструментах К теме 8.10: 1. Самостоятельная работа с дополнительной литературой 2. Написание рефератов и докладов К теме 8.11: 1. Проработка конспектов занятий, материалов учебника (по вопросам к параграфам, составленным преподавателем) 2. Выделение в тексте основного и второстепенного материала 3. Разработка фрагмента урока по слушанию музыки К теме 8.12: 1. Самостоятельная работа с методической литературой 2. Составление конспекта (фрагмента) музыкального занятия | |