СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика асоциального поведения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика асоциального поведения»

МАОУ «Прииртышская СОШ»












Исследовательская работа на тему:

«Асоциального поведения детей подросткового возраста»






Выполнила ученицы 10 класса:

Щелканова Кристина,

Иванина Анна,

Баранцова Валентина

Руководитель: Степанова Наталья Леонидовна
















п. Прииртышский, 2021г.

Содержание

Введение 3

Проблема асоциального поведения 4

Виды асоциального поведения 5

Причины появления у детей асоциального поведения 6

Коррекция асоциального поведения 9

Заключение 12































Введение

На современном этапе, проблема здоровья подрастающего поколения является одной из самых актуальных для современного общества. Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

Цель работы: Повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, формирование адекватной самооценки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

1. Помочь учащемся стать более социально-адаптированными.

2. Совершенствовать коммуникативные умения, навыки, обогащать поведенческий репертуар детей.

3. Научить формировать адекватную самооценку, повышать ответственность подростка за свои поступки, вырабатывать позитивные жизненные цели и развивать мотивацию к их достижению.

Гипотеза: При создании комфортной и безопасной среды общения подростков, повышается самооценка и самосознание, улучшается уровень общения между ними, повышается уровень учебной мотивации.

Объект исследования – учащиеся Прииртышской средней школы.

Предмет исследования – Изучение асоциального поведения детей подросткового возраста в школьной среде.




Проблема асоциального поведения

Проблема асоциального поведения подростков и молодежи была и остается острейшей проблемой современного российского общества и государства. В последнее время статистические данные фиксируют стабильный рост показателей молодежи, привлекаемой к ответственности, что свидетельствует о криминализации молодежной среды. По сравнению с 30-ми годами ХХ века, количество асоциальной молодежи в России выросло более чем в три раза. Именно эта, все увеличивающаяся социальная дезадаптация в среде молодежи приводит к росту таких явлений, как наркомания, алкоголизм, сектантство.

Поведение человека – это его образ жизни, его действия по отношению к обществу, людям, с точки зрения нравственности и права. Аксиоматично считается, что все поведение социально обусловлено, все оно социально, но может быть и асоциальным. Асоциальным считают поведение, нарушающее социальные нормы, такие как: уголовные, административные, семейные. Асоциальное поведение неприемлемо для отдельных лиц и общества в целом, так как противоречит основам жизнедеятельности человека, его деятельности, обычаям, традициям, нормам морали. Ближе всего к понятию «асоциальное поведение» находится термин «отклоняющееся». «Отклоняющимся» признается ненормативное поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Асоциальное поведение является разновидностью агрессивного поведения, которое выражается в деструктивных действиях с конечной целью – нанесение вреда человеку. Агрессия в людях выражается физически или вербально, активно или пассивно, прямо или косвенно. Молодежь, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, называют трудной, трудновоспитуемой, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. Наша школа не является исключением. У нас есть ребята, страдающие асоциальным поведением. У них оно проявляется в агрессии, отклонении от учёбы, демонстративном поведении, в антиобщественных действиях сексуального характера, в побегах из дома, употреблении алкоголя и наркотиков.

Виды асоциального поведения

Давайте рассмотрим виды асоциального поведения:

  • Неодобряемое – эпизодическое озорство и шалости.

  • Порицаемое – вызывает систематическое осуждение со стороны взрослых.

  • Девиантное – аморальные и безнравственные поступки.

  • Аддиктивное – поступки, совершаемые под действием алкоголя и наркотиков.

  • Делинквентное – предпреступное, административно-деликатное.

  • Преступное – противоправное, нарушение предписаний законодательства.

Объяснить асоциальное поведение молодежи могут теории, основанные на достижениях различных дисциплин. Психопатологическая модель развития Мофитт выделяет два типа асоциальной молодежи: с постоянным образом жизни и ограниченным образом жизни. Человек с ограниченным образом жизни в детстве ведет себя нормально, но склонен к преступлениям типа вандализма, дромомании. Молодые люди с постоянным образом жизни с детства отличаются нарушением поведения, а в подростковом возрасте принимают участие в более тяжких преступлениях. Модель общественного здоровья подчеркивает влияние среды и других внешних факторов. Приоритетом данной модели являются превентивные стратегии, а насилие рассматривается как подлежащее систематическому, обоснованному с точки зрения науки, непрерывному вмешательству. Третья модель исследует асоциальное поведение человека внутри и вне семьи. Согласно этой теории, грубое, пренебрежительное обращение с ребенком, насилие в детстве, оскорбления и насилие в подростковом возрасте, все это делает человека, в конечном счете, асоциальным и ведет к жестоким преступлениям, правонарушениям, суициду или преждевременной смерти. Тем не менее ни одна из этих теорий не дает полного объяснения возникновения асоциального поведения.

