СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональный стандарт педагога как нормативно-правовое обеспечение национальной системы учительского роста

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональный стандарт педагога как нормативно-правовое обеспечение национальной системы учительского роста»

«Профессиональный стандарт педагога как нормативно-правовое обеспечение национальной системы учительского роста».

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.


Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

• Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

• Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

• Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

• Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

• Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

• Работа с одаренными учащимися.

• Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

• Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

• Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

• Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Содержание профессионального стандарта педагога

Часть первая: обучение

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями.

Часть вторая: воспитательная работа

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

Каковы предварительные итоги работы над концепцией НСУР? Приняты ли какие-то официальные документы?


В настоящее время Минобрнауки России продолжает работу над проектом "дорожной карты" формирования НСУР. В частности, уточняется перечень нормативных правовых актов, в которые планируется внести изменения, ведь решение некоторых обсуждаемых задач относится к компетенции других ведомств. Остаётся открытым и вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части регулирования проведения аттестации. Итоговую версию "дорожной карты" (в случае её согласования заинтересованными сторонами) планируется утвердить распоряжением Правительства Российской Федерации.

Сколько ведущих и старших учителей (если таковые должности появятся) будут работать в каждой школе?

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации. Следовательно, в каждой конкретной школе может быть разное количество соответствующих штатных единиц. При этом на федеральном уровне могут быть разработаны рекомендации по установлению штатной численности старших и ведущих учителей. Однако, если требование об их наличии не будет закреплено во ФГОСах общего образования в качестве кадрового условия их реализации, то в отдельно взятой школе таких должностей может не оказаться вовсе, и это не будет являться нарушением.

Каковы будут требования к лицам, претендующим на новые должности?

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

На сегодняшний день квалификационные требования к лицам, претендующим на должности старших и ведущих учителей, остаются предметом острой профессиональной дискуссии.

Какие должностные обязанности предполагается возложить на ведущих и старших учителей?

В процессе разработки концепции НСУР представителями Минобрнауки России и привлечёнными им экспертами высказывались самые разные предложения на этот счёт. Последняя версия, представленная в рамках "модели дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников", предполагает, что трудовая функция старших учителей будет включать проектирование образовательной программы, а ведущих учителей – также координацию профессиональной деятельности учителей и старших учителей. Как видно из замечаний, опубликованных учителями на Интернет-сайте, где проходит обсуждение, предложенный вариант содержит, по их мнению, риски фактического распространения на старших и ведущих учителей функционала администрации школы и роста бюрократической отчётности.

сейчас

предполагается

Профессиональный стандарт учителя

Должность:

Учитель

Категории:

Высшая

Первая

соответствие

Ведущий учитель


Высшая категория

Первая категория

соответствие

Обобщенная трудовая функция:

Управление проектированием и реализацией образовательных программ


Старший учитель


Высшая категория

Первая категория

соответствие

Обобщенная трудовая функция:

Проектирование и реализация образовательных программ


Учитель

Высшая категория

Первая категория

соответствие

Обобщенная трудовая функция:

Реализация образовательных программ



Стоит отметить, что на основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. При этом их разработка осуществляется не произвольно, а на основе квалификационных характеристик соответствующих должностей, установленных Единым квалификационным справочником. Между тем, вопрос о внесении изменений в ЕКС (в случае установления новых должностей) почему-то не вынесен на повестку обсуждения.

С 1 сентября 2019г. профстандарт "Педагог" также может применяться работодателями при заключении трудовых договоров и разработке должностных инструкций. Однако согласно ТК РФ обязательными для применения профессиональные стандарты являются лишь в части требований к квалификации.

Будет ли "аудиторная" нагрузка старших и ведущих учителей ниже, чем у обычных учителей?

Такой вопрос действительно стоит на повестке обсуждения, и ответ на него (в случае установления новых должностей) должен быть дан в проекте внесения изменений в приказ Минобрнауки России "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников […]", который подлежит согласованию с Общероссийским Профсоюзом образования. Объективная сложность сугубо административного решения вопроса об установлении старшим и ведущим учителям сокращённой (по сравнению с учителями) нормы часов – к примеру, 9 или иного количества часов в неделю – связано с действующими требованиями о проведении непосредственной педагогической работы с детьми в объёме не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

На сколько в денежном выражении будут отличаться зарплаты ведущего учителя, старшего учителя и "обычного" учителя?

Как известно, большинство учителей работают в муниципальных учреждениях. В свою очередь, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.

Между тем, Профсоюз настаивает на включение в проект "дорожной карты" формирования НСУР такого мероприятия, как разработка на федеральном уровне рекомендаций по оплате труда учителей, старших учителей и ведущих учителей, направленных на существенное увеличение размеров оплаты труда соответствующих категорий педагогических работников по мере роста их профессионального уровня.

Профессиональный стандарт- характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!