Профилактическое занятие педагога-психолога для родителей
с элементами тренинговых упражнений на тему:
«Психологический стресс: симптомы, пути преодоления»
Подготовила:
педагог-психолог МБОУ «Марьяновская школа»
Щербакова Татьяна Владимировна
Цель – сохранить и укрепить психофизиологическое здоровье родителей
Задачи:
1.Научить определять родителей предстрессовое состояние. Познакомить участников с понятием «стресс», влиянием стресса на организм и психику человека.
2.Познакомить с различной техникой преодоления стресса, помочь овладеть навыками их применения. Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.
Оборудование: мультимедийный проектор, подборка музыки, мягкая игрушка «ежик», раздаточный материал для индивидуальной работы – рисунок открытого чемоданчика.
Ход тренингового занятия
1.Настрой на работу.
«ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»
Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю».
Психологическая разминка «Счет»
Один из участников называет любую цифру от 1 до того числа, сколько членов в группе присутствует на данном занятии, включая руководителя. В группе каждый раз должно быстро встать без всякой предварительной договоренности ровно столько человек, какое число было названо. Так повторяется несколько раз, пока, наконец, названная цифра и число встающих не совпадут.
2.Вводная беседа.
- Мы живем в напряженное время. Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому сегодня мы и поговорим с вами о том, что означает понятие «стресс».
- По кругу, передавая мягкую игрушку «ежик», называете ситуации, которые лично для вас являются стрессовыми .
Вы назвали большое количество стрессовых ситуаций. Обратите внимание на то, что среди них есть такие, которые почти все назвали в качестве стрессовых, а есть те, которые только лично для кого – то могут являться стрессом. Каждый имеет некое свое представление о том, что такое стресс.
3.Упражнение №1. «Пакет». Психолог делает из бумаги пакет. Участники мысленно кладут в пакет самое «дорогое». Через некоторое время пакет сминается психологом резко и грубо (демонстрация разрушения). Беседа об ощущениях, чувствах участников упражнения.
Что такое стресс? (ответы участников)
ИТОГ: Это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование
Это напряжение…
Это приправа для жизни…
Признаки стресса
(Перечень совместный с родителями)
• Физиологические:
*бессонница
*головные боли
*учащённое сердцебиение
*боль в спине, желудке и т. п.
*рассеянность
*расстройство памяти
*тревожность
*беспричинные страхи
*плаксивость
*раздражительность и беспокойство
они ведут к:
потеря уверенности в себе, соматическим (физическим) заболеваниям, психическому расстройству, лекарственной зависимости.
За время, прожитое в группе, мы попытаемся скорректировать, частично восстановить, укрепить наше психофизиологическое здоровье.
• Научимся использовать приемы саморегуляции, релаксации и другие способы снятия эмоционального напряжения, особенно, в сложных жизненных ситуациях.
4. Упражнение «Антистрессовый чемоданчик»
- У нас впереди долгая жизнь, чтобы прожить ее счастливо каждый из вас сейчас соберет «антистрессовый чемоданчик» в дорогу.
- У каждого из вас рисунок открытого чемоданчика. Сейчас мы будем с вами рассматривать разные способы снятия стресса, а вы будете записывать на своем чемодане те способы, которые вас заинтересовали. В конце занятия у вас получиться антистрессовый чемоданчик, который поможет вам выходить из разных отрицательных ситуаций.
- Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс? (каждый раз вызывается один из участников тренинга и показывается способ снятия стрессовой ситуации) Итак, если у вас имеются признаки стресса, рекомендуется:
Способы преодоления стресса
- кушать на завтрак йогурт с пробиотиком, киви и антистрессовый салат;
- жевать жевательную жвачку;
-уходить от стрессовых ситуаций, а не стараться вступать в конфликт, как с самим собой, и так и со стрессовой ситуацией;
- разгрузочный день;
- не запускать ситуацию. Если возможно, устранить травмирующую вас ситуацию, если невозможно – изменить к ней отношение. Найти в себе силы самостоятельно, с помощью приемов саморегуляции и аутотренинга, либо обратиться за помощью к врачевателям человеческих душ – психологам, а лучше-к священнослужителям, чтобы воистину разобраться как жить в гармонии с миром и самим собой.
- использование физических упражнений на тему: «Гармонизация нервной системы»( показ фильма)
По желанию участники знакомят друг друга с содержимым своего «Антистрессового чемоданчика»
7.Рефлексия.
- Сегодня на занятии вы собрали «Антистрессовый чемоданчик», его задача помочь вам преодолеть стресс. Вам может помочь доктор – время, но вы можете помочь себе и сами и тогда вам пригодятся «Правила поведения в стрессе». «Эффективные средства борьбы со стрессом» (памятки раздается всем желающим).
Нужно помнить, что существует много способов снятия стресса, например, физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и др. В тяжелых случаях психотерапевтами назначается медикаментозная терапия ноотропными препаратами, транквилизаторами, снотворными и прочими медикаментами. Нужно отметить, что применение многих из них небезопасно: имеется риск привыкания, синдрома отмены, и других побочных реакций. Поэтому никогда не следует заниматься самолечением. На самом деле, существует много способов расслабиться и отдохнуть: будь - то прогулки, чтение, занятия музыкой, живописью, рукоделием, спортом, йогой, плаванием, рыбалкой, земледелием (садоводством, цветоводством) и пр. Помогает общение с друзьями, с природой и многие другие полезные для здоровья занятия. Особо следует предостеречь от попыток «запить» стресс. Регулярные и частые алкогольные эксцессы с целью снятия стресса – прямой путь к формированию психологической зависимости. Не идите по этому пути! Воспользуйтесь нашими рекомендациями, берегите себя и своих близких. Будьте здоровы! - А завершаем нашу беседу стихотворением Ю. Мерзлякова
Учитесь управлять собой
Во всём ищите добрые начала
И, споря с трудною судьбой
Умейте начинать сначала
Споткнувшись, самому вставать
В самом себе искать опору,
При быстром продвиженье в гору,
Друзей в пути не растерять....
Не злобствуйте, не исходите ядом
Не радуйтесь чужой беде
Ищите лишь добро везде
Не умирайте пока живы!
Поверьте, беды все уйдут
И завтра будет день счастливым!!!
Литература.
1.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности/ отв. Редактор А.А. Крылов. – М, 1980.
2.Плахотникова И.В., Моросанова В. И. Развитие личностной саморегуляции: Методическое пособие. – М.: Вербум – М, 2004.
4.Рутман Э.М. Как преодолеть стресс. – М.: ТОО «ТП», В. Секачев, 1998 г.
5.Самоукина Н. В. Экстремальная психология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. 2000 Г.