Существует несколько клинических признаков асоциального поведения, которые необходимо уметь распознавать и принять необходимые меры по их коррекции. Наиболее часто с агрессивным поведением у подростков связана такая патология, как задержка умственного развития, умеренно тяжелые речевые нарушения, психические нарушения (дефицит внимания, гиперактивность, депрессия, тревога, аномалии характера). Нарушение поведения и оппозиционное вызывающее поведение являются психиатрическими диагнозами, вызванными асоциальным поведением. Эти диагнозы характеризуются дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной склонностью к преступности, злоупотреблением психоактивными препаратами, криминальным поведением.

Причины появления у детей асоциального поведения

Причины асоциального поведения молодежи просматриваются в особенностях взаимосвязи человека с окружающей средой, социальной средой, самим собой и являются результатом отдельных обстоятельств рождения и социализации человека. Предлагаем рассмотреть более подробно причины появления у детей асоциального поведения.

Биологические- Префронтальная кора головного мозга, ответственная за когнитивный контроль, только начинает развиваться. Поэтому при принятии решений мозг задействует лимбическую систему, ответственную за сферу эмоций. Поступки подростка кажутся взрослым нелогичными. В действительности маленький человек еще просто не в состоянии контролировать эмоциональные перепады и потребность в сильных ощущениях.

Социальные – влияние СМИ и гендерных норм, психологический климат в семье и роль в среде сверстников. Жестокие методы воспитания, сексуальное насилие, дискриминация и социальная изоляция, издевательства и социально-экономические проблемы повышают риски асоциального поведения. Группы риска – сироты, члены меньшинств, подростки, рано ставшие родителями или вступившие в брак, в том числе принудительно.

Педагогические – воспитательная стратегия родителей и педагогов (например, гипоопека или гиперопека).

Психологические – сидром дефицита внимания и гиперреактивности, неврологические и соматоформные расстройства, расстройства аутического спектра, умственная отсталость.

Сегодня в Российском государстве происходят серьезные перемены, которые ведут к перестройке психологии человека (особенно молодого), его взглядов, привычек, убеждений, нравственных ценностей и социальных ролей. Не все из них могут адаптироваться к этим переменам и преобразованиям в их жизни. Молодежь является стратой населения, наиболее чувствительной к социальным и психологическим стрессам. Именно среди молодежи наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой людей. Именно в этой группе кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений и преступности. Согласно данным современной статистики по стране асоциальное поведение молодежи растет в геометрической прогрессии. За последние пять лет наибольшее распространение получили возросшие проблемы: алкоголизма – 20%, наркомании – 90–100%, сексуальные отношения (гомосексуализм) – 15%, дромомания –50%, преступное (уголовно наказуемое) поведение молодежи –50%.

Исходя из данных статистики, можно сделать вывод, что основной задачей решения проблемы асоциального поведения молодежи становятся превентивные меры по предупреждению отклонений в поведении, профилактика и психологопедагогическая коррекция (при необходимости).

























Коррекция асоциального поведения

Девиантное поведение подростка требует незамедлительного реагирования. Схема коррекции включает:

  • диагностику и оценку потребностей;

  • оказание экспертной психологической помощи;

  • клиническое ведение с помощью немедикаментозных методик (медикаментозные показаны строго пациентам с подтвержденным психоневрологическим диагнозом);

  • реабилитацию.

Рекомендуемые профилактические мероприятия в учебных заведениях:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают: потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России; потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья; готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы. Создавать волонтерские группы, участвующие в этой работе.

В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:

– беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;

– беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

– встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

– «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.

6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.

Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.





















Заключение

Так как подросткам, кроме знаний законов, важно осознать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личной значимостью, мы считаем, что необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор, может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей. Заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.






















Список литературы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Т.Т. Бязрова. Социальная норма и социальные отклонения в поведении несовершеннолетних // Актуальные вопросы современной науки, 2010.

  3. А.И. Папкин. Девиантное поведение и психологические пути его профилактики // Вестник РУДН, Сер. «Психология и педагогика», 2007, №2, с.6-13.

  4. Е.А. Петренко. Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних // Педагогическая наука и практика, 2017, №2(16), с.128-134.

  5. . Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. – М.: Редакционноиздательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 236 с.

  6. «Асоциальное поведение молодежи: факторы, причины, методы профилактики и коррекции» О.С. Амосова



















13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!