Тренинговое занятие
по «Профилактике алкоголизма в ученической среде».
цели:
предотвращение употребления алкоголя;
развитие навыков принятия решения, способности делать самостоятельный выбор в преодолении жизненных проблем, оценки социальной ситуации и принятии ответственности за собственное поведение в ней;
- создание мотивации к здоровому жизненному стилю;
- развитие уверенности в себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития;
- умение ставить перед собой цели и достигать их;
Оснащение: раздаточные листы, упражнения, простые карандаши, мел, доска
Ход занятия:
Слово ведущего: Основа уважения человека к самому себе, признание со стороны других, залог его удач и побед, его достойной судьбы, достойного места среди людей, уверенность в себе.
Уверенному в себе уступают дорогу. Ему верят, за ним идут. Сегодня мы поговорим об уверенности в себе. Вы готовы к такому разговору?
Какими же качествами должен обладать уверенный в себе человек? (учащиеся называют эти качества). Подведем итоги сказанному.
Уверенный в себе человек- это человек обладающий чувством собственного достоинства - верит в собственную ценность и способности, он требователен к себе, у него правильное отношение к успехам и неудачам.
Объективная самооценка и самоуважение свойственны уверенному в себе человеку. Самоуважение и самооценка - вовсе не то, что самовлюбленность, тщеславие, самоуверенность или высокомерие. Часто люди, не обладающие настоящим чувством собственного достоинства, пытаются «доказать» другим, что ничуть не хуже, и поэтому ведут себя намеренно вызывающе, из-за чего их легко счесть самоуверенными и высокомерными. Если же вы хорошего мнения о себе, вам не нужно «самоутверждаться» перед другими. Вот тот, кто вы есть, вы принимаете себя таким.
Упражнение № 1
Цель: развитие навыков принятия решения, способности делать самостоятельный выбор в преодолении жизненных проблем, оценки социальной ситуации и принятии ответственности за собственное поведение в ней.
Каждому участнику раздаются листы бумаги, на которых вразнобой написаны 20 качеств свойственных людям с высокой и низкой самооценкой. Вот перечень этих качеств:
Уверены в глубине души, что не много стоят;
Делают ошибки и учатся на них;
Спокойно воспринимают комплименты;
Склонны к саморазрушительному поведению, например, к употреблению наркотиков, алкоголя;
Заботятся о своем физическом и эмоциональном здоровье;
Бывают либо болтливы и высокомерны, либо унижены и робки;
Либо не принимают критику, либо приходят от нее в отчаяние;
Воспринимают критику, как возможный путь роста;
Или пытаются командовать другими, или позволяют вить из себя веревки;
Уверены в глубине души, что они обладают достаточной ценностью;
Не умеют принимать комплименты;
Бояться совершать ошибки;
Принимают свой физический облик таким, какой он есть, даже если он не совершенен;
Постоянно мечтают о физическом совершенстве;
Исследуют новые возможности и интересы, используя их как возможность для роста;
В общении с другими, прежде всего заботятся о производимом впечатлении;
С уважением относятся к себе и другим;
Непосредственны в общении с другими;
Ограничиваются интересами и поступками, которые хорошо известны и безопасны;
Пребывают в гармонии с собой и не чувствуют превосходства над другими людьми;
Затем участники делятся на две группы. При помощи «мозгового штурма» одна группа отмечает качества свойственные людям с высокой самооценкой, а другая – людям с низкой самооценкой.
Один из участников группы зачитывает эти качества. Если учащиеся совершают ошибку, то это качество анализируется всеми участниками.
В конце упражнения учащимся предлагается еще раз просмотреть список качеств и отметить, какие из них свойственны каждому из участников.
Рефлексия:
Какие черты легче найти в себе?
Позитивные или негативные?
Почему?
Упражнение № 2 Цель: развитие уверенности в себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития.
Учащимся предлагается объяснить смысл поговорки «Дурань думкам рад» (глупец тешит себя несбыточными мечтами и фантазиями, не ударяя пальцем о палец, чтобы реализовать свои мечты).
Что означают пословицы: «Под лежачий камень вода не течет», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Не хвались на рать едучи, а хвались с рати едучи», «Терпение и труд все перетрут?».
Упражнение № 3 « Бегун и беглец»
Цель: умение ставить перед собой цели и достигать их.
Ведущий говорит о том, что все мы бежим « к чему-то», к финишу. У одного есть цель, он к ней стремиться, а другой бежит «от» чего-то, ни к чему.
Беглец, на первый взгляд свободен, но у него нет ничего в перспективе; так становятся алкоголиками, наркоманами.
Забег начинается с детства, но в какую сторону?
На доске изображается дистанция.
Бегун Беглец
счастье страдание
«К» «ОТ»
Учащимся предлагается вспомнить ситуации и проанализировать с позиции «Бегуна» и « беглеца».
Например: Я хочу научиться …
Я займусь …
Я сбегу с урока, чтобы…
Я не пойду отвечать к доске потому, что …
Рефлексия.
Какие качества характера развиты у «бегуна» и отсутствуют « у беглеца?»
Каково отношение участников к тем и другим ?
Есть ли планы на будущее?
Упражнение №4 «Печатная машинка» Цель: создание мотивации к коллективному стилю взаимодействия.
Ведущий называет словосочетание «уверенность в себе». Все вместе считают, сколько букв, не учитывая повторяющиеся, необходимо для составления данного словосочетания. Далее выбирают участников, отвечающих за определенную букву данного слово - сочетания. Затем, в зависимости от последовательности, учащиеся начинают хлопать в ладоши. Например, сначала хлопает учащийся отвечающий за букву «у», далее за «в» и т.п.
Традиционное прощание.
Литература:
1. Бойко, А.А. Социально-психологические аспекты профилактики асоциального поведения учащихся /
А.А.Бойко// Адукацыя і выхаванне.1995. №10.
2. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Коррекция. / В.Т.Кондрашенко, С.А.Игумнов. Минск, 2004.
3. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми / А.И.Кочетов, Н.Н. Верницкая. М., 1986.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях / Минск: Нац.центр правовой информации Республики Беларусь, 2007.
5. Шкуратов, Ю.И. Проблемы и пути профилактики пьянства и алкоголизма среди учащихся учреждений профессионального образования: пособие для пед. работников и родителей / Ю.И. Шкуратов. Минск, 2003.
